Меню

Памятка для пациента школы здоровья

Памятка для пациента школы здоровья

Школа здоровья — это форма профилактического консультирования услуга, которая оказывается пациентам с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ) или имеющими факторы риска ХНИЗ.

Школы здоровья организуются и формируются по наличию определённого хронического неинфекционного заболевания и факторов риска его развития у пациентов.

В Центре здоровья ГБУЗ АО «ЦМП» действуют 6 школ здоровья:

1. Школа профилактики артериальной гипертензии;

2. Школа профилактики хронической обструктивной болезни лёгких,

3. Школа профилактики сахарного диабета;

4. Школа профилактики атеросклероза;

5. Школа здорового питания;

6. Школа профилактики табакокурения.

Цели Школ здоровья:

повышение информированности о хронических неинфекционных заболеваниях (ознакомление людей с факторами риска ХНИЗ);

улучшение качества жизни пациента и его семьи;

мотивация пациентов к выздоровлению;

формирование активного отношения пациента к собственному здоровью и здоровью его близких людей;

получение практических навыков по профилактике и лечению заболевания;

формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;

формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на свое здоровье.

Задачи Школ здоровья:

информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;

знакомить с различными факторами риска и их ролью в формировании заболеваний;

формировать рациональное и активное отношение человека к здоровью, мотивация к оздоровлению;

повышать ответственность человека за сохранение своего здоровья;

формировать умение и навыки по самоконтролю и самопомощи;

добиваться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний;

ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

В Школе здоровья используется цикловой метод обучения в каждой школе проводится не менее 3-х занятий по 45 минут каждое, с демонстрацией слайдов по каждой тематике занятий, использованием лекционного материала, медицинского оборудования (тонометр, пульсоксиметр и др.), а занятия строятся по принципу «от простого к сложному». Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем структурного подразделения. В ходе проведения занятий ведётся открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Занятия проводятся небольшими группами (максимально 8-10 человек).

Темы занятий освещают такие аспекты, как:

здоровое питание, ожирение, гипертония, болезни легких, курение,

— влияние факторов риска на развитие ХНИЗ;

— необходимость и дозированность физических нагрузок;

практические навыки по измерению индекса массы тела, артериального

давления, ЧДД, ЧСС и др.;

— изучение методик по снижению неблагоприятных факторов на

Занятия проводятся врачами-специалистами Центра здоровья ГБУЗ АО «ЦМП» прошедших обучение по тематике «Медицинская профилактика», в отдельном помещении предназначенным для проведения Школ здоровья.

Запись пациентов ведется ежедневно с понедельника по пятницу по телефону 29-96-08 с 8-00 до 16-00

руководителем Центра здоровья Сафиуллиной Р.Н.

совместно с редакционно-издательским отделом

Источник

Памятка для пациента школы здоровья

Школа здоровья — это организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Цель школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике.

Идея школы пациента – взаимная ответственность пациента и медицинского персонала, культура поддержания и улучшения здоровья, культура общения, где нужно не только добросовестно соблюдать все требования врача, но также быть активным участником процесса своей реабилитации, отслеживая все нюансы своего состояния и своевременно информируя лечащего врача о негативных и позитивных изменениях с целью внесения коррекции, и одновременно формирования навыков доврачебного контроля над заболеванием.

Задачи: формирование правильного представления о болезни, факторах риска и условиях прогрессивного течения, что позволит больному более четко сформировать активную жизненную позицию самих пациентов и их близких в дальнейшем процессе оздоровления и выполнять комплекс рекомендаций в течение длительного времени.

Технологии проведения занятий. Презентация, видеоматериал, наглядное пособие, беседа, вопросы-ответы, интерактивное общение, обучение самопомощи, мотивационное интервьюирование.

Школа здоровья «Диабет»

Актуальность. В мире насчитывается 382 млн. человек, страдающих сахарным диабетом. Еще 316 млн. людей с нарушением толерантности к глюкозе имеют высокий риск развития заболевания. Наибольшее число больных Сахарным диабетом приходится на трудоспособный возраст 40-59 лет, что подчеркивает социальную значимость данной проблемы. Сахарный диабет — это одно из первых неинфекционных заболеваний который побудил ООН в 2006 принять резолюцию №61/225, призывающую все страны объединиться в борьбе с диабетом.

Цель занятия — знание участниками школы понятия сахарного диабета, его осложнений как: гипо – и гипергликемическое состояние, гипогликемическая кома, диабетическая стопа, о повреждениях при данной патологии ряда органов, которые называются органами-мишенями: артерии, сердце, почки, головной мозг, глаза; о факторах риска и прогноза развития данного заболевания; правила измерения сахара в крови, ведение дневника пациента, питание больного диабетом.

Школа «Здоровое сердце, чистые сосуды»

Актуальность. По оценкам ВОЗ, у 40% взрослых людей в мире развивается гипертония, и она является причиной более девяти миллионов ежегодных смертельных случаев. Ежегодно выявляется 16 миллионов случаев преждевременной смерти в возрасте до 70 лет от болезней сердца и легких, инсульта, рака и диабета. По данным Агентства РК по статистике в 2014 году было зарегистрировано 1181,8 случаев на 100 тысяч населения болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением против 1172,5 в 2013 году.

Цель занятия — повышение информированности пациентов с Артериальной гипертензией и Ишемической болезнью сердца о своих заболеваниях, факторах риска (ФР), осложнениях и профилактике; формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; формирование умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов а также по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

Школа здоровья «Свободное дыхание»

Актуальность. По оценкам ВОЗ, 235 миллионов человек в мире страдают от астмы. По данным официальной статистики в Республике Казахстан общее количество больных бронхиальной астмой на 100000 населения составляло в 2014 году 63,7 в 2013 – 56,3. Как видно, из представленных данных отмечается рост больных с бронхиальной астмой. Из них наибольший удельный вес приходится на детей в возрасте от 0-14 лет и составляет соответственно 92,4 в 2014 году и 75,2 в 2013 году.

Цель занятия — Информирование пациентов о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, ХОБЛ характере течения заболеваний, методах лечения и профилактики. Создание партнерских отношений между врачом и пациентом. Научить пациента жить с бронхиальной астмой, уметь контролировать ее течение. Ведение дневника самоконтроля астмы с помощью пикфлоуметрии.

Читайте также:  Лекарство от здоровья 2017 триллеры

Школа здоровья «Активное долголетие»

Актуальность. Численности населения в республике составляет 17 417,7 тыс. человек (на 01.01.2015 года) с ежегодным темпом прироста населения на 1,24%; средняя продолжительность жизни составляет 71,6 лет. Несмотря на позитивную динамику развития здравоохранения ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев почти на 10 лет меньше, чем в странах-членах ОСЭР.

Наибольшая доля смертей (86%) и бремени болезни (77%) обусловлены группой социально-значимых заболеваний: сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования, хронические заболевания лёгких, сахарный диабет. Среди причин хронических заболеваний в 87,5% являются факторы риска (высокое артериальное давление, уровень холестерина, табакокурение и употребление алкоголя, неправильное питание). Пациенты, повысив свою грамотность в предупреждении болезней или их стабилизации, тем самым способствуют увеличению продолжительности жизни и активного долголетия.

Цель занятия — проведение вмешательств по профилактике и выработке способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, обучение населения навыкам здорового образа жизни, формирование в пациентах ответственности за свое здоровье, приверженности к выполнению рекомендаций врача.

Школа здоровья «У Вас будет ребенок!»

Актуальность. Метод «Ламаз» — один из самых распространенных в мире, это школа подготовки к родам женщин, желающих иметь детей. Метод разработан доктором Фердинандом Ламазом в 1951 г. в основе которого лежит обучение супружеских пар по ведению беременности, уходу за будущим ребенком.

Цель занятия «метода Ламаза»: повышение уверенности матери в её способности родить, помощь в устранении болезненных и болевых ощущений, облегчение родового процесса и создание психологически комфортного настроя.

Занятия посещаются обоими супругами, проводятся мультидисциплинарной командой (гинеколог, терапевт, неонатолог, психолог).

Источник

Методическая разработка для студента Тема « Школа здоровья» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.03. Сестринское дело в системе пер
методическая разработка

«Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее»

Барон Этвеш, венгерский писатель

Одним из путей формирования партнерства врача и пациента является обучение пациентов в Школах здоровья. Цель создания Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений.

В России накоплен более чем 10-летний опыт работы Школ здоровья для пациентов с различными хроническими заболеваниями. Успешно проводятся занятия с больными артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью, гастрошколы, тиреошколы, школы активного долголетия и некоторые другие. Профилактические образовательные программы существуют и во многих зарубежных странах: Европейская стратегия «Здоровье для всех к 2010 году», Оттавская хартия улучшения здоровья в Канаде, Американская программа здоровья. Накопленный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности данной стратегии.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_posobie.docx 477.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №5» Обособленное подразделение № 3

Методическая разработка для студента

Тема: « Школа здоровья»

По специальности 34.02.01 Сестринское дело

Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

Вид занятия: практическое

Количество времени: 270 мин.

Автор: преподаватель I квалификационной категории Попадинец Д.И.

  1. Освоение следующего вида профессиональной деятельности : оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий в школах здоровья
  2. После изучения темы студент должен:

иметь практический опыт:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

— составлять планы обучения населения принципам здорового образа жизни (ПК 1.1);

— составлять рекомендаций здоровым людям разного возраста по вопросам рационального и диетического питания (ПК 1.1);

— составления планов занятий в школах здоровья (ПК 1.3);

— правильность и качество составления рекомендаций пациенту и его окружению по вопросам иммунопрофилактики(ПК 1.3);

— технологии выполнения медицинских услуг;

— факторы риска и их роль в формировании заболевания;

— профилактику заболеваний, зависящих от образа жизни;

— принципы оказания самопомощи при неотложных состояниях.

Развивающая: в ходе занятия у обучающихся студентов формируются следующие профессиональные компетенции (ПК) и общие компетенции (ОК):

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

— воспитывать у студентов чувство ответственности за сохранение здоровья населения.

«Профилактика неинфекционных заболеваний», «Гигиеническое воспитание и обучение населения», «Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий при работе с людьми разного возраста», «Обучение членов семьи принципам здорового образа жизни и методам отказа от вредных привычек».

Предшествовать освоению данного профессионального модуля должно освоение дисциплин: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.03. Основы патологии, ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.07. Фармакология, ОП.09. Психология, ПМ. 04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.

2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.

3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.

4. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Лычев В.Г., Карманов В.К.– 2-е изд. перераб. и доп. М.: ФОРУМ: инфра –м, 2013.-544с.

5. Основы профилактики. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений СПО. Солодовников Ю.Л. Москва, 2013

1.Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

2.Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: Учебное пособие. М.В. Дзигуа, Е.А. Лунякина. М.: АНМИ, 2013

3.Геронтология: учебник. Филатова С.А.Ростов н/Д: Феникс, 2011.

4.Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие/ С.И. Двойников [и др.]; под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 448 с.

5.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями).

6.Организация профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И. Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

7.Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

8.Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.

9.Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

10.Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2009.

Актуальность темы занятия

«Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее»

Барон Этвеш, венгерский писатель

Одним из путей формирования партнерства врача и пациента является обучение пациентов в Школах здоровья. Цель создания Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений.

В России накоплен более чем 10-летний опыт работы Школ здоровья для пациентов с различными хроническими заболеваниями. Успешно проводятся занятия с больными артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью, гастрошколы, тиреошколы, школы активного долголетия и некоторые другие. Профилактические образовательные программы существуют и во многих зарубежных странах: Европейская стратегия «Здоровье для всех к 2010 году», Оттавская хартия улучшения здоровья в Канаде, Американская программа здоровья. Накопленный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности данной стратегии. Проведения образовательных программ среди пациентов позволяет снизить количество больных с тяжелыми формами заболеваний, частоту визитов к врачу и число госпитализаций, сократить потери по временной нетрудоспособности и инвалидности, снизить смертность, улучшить качество жизни пациента и выработать у него правильное отношение к своему заболеванию и лечению.

Критерии оценки заданий для подготовки к практическому занятию

«Отлично» — все задания выполнены в полном объеме, без ошибок.

«Хорошо» — все задания выполнены в полном объеме, при выполнении заданий допущены неточности.

«Удовлетворительно» — выполнены задания не в полном объеме, при выполнении заданий допущены неточности.

«Неудовлетворительно» — выполнены задания не в полном объеме, задания выполнены с грубыми ошибками.

это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

малоподвижный образ жизни

система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний ( вакцинация , рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.).

комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях ( стресс , ослабление иммунитета , чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания.

неотложное состояние, возникающее при внезапном, индивидуально чрезмерном скачке артериального давления (систолического и диастолического).

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,

Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:

• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;

• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом .

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.

Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.

Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом).

Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам.

Согласно форме №30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья».

1. «Школа для беременных»

Школа для беременных — это целый комплекс занятий, которые направлены на знакомство женщины с физиологическими, психологическими и явлениями иного рода, которые сопровождают ее во время беременности, предродовой период, в роды и в первые месяцы после них.

В такой школе родителям расскажут о правильном питании беременной и кормящей матери, о режиме дня, о распорядке бодрствования и сна и многие другие аспекты, связанные с новорожденным.

Опытные специалисты покажут, как правильно делать гимнастику, чтобы подготовить мышцы к родам без последствий и осложнений для организма женщины, а также научат дыхательной гимнастике, которая поможет женщине во время схваток.

2.«Школа для больных сердечной недостаточностью»

Начинать обучение пациентов надо как можно раньше, то есть в период госпитализации. Именно в стационаре у пациентов больше свободного времени для занятий. Неоднократно показано, что чем раньше больные ХСН начинают придерживаться диеты, соблюдать питьевой режим и заниматься физическими упражнениями, тем благоприятнее их прогноз и выше комплаентность.
Следующая форма обучения пациента – проведение школы для ХСН на амбулаторном этапе . Последний вид обучения более рационален, он не исключает больного из привычной обстановки, дает ему возможность сразу же внедрить полученные знания и навыки в жизнь. Обучение в поликлинике рассчитана на пациентов со II ФК ХСН. К проведению школ с больными III-IV ФК ХСН следует подключать специально обученных медицинских сестер.
Одной из основных составляющих занятий в школе должна быть встреча обучающего с родственниками пациентов, которым необходимо рассказать о всех проблемах при ХСН .

3.«Школе для больных на хроническом диализе»

рис.1 Процедура гемодиализа

·4.«Школа для больных артериальной гипертензией»

Что такое Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией?

Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание (см. Приложение А)), двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь Вас научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов( см. Приложение Б).

5.«Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»

6.«Школа для больных бронхиальной астмой»;

7.«Школа для больных сахарным диабетом».

Примерный план занятий в школах здоровья см. Приложение Г

Также функционируют школы по 58 альтернативным направлениям.

В муниципальных учреждениях здравоохранения городов могут функционировать различные Школы здоровья: Школа для больных артериальной гипертонией, Астма школа, Школа для больных сахарным диабетом, Школа для беременных, Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника, Школа для больных ишемической болезнью сердца. Среди прочих школ в МУЗ города могут функционировать: Школа материнства, Школа молодой матери, «Подготовленные роды» (планирование семьи), Школа для родителей при поступлении детей в ДДУ, Школа отцов, гастро-школа, Школа гигиенического ухода, Школа климактерия, Школа анемии, Школа охраны репродуктивного здоровья школьников, Школа эндогенного дыхания, Школа для родителей детей, страдающих эпилепсией, страдающих ДЦП, Школа активного долголетия, Школа для больных ХОБЛ.

При организации Школы здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий пакет документов:

1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.

2. Приказ главного врача об организации работы Школы здоровья .

3. Положение об организации работы Школы здоровья.

4. Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.

5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

Принципы организации Школ здоровья:

В школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

Занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий по 90 минут.

· продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;

· периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;

· продолжительность занятий 1-1,5 часа.

20-30% – лекционный материал;

30-50% – практические занятия;

20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

10% – индивидуальное консультирование.

Ежегодно в Школах здоровья проходят обучение огромное количество людей. Работа в Школах ведется в соответствии с планами, положениями об организации Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности работы Школ по разработанным критериям. Занятия в Школах проводятся с использованием плакатов, муляжей, спортивного инвентаря и др. Для закрепления информации демонстрируются видео- и DVD-фильмы. Центр медицинской профилактики оказывает методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляет контроль за их деятельностью.

· занятия проводятся в группах по 8-10 человек;

· контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;

· набранная группа пациентов является «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;

· критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хр. заболеваний в стадии декомпенсации.

В зависимости от профиля Школы здоровья к проведению занятий в Школах активно привлекаются врачи различных специальностей, медицинские сестры, психологи и другие специалисты. В последние годы в проведении занятий в Школах значительное место отводится среднему медицинскому персоналу. Они проводят практические занятия, обучают пациентов правилам тонометрии, приемам доврачебной помощи, правилам ведения дневника самонаблюдения, индивидуально определяют факторы риска, проводят тестирование пациентов. После занятий заполняют листок-вкладыш в амбулаторную карту, журнал учета занятий, фиксируют наличие факторов риска у каждого проучившегося пациента для оценки эффективности проводимых занятий.

Ведение учетно-отчетной документации:

· ведется учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденную приказом МЗРФ от 23.09.2003г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»;

· ежегодно заполняются отчетные формы о деятельности Школ здоровья: годовую отчетную форму №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 № 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики (4809);

· «Годовой отчет о работе Школ здоровья» (см. Приложение В);

· «Журнал обучения пациентов в Школе здоровья» по установленной форме.

рис 2.Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья.

Источник

Adblock
detector