Меню

Парк победы тропа здоровья

Прогулки на свежем воздухе: путеводитель по обновленной тропе Кузнецова

13 октября 2016 19:05

Как приятно прогуляться по лесу или парку в ясный октябрьский день… Под ногами шуршит желто-красная листва деревьев, свежий осенний воздух наполняет легкие, чуть поодаль с ветки на ветку прыгают белки и слышится стук дятла.

Такую умиротворяющую картину могли наблюдать все любители лесных прогулок, которые пришли в екатеринбургский парк Победы (улица Кировградская, 101). В нем после реконструкции вновь стала доступной экологическая тропа имени Николая Кузнецова.

Открытие тропы состоялось в июле 1986 года к 75-летию легендарного разведчика. Инициаторами присвоения имени выступили организаторы уралмашевского турклуба. С годами дорога постепенно пришла в запустение, и ей потребовалось обновление. В 2016 году было принято решение о реконструкции любимого горожанами маршрута. Масштабная работа еще впереди, но уже открылся первый участок протяженностью 2,3 километра.

«Основание тропы укреплено песчано-щебеночной смесью, закреплены бортовые доски. В местах водотоков выполнено 133 мостовых перехода (своеобразных настила)», — подчеркнул представитель компании — генерального подрядчика, занимающейся восстановлением экологической тропы, Николай Кладов.

Помимо этого, на тропе Кузнецова появились 5 спортивных площадок и 5 беседок, где будет приятно отдохнуть после продолжительной прогулки. Не забыли и об урнах и информационных щитах. Так что заблудиться довольно сложно.

После торжественной церемонии открытия участка реконструированной тропы, на маршруте встретились любители здорового образа жизни, которые оценили все преимущества обновленного объекта.

Для пенсионерки Валентины Ахматчиной, которой уже восьмой десяток лет, выходить на тропу имени Кузнецова — многолетняя традиция. «Занимаюсь здесь ходьбой каждый день — восстанавливаю свое здоровье. По молодости работала, не жалея себя, — рассказала она. — Тропа, конечно, намного лучше стала: сейчас я спокойно за 2-2,5 часа прохожу по 15 километров: 5 — в одну сторону, 5 — в другую, плюс 2,5 километра туда и обратно от дома до парка (живу я рядом, на Уралмаше). Заряд бодрости по утрам получаю на целый день!»

Раздолье на тропе и для любителей домашних питомцев — можно погулять с собаками. Геннадий Киселев живет в частном секторе недалеко от тропы Кузнецова. Мужчина каждый день ездит по ней на велосипеде или прогуливается со своими любимцами — вальяжным Яшей и молоденькой вертлявой Дуськой.

В 2017 году планируется обустроить еще 2,7 километра тропы Кузнецова. А в последующие годы и весь маршрут (22 километра).

Начинать маршрут можно от танка Т-34 около парка Победы. У входа в парк тропа пересекает танковую дорогу, на которой проходила обкатка выпущенных на Уралмашзаводе танков, после чего их отправляли на фронт. По всей территории парка дорога имеет обновленную маркировку в виде звезды.

Вскоре тропа подходит к железной дороге, соединяющей завод «Уралмаш» и поселок Красное. В Красном был полигон, на котором испытывалась производившаяся на заводе военная техника. По другую сторону от железной дороги — озеро Шувакиш.

Некоторое время маршрут проходит параллельно железнодорожным путям, затем через арку под железнодорожной магистралью переходит на другую сторону.

Во время прогулки близ тропы встречается немало огромных старых сосен, которым несколько столетий. Далее дорога удаляется на запад, выходит на просеку ЛЭП и, пересекая ее, удаляется в лес, где совпадает уже с лесной просекой.

Через 2,5 километра тропа пересекает уже другую железную дорогу, которая соединяет станцию Шувакиш с Верхней Пышмой. Она используется лишь для грузоперевозок.

За железной дорогой слева расположена небольшая каменная беседка с мемориальным знаком, установленная в 2004 году на месте Шувакишского железоделательного завода — одного из первых заводов в Екатеринбургском округе.

Далее тропу пересекает ручей Шувакишский исток. Он вытекает из озера Шувакиш и впадает ниже в верховья реки Пышмы. На ручье, справа от тропы, расположен обустроенный Пышминский родник.

Наконец тропа пересекает Екатеринбургскую кольцевую автодорогу и, проходя через станцию Гать и Чертово Городище, заканчивается на станции Исеть.

Текст подготовил Александр Осокин («Вечерний Екатеринбург»), фото Алины Шешени

Источник

Екатеринбург: Образцовая тропа здоровья для всего СССР до реконструкции и после

Сегодня мы Вам покажем и расскажем о знаменитой Тропе здоровья в Шарташском лесопарке.

Перед этим мы видели разрисованые карьеры с бывшим названием «Индейская деревня» . Ранее мы изучали Козий остров в Жулановском болоте, до этого мы внимательно посмотрели могилы на Покровском кладбище (см. обзор и заметки о некрополе — 1 , 2 , 3 ). Перед тем, как попасть к некрополю, мы посмотрели на Калиновские п оля и болота , заглянули на старинную электростанцию в пос. Калиновском и посмотрели на заброшенный санаторий на берегу озера Шарташ.

Напомним, что в 1983 г. по инициативе Л. Кузьмина была проложена суворовцами, студентами УПИ и жителями МЖК ЖБИ освещенная лыжная трасса в лесопарке на основе тропы здоровья со спортивными станциями. Освещённая лыжная трасса, по воспоминаниям местных жителей, работала всего две зимы, до 1985 года.

Эта тропа здоровья была сдана осенью 1983 года. При сдаче тропы здоровья, по словам Л. Кузьмина, был организован масс-старт, где собрались все строители тропы здоровья — жители МЖК ЖБИ, студенты УПИ, суворовцы и другие. На открытие тропы здоровья приезжал известный советский спортивный корреспондент М. Азерный. Вот как об этом рапортует 8 декабря 1983 года газета УПИ:

«Ее построили в Шарташском лесопарке. Это— целый спортивно — оздоровительный комплекс для занятий физической культурой. Строители (а строили «Тропу» 38 предприятий Кировского района и молодежно — жилищный комплекс) сделали здесь не только освещенную лыжную трассу (ее длина 3,3 км), которая летом превращается в беговую дорожку, но и восемь снарядных станций: шведские стенки, турники, штанги на опорах. Пока, к сожалению, здесь немноголюдно. Может быть, студенты УПИ не знают о существовании этой тропы? Тогда приглашаем на нее всех, кто хочет укрепить свое здоровье» [1].

Читайте также:  Рацион меню для здоровья

В 1986 году лыжная трасса была официально принята в эксплуатацию вместе с построенным в декабре 1984 г. Физкультурно-оздоровительным комплексом:

«Только перечислим, что сделано в комплексе за последний год. Сдан в эксплуатацию детский комбинат на 320 мест с бассейном, заселен 186 квартирный дом с Домом культуры, сдан госкомиссии 128-квартирный жилой дом с физкультурнооздоровительным комплексом; принята к эксплуатации освещенная лыжная трасса и «тропа здоровья», построена «полоса препятствий», закончен цокольный этаж нового жилого дома, определен заказчик и открыто финансирование культур но спортивного комплекса на 1986 год» [2].

Тропа здоровья МЖК считалась образцовой для всего СССР. Вот как об этом написано в заметке про лечебную физическую культуру.

«К формам работы по лечебной физкультуре смело стоит отнести появление у водоемов, в городских парках культуры и отдыха специальных «Троп Здоровья». Образцовой для всей страны смело можно считать «Тропу Здоровья», сооруженную в Шарташском лесопарке города Свердловска, руководителями молодежного жилищного кооператива (МЖК). Кооператив, строящий жилье не остановился на этом, следом за «Тропой Здоровья» в жилищном массиве, для самых маленьких граждан, в своей поликлинике построили небольшой плавательный бассейн для новорожденных (первый в области), пользующийся и сейчас огромной любовью молодых мам. Но и этого оказалось для поддержания здоровья маленьких жителей молодежного городка недостаточно. Появляются комнаты здоровья для ребят, которые проходят в них после пребывания в детском саду, когда их родители заняты на производстве или строительства для себя жилья « [3] .

Такая разница по времени, по словам Л.А. Кузьмина, объяснялась тем, что построенный в 1984 г. ФОК числился как библиотека, но вскоре ФОК удалось юридически переформатировать в спортивное учреждение.

У каждой станции стоял небольшой стенд с рисунками А. Макарова, где было изображено упражнение. К сожалению, стенды до нас не дошли — их спилили недобросовестные отдыхающие на металлолом.

Л. Кузьмин вспоминает: «Получилось экономично и экологично. Но главное — круглогодично. По велодорожке вы можете кататься 4-5 месяцев в году, но что вы будете делать с ней зимой? В нашем же случае: лыжи взял — и пошел. Занятия, подобные тем, что в свое время проводились на «Тропе здоровья» для студентов и спортсменов, уже успели войти в моду. Советская система ПВЦ-170 (режим работы спортсмена, при котором пульс стабильно удерживается на отметке 170 ударов в минуту) легла в основу тренингов по кроссфиту» [4].

Посмотрим на тропу здоровья до реконструкции и после.

У входа со стороны Высоцкого близ ФОКа есть ещё шведская стенка и турники потолще, на них регулярно занимаются спортсмены и физкультурники.

Источник

Парк победы тропа здоровья

Тропа начинается с главного входа в парк Победы. В начале стоит небольшая стела, на которой изображена исторически первоначальная нитка маршрута. Открыли тропу более тридцати лет назад. Тогда она тянулась на 25км, до скал Чертово Городище и ст. Исеть.

2. Схема изначальной тропы Кузнецова.

3. Разметка тропы

Тропа обозначена метками на деревьях – желтого либо красного цвета. Есть беседки, турники, информационные стенды и указатели. По пути мне повстречалось даже небольшое кладбище домашних животных, нелегальное.

Через пару километров я вышел на туннель под железной дорогой. Эта железная дорога сейчас почти не используется. Предположительно до 2008 года по ней ходила местная электричка от УЗТМ до поселка Красное. Если сойти с тропы и пройти по железке полкилометра направо, то увидим полуразрушенную станцию Садовая.

После железной дороги я вышел на ЛЭП и далее правее в глубину леса на просеку. Тропа здесь становится обычной лесной дорогой. И тянется почти по прямой до финишной поляны.

4. Иногда встречаются и такие стрелочные указатели.

5.

6.

7. Тоннель, он же водопропуск. Проход вроде как запрещен, но все равно по нему ходят.

8. После железной дороги тропа становится похожа на обычную лесную дорогу. И чтобы никуда не свернуть, нужно смотреть на метки.

Через 5 километров пути я вышел на поляну с необычной красной каменной беседкой. Как оказалось, это памятник 300-летия Шувакишскому железноделательному заводу. В стороне от него находится Пышминский родник.

Рядом проходит ЕКАД. Здесь маршрут, отмеченный на карте, заканчивается. Впрочем, думаю, можно пройти по тропе и далее вплоть до скал Чертово Городище, но вопрос, сохранилась ли разметка?

9. Памятник Шувакишскому железноделательному заводу.

10. Пышминский родник и речка Шувакиш.

11.

12.

Обратно вернулся по той же дороге. Таким образом длина пути составила 11км. По времени чуть больше двух часов. На этом все. Берегите природу.

Источник

Экологическая тропа Кузнецова

В июле 2011 года исполнится ровно сто лет со дня рождения знаменитого уральского разведчика Николая Ивановича Кузнецова. В Свердловской области этому событию будет посвящено немало событий.

В июле 2011 года исполнится ровно сто лет со дня рождения знаменитого уральского разведчика Николая Ивановича Кузнецова. В Свердловской области этому событию будет посвящено немало событий.

Кузнецов родился 27 июля 1911 года в деревне Зырянке (ныне Талицкий район Свердловской области). Изначально родители дали мальчику имя Никанор. Позже Кузнецов заменил его более привычным именем Николай. Кузнецов сам ощутил карательную систему советского режима (был судим, находился под арестом, исключен из комсомола), но благодаря своим незаурядным способностям (в частности, отличному знанию немецкого языка, наблюдательности и др.) он сам смог попасть в структуру НКВД.

Читайте также:  Ярмарка вакансий для людей с ограниченными возможностями здоровья

С 1938 года Кузнецов занимается шпионской деятельностью среди немецких дипломатов. В НКВД ему выдали паспорт на имя немца Рудольфа Шмидта. С началом Великой Отечественной войны после тщательной подготовки Кузнецова внедрили в среду немецких офицеров. Он был известен под именем Пауля Зиберта. Действовал он на территории города Ровно в оккупированной Украине. Организовал несколько покушений на высокопоставленных немцев.

9 марта 1944 года, отступая с немецких территорий к советским частям, Николай Кузнецов со своими товарищами наткнулись на немецкий патруль и погибли в перестрелке. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза. В настоящее время прах самого известного уральского разведчика покоится на Холме Славы во Львове (Украина). С какими только населенными пунктами Среднего Урала не связана жизнь Н.И. Кузнецова: Зырянка, Талица, Кудымкар, Свердловск и другие. И везде память о нем хоть как-то увековечена. В Зырянке и Талице работают музеи, посвященные жизни и деятельности советского разведчика. В Екатеринбурге установлено несколько памятников и несколько памятных плит в местах, связанных с жизнью Николая Кузнецова.

О нем снято несколько художественных фильмов («Подвиг разведчика», «Сильные духом», «Отряд специального назначения») и написано несколько книг. Но, пожалуй, самое необычное увековечивание памяти разведчика – это названная в его честь экологическая тропа по окрестностям Екатеринбурга. Именно о ней в преддверие векового юбилея и хочется рассказать.

Торжественное открытие экологической тропы имени Н.И. Кузнецова состоялось 25 лет назад – 27 июля 1986 года. Создание тропы было приурочено к 75-летию разведчика. Как утверждали создатели тропы, живя в Свердловске и работая на заводе Уралмаш, Николай Кузнецов очень любил ходить по этим местам. Один из создателей тропы Кузнецова — Станислав Горский. Он и сейчас, несмотря на солидный возраст, стремится к тому, чтобы память о тропе продолжала жить.

Маршрут тропы Н.И. Кузнецова начинается на Уралмаше – от памятника Н.И. Кузнецову на бульваре Культуры перед бывшим ДК Уралмаш (ныне – Областной Дворец народного творчества, ул. Фестивальная, 12). Скульпторы памятника — Г. Белянкин и В. Егоров.

От памятника нужно пройти по бульвару Культуры и повернуть направо на ул. Бакинских Комиссаров. Путь идет мимо Белой Башни – интереснейшего памятника архитектуры. Водонапорная башня была построена в 1929 году, служила для водоснабжения еще только строившегося тогда завода-гиганта Уралмаш и жилых домов. Однако потребление воды возрастало, башня не справлялась со своими задачами и в 1960-х годах ее перестали использовать по назначению. Высота бетонной башни – 35 метров. Кстати, на то время объем ее бака был самым большим в мире!

При желании можно зайти внутрь, осмотреть ее устройство и даже подняться на крышу Белой Башни. Двери на ней не установлены, ее никто не охраняет, поэтому экскурсии никто не помешает. К сожалению, в Башне много мусора, а стены все исписаны. Памятник архитектуры без присмотра находится в плачевном состоянии. Не раз рождались проекты по реконструкции этого объекта (планировалось организовать ресторан и обзорную площадку), но никаких реальных действий пока не принято.

После Белой Башни продолжайте двигаться дальше, пока не дойдете до улицы Кировградской. Здесь нужно будет повернуть налево и идти до конца Кировградской. В конце улицы стоит танк Т-34, рядом – стенды с информацией о Н.И. Кузнецове и тропе его имени. Этот танк Т-34 – один из последних выпущенных на заводе Уралмаш.

В годы войны здесь проходила танковая дорога, на которой проходила обкатка выпущенных на Уралмашзаводе танков, после чего их отправляли на фронт. Дорогу построили в лесу, чтобы зимой ее не переметало. Поскольку танки быстро разбивали почву, тут вырыли траншею, которую засыпали щебнем. Поверху положили каменные плиты. Первые танки здесь прошли 21 ноября 1943 года.

Если посмотреть на снимки из космоса, то в этом месте на границе города и парка и сейчас отчетливо видна дорога в виде восьмерки. Это и есть танковая дорога. Сейчас по ней проходят парковые тропы.

Маршрут пересекает танковую дорогу и далее идет по парку Победы. Парк был основан в 1975 году – в годовщину победы в Великой Отечественной войне. Здесь преобладает сосновый лес. Тропа идет мимо лесничества и небольшого противопожарного водоема, затем поворачивает направо. Тропинок в парке Победы много, поэтому важно не сбиться с тропы Кузнецова.

Вскоре тропа подходит к железной дороге, соединяющей завод Уралмаш и поселок Красное. В Красном был полигон, на котором испытывалась производившаяся на заводе военная техника. Сейчас ведутся дискуссии по поводу пуска по этой ветке рельсовых автобусов, соединивших бы Екатеринбург с Верхней Пышмой.

По другую сторону от железной дороги – озеро Шувакиш. Когда-то его площадь была сопоставима с размерами Шарташа. По берегам озера археологи нашли несколько стоянок наших далеких предков. В свое время на озере бывал писатель Павел Бажов, упомянувший его в одном из своих сказов.

Трудные времена для озера наступили с постройкой завода Уралмаш. Шувакиш стали использовать для водоснабжения. В итоге природный баланс озера был нарушен, озеро стало стремительно мелеть и заболачиваться. На его дне образовалась многометровая толща ила-сапропеля. В настоящее время большая часть озера превратилась в обширное болото. Лишь кое-где видно небольшое зеркало воды. В лесу близ озера в нескольких местах можно увидеть полуразрушенные здания водокачек.

Читайте также:  Пью за здоровье твоей мамы

Некоторое время тропа идет параллельно железной дороге, затем через арку под железной дорогой переходит на другую сторону. У входа в арку можно разглядеть нарисованную краской маркировку маршрута. Она имеет форму красной медали со звездой. Время от времени такая маркировка встречается и на деревьях вдоль тропы.

Во время прогулки близ тропы встречается немало огромных, старых сосен, которым несколько сотен лет. Дальше тропа удаляется от железной дороги на запад, выходит на просеку ЛЭП, идет по ней мимо садов. Через 2,5 километра тропа пересекает уже другую железную дорогу, которая соединяет станцию Шувакиш с Верхней Пышмой. Она используется лишь для грузоперевозок. Здесь тропа выходит на автомобильную дорогу.

Прямо вы увидите примечательный памятник – небольшую каменную беседку с мемориальным знаком. Так в 2004 году увековечили место одного из первых в екатеринбургской округе заводов, которому в том году исполнилось 300 лет. Он возник почти на 20 лет раньше Екатеринбурга – в 1704 году. Старее (на два года) был только Уктусский завод. Между тем, мало кто из екатеринбуржцев слышал о Шувакишском заводе.

Шувакишский железоделательный завод был небольшим. Его основал Ларион Мясников, но вскоре из-за долгов завод перешел кредитору. Далее он переходил из рук в руки. В июле 1710 года на завод совершили набег восставшие башкиры. Завод был разорен. Но вскоре его восстановили. В 1716 году Шувакишский завод окончательно был закрыт.

В 1992-93 годах на месте бывшего Шувакишского завода проводились масштабные археологические раскопки под руководством Е.А. Курлаева. Было найдено немало интересного. Исследователям повезло: несмотря на проходящие мимо дороги, это место не было повреждено хозяйственной деятельностью человека. Редчайший случай, когда местность на территории бывших старинных заводов сохранилась нетронутой до наших дней (и это – всего лишь в нескольких километрах от мегаполиса!).

Исследователям удалось найти прекрасный образец продукции завода – крицу. Были найдены остатки плотины, молотовой, бытовых построек. Также археологи обнаружили брошенные инструменты, осколки посуды. Однако из-за недостатка финансирования обследована была лишь незначительная часть территории бывшего завода. Вполне возможно, что впереди ждут новые интересные открытия.

Вблизи течет ручей Шувакишский исток. Он вытекает из озера Шувакиш и впадает ниже в верховья реки Пышмы. По другую сторону от дороги – обустроенный родник. Обычно его называют Пышминским родником, однако на сайте Администрации Екатеринбурга под таким названием фигурирует совершенно другой родник, а этот там вовсе без названия. Этот родник пользуется большой популярностью среди жителей Уралмаша и Верхней Пышмы. В выходные дни порой выстраивается очередь за чистой родниковой водой. Круглый год за водой сюда идут пешком, едут на велосипедах или автомобилях, а зимой на лыжах.

Рядом проходит Екатеринбургская кольцевая дорога. Это приятное место с памятником Шувакишскому заводу, речкой и родником находится на восьмом километра тропы Кузнецова. Дойти сюда не составит труда, если, конечно, не повернете по ошибке куда-то не туда. Как правило, здесь и заканчивается маршрут большинства тех, кто решил пройтись по тропе разведчика Кузнецова.

Хотя разработанный энтузиастами маршрут тропы должен проходить далее через станцию Гать, Чертово Городище и заканчиваться на станции Исеть.

Да вот в чем сложность. За 25 лет местность дальше сильно изменилась – появились многочисленные сады, новые дороги, старые же дороги и тропы напротив уже заросли. Приходится констатировать: в том виде, в каком задумывали ее создатели тропы, тропы Кузнецова далее уже не существует.

Автор этих строк не раз пытался пройти далее по тропе Кузнецова: от памятника Шувакишскому заводу возвращался на 100 метров назад и шел по железной дороги в направлении станции Шувакиш. После Серовского тракта (железная дорога проходит под ним под мостом) – поворот направо, на лесную дорогу. Именно на этой дороге на одном из деревьев мне встречался заветный значок маркировки тропы Кузнецова…

Через пару километров эта лесная дорога выходила на трассу Шувакиш – Коптяки, рядом с монастырем на Ганиной Яме. Тогда, несколько лет назад, объездной дороги в тех местах и в помине не было. Сейчас, после ее постройки, сориентироваться там стало куда сложнее.

Как тропа шла дальше – сейчас уже сложно сказать. Неспроста она названа в честь разведчика… Желающим пройтись дальше можно дойти по трассе до поселка Шувакиш, затем далее по автомобильной дороге вдоль ж/д до станции Гать. От станции Гать маршрут проходит вдоль садов на просеке ЛЭП в западном направлении.

Через несколько километров после Гати в поле видимости уже покажется гора, на вершине которой находятся скалы Чертово Городище. Через них-то и проходила по плану тропа Кузнецова. Однако путь преграждает обширное и глубокое, совершенно непреодолимое болото. Таким образом пройти здесь можно разве что зимой, на лыжах. После Чертова Городища маршрут идет к станции Исеть, где он и заканчивается. От Исети до Екатеринбурга ходят электрички.

Учитывая все вышеприведенные сложности, рекомендуем идти по тропе Кузнецова до памятника и родника на ее восьмом километре. Обратно можно вернуться тем же маршрутом или прогуляться по другим тропинкам. Зимой здесь можно отлично покататься на лыжах, которые возможно взять напрокат на лыжной базе близ Белой Башни.

Как добраться?

К началу тропы Кузнецова можно приехать на трамвае (№ 8, 17, 22, 24, ост. «Донбасская»), на маршрутке (№ 033, 060, ост. «Б-р Культуры») или на троллейбусе (№ 8, ост. «Б-р Культуры»). Далее следовать указаниям в описании маршрута.

Источник

Adblock
detector