Меню

Парадигма здоровья человека это

Roo Salus

Научная парадигма здоровья здорового человека

Человек должен быть готов в жизни к любому риску

Авиация — особый, не в земной среде вид человеческой деятельности. Фундаментальная особенность этой деятельности в том, что у человека не достает эволюционно-природных запасов для адаптационных процессов на уровне врожденного генома. Эволюционно организм не располагает биологическими резервами при воздействии смены векторов гравитации, скорости изменения времени, пространства, биологических часов, радиационных и нерадиационных физических воздействий, электромагнитных полей и пр.

Отсюда срывы адаптации, истощение психических систем, регулирующих физиологические оптимумы ответных реакций. Любое состояние живой системы является продуктом ее приспособительного поведения, в ходе которого оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом влияние на успешность целенаправленных действий. Результат приспособительнного действия достигается с помощью механизмов адаптации и гомеостаза, приводя к изменению структурно-функциональных свойств целостного организма.

Задачей авиационной медицины является расширение физиологических адаптационных систем регуляции и наращивание психофизиологических резервов человека, сохранение его здоровья и увеличение профессионального долголетия специалистов. В качестве интегральных показателей в этих прикладных задачах используются такие характеристики, как уровень профессионального здоровья, гомеостатический потенциал, биологический возраст, психофизиологические резервы .

Профессиональное здоровье — способность человеческого организма сохранять заданные компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие работоспособность во всех условиях, в которых протекает профессиональная деятельность.

Гомеостатический потенциал человека — концепция, в физиологическом и социальном аспектах являющаяся обобщением понятия биологического возраста на новой методологии. Его можно характеризовать показателем качества переходных процессов переменных состояний человека на низшем уровне его физиологических систем и высших уровнях, связанных с его социальной сущностью.

Гомеостатический потенциал отражает, таким образом, не только уровень здоровья, но и устойчивость социальных аспектов существования человека, характеризует процесс его адаптации к изменяющимся физическим и социальным условиям, стрессам различной природы.
Биологический возраст — степень сответствия биологического статуса данного лица некоторому типичному для его ровесников уровню в масштабе данной популяции. Известно, что основой изменений, сопровождающих процессы старения, являются изменения в системе циклических нуклеотидов, снижение активности ферментов митохондрий, интенсивности тканевого дыхания и синтеза макроэгов, приводящих к активизации гликолитических процессов. Возрастные изменения энергообмена сопровождаются снижением основного обмена. Ухудшаются условия микроциркуляции, повышается системное артериальное давление. Иммунная система человека обладает колоссальными компенсаторными возможностями, являясь своеобразным «тормозом» биологического старения. Фоновое иммунологическое обследование представляет особый интерес в качестве объективного критерия оценки характера адаптационного процесса и экспресс-диагностики преморбидных состояний. Жизненность организма есть функция его физиологических резервов.

Психофизиологические резервы — интегральный показатель функциональных резервов, обеспечивающий мобилизацию потенциальных возможностей отдельных систем на уровне целостного организма. При больших резервах функциональных систем происходит наиболее экономичное их реагирование на возмущение, и, наоборот, при истощении резервов наблюдается выраженная по интенсивности и удлиненная по времени реакция, дополнительно ослабляющая систему. Функциональная надежность — способность человека к стабильному поддержанию высоких функциональных возможностей, позволяющих показывать высокую эффективность и результативность профессиональной деятельности в напряженных (экстремальных) условиях.

В конце ХХ столетия более рельефно обозначились новые предпосылки угрозы здоровью:

  • появился массовый социально-информационный стресс,
  • переходный процесс к новым экономическим общественным отношениям,
  • недостаточная социальная поддержка медицины, образования, культуры.
  • появился страх заболеть, т. к. нет семейного капитала на лечение либо опасение утратить конкурентноспособность.

Все виды современных сложностей оплачены здоровьем.

Не менее важным патогенетическим механизмом потери здоровья выступает экологический фактор. В России ежегодно в атмосферу поступает свыше 50 миллионов тонн вредных веществ только от промышленных предприятий и автотранспорта. Максимальные уровни концентрации загрязняющих веществ в 40 регионах превышает допустимые в 10 раз. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу хлор-фтор углеводороды в количествах, превышающих санитарные нормы — на 18-24%. Именно в этих регионах заболеваемость увеличилась в 5-7 раз. Условия жизни человека в современном мире все больше стали походить на экстремальные. Человек постоянно адаптируется к меняющимся условиям жизни и экологическому состоянию среды, избыточным раздражителям, утомленной атмосфере общества, основанного на конкуренции, к ритму жизни, совершенно чуждому естественным биологическим ритмам. Все изменяется настолько быстро, что механизмы биологической и социальной адаптации приближаются к крайним пределам, которые способен выдержать человек.

Читайте также:  Немедикаментозные методы коррекции здоровья детей

В последнее время ввиду остроты сложившейся во многих регионах обстановки, вызванной нарастающим воздействием на человека техногенных факторов, возрос интерес к проблеме качества жизни. Качество жизни может рассматриваться как система потребностей для оптимальной жизни человека.

Качество жизни представляет собой системное медико-социальное явление, охватывающее психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные ценности. Современное урбанизированное общество постоянно испытывает здоровье человека путем чрезмерного комфорта и чрезмерного дискомфорта, высоким напряжением физиологических и психических сил или стрессовыми ситуациями.

Опыт авиационной медицины в поддержании здоровья человека в экстремальных условиях как никогда востребован в наше напряженное, сложное время.

Авиационную медицину можно рассматривать, как своеобразную авиационную антропоэкологию — разновидность современной интегративной науки о человеке антропоэкологии. Основания для этого заключены в том, что, во-первых, основным объектом изучения является здоровье человека, а во-вторых, под этим углом зрения рассматриваются все уровни биологической интеграции человека-летающего — от молекулярного до социального.

Интеграция научных знаний о закономерностях функционирования человека в единое целое, означает метасистемный переход квант эволюции. Он является творческим актом и своеобразным признаком кибернетического бессмертия человеческих существ.

Источник

Новая парадигма целительства: соматическое обучение

Лоуренс Голд

Lawrence Gold, “New Paradigm Healing: Somatic Education”.

Введение

Что же такое парадигма?
Парадигма — это группа критериев, которые мы используем, чтобы определить, что является важным, и описать, как действовать в той или иной ситуации. Парадигма — это точка зрения и набор правил.
Мы все без исключения пользуемся парадигмами, например в том, что касается еды: мы точно знаем, что нам нравится или не нравится, какой продукт полезен для нас, а какой нет. Для некоторых очень важна калорийность продуктов, для других важнее сочетание питательных веществ, а для третьих превыше всего жизненная сила. Эти различия определяют разные пищевые парадигмы. А правила питания называются диетами.
Профессиональная деятельность врачей также построена на парадигмах: на теории микробов, на структурном выравнивании, на потоке энергии и т. д. Правила исцеления называются лечением.
Сейчас развивается новая парадигма лечения — соматическое обучение. Суть соматического обучения заключается в улучшении естественного контроля над собственным телом. «Соматический» означает осознание тела «изнутри», а обучение имеет отношение к пробуждению способностей. Соматическое обучение дает особенно хорошие результаты при остаточных явлениях после травм (хроническая боль или тугоподвижность) и последствиях стрессов (головные боли или астма). Обучение и саморегуляция — это правила соматического обучения.
Слова Томаса Ханна, исследователя и новатора в области соматики, обобщают точку зрения о соматическом обучении — это подход к намеренному самоисцелению с «другой стороны смены парадигмы» в лечении.
Существует два принципиально разных способа восприятия и влияния на физиологические процессы: можно воспринимать тело и производить над ним действия извне или же воспринимать сому и воздействовать на нее изнутри. Первый случай — это точка зрения третьего лица, которое видит тело как объект, отдельный от наблюдателя и на который наблюдатель может воздействовать, например доктор лечит пациента. Во втором случае воздействие исходит от первого лица, наблюдающего за субъективной сомой, а именно за собой — своей собственной сомой. С процессами, происходящими в ней, человек может работать самостоятельно. Таким образом, сома — это тело, воспринимаемое изнутри.

Соматическое обучение — это совершенствование телесного осознания для лучшего сознательного контроля над процессами, происходящими в человеческом организме. Это обучение является соматическим в том смысле, что оно происходит внутри человека как внутренний процесс.
— Томас Ханна

Парадигмы здравоохранения

Здравоохранение менялось с течением времени, и только один аспект в области лечения остался неизменным: независимо от методов лечения человеческое тело исцеляет себя само.
Другими словами, есть то, что никто не сможет сделать за нас — мы должны сделать это сами.
Переход от медицины как вмешательства извне к самоисцелению — это сдвиг парадигмы, а с каждым сдвигом парадигмы появляются новые правила.
Возникновению соматической парадигмы непосредственно предшествовали две другие: парадигма современной медицины (медикаменты и операции и лишь на примитивном уровне упражнения и диеты) и парадигма работы с телом (манипуляции с телом, упражнения и диеты, но не медикаменты и операции!)

Читайте также:  Субъективные показатели которые характеризуют уровень здоровья

Парадигма современной медицины

«Медицина борется с болезнями и восстанавливает тело».
Действующая парадигма современной медицины состоит в том, что человеческое тело — это «великолепная машина», которая иногда ломается и требует починки. Это основная точка зрения медицины. На этой точке зрения основаны правила манипулятивного вмешательства, используемые в различных направлениях современной медицины, которые включают в себя медикаменты, оперативное вмешательство и большую часть физиотерапевтических процедур. Она стала основой процедур остеопатии, хиропрактики, массажа, рефлексологии, техник триггерных точек и траволечения.
Здесь тело и разум рассматриваются в отрыве друг от друга, так, словно мы ощущаем их в разное время. Их связь кажется мистической и загадочной. Но разве она не является предельно очевидной? Каждое сознательное движение, которое мы делаем, — это действие тела, управляемое мысленным намерением, речь — это физическое выражение ощущающего разума, эмоциональные состояния соотносятся с мышечным напряжением, движением и химией тела (гормональными изменениями). Прямое наблюдение за своим телом и разумом приводит к выводу, что для того, чтобы ощущать одно, необходимо ощущать другое; как тело, так и разум являются ощущениями. Опытные сертифицированные специалисты по соматическому обучению Ханны понимают эту взаимосвязь и разумно с ней работают.
В современной медицине ответственность человека за свое исцеление можно кратко выразить так: «Следуйте предписаниям врача, делайте так, как сказал ваш терапевт, соблюдайте диету и выполняйте упражнения».
Однако в современной медицине есть одна постоянная проблема — это «исполнительность» пациента. Люди не делают того, что предписал доктор. Эта проблема приводит к более философскому противоречию. Не в том ли суть проблемы, что слишком много ответственности люди возлагают на врачей и слишком мало берут на себя (настрой «почини меня»)? Или же методы современной медицины настолько неприятные (побочные эффекты лекарств, болезненные и инвазивные процедуры, строгие ограничения диеты), что они никому не нравятся? Или и то, и другое? Может, людям приходится отрицать или подавлять свои ощущения, чего требуют от них методы современной медицины? Но ведь это неестественно для любого живого существа.
Каковы бы ни были причины, в ситуациях с угрозой для жизни (которые часто являются результатом выбора стиля жизни самим пациентом) современная медицина часто является самым лучшим и необходимым средством. Ее успехи при работе с хроническими проблемами, в особенности с хронической болью, впечатляют куда меньше по причинам, которые будут раскрыты дальше.

Парадигма работы с телом

«Тело влияет на разум».
Действующая точка зрения различных школ работы с телом, таких как рольфинг, кранио-сакральная терапия, метод Трейгера и др., заключается в том, что тело и разум на самом деле являются «тело-разумом», единым функциональным целым. Определенные практики целительства, возникшие в Азии (включая акупунктуру), используют связь разума и тела для диагностики при выборе лечения. Даже при этом, если посмотреть на реальное применение этого метода, то станет очевидным, что он по сути также является манипулятивным; пациент, по большей части, находится «на принимающей стороне» — «над ним работают», с ним производит манипуляции стороннее лицо, хотя некоторые подходы включают приятные оздоровительные практики, которые выполняет сам пациент согласно предписанию врача.
Тем не менее, даже при таких подходах исполнительность пациента является проблемой — возможно потому, что люди оказываются настолько под внушением предыдущих медицинских воздействий, что такой же подход (умонастроение «почини меня») они переносят на своего практика по работе с телом. Фактически является проблемой само понятие «исполнительности»; исполнительность предполагает послушание, а не принятие на себя ответственности по собственному решению. Часть задачи сертифицированных преподавателей соматического обучения Ханны заключается в обучении клиентов тому, как брать на себя ответственность за собственный успех.
Это приводит нас к возникающей парадигме.

Парадигма соматического обучения

«Я такой, каким я решил быть».
Основное наблюдение соматического обучения заключается в том, что люди склонны накапливать в себе последствия травм и стрессов. То, как мы восстанавливаемся после жизненных травм и обид, по большей мере и определяет наше здоровье, как в ближайшей, так и в дальней перспективе. Правило этой точки зрения гласит: «Освободись от ставших ненужными реакций и развивай оптимальные паттерны функционирования».
В соматическом обучении клиент учится корректировать неисправности функционирования тела через внутренний процесс обучения. При определенных проблемах, например при хронической боли после травмы, этот подход является единственным дающим долгосрочные результаты. Когда у человека накапливаются травмы и нервное напряжение от постоянного стресса в течение жизни, он может стать настолько напряженным, что его мышцы будут болеть просто от мышечной усталости. Могут возникать спазмы. Суставы сдавливаются этими напряженными мышцами. Защемляются нервы. Дыхание и другие физиологические функции также нарушаются. Искажается осанка. Люди страдают от «хронических болей». Они «стареют». Однако их мышцы в порядке — они работают так, как и должны. Они просто подчиняются нервной системе. Возникающие при этом проблемы можно устранить только за счет избавления от накопленных последствий травм и стресса.
Кроме избавления от боли, соматическое обучение может оказать долгосрочное положительное воздействие на здоровье в целом. Основные системы тела, влияющие на здоровье и исцеление, подчиняются системе, над которой у нас есть практически неограниченный потенциал сознательного контроля, — это наша мышечная система. Вот примеры:
• дыхание: диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, лестничные мышцы — зажатость этих мышц ограничивает дыхание и общую жизнеспособность;
• пищеварение: гипогастральное сплетение, прикрепленное к подвздошно-поясничным мышцам, — зажатость этих мышц влияет на кровообращение, на питание и функционирование сплетения;
• кровообращение: кровяное давление — давление в спине из-за напряженных мышц блокирует поток лимфы и вызывает большую нагрузку на сердце для обеспечения необходимой циркуляции крови;
Я сам видел (или мне описывали) мгновенные улучшения в функционировании кишечника, кровообращении, дыхании, повышении уровня жизненной энергии, а в одном случае даже возобновление у клиентки менструального цикла (прямо на кушетке во время сеанса — что ее крайне смутило).
С помощью движений, которые учат лучшей координации, и самих ощущений, связанных с улучшением координации, функционирование мышц становится более свободным, они укрепляются и приходят в состояние баланса; изменения происходят глубоко внутри нервной системы клиента, так что остаются долговременные изменения в том, как он или она движется и функционирует.
Соматическое обучение включает своего рода пробуждение. Пробуждается способность ощущать и контролировать себя естественным путем.
Клиенты в соматическом обучении используют сознательное движение для создания ощущений; они активно изменяются, а не пассивно принимают изменения. Поначалу их направляет преподаватель, а затем они действуют сами, руководствуясь осознанием своего тела и результатами собственных действий. Эти результаты действительно открывают для них большие перспективы.
Уроки осознавания через движение по методу Фельденкрайза, Rolfing Movement, биологическая обратная связь, Aston-Patterning, Continuum Movement, соматическое обучение Ханны и школы йоги, которые не ограничиваясь растягиванием и расслаблением, сознательно пробуждают самоопределяющую, самокорректирующую связь между самоосознаванием и самоконтролем.
Если и существует проблема с соматическим обучением как с парадигмой исцеления, так это только та, что данное направление еще ново. Многие люди предпочитают ждать до последнего, прежде чем прийти к соматическому педагогу, полностью исчерпав возможности других методов лечения, включая, что прискорбно, неудачные и иногда калечащие их операции. Соматическое обучение часто может устранить необходимость в операции в случаях костно-мышечных нарушений и при этом дать отличные результаты. Пока люди не узнают больше о соматическом обучении, его эффективность и применимость могут остаться недооцененными.

Читайте также:  Комплекс анализов женское здоровье

В заключение

У каждой парадигмы лечения есть своя область превосходства. Превосходство соматического обучения — это его способность справляться с проблемами, возникающими вследствие привычного способа функционирования, который может изменить только сам человек. Часто такие проблемы объясняют старением, травмами, таинственными причинами или даже генетикой. Соматическое обучение основано на новой парадигме, дающей возможность контроля над определенными функциональными нарушениями, которые сохраняются даже после проведенного медицинского или манипулятивного лечения.

Источник

Adblock
detector