Меню

Памятки для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работа с детьми с ОВЗ

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ

(ограниченными возможностями здоровья)

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Правило 1. Не п р едъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4 . Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв — требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 6. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

при работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендации педагога-психолога учителям работающим с детьми с ОВЗ

Источник

Памятка для педагогов по работе с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Плотно взаимодействуйте с семьей учеников с ОВЗ. В ходе спокойного распологающего разговора можно выяснить у родителей (законного представителя) особенности восприятия и поведения их ребенка: какие обстоятельства могут оказаться для него дискомфортным, а что, наоборот, помогает сконцентрировать внимание, лучше понять и усвоить новую информацию. Постарайтесь оказать родителям (законному представителю) моральную поддержку.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka.doc 282.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №153

для педагогов по работе с детьми с ОВЗ

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться ребенка.

Правило 2. Чаще хвалите ребенка . Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.

Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами.

Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.

Правило 5 . Используйте дидактические материалы и задания разного уровня сложности и длительности выполнения, которые стимулируют разные сенсорные системы, мелкую и крупную моторику, психические особенности. Обеспечьте каждому ученику возможность заниматься осмысленной деятельностью и приобретать опыт успеха на уроке.

Правило 6 Сопровождайте свои действия и действия ученика с ОВЗ недвусмысленными речевыми комментариями.

Правило 7. Старайтесь показывать ровное отношение. Не стоит показывать жалость.

Правило 8. Включать ребенка в групповую деятельность.

Правило 9. Наблюдайте за ребенком. Учитывайте возрастные нормы и характерные особенности его нарушения.

Правило 10. Создайте благоприятный эмоционально-положительный фон. Для этой цели можно использовать различные упражнения.

Правило 11 . Научитесь не отчаиваться от неминуемых неудач и разочарований и радоваться малейшим, самым незначительным на первый взгляд успехам ребенка.

Правило 12. Понимать, что учителю не добиться снятия диагноза, но Вы можете сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть, учитывая его особенности, помочь социализироваться.

Хвалить надо персонально, а критиковать -безлично.

Правило 13. Попытаться превратить свои требования в его желания.

Правило 14. Культивировать значимость образования.

Источник

Памятка « Рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ»
методическая разработка (1 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
ovz_sovety.docx 49.96 КБ

Предварительный просмотр:

Школы переходят к инклюзивному образованию, что создает трудности для педагога – он должен организовать индивидуальное обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе. Дополнительная нагрузка в условиях многозадачной профессиональной деятельности приводит к протесту педагогов.

Рекомендация 1. Соберите информацию о ребенке

Ознакомьтесь с медицинскими документами и документами из предыдущей образовательной организации, если таковые имеются.

Прочитайте заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Выясните, какие специальные условия получения образования нужны ребенку с ОВЗ. Изучите адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), которую психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендовала ребенку. Если вы не понимаете, каких трудностей ожидать, обсудите это с семьей учащегося. Спросите, что вас интересует, честно выражайте свои сомнения, опасения, пожелания. Просмотрите рекомендации от специалистов (врачей, логопеда, психолога).

Задайте вопросы: о режиме и трудоспособности ребенка, когда наиболее продуктивен – в начале, середине, конце занятия, может ли выдержать 40-минутный урок, учебный день.

Изучите психологический статус учащегося :

* особенности познавательных процессов: мышление, память, внимание, воображение, речь;

* темповые особенности: успевает ли справляться с делом в темпе ровесников, есть ли заметная возбудимость или тормозимость;

* эмоциональный статус: какое настроение преобладает, стойкие или быстро сменяющие друг друга эмоции, как проявляет сильные позитивные и негативные эмоции;

* характер адаптации к регулярному обучению: как привыкает к школе, есть ли нарушения поведения, как реагирует на нагрузку;

* семейные стрессоры: какова атмосфера в семье, конфликтная ли семья, полная ли, каковы отношения ребенка с другими родственниками,

* отношения с ровесниками: есть или нет, как возникают, кто и чем поддерживает, как ребенок реагирует на трудности в отношениях;

* степень зрелости: стремится ли к самостоятельности, есть ли собственные мотивы и планы, как видит свое будущее.

Рекомендация 2. Учитывайте отношение семьи к особенностям ребенка

В отношении к особенностям ребенка родитель может находиться на разных стадиях. Учитывайте это и правильно налаживайте взаимодействие с родителями.

Рекомендация 3. Правильно организуйте образовательную среду

Проверьте, обеспечивают ли материально-технические условия и средства обучения возможность для освоения АООП.

Рекомендация 4. Опирайтесь на единство ощущений, чувств, памяти, мышления, действий

Начинайте освоение материала с чувственного (сенсорного) знакомства ученика с ним. Используйте любые действия с наглядным материалом, активные свободные манипуляции, в которых участвуют зрение, слух, осязание, движение: рассмотреть, ощупать, взвесить, выбрать, нарисовать, рассортировать. Таких действий должно быть столько, сколько необходимо ребенку с ОВЗ для исследования изучаемого.

Переход от ощущений к чувствам проходит автоматически: то, с чем взаимодействует ребенок, нравится ему или нет, удивляет, интригует, смешит и пр. Простые переживания – основа запоминания. Эмоции способствуют тому, что учебный материал (ситуация, задание) приобретает для ребенка собственный смысл. То, что ученик прочувствовал, останется в его памяти.

После того как ребенок контактировал с учебным материалом, ощутил его свойства, пережил эмоции и запомнил их, переходите к мыслительным заданиям. Когда вы составляете и выбираете их:

* задействуйте в уроке каждого ученика. Возможности обучения определяют через зону ближайшего развития – это то, что ребенок не способен сделать сам, но может в сотрудничестве с педагогом. Показатель успеха – ребенок что-то узнал, понял, обнаружил, впервые сделал сам, смог произвольно повторить;

* следите, чтобы учащийся выполнял задания правильно. Количество и сложность второстепенны;

* оценивайте эффективность обучения по динамике. Используйте тетрадь, где учитель и родители ежедневно вносят краткие записи о том, что делал ребенок в течение дня;

* сопровождайте действия (свои и ребенка) речью.

Речь – инструмент мышления. Названные, озвученные действия ученик не забудет. Говорите максимально ясно, используйте знакомые ребенку слова, короткие предложения, избегайте риторики. Повторяйте инструкцию к заданию столько раз, сколько это потребуется ребенку. Проговаривайте все шаги, которые нужно сделать в работе с заданием;

* развивайте волю – она позволяет ребенку действовать систематически. Формируют волю максимальная временная близость результата, ради которого необходимо приложить усилия, возможность проявить свое мнение, самовыразиться, наглядность результата.

Рекомендация 5. Действуйте из профессиональной позиции

Оставайтесь учителем, действуйте в соответствии с профессиональной ролью и содержательными, этическими, правовыми нормами труда, будьте требовательным, но гуманным, открытым к диалогу и сотрудничеству. Напоминайте себе, что вы взрослый человек, который занимается педагогикой добровольно и сознательно.

Реалистично определяйте свою профессиональную миссию: в чем смысл и результаты труда, каков минимальный необходимый уровень освоения материала учащимся, что, вероятнее всего, будет невозможным для конкретных учеников и (или) класса.

Выделяйте педагогические задачи в работе с учащимся с ОВЗ: различать режим «урок» и «перемена», соблюдать правила обращения к учителю и ровесникам, принимать задание, не откладывать одно действие в ущерб другому, просить помощь и принимать ее, получать разные оценки, контролировать себя, действовать систематически, отвлекаться от одного ради другого, произвольно воспроизводить нужную информацию.

Проявляйте требовательность, побуждайте себя и учеников к полезной активности. Учитесь вместе качественно выполнять задания, понимать значимость результата. Эмоциональное отношение к ученику не должно влиять на оценку.

Разделяйте действия (свои и других людей) на «можно» и «нельзя», что и почему неприемлемо.

« Рекомендаций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог-психолог МАОУ СОШ 13. Потапова Т.Г.

Источник

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
консультация на тему

Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой

Скачать:

Вложение Размер
buklet_dlya_roditeley_na_temu.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой

— Не забудьте о необходимости подготовить ребёнка к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придёте, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых. Если ребёнок не воспринимает ваших пояснений, особые усилия приложите к подготовке людей, с которыми будете встречаться.

— Не упустите из виду особую эмоциональную восприимчивость своего ребёнка. Приготовьтесь к тому, что возможно он будет стремиться спрятаться, не отходить от вас. Найдите в себе силы выдержать некоторое время. Общение с внешним окружением необходимо разумно ограничивать. Начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

— Не «навязывайте» своего ребёнка, если в данный момент кто-либо его не воспринимает. Это не его вина, просто предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте ещё раз найти способы подготовить окружение к приходу особого ребёнка, а в случае, если почувствуете нереальность поставлен­ных задач, не отчаивайтесь, ищите других людей, других сверстников. Надёжным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или объединения семей, имеющих таких же особых детей.

Памятка для родителей детей с ОВЗ

Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь…

Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:

1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.

2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.

3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.

4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.

5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.

7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.

8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.

9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка — важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.

10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это — “золотое правило реабилитации”.Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, — поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет можно разместить в родительский уголок группы детского сада, а можно использовать как раздаточный материал на РМО, семинарах и родительских собраниях.

Буклет можно разместить в родительский уголок группы детского сада, а можно использовать как раздаточный материал на ГМО, семинарах и родительских собраниях.

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание и развитие детей — это очень сложный процесс.А, если ребенок с особенностями в развитии, с изюминкой. тогда вдвойне сложно. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный.

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Организация взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой.

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями.

Источник

Читайте также:  Методы определения психического здоровья детей
Adblock
detector