Всемирная организация здравоохранения о здоровом образе жизни
Здоровье человека в понимании ВОЗ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут его понять.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек умеет контактировать с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения в обществе, он уважает права людей, умеет оказывать помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель школьного образования — научить детей быть здоровыми в течение всей жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.
Образ жизни формируется обществом или группой в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.
Образ жизни реализуется в четырех сферах: 1. Трудовой. 2. Общественной. 3.Семейно-бытовой. 4. Досуговой. Все составляющие образа жизни интегрированы между собой следующими элементами: 1. Межличностные связи. 2. Нравственные отношения в обществе, выступающие как регулятор поведения человека.
Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:
Психоэмоциональные перегрузки.
Недостаточную физическую активность.
Нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела.
мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
Какова же роль самого человека? Всемирная организация здравоохранения подчеркивает, что не существует никакого «оптимального образа жизни», который должен быть всем предписан. Задачи государства — обеспечить гражданам свободный информированный выбор здорового образа жизни, сделать здоровый образ жизни доступным для каждого. Если эти задачи выполнены, на гражданина накладываются определенные обязательства для предупреждения расходов здравоохранения.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
Признаки заболеваний (79)
МЕДИЦИНА (51)
СИМПТОМЫ И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ (50)
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (50)
Лженаука в медицине (49)
Новости здравоохранения (49)
МЕДИЦИНСКАЯ ПРАВДА (49)
ПРАВДА О ПРИВИВКАХ (49)
МЕДИЦИНА ЗА РУБЕЖОМ (49)
ВРАЧИ И ПАЦИЕНТЫ (49)
ГМО польза или вред (48)
Гомеопатия (48)
ЗДОРОВЬЕ (48)
Непридуманные истории пациентов (47)
МИНЗДРАВ (46)
ЗДОРОВАЯ РОССИЯ (46)
КРИЗИС МЕДИЦИНЫ (43)
Фармацевтическая и продовольственная мафия Броуер (40)
В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в . здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Это определение можно рассматривать как идеализированное, но оно дает возможность увидеть широкий смысл понятия «здоровье».
Разновидностью такого подхода можно считать определение здоровья как биологического и социального благополучия (К. Байер, Л. Шейнберг, 1997). Биологическая сущность заключается в способности биосистемы к самоорганизации через механизмы гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности и т.п. Проявления социальной функции осуществляются на биологической основе с привлечением высших ступеней организации личности – психических и духовных качеств. (Г.А. Апанасенко, 2003).
Брижит Тобес в своем выступлении «Право на здоровье: теория и практика» (ВОЗ, 2006) связала понятие здоровья с понятием надежности: «Как бы ни подходили ученые к определению понятия здоровья, основной их интерес сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, его надежность как биологической системы. Понятия «здоровье» и «надежность» в этом смысле очень близки. И в том и в другом случае предполагается отсутствие каких-либо значимых нарушений в функционировании организма и составляющих его частей. Немало общего и в способах восстановления утраченной нормы. Надежность биосистемы обеспечивается также ее способностью к адаптации и компенсации на этой основе нарушенных функций, совершенства и быстроты использования обратных связей, динамичности взаимодействия входящих в нее звеньев саморегулирующих подсистем…. Анализ сущностных характеристик здоровье позволил выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.
Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.
Биомедицинская модель рассматривает здоровья как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.
Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам.
Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ».
Итак, физическое здоровье или вообще выпало из поля зрения Б. Тобес, или растворилось в приведенных ею моделях. В нескольких исследованиях детей просили определить здоровье через его различные составляющие. И хотя дети выделили физическое здоровье из множества других контекстов, это направление фактически выпало из поля зрения Брижит Тобес. Зато социальных здоровья стало сразу два. Приоритеты Тобес видимы, но это не повод для сужения понятия здоровья в социальном поле.
ВОЗ определяет здоровье через слово-синоним. Здоровье – это благополучие. Однако важно понимать – как определяет ВОЗ это понятие количественно. В отчете ВОЗ от 2006 года в качестве приоритетного параметра названа продолжительность здоровой жизни. Важно понимать, что этот первичный параметр поглощает как частное многие другие параметры (такие как детская смертность и др.). Интересно мнение ВОЗ о том, какие вторичные параметры влияют на продолжительность здоровой жизни. «Ключевое значение имеют такие параметры, как размер дохода, образовательный уровень и трудоустройство. Хотя все три детерминанты находятся в определенной зависимости друг от друга, они не являются взаимозаменяемыми: каждая из них отражает самостоятельные аспекты социально-экономического статуса населения». В этом можно согласиться лишь отчасти. Трудоустройство само по себе означает если не размер дохода, то, по крайней мере, его наличие. Поэтому трудоустройство следует считать неким третичным параметром, которое имеет отношение к уровню доходов. Итак, по мнению ВОЗ первичным параметром здоровья считаем продолжительность здоровой жизни, вторичными по отношению к нему – уровень доходов и уровень образования.
Здоровье как динамическое состояние организма. Параметры, определяющие состояние здоровья человека. Здоровье с позиции Всемирной Организации Здравоохранения. Неофициальная классификация степеней здоровья. Соотношение факторов, влияющих на здоровье.
Рубрика
Медицина
Вид
реферат
Язык
русский
Дата добавления
02.05.2011
Размер файла
22,1 K
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Здоровье — 1) Состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
2) «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней» (ВОЗ).
Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная Организация Здравоохранения.
Может быть определено как динамическое состояние организма, характеризующееся полной психофизической и социальной гармонией в нормальных (не экстремальных) условиях жизнедеятельности.
Здоровье человека — это качественная характеристика, которая определяет состояние живого человеческого организма как физического тела; способность организма в целом и всех его органов в отдельности выполнять свои функции по поддержанию и обеспечению жизнедеятельности. Вместе с тем качественная характеристика складывается из набора количественных параметров.
Параметры, определяющие состояние здоровья человека, могут быть: — антропометрические (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физические (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимические (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологические (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней); другие.
Для состояния организма человека существует понятие «нормы». Это значит, значение параметров укладывается в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой, диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья.
Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.
Основными показателями здоровья являются следующие признаки:
1. Иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
2. Уровень и гармоничность физического развития;
3. Функциональное состояние организма и его резервные возможности;
4. Уровень, наличие какого-либо заболевания или дефекта развития;
5. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Таким образом, индивидуальное здоровье — комплекс множества взаимосвязанных элементов человека и окружающего мира.
1. Здоровье с позиций Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ)
По уставу ВОЗ, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». [ Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
· Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
· Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
· Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
· Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.
Социальные факторы, влияющие на здоровье
С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи, с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:
· Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
· Доступность первичной медико-санитарной помощи.
· Уровень иммунизации населения.
· Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
· Состояние питания детей.
· Уровень детской смертности.
· Средняя продолжительность предстоящей жизни.
· Гигиеническая грамотность населения.
2. Неофициальная классификация степеней здоровья
· Совершенное здоровье, отличное настроение, сильный Иммунитет (биология).
· Здоров, но присутствует незначительный ущерб здоровью, практически не мешающий жизнедеятельности. Например — рубцы, пломбы. Такой ущерб не нуждается в лечении.
· Нормальное состояние. Здоров, но присутствуют не развивающиеся заболевания, которые иногда могут ограничивать жизнедеятельность, повышать утомляемость. Например: близорукость и дальнозоркость, перхоть, плоскостопие, сутулость. Рекомендуется лечить по возможности.
· Здоров, но плохое настроение, стресс, ослабление иммунитета. Рекомендуется быстрее перейти в нормальное состояние.
· Болен. Присутствует лёгкое излечимое заболевания. Нет угрозы жизни. Необходимо быстрое лечение или остановка развития заболевания. Например: ОРЗ, насморк (ринит), грипп, искривление позвоночника.
· Хроническое заболевание или инвалидность.
· Травма. Временная потеря некоторой способности. Возможна угроза здоровью. Например, ушиб, порез, вывих, ожог, отморожение, шок, потеря сознания. Необходима первая медицинская помощь. Почти каждый человек должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Лёгкие травмы можно полностью вылечить. Тяжёлая травма может привести к потере органа (гангрена).
· Угроза жизни. Например: тяжёлое ранение, температура тела выше 42°C, потеря крови, остановка сердца, дыхания. Необходима срочная медицинская помощь.
· Клиническая смерть. Прекращения дыхания и кровообращения. Возможна Реанимация.
· Биологическая смерть.
3. Соотношение различных факторов, влияющих на здоровье
здоровье организм человек
Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
1. Условия и образ жизни, питание — 50%
2. Генетика и наследственность — 20%
3. Внешняя среда, природные условия — 20%
4. Здравоохранение — 10%
Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье также влияют:
· качество окружающей среды
· тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка)
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:
· загрязнение окружающей среды.
4. Восточный подход
Восточная медицина к факторам, составляющим здоровье, относит:
1. Образ мыслей (70%).
2. Образ жизни (20%).
3. Образ питания (10%).
Однако образ жизни и образ питания взрослого человека предопределяются, во многом, образом его мыслей. Процентное соотношение данных факторов также вызывает сомнение, так как не установлена структура взаимоподчинённости их между собой с позиций психологии, физиологии, биохимии. Что касается детей с ещё не сформировавшимся образом мысли, то при навязанных им взрослыми образе жизни и питания, они могут считаться родившимися здоровыми лишь на 30%! (образ жизни 20% + образ питания 10%), и это в лучшем случае. Исходя из сказанного, становится очевидным, что факторы, «составляющие здоровье», на самом деле не составляют здоровье, а всего лишь оказывают на него некоторое влияние.
Критерии общественного здоровья
· Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
· Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
· Первичная инвалидность.
· Показатели физического развития.
· Показатели психического здоровья.
Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю наболевших на момент исследования (например, в течение года).