Меню

Памятка для школьников витамины

Памятка «Витамины в продуктах»

Памятка для родителей

Витамины — низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.

Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве необходимого её компонента. Их отсутствие или недостаток в организме вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приёме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.

Людям ещё в глубокой древности было известно, что отсутствие некоторых продуктов в пищевом рационе может быть причиной тяжелых заболеваний (бери-бери, «куриной слепоты», цинги, рахита), но только в 1880 г. русским учёным Н.И. Луниным была экспериментально доказана необходимость неизвестных в то время компонентов пищи для нормального функционирования организма. Своё название (витамины) они получили по предложению польского биохимика К. Функа (от лат. vita — жизнь). В настоящее время известно свыше тридцати соединений, относящихся к витаминам.

Так как химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А, В, С, D и т.д.), что сохранилось и до настоящего времени.

В каких продуктах «живут» витамины

Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Витамин В9 (фолиевая кислота) — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Витамин Н (биотин) — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.

Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции

Читайте также:  Кому помогли витамины витрум пренатал
Витамин Суточная потребность Функции
Витамин С (аскорбиновая кислота) 50-100 мг Участвует в окислительно-восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям
Витамин В1 (тиамин, аневрин) 1,4-2,4 мг Необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервной системы. Регулятор жирового и углеводного обмена
Витамин В2 (рибофлавин) 1,5-3,0 мг Участвует в окислительно-восстановительных реакциях
Витамин В6 (пиридоксин) 2,0-2,2 мг Участвует в синтезе и метаболиз-ме аминокислот, метаболизме жирных кислот и ненасыщенных липидов
Витамин РР (ниацин) 15,0-25,0 мг Участвует в окислительно-восстановительных реакциях в клетках. Недостаток вызывает пеллагру
Витамин В9 (фолиевая кислота) 200 мкг Кроветворный фактор, переносчик одноуглеродных радикалов, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот, холина
Витамин Н (биотин) 50-300 мкг Участвует в реакциях карбоксилирования, обмена аминокислот, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот
Витамин В3 (пантотеновая кислота) 5-10 мг Участвует в реакциях биохимического ацилирования, обмена белков, липидов, углеводов
Витамин А (ретинол) 0,5-2,5 мг Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития организма, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции (в восприятии света)
Витамин D (кальциферол) 2,5-10 мкг Регуляция содержания кальция и фосфора в крови, минерализация костей, зубов
Витамин Е (токоферол) 8-15 мг Предотвращает окисление липидов, влияет на синтез ферментов. Активный антиокислитель

Уважаемые родители! Одна из причин недостаточной обеспеченности организма витаминами — отклонение фактического питания от рекомендуемых рациональных норм: недостаточное потребление свежих овощей и фруктов, продуктов животного происхождения, избыточное потребление углеводов, плохая осведомленность в вопросах правильного построения рациона, небрежность в питании, следование «модным» диетам и т.п. Следите за тем, чтобы Ваш ребенок получал полноценное и сбалансированное питание!

Источник

Памятка «Здоровое питание для школьника»

Памятка «Здоровое питание для школьника»

— есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо;

— обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка;

— выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков;

— в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином;

— большое место должны занимать продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа;

— до 50% должно быть сырых овощей и фруктов;

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует Рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора.

Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.

Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.

Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.

Полноценное и правильно организованное питание — необ­ходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

Учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00—12:00 — горячий зав­трак в школе, в14:30—15:30 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30 — ужин (дома).

Читайте также:  Витамины для аллергенного ребенка

Следует употреблять йодированную соль.

Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шипов­ника.

Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.

Пища плохо усваивается (нельзя принимать):

Когда нет чувства голода.

При сильной усталости.

При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.

Перед началом тяжёлой физической работы.

При перегреве и сильном ознобе.

Нельзя никакую пищу запивать.

Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.

Рекомендации:

В питании всё должно быть в меру;

Пища должна быть разнообразной;

Еда должна быть тёплой;

Тщательно пережёвывать пищу;

Есть овощи и фрукты;

Не есть перед сном;

Не есть копчёного, жареного и острого;

Не есть всухомятку;

Меньше есть сладостей;

Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.

Источник

Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности

Витамины и минеральные вещества (микро/макроэлементы) — обязательные компоненты питания растущего, постоянно изменяющегося, организма школьника. Их основные функции — регулирование физиологических и метаболических процессов, построение структурных компонентов организма, укрепление иммунитета.

Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам, без которых организм существовать не может. Организм человека не синтезирует витамины и минеральные вещества и должен получать их с пищей, поэтому питание школьников должно быть достаточным, разнообразным и содержать все пищевые вещества в необходимом количестве и в легкоусвояемой форме.

В период школьного времени на детей оказывается постоянная умственная нагрузка. Это время активного роста и процесс созревания физиологических и психологических сторон гармоничной личности и индивидуума. Поэтому, несмотря, на то, что общие принципы здорового питания школьника остаются такими же, как и для взрослого, все же есть существенные различия. Потребность детей в витаминах по сравнению с суточными нормами для взрослых при расчете на 1 кг массы значительно выше.

Количество витаминов и микроэлементов, необходимое для употребления школьниками, определены суточными нормами. Если витамины поступают в организм в количествах, ниже суточной нормы, то развивается такие состояния, как гиповитаминоз или авитаминоз. Недостаточно «витаминизированная» пища может привести к отставанию в физическом и умственном развитии школьника. Дополнительный вклад в дефицит витаминов детских рационов вносит употребление большого количества рафинированной, калорийной пищи: белого хлеба, кондитерских изделий, некоторых жиров и т.д.

В подавляющем большинстве случаев возникновение авитаминозов и гиповитаминозов происходит в зимнее и весеннее время, характеризующимся недостаточным потреблением свежих овощей, фруктов, зелени, богатых витаминами С, Е, группы В, фолиевой кислотой, бетта-каротином, витамином Р и др.

Читайте также:  Какие витамины лучше принимать во время похудения

Снижению содержания витаминов в продуктах способствуют хранение, транспортировка и процесс приготовления пищи. Витаминная недостаточность может быть обусловлена также нарушением усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений. Повышенная потребность в витаминах при целом ряде состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. К таким состояниям относятся и период интенсивного роста и развития у ребенка, и интенсивная нервно-психическая нагрузка (например, подготовка к экзаменам).

Минеральные вещества необходимы для роста и развития скелета. Они входят в состав клеток нервной ткани, многих ферментов, секретов, гормонов, участвуют в процессах обмена, поддерживают неизменным состав крови, придают крепость костям.

Приведем примеры симптомов авитаминозов вследствие нехватки некоторых витаминов и минеральных веществ:

• Рахит у детей, быстрая утрата стройной фигуры во взрослом состоянии, боли в костях – вот следствие неправильного питания, дефицита кальция в сочетании с витамином Д.

• Остеопороз — заболевание, возникающее при дефиците кальция и витамина Д. Заболевание приводит к размягчению костей, болям в суставах, судорогам. Для профилактики недостаточности кальция в рацион школьников необходимо включать: молоко и молочные продукты, рыбу — это здоровье костной системы, а морская рыба — это еще источник йода.

• С дефицитом витамина А значительно снижается острота зрения в сумерках, появляется сухость и высыпание на коже.

• Недостаток витамина С приводит к снижению иммунитета, вялости, болям в мышцах.

• Пеллагра связана с острой нехваткой в организме витамина РР — никотиновой кислоты. Ведущим симптомом этого заболевания является дерматит, осложненный трофическими язвами.

• Дефицит витамина К проявляется геморрагическим симптомом.

• Дефицит йода у младших школьников сопровождается нарушением возрастного развития, ростом заболеваемости, снижением успеваемости, ведет к психологическим срывам. В подростковом возрасте гормоны щитовидной железы играют чрезвычайно важную роль, так как обеспечивают созревание всех органов и систем. Поэтому потребность подростка в йоде существенно возрастает.

Витамины довольно неустойчивые соединения, велики их потери при приготовлении пищи. Витамины надо всячески щадить при приготовлении пищи, хранении продуктов, транспортировке.

Говоря о витаминной ценности детского питания путем увеличения потребления овощей и фруктов, нельзя забывать, что в них содержится далеко не все витамины. Овощи и фрукты богаты главным образом витамином С, каротином, фолиевой кислотой и биофлавоноидами (витамин Р). Всеми другими витаминами овощи фрукты бедны, и мы получаем их из продуктов животного происхождения.

Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих принципах:

• Рацион питания школьника должен быть разнообразным, сбалансированным, с обязательным включением большого количества овощей, фруктов, зелени.

• Рациональная кулинарная обработка продуктов, правильная транспортировка и условия хранения продуктов;

• Дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.

Указанные профилактические мероприятия существенно улучшат витаминное обеспечение и здоровье школьника.

Рациональное питание детей и подростков определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.

Заботиться о правильном питании собственного ребенка—обязанность родителей.

Источник

Adblock
detector