СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Состояние здоровья населения — комплексная социально-гигиеническая характеристика состояния жизнедеятельности населения.
Изучение Состояния здоровья населения проводится как в отношении всего населения страны, области, края, района, города, так и в отношении его отдельных групп (половых, возрастных, социальных, профессиональных и др.). Состояние здоровья населения традиционно оценивается несколькими группами классических показателей: рождаемости (см.), включая мертворожденность (см.), смертности (см.) — общей, детской, перинатальной, повозрастной, от отдельных причин (см. Детская смертность, Материнская смертность, Перинатальная смертность); средней продолжительности предстоящей жизни (см. Продолжительность жизни); заболеваемости (см.) — общей, инфекционной, неинфекционной, профессиональной, хроническими неспецифическими заболеваниями, отдельными классами, видами и группами болезней в различных возрастных и профессиональных группах населения, заболеваниями с временной утратой трудоспособности; инвалидности (см.), физического развития населения (см. Физическое развитие).
Демографические данные, характеризующие Состояние здоровья населения, регистрируются органами государственной статистики (ЗАГС); углубленная их разработка, а также исследование их зависимости от социально-гигиенических условий и социально-экономических факторов производятся специальными научными методами (см. Демографическая статистика).
Из данных официальной медицинской статистики (см. Статистика санитарная) можно получить и показатели заболеваемости населения (общей, по причинам смерти; с временной утратой трудоспособности; инфекционными, профессиональными и другими болезнями). Однако они не всегда являются достаточно полными, т. к. не охватывают все возможные источники информации о заболеваемости населения, отражая в основном реальные потоки обращений в конкретные типы учреждений здравоохранения и не содержат полных данных о сопутствующих заболеваниях. Не исключена также возможность повторной регистрации диагнозов (они не сведены на одно лицо). Кроме того, они не привязаны к определенной совокупности населения. Именно поэтому наиболее точные сведения об уровне и структуре заболеваемости могут быть получены только на основе применения специальных методик. Проведение соответствующих исследований позволяет изучить тенденции в изменении не только общих уровней заболеваемости и частоты возникновения новых случаев заболеваний по данным обращаемости населения за леч.-проф. помощью, но и в распространенности тех или иных (чаще всего хрон.) болезней в популяции. Последние получают после коррекции данных обращаемости материалами специально проводимых комплексных мед. осмотров населения.
Сведения о физическом развитии населения собирают обычно путем антропометрических измерений определенных групп населения (см. Антропометрия), к-рые могут производиться во время мед. осмотров или при специальных исследованиях. Собранные антропометрические материалы подвергаются вариационностатистической обработке (см. Вариационная статистика) с обязательным разделением обследованных на группы, однородные по полу, возрасту, этнической и социальной принадлежности. На основе полученных результатов составляют оценочные таблицы (см. Физическое развитие).
Исследования С. з. н. приобретают в нашей стране комплексный и массовый характер в годы проведения всесоюзных переписей населения (см.). Важной особенностью этих работ является то, что они носят многоцелевой и углубленный характер, проводятся по единой методике и позволяют рассматривать во взаимосвязи многие показатели, характеризующие С. з. н.
Особенно велико значение показателей С. з. н. для практики здравоохранения. Они лежат в основе расчетов нормативов потребности населения в специализированных видах медицинской помощи, больничных койках, амбулаторно-поликлинических учреждениях и медицинских кадрах. Опираясь на них, определяют пути пропорционального развития здравоохранения в различных регионах страны. Широко применяются в здравоохранении оценки гармоничности физического развития (соотношение роста, веса, окружности груди с учетом половозрастных характеристик обследуемых). Используемые при этом стандарты физического развития являются постоянным рабочим инструментом врачей при оценке результатов обследований. Все шире применяют и обобщенные, интегральные показатели (индексы) С. з. н. К ним, в частности, можно отнести такие характеристики, как средняя продолжительность предстоящей жизни населения, индекс Ресле здоровья детей первого года жизни. Значение всесторонней оценки С. з. н. неизмеримо возрастает в связи с переходом ко всеобщей диспансеризации (см.) и принятием новой расширенной государственной программы профилактики (см. Профилактика первичная). Особое значение приобретают индексы С. з. н. и показатели их динамики.
Возможность научно рассмотреть сущность Состояния здоровья населения в его единстве и взаимосвязи с жизнедеятельностью человека представляет диалектический материализм. В условиях неуклонно возрастающей социальной ценности здоровья, свойственной социализму, большое значение имеет оценка влияния на здоровье населения в целом и каждого индивидуума в отдельности различных факторов: социальных, биологических, материальных, духовных и др. Значительная роль принадлежит выявлению воздействия на общественное здоровье социальной и географической среды и изучение появившихся в условиях научно-технической революции новых адаптационно-биологических взаимоотношений между организмом человека и внешними факторами.
При этом следует помнить, что среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на уровень, динамику и темпы изменения С. з. н., определяющими в конечном итоге являются социально-экономические факторы и прежде всего способ производства материальных благ. К. Маркс показал, что «. человек по природе своей общественное существо, . только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., т. 2, с. 146). Однако обусловленность состояния здоровья населения социально-экономическими условиями жизни не умаляет значения биологических закономерностей, на к-рые эти условия воздействуют. Следует отметить, что между состоянием здоровья и изменениями социально-экономических условий жизни населения нелогично предполагать наличие прямой, непосредственной и универсальной зависимости. Формирование оптимального здоровья населения включает множество взаимосвязанных социальных, гигиенических, экономических, лечебно-организационных и др. мероприятий, что определяет необходимость при управлении этими процессами пользоваться кибернетическими методами анализа. Если до недавнего времени исследователями учитывались только прямые связи между причиной и следствием, то теперь в целях учета всех факторов, влияющих на уровень здоровья населения, необходимо, не ограничиваясь выявлением линейных (прямых) связей, обращаться к многофакторному анализу.
Из приведенного выше видно, что понятие здоровья населения является интегративной характеристикой, складывающейся из данных социальной гигиены, экономики, демографии, психологии. При этом социальная гигиена изучает С. з. н. в неразрывной связи с общественными отношениями; экономика рассматривает его как необходимый компонент общественного производства; демография исследует при изучении С. з. н. количественные и качественные изменения в структуре и движении населения; психология изучает закономерности и формы психической деятельности и поведение людей с учетом их здоровья.
Большая работа во всех странах мира проводится в настоящее время в направлении разработки комплексных, интегральных показателей здоровья населения, к-рые часто именуют «индексами здоровья». Этой проблемой стала заниматься ВОЗ, опубликовав в 1967 г. отчет о состоянии «национального планирования здоровья в развивающихся странах». В 1970 г. ВОЗ была проведена дискуссия по проблеме «статистических индикаторов для целей планирования и оценки программ здравоохранения». На базе богатого предшествующего опыта проводятся работы в этом направлении и в нашей стране. Во всем мире работы по поиску индикаторов общественного здоровья развиваются, с одной стороны, как исследования взаимосвязей средней продолжительности жизни и заболеваемости населения, с другой стороны, направлены на разработку индексов, к-рые можно было бы использовать как критерии эффективности программ по развитию здравоохранения. Характерной чертой этих работ является излишняя их математизация. В обширной литературе, посвященной вопросам комплексной оценки С. з. н. и конструированию индексов санитарного его статуса, подробно обсуждаются требования к их разработке. По мнению, сформулированному ВОЗ, они должны быть унифицированными, стандартизированными, стабильными, чувствительными, универсальными, достаточно простыми для расчетов и должны измеряться единицами метрической или какой-либо другой системы.
Одним из важнейших условий повышения уровня Состояния здоровья населения является постоянно возрастающий материальный и культурный уровень народа, государственный характер мероприятий по охране здоровья населения (см. Законодательство о здравоохранении). КПСС и Советское правительство, руководствуясь гуманистическими принципами в решении проблем охраны здоровья населения, видят в повышении потенциала общественного здоровья одно из существенных условий расцвета экономики и общества в целом.
Библиография: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 1, с. 64; Бедный М. С. Медико-демографическое изучение народонаселения, М., 1979; Буштуева К. А. и Случайно И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды, М., 1979; Канеп В. В., Царегородцев Г. И. и Ольшанский Б. Ц. Труд медицинских работников в условиях развитого социалистического общества, Рига, 1976; Козлов П. М. Санитарная статистика, с. 6, М., 1955; Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения, с. 61, М., 1973; Мерков А. М. Общая теория и методика санитарно-статистического исследования, с. 7, М., 1963; Социальная гигиена и организация здравоохранения, под ред. А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова, с. 6, М., 1977; Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни, под ред. Г. И. Царегородцева, М., 1976; Царегородцев Г. И. и Полис А. Ф. Социальные проблемы медицины, М., 1968; Шевелев А, Б. Учет и статистика здравоохранения, М., 1936.
Источник
Параметры характеризующие состояние здоровья
Здоровье человека в континууме его жизни является одним из ведущих факторов, определяющих уровень благосостояния граждан, семьи, общества, а также конкурентоспособность, обороноспособность страны в перспективе ее поступательного развития и выживания в глобальном историческом аспекте [4]. Поэтому сохранение и увеличение потенциала здоровья человека и всего населения страны является приоритетной задачей государства, системы здравоохранения и всех других сфер и секторов общества в целом. В медицине и здравоохранении предложено и обсуждается большое число определений «здоровье». По мере накопления научных биологических и медицинских знаний о здоровье человека, психологии личности, социологии медицины, общественном сознании возникает необходимость развития и наполнения новым содержанием понятия «здоровье».
Целью данного исследования явилось обоснование сущности нового понятия –качество здоровья и критериев его классификационной оценки.
Понятие качество здоровья. Познание сущности здоровья человека, популяции, общества происходит посредством развития системы понятий, фундаментальная роль в которой нами отводится категории качества. Качество рассматривается как основополагающая категория в учении о сущности индивидуального и популяционного здоровья. Решающее влияние на выбор исследования качества здоровья как предмета и объекта новой научной дисциплины оказала позиция И.А. Ильина: «Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве». Эти слова прозвучали как набат в статье И.А. Ильина «Спасение в качестве», опубликованной в «Русском колоколе» (1928, № 4). Актуальность данного научного направления в медицине обозначена А.В. Решетниковым, который полагает, что полнота и интенсивность жизнедеятельности человека находятся в непосредственной зависимости от «качества» здоровья [6].
Понятие качество использовано нами при разработке гуманитарной модели управления системой здравоохранения [3] и создании единой интегрированной классификации групп качества здоровья [4] .
Методологическим инструментом развития теоретических и практических основ новой научной дисциплины «качество здоровья» человека явилась философская система взглядов Г. Гегеля о бытии, которая содержит в себе три ступени: качество, количество и мера [1]. «Качество есть тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество. Все вещи имеют свою меру, т. е. количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики, но вместе с тем это безразличие имеет также свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были. Мера служит отправным пунктом перехода ко второй главной сфере идеи – к сущности» [1, с. 216].
Принцип Гегеля квалификации (качественная определенность) и квантификации (количественная характеристика квалификации) предметов и явлений выполняет особо важную функцию при обосновании понятия качество здоровья у детей, подростков и взрослых с сочетанной патологией (полипатиями), обусловленной хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), факторами риска ХНИЗ и полипатий [3].
В литературе рассматривается большое число определений «состояние здоровья», в то же время не уделяется внимание его качеству. При формулировании определения «качество здоровья» нами учитывалось содержание официальных определений состояния здоровья. Наиболее полным и универсальным определением здоровья в настоящее время следует признать вариант, принятый Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ), где здоровье (health) рассматривается как состояние полного физического, психического (mental) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (disease) или немощи, недостаточности (infirmity) [10].
ЕРБ ВОЗ рекомендует использовать также понятие «статус здоровья» (healthstatus), под которым понимается состояние здоровья человека, группы людей или популяции, оцененное посредством ссылок на общую заболеваемость, заболеваемость от конкретных заболеваний, повреждений, антропоморфологических измерений и смертности, а также индикаторов функционального состояния и качества жизни [10]. В приведенных определениях здоровья и статуса здоровья использованы такие термины, как «благополучие» и «состояние», толкование которых не дано в цитируемых источниках, что затрудняет их однозначное понимание.
В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в пункте 1 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дается следующее определение: «1) здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма». В статье 2, пункте 17 настоящего закона, дается следующее толкование термина «состояние»: состояние – изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи». Такое определение понятия «состояние» находится в противоречии с определением «здоровье» в пункте 1, статьи 2 настоящего Федерального закона, в котором также употреблен термин состояние, несущий другую смысловую нагрузку.
На наш взгляд, термин «состояние» логично использовать для оценки здоровья человека в краткосрочной перспективе при острых заболеваниях или обострениях ХНИЗ. Для комплексной оценки здоровья человека в целом в соответствии с приведенными выше аргументами целесообразно использование термина «качество».
Таким образом, в приведенных официальных документах отсутствует понятие «качество здоровья» человека и общества как ключевая ценность. Необходимо создать измеримые, воспроизводимые, сопоставимые характеристики и критерии оценки качества здоровья человека и населения, которые углубляют и расширяют понимание сущности здоровья, отвечающие интересам личности и общества.
Нами предлагается следующее определение: качество здоровья человека означает полное ментальное, физическое здоровье, благополучие и безопасность среды обитания, не создающей риски для здоровья, а также отсутствие заболеваний, повреждений, структурно-функциональных расстройств органов и систем организма, снижающих его адаптацию, трудоспособность, качество и продолжительность жизни. Данное определение «качество здоровья» содержит три блока взаимодействующих компонентов: 1) ментальное и физическое здоровье; 2) здоровая безопасная среда обитания, включающая социум, экономику, экологию; 3) медико-биологический статус. Каждый из компонентов понятия «качество здоровья» подлежит квалификации и квантификации на основе системного анализа.
Принципиальное отличие понятия качество здоровья от приведенных выше официальных определений заключается в использовании категории «качество» вместо категории «состояние» здоровья, во включении новой приоритетной категории «ментальное здоровье» вместо «психическое», а также в замене категории «социальное благополучие» на категорию «благополучие и безопасность среды обитания».
Понятие «ментальное здоровье». В науке о качестве здоровья человека нами обоснована необходимость развития направления, стержнем которого является представление о ментальном здоровье [2, 3]. Ментальное здоровье – это более совершенная и тонкая ткань умственных способностей и личности человека, определяющая его интеллектуальное, когнитивное, психологическое, нравственное, духовное развитие, вероисповедание, его мировоззрение, образование, культуру, поведение и образ жизни. Наше толкование данного термина созвучно с определением и пониманием ментального здоровья (Definition of Mental Health), изложенного в документе Департамента здоровья и служб человека США «Healthypeople 2010». Американские ученые считают, что «ментальное здоровье», которое обычно воспринимается как отсутствие психических заболеваний, является более широким понятием. Оно включает в себя состояние успешного функционирования мозга, в результате которого осуществляется продуктивная деятельность, выполняются взаимосвязи и взаимодействия, а также способность адаптироваться к изменениям и справляться с невзгодами и несчастьями. Ментальное здоровье является необходимым условием для личного и семейного благополучия и благосостояния, межличностных отношений и сотрудничества в обществе. Вместе с тем следует отметить, что в толковании и оценке понятия ментальное здоровье американскими учеными доминирует медицинский подход, что нашло свое отражение в отнесении к ментальному здоровью как его индикатора показателя распространенности депрессивных расстройств и частоты приема антидепрессивных лекарств. Этот важный показатель относится к медико-биологической характеристике патологических нарушений качества здоровья.
По нашему мнению, ментальное здоровье – это основной интеллектуальный человеческий капитал, понимание сущности которого должно занять особое место в науках о человеке. Понятие ментальное здоровье выходит за рамки общей, социальной, медицинской и прикладной психологии, а также психиатрии и психосоматической медицины [2, З]. Синтез данных компонентов означает появление новых интегративных качеств, к числу которых относятся ментальность человека и менталитет нации. Эти понятия не эквивалентны понятиям личность или социальная психология соответственно. При этом следует подчеркнуть, что наука о ментальном здоровье не сводится только к общепринятым представлениям о менталитете человека и нации. Она является междисциплинарной синтетической наукой.
Представления о психическом здоровье, предметом и задачей которого является психиатрия и психология, строятся обычно на негативной основе. Если нет психических заболеваний и расстройств, человек вменяем и не нуждается в компетенции психиатра, с точки зрения наблюдения и лечения у него, то он признается психически здоровым. Он может учиться в обычной школе, ВУЗе, служить в армии, носить оружие, садиться за руль автомобиля, самолета, вертолета и выполнять другие социальные функции. При этом он нередко становится причиной и виновником гибели людей, включая массовую, вследствие некомпетентности, мировоззрения насилия, равнодушия и т.д.
Что касается критериев и показателей ментального здоровья, то из их множества фундаментальное значение имеют духовность, мировоззрение сотрудничества, уровень образования, культура, компетенция. Делает ли человек добро или творит зло, обладает ли мастерством, креативностью в своей профессии, является лиактивным противником насилия, коррупции. Еще Д.И. Писарев отмечал: «А разве человек, испорченный в нравственном отношении, – не больной?» Это простые ориентиры для качественной и количественной оценки ментального здоровья. Основополагающий принцип медицины «не вреди» своему здоровью и здоровью окружающих тебя людей, а также благополучию среды обитания приобретает еще большую значимость в аспекте оценки качества ментального здоровья. В сообществе людей сформировано общественное сознание, такие специфические и свойственные только людям организованные и управляемые институты, как государство, страна, право, труд, образование, наука, экономика, культура и т.д. В эффективном управлении данными институтами ключевая роль отводится нами ментальному здоровью. Ментальное здоровье человека и менталитет нации формируют качество популяционного здоровья [2, 3]. В свое время громадная территория России с суровыми климатогеографическими условиями благодаря естественному отбору была заселена мужественными, сильными духом и крепким здоровьем людьми, талантливым и трудолюбивым народом, который образовал прочный генофонд, обеспечивающий воспроизводство здоровых людей как главный ресурс страны в самых тяжелых социально-экономических условиях (войны, революции, экономические кризисы, природные катаклизмы). Высказанное положение носит гипотетический характер.
Понятие физическое здоровье. Качество функционирования мозга в целом и прежде всего структур высшей нервной деятельности в аспекте ментального здоровья определяет качество физического здоровья. Под физическим здоровьем мы понимаем систему организма человека, относящуюся к скелетной мускулатуре, мышцам, двигательная активность которых относится к категории управляемых произвольных движений в отличие от систем гладкой мускулатуры. Ментальное здоровье и физическое здоровье в своем развитии и качестве функционирования неразрывно связаны и взаимодействуют в рамках системы двигательной активности. Движение, труд, физкультура, спорт, танцы, плавание и т.д. обеспечиваются единой психомоторной системой, понятие о которой было развито отечественными великими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Двигательная идиомоторная активность оказывает существенное влияние на развитие мозга, а мозг, в свою очередь, на качество двигательной активности. Поэтому физическое здоровье является важным компонентом качества здоровья в целом. Иногда физическое здоровье трактуется в более широком смысле и отождествляется с соматическим, что вносит элемент неопределенности в понимание сущности физического здоровья. Физическое здоровье и активность определяются тремя основными характеристиками – скорость, сила и выносливость, а также зависят от качества обмена структурным веществом (белки и др.), энергией и информацией. В улучшении и совершенствовании физического здоровья решающее значение имеет ментальное здоровье. Ярким примером этого являются успехи параолимпийцев.
Классификация качества здоровья. Для целостной медико-биопсихологической и социологической характеристики качества здоровья человека и популяции необходимо разработать и совершенствовать классификацию, отвечающую следующим принципам [4]:
а) применимость во все возрастные периоды у детей, подростков и взрослых обоего пола; б) доступность выявления, измерения и стандартной оценки основных поведенческих и биологических факторов риска (ФР) ХНИЗ; в) доклиническая и ранняя клиническая диагностика структурно-функциональных расстройств и морфологических нарушений; г) обеспечение качественной доклинической и ранней клинической поэтапной диагностики нозологических форм заболеваний с учетом стадии заболевания (принцип квалификации) и степени тяжести функциональных и морфологических нарушений (принцип квантификации); д) квалификация и квантификация сочетанной патологии (моно-, би- и полипатии); е) квалификация и квантификация состояния трудоспособности и адаптивных способностей организма человека; ж) осуществление профилактического континуума укрепления качества здоровья и профилактики ХНИЗ (первичная, вторичная, третичная) в зависимости от качества здоровья риска и угрозы развития заболеваний и повреждений от внешних причин (травмы, насилие). Данным принципам отвечает предложенная нами «Единая интегрированная классификация групп качества здоровья детей и взрослых» (таблица) [4]. В данной классификации сохранено выделение пяти групп состояния здоровья (I, II, III, IV, V), предложенных А.Г. Марченко в 1976 г. для комплексной оценки состояния здоровья взрослых и детей [5]. Широкое распространение классификация А.Г. Марченко получила в педиатрии и промышленной медицине для оценки состояния здоровья по результатам профилактических осмотров. Существенное отличие разработанной нами классификации качества здоровья заключается в базисных принципах, перечисленных выше, а также в выявлении, измерении и оценке ФР ХНИЗ, структурно-функциональных, морфологических нарушений и ХНИЗ на основе принципа квалификации и квантификации.
Единая интегрированная классификация групп качества здоровья
Источник