Меню

Оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях детского санатория
статья (6, 7, 8 класс)

Данный материал содержит в себе информацию о значимости санаторно-курортного лечения для детей,описание категорий детей с ОВЗ,основные направления работы всех служб санатория по укреплению здоровья детей с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
kozlovskaya_s.docx 19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях санатория для детей с ОВЗ

Сегодня в России здоровье граждан — проблема государственного масштаба и одним из самых эффективных средств его укрепления является оздоровление в санаторно-курортных условиях. Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена продолжающимся процессом преждевременного старения населения и высоким уровнем заболеваемости взрослого населения, подростков и детей. Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса страны. Детский санаторий является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим этапное лечение и реабилитацию часто болеющих детей, детей с ОВЗ, ликвидацию последствий перенесенных ими заболеваний, подготовку и возвращение детей к обычному для сверстников образу жизни. В настоящее время детские санатории — это узкоспециализированные медико-педагогические учреждения, в которых лечебный процесс осуществляется в тесной взаимосвязи с воспитательно-образовательным процессом. Это обстоятельство дает возможность достигнуть наиболее эффективных результатов реабилитации больных за счет более узкой и поэтому более глубокой специализации медицинского и педагогического персонала, применения наиболее эффективных для различного профиля санаториев методов и сроков лечения, оптимального учета и подбора допустимых физических и психоэмоциональных нагрузок.

Не секрет, что процент полностью здоровых детей из года в год уменьшается, в геометрической прогрессии растёт число детей с ОВЗ. Современное сложное социально-экономическое положение подавляющего большинства российских семей, напряженный режим работы и неблагоприятные гигиенические условия обучения во многих образовательных учреждениях — эти и другие причины обусловливают нарастание у детей различных патологий. Практика показывает, что регулярные лечебно- профилактические мероприятия, проводимые на этапах восстановительного лечения по схеме поликлиника — стационар — санаторий — поликлиника, позволяют предотвратить переход острых заболеваний в хронические формы у подавляющего большинства больных детей.

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;
  • с дисфункцией речи;
  • с патологией опорно-двигательного аппарата;
  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
  • расстройства поведенческого характера
  • совмещение нескольких дисфункций

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Для каждой группы используются определённые коррекционные механизмы, результатом может стать как сглаживание дефекта, или развитие навыков адаптации, так и полное избавление от недуга.

Главный принцип в работе детского санатория для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ – « Не навреди!». Основные направления работы это: лечение, воспитание, обучение. Решением задач по укреплению здоровья детей с ОВЗ, их реабилитацией и адаптацией , занимаются следующие службы:

Кратко рассмотрим роль каждой из служб в сохранении и укреплении детского здоровья. Итак, медицинская служба- одна из главных и первостепенных служб, стоящих на страже физического и психического здоровья детей.Лечение – это первоочередная задача медицинской службы, состоящая из множества звеньев и этапов. Сюда входит диагностика,составление индивидуального плана лечения, медикаментозная терапия, определение диеты и режима питания, лечебные процедуры.Огромное количество людей от врачей узкой специализации, до младшего медицинского персонала, помогают детям с ослабленным и ограниченным здоровьем окрепнуть и продолжить адаптацию и полноценную жизнь в социуме.

Приезжая в санаторий, ребенок отрывается (часто впервые) от привычной для него семейной обстановки, попадает в условия нового для него распорядка дня и быта. В связи с этим исключительное внимание должно быть уделено методически правильному введению детей в новые условия быта и режима санатория, установлению контактов с товарищами, персоналом, отвлечению от неприятных переживаний, связанных с болезнью и разлукой с близкими . Именно для этого в каждом детском санатории создана педагогическая служба, в состав которой входят опытные воспитатели и учителя. И именно от них зависит конечный результат лечения, поскольку задача воспитателя на данном этапе пребывания детей – помощь в адаптации к новым условиям и позитивный настрой. Именно воспитатель запускает адаптивный механизм ребёнка, а как известно это уже половина дела. В своей работе кроме соблюдения «Конвенкции о правах ребёнка», Конституции РФ,основ педагогики и возрастной психологии, педагог обязан владеть здоровье сберегающими технологиями и умело применять их на практике, поскольку санаторий это именно то место, где дети с ослабленным и ограниченным здоровьем должны не только сохранить ,но и улучшить показатели своего здоровья. Как в ДОУ, так и в санатории, воспитатель при организации воспитательно-образовательного процесса руководствуется ФГОС, а так же обязательно учитывает диагноз и предписания врачей. Для детей с ОВЗ предусмотрен особый режим обучения: сокращённые по времени уроки, пониженный темп прохождения учебного материала, индивидуальные занятия с учителем. Воспитатель же в свою очередь не просто помогает ребёнку организовать быт, он организует активные прогулки и досуг детей на посту.

Итак, выделим основные функции воспитательно-образовательной службы в санатории: защита, коррекция и компенсация. Для многих детей санаторий — это единственное место, где о них по-настоящему заботятся. Это своеобразная экологическая ниша. Однако попадая в новые для него условия, ребенок испытывает дискомфорт из-за отрыва от привычной для него жизни, новый мир ему незнаком и кажется чужим и даже враждебным, ребенок боится непонимания, недоверия, незнакомых людей. Поэтому функция защиты занимает ведущее место в деятельности педагогического коллектива. Функция коррекции обусловлена тем, что в рамках такого достаточно автономного учреждения, как санаторий, его коллективу приходится корректировать асоциальное влияние внешней среды, неблагополучно сложившихся отношений в семье и школе, противопоставляя им ценностные ориентации и правила жизни, сложившиеся в условиях совместной деятельности детей и взрослых. В санатории многие дети впервые оказываются в ситуации успеха, у них появляется возможность проявить себя в творческой деятельности, найти свое «я», реализовать потребность в общении. Большое значение имеет влияние педагогов-мужчин на детей из неполных семей. Но, к сожалению мужчины – педагоги и уж тем более воспитатели большая редкость нынче. Функция компенсации реализуется и в процессе обучения. Эти функции наиболее полно осуществляются в санатории с учетом автономности этого учреждения, временности пребывания в нем, отсутствия стереотипов, сложившихся по отношению к ребенку в том социуме, где он живет постоянно. Педагоги не знают, каким он был дома. Здесь его никто не станет оценивать по прошлым поступкам.

Системообразующими видами деятельности в воспитательной системе санатория являются оздоровительная, досуговая, учебная деятельность и жизнедеятельность первичных детских коллективов. Под оздоровительной деятельностью мы понимаем комплекс мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья детей, режим отдыха в экологически благоприятной среде, формирование навыков здорового образа жизни, способствующих преодолению трудностей в общении и социально-психологической адаптации. Именно для этого в санатории созданы логопедическая и психологическая службы, которые работают в тесной связи с медицинской и педагогическими службами.

Климатотерапия, интересная досуговая деятельность, здоровый психологический климат на постах и в группах, созданные педагогами ситуации успеха, комплекс оздоравливающих и лечебных мероприятий без сомнений служат источником сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ.

Источник

Оздоровительная работа в ДОУ с детьми с ОВЗ

Светлана Токарева
Оздоровительная работа в ДОУ с детьми с ОВЗ

Оздоровительная работа в ДОУ с детьми с ОВЗ.

Планируя оздоровительную работу с детьми, мы стараемся использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия и добиться. Чтобы ребенок окреп, поправился и закалился. С учетом этого был разработан план оздоровительной работы. Он предусматривает организацию методической, профилактической, оздоровительной, воспитательно-образовательной работы. Работу с родителями. Был подобран справочный, иллюстративный и методический материал для планирования работы с детьми.

Организуя оздоровительную работу с детьми,мы ставим перед собой такие задачи:

• Охранять и укреплять здоровье детей путем использования разнообразных оздоровительных средств. Повышать сопротивляемость детского организма и устойчивость его к различным заболеваниям средствами закаливания, профилактическими мероприятиями;

• Обеспечивать физическое развитие ребенка посредством организации оптимального режима двигательной активности;

• Создавать благоприятные условия для охраны и укрепления нервной системы детей, формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания на фоне общего режима и режима питания;

• Развивать у детей самостоятельность, инициативность, любознательность и познавательную активность; воспитывать у ребенка правильное отношение к природе, способствовать формированию у него экологического сознания и экологического поведения;

• Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения;

• Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей.

Мы старались закрепить у детей осознанное отношение к охране и укреплению своего здоровья. Для этого организовывались планомерные оздоровительные мероприятия:

1. Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. В качестве профилактики утомляемости. Могут включать в себя элемент гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий

2. Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате, проводятся ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

3. Массаж пальцев и кистей рук,самомассаж. Проводится в любое свободное время.

4. Технологии эстетической направленности. Реализуем на занятиях художественно-эстетического цикла, оформления помещения к праздникам. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а так же по запланированному графику мероприятий, особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

5. Пальчиковая гимнастика. Индивидуально, либо с подгруппой ежедневно.

6. Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время.

7. Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут.Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам и т. д.

8. Гимнастика ортопедическая (профилактика нарушения осанки, профилактика плоскостопия).

9. Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

При организации закаливания, питания, двигательного режима мы учитываем индивидуальные рекомендации отдельным детям, которые дает врач, медсестра.

В ходе оздоровительных мероприятий не упускались из виду и другие виды детской деятельности.В течение всего периода были проведены различные мероприятия:

Тематические досуги и развлечения: «Путешествие к волшебнице воде», «Королевство овощей и фруктов», «С утра до вечера», «Школа мяча», «Спортивный праздник ко дню защитника Отечества», «Страна волшебная — Здоровье» и т. д.

Конструктивная и изобразительная деятельность: «Любимые овощи», «Любимые фрукты», «Носовые платочки», «Мой любимый свитер», «Фрукты для медвежонка», «Овощи на грядке», «Мчат машины по дороге» и т. д.

• Чтение познавательной и художественной литературы.

• Беседы с детьми о здоровье, о пользе витаминов, о различных видах спорта, о необходимости содержания своего тела в чистоте и т. д.

При подборе тематических дней и досугов мы стараемся, чтобы дети не только получили эмоциональное удовлетворение, но и пополнили свой багаж знаниями.

Не остается без внимания и работа с родителями.Было проведено родительское собрание на тему: «Формирование основ здорового образа жизни», подготовлен наглядный информационный материал с целью привлечения внимания к закаливанию и оздоровлению своего ребенка.

Были проведены такие консультации: «Профилактика ОРВИ с помощью лекарственных трав», «Режим дня ребенка», «Одежда детей на прогулке», «Самообслуживание ребенка», «Рекомендации по закаливанию», «Пальчиковые игры «, «Упражнения для снятия эмоциональной напряженности», «Анкетирование «Растем здоровыми»», «Конкурс на лучший народный медицинский рецепт», «Анкетирование «Развитие мелкой моторики»», «Оформление стенда «Будь здоров», «Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики» и т. д.

Доклад для семинара «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Семинар – практикум «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»Тема: «Роль семьи в оздоровительной работе с дошкольниками»Слайд № 2 Формирование.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми среднего дошкольного возраста «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей» Физкультурно-оздоровительная работа с детьми среднего дошкольного возраста.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Аналитическая справка МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ Воспитателя МБОУ МО Плавский район «ЦО №1» Маховой Л. В. Основная цель.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ. Формы музыкотерапии Консультация для родителейМузыкально-оздоровительная работа в ДОУ Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением.

Оздоровительная работа с детьми в подготовительной к школе группе Одной из основных задач работы детского сада является обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей, создание условий для снижения.

Презентация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Проект «Эколого-оздоровительная работа в ДОУ» Педагогический проект «Эколого — оздоровительная работа в ДОУ» МБДОУ «ДС ОВ «Белочка» г. Тарко — Сале Инструктор по физической культуре.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2На зарядку – становись!Физическое воспитание дошкольников.

Источник

Читайте также:  Что проблемы главное здоровье
Adblock
detector