Меню

Ознакомление детей с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОВЗ

Ирина Ефремова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОВЗ

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о животном мире (звери, птицы, насекомые).

Задачи: Закрепить знания детей о характерных морфологических признаках каждого вида /класса/ животных.

Закрепить навык обобщать и классифицировать животных по морфологическим признакам.

Продолжать формировать доказательную и объяснительную виды речи при решении логических задач и отгадывании загадок.

Упражнять детей в решении противоречий окружающего мира в игре «Хорошо-плохо».

Закреплять навык взаимодействия в малой подгруппе.

Наглядный и дидактический материал: предметные картинки с изображением зверей, птиц, насекомых, схемы-модели строения животных (звери, птицы, насекомые, аудиозапись П. И. Чайковский «Вальс цветов», листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за птицами, насекомыми, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций по темам в течении года.

д/игры на классификацию по признаку рода, вида, по признаку «живое-неживое», д/и «Да-нет» (доказательство верности суждений, рисование плакатов на тему «Береги природу» с родителями; чтение познавательной литературы Н. С. Зотов «Лесная мозаика», В. Н. Танасийчук «Экология в картинках»

Ход

1. Организационный момент: игра «Четвертый лишний». Педагог предлагает детям проверить, правильно ли разложены картинки на группы.

а/3 зверя и 1 птица; б/3 птицы и 1 насекомое; в/3 насекомых и 1 зверь;

дети исключают «лишний» по родовому признаку, самостоятельно доказывают правильность выбора.

2. Дидактическое упражнение «Собери правильно схему-модель строения животных» (работа с моделями в малых подгруппах по 3-4 ребенка; закрепление существенных признаков рода)

птица: два крыла, две ноги, клюв, перо;

зверь: четыре конечности, пасть, шерсть, вскармливание молоком;

насекомое: четыре крыла, шесть ног, усики, брюшко с насечками.

Д/у «Назови одним словом» (уточнение понятия «животные»; выделение общих признаков: дыхание, питание, передвижение, размножение).

Индивидуально по схеме.

3. Д/у «Совет почемучек» (закрепление существенных морфологических признаков класса).

Ситуации «Спор воробья с. «

с пингвином (помочь пингвину доказать, что он птица);

с летучей мышью (что она зверь, а не птица);

с пауком (доказать пауку, что он не насекомое).

4. Игра «Хорошо-плохо» /по схеме взаимосвязи насекомых с окружающим/

-Много насекомых, это хорошо или плохо?

Хорошо (корм для птиц, рыб, зверей, лекарство: пчелиный яд, муравьиный спирт; мед, любуемся красотой).

Плохо (переносят болезни мухи, комары, кусают, мешают, портят урожай).

Педагог предлагает подумать: «Насекомых должно быть много или мало?»

Много, так как это корм для птиц, зверей, но тогда они нас искусают. А если их не будет, то не будет корма для птиц, но зато мухи и комары нас кусать не будут. Значит, комаров должно быть много и не должно быть много. Как быть? Засечивать окна, использовать мазь, отпугивающие браслетики.

5. Физкультминутка. Самостоятельные выразительные движения под музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Педагог интересуется, кем себя представляли дети, двигаясь под музыку. (вариант: акцент на насекомом бабочка, сравнить с цветами)

6. Решение вербальной логической задачи.

Дима и Витя играли во дворе. Вдруг они увидели, как на цветок села красивая бабочка.

Читайте также:  Сформированность учебной мотивации это психологический фактор психического здоровья

«Давай поймаем её»-предложил Витя. «Покажем всем ребятам какая она красивая».

«Нельзя ловить бабочек»-сказал Дима.

Кто из ребят прав? (при ловле бабочки можно повредить ей крылышки и бабочка не сможет летать, а любоваться бабочкой можно издалека; она красивое полезное насекомое, которое опыляет растения).

7. Рефлексия. Педагог предлагает детям изобразить запомнившееся животное.

8. Итог. Оценка детских работ.

Вывод: в природе все животные нужны.

«Как узнать птиц?» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Цели: 1) Систематизировать знания о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное.

Конспект НОД «Электроприборы» по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы Задачи Уточнить, систематизировать и расширить знания и представления детей об электроприборах, их значением в жизни людей. Развивать слуховое,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Мы — россияне» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Мы Россияне» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космос» в подготовительной к школе группе Конспект занятия на тему «Космос» в подготовительной группе Путешествие по вселенной. Цель: Расширять представления детей о космосе; способствовать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «В лес по грибы» Программное содержание: 1. Дать представления о съедобных и несъедобных грибах. 2. Учить отгадывать загадки о грибах, делать умозаключения.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной школе группе «Моё имя» Программное содержание: Дать детям представление о важности права на имя. У каждого человека не только имя, но и фамилия и отчество. Имя.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром ко Дню 8 Марта в подготовительной группе Конспект ООД по окружающему миру ко дню 8 Марта в подготовительной группе. Цель: Расширять знания детей о празднике 8 Марта, его значении.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Зимушка-зима» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Зимушка-Зима» Подготовила: Каковина Т. В. воспитатель первой.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе для детей 6–7 лет по ознакомлению с окружающим миром «Вокруг света» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Вокруг света» Тема: «Вокруг света». Цель: продолжать формировать целостную.

Источник

Ознакомление с окружающим детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, мной был разработан календарь природы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

Вложение Размер
Для детей с ОВЗ 155.74 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ознакомление с окружающим) для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Мебель, части мебели» .

Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого — медико – социального сопровожд.

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении господдержки: занятия, как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деят.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо.

Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе.

Источник

«Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья как средство дальнейшей социализации»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основополагающим в процессе социализации ребенка с ОВЗ считается развитие у детей представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и проявление стимула познавательной деятельности в отношении окружающего.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья как средство дальнейшей социализации»

Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основополагающим в процессе социализации ребенка с ОВЗ считается развитие у детей представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и проявление стимула познавательной деятельности в отношении окружающего.

Знакомство дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

с явлениями и предметами окружающего мира — системообразующая часть коррекционно–образовательного процесса в «Центре».

В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников в социум.

В настоящее время ознакомление с окружающим миром является одним из важнейших направлений коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольный возраст – важный период в интеллектуальном, речевом и социальном становлении и развитии детей. В период дошкольного возраста у детей происходит зарождение первичных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Если познавательное развитие детей дошкольного возраста (в норме) осуществляется спонтанно, то знакомство с окружающим миром детей с ОВЗ происходит только в ходе специально организованных коррекционно-развивающих занятий. У каждого ребенка свой взгляд на мир, который формируется с помощью взрослых.

Именно от того, насколько полноценно будут сформированы эти представления, зависят познавательные возможности, а также дальнейшее социальное развитие детей.

Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих, а для детей с ограниченными возможностями здоровья эти представления формируются только с помощью взрослых.

По мере расширения представлений об окружающем развивается интеллектуальное и речевое развитие ребенка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание.

Из опыта работы, у детей с ОВЗ преобладает дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса, восприятие окружающего происходит неравномерно, усвоение материала зачастую оказывается нестойким, расплывчатым. Дети плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, плохо различают свойства предметов (цвет, форму, величину), недостаточно ориентируются в пространстве. У детей отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую. Это мешает их полноценному процессу социализации.

Поэтому одним из направлений моей работы стала задача – раскрыть эти возможности, развить их, подготовить детей к обучению в школе и дальнейшей социализации.

Дети с ОВЗ нуждаются только в специальной коррекционной педагогической работе по ознакомлению их с окружающим миром.

Поэтому целью моей работы является формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира на основе использования системы специальных игр, заданий с учетом индивидуальных особенностей детей.

При планировании коррекционно-педагогической работы ориентируюсь на тематическое планирование занятий , по следующим темам: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Наше тело», «Посуда», «Зима. Зимние забавы», «Одежда и обувь», «Улица. Транспорт», «Времена года» и другие, которое представляет собой целостное направление работы, реализуемое как на коррекционно-развивающих занятиях, так и в процессе организации жизнедеятельности детей.

Изучение данных тем позволяет сформировать у дошкольников наиболее полные знания и представления об окружающей действительности, обогащать активный и пассивный словарь.

Все занятия по ознакомлению с окружающим миром проводятся в соответствии с перспективным тематическим планированием.

Содержание занятий объединяется единой темой ; состоит из игр, занимательных упражнений, заданий, которые решают коррекционные и общеобразовательные задачи.

На занятиях использую различные виды работы: наблюдение, фиксация и обобщение взрослым опыта действий детей с предметами окружающего мира; разнообразные игры и упражнения (дидактические, подвижные, сенсорные); беседы, рассматривание и описание предметов и картин, использование иллюстративно-наглядных пособий.

Применение разных видов работы позволяет удерживать внимание детей достаточно длительное время на протяжении всего занятия и побуждает их к активной деятельности. Для развития умственных способностей и поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях провожу физкультурные минутки, подвижные игры.

Например, при проведении занятия на тему «Домашние птицы» были использованы: картинный материал с изображением домашних птиц, разрезные картинки, недорисованные картинки, картинки продуктов питания (трава, зерно), картинки обведи по контуру, загадки.

В конце занятия дети расширили и уточнили представления о домашних птицах.

Для закрепления представлений о предметах окружающего мира в группе организован дидактический уголок, где размещаются наглядные пособия, предметные картинки, тематические игрушки, игры (дидактические и развивающие), предметы, литература по разным лексическим темам.

Создание такой коррекционно-развивающей среды способствует расширению и обогащению чувственного опыта детей, накоплению представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, проявлению детьми познавательной активности.

Большое значение имеет в работе взаимосвязь со специалистами Центра (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель), которые закрепляют полученные у детей знания на каждом коррекционно-развивающем занятии.

Источник

Adblock
detector