Целевая программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
учебно-методический материал (физкультура и спорт) по теме
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Недаром в народе говорят : «Здоровому – все здорово». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Ученые определили, что состояние здоровья человека зависит на 50% от образа жизни, а остальные 50 – приходятся на экологию, наследственность, медицину, т.е. на не зависящие от человека причины. В ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной деятельности, которая составляет 30% из 50%. Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать необходимые условия. Это двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, по возможности большая связь с природой, соблюдение правил гигиены, отказ от вредных привычек, рациональный режим труда и отдыха. Все это и называется соблюдением ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Эта проблема актуальна и для нашей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
зам директора директор школы
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
МБОУ Фоминская СОШ
Для спорта нет границ и расстояний.
Понятен он народам всей Земли!
Он всей планеты нашей достоянье!
Спорт дарит счастье дружбы и любви!
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни;
- дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта;
- формирование навыков и развитие мотивации учащихся к выбору здорового образа жизни.
- создание в средней общеобразовательной школе условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
- дальнейшее развитие системы спортивных секций, объединений и кружков;
- проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- постоянное улучшение условий для организации спортивно-массовой работы; оснащение учебно-тренировочного процесса спортивным оборудованием и инвентарем.
- воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
- обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
- развивающая – содействие физическому развитию младших школьников, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Недаром в народе говорят : «Здоровому – все здорово». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда . Ученые определили, что состояние здоровья человека зависит на 50% от образа жизни, а остальные 50 – приходятся на экологию, наследственность, медицину, т.е. на не зависящие от человека причины. В ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной деятельности, которая составляет 30% из 50%. Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать необходимые условия. Это двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, по возможности большая связь с природой, соблюдение правил гигиены, отказ от вредных привычек, рациональный режим труда и отдыха. Все это и называется соблюдением ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ . Эта проблема актуальна и для нашей школы.
Одна из важнейших задач учителя физической культуры в школе – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность нацелена на формирование у учащихся, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества учащихся школы оздоровительными мероприятиями.
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.
Цель спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий – пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.
Основная форма спортивно-массовой работы – школьная Спартакиада, проводимая ежегодно для всех учащихся со 1-го по 11-й класс, в ней также принимают участие учителя и родители.
Перед началом любого мероприятия составляется Положение о проведении соревнований (праздника), в котором оговариваются цели и задачи данного мероприятия, сроки и место проведения, программу и ответственных за проведение.
Положение утверждается директором школы.
Все спортивно-массовые мероприятия начинаются с торжественного открытия, все знакомятся с условиями проведения соревнований, судейство соревнований возлагается на спортивный актив школы и учителя физкультуры.
Итоги и награждение проводятся в торжественной форме на еженедельной общешкольной линейке.
На больших переменах проводятся подвижные игры. Организуют и проводят их старшеклассники, физорги класса.
Игры готовятся заранее, учитывается место проведения, возраст, количество играющих и правила безопасности.
Основные принципы программы
- демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, совместное планирование работы);
- участие (вовлечение всех субъектов программы в планирование, реализацию и оценку действий);
- целостность (программа направлена на укрепление физического, умственного, социального и психического здоровья учащихся);
- интеграция (сотрудничество с заинтересованными организациями);
- системность (физическое развитие происходит по определенной системе).
В школе создана воспитательная система физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Спорт, органично включенный в воспитательную систему, дал свои результаты: у ребят повысилась самооценка, они более уравновешены, сосредоточены на уроках, сохраняют высокий уровень умственной активности в течение всего учебного года, хорошо подготовлены к службе в армии.
Создание в школе необходимых условий для занятий спортом – один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков.
Особое внимание уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни.
Принцип профильной направленности содержания образования – выявление профессиональных намерений и планов воспитанников реализуется через углубленное изучение программы по физической культуре, в основе которой лежит баскетбол, волейбол.
Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни семьи, дни здоровья и спорта и т.д. Ведётся совместная работа учителей физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся, занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.
Задача учебного предмета «Физическая культура»:
формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную. Мы используем резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно-спортивную работу.
Оздоровительная роль достигается :
— организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;
— обеспечения гигиенических условий;
С чем же сталкивается в данное время школьник:
- Отсутствие достаточной двигательной активности;
- Постоянные стрессы, связанные с перегрузками учебных программ;
- Нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов.
Выход из создавшийся ситуации находим через организацию и проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе.
В своей школе мы выделяем пять направлений физического воспитания:
- Урочное.
- Прикладное.
- Физкультурно-оздоровительное.
- Внеклассное.
- Общешкольное.
Вся спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время (за исключение физкультминуток) и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.
Составлен четкий план работы:
Совет физкультуры. Организационное и методическое руководство осуществляет учитель физкультуры Царькова Любовь Юрьевна. Ежегодно на собрании представителей классов избирается актив из 4-8 человек, которые непосредственно руководят работой Совета. Между членами Совета распределяются обязанности по спортивно-массовой работе, по пропаганде, по подготовке судей, хозяйственной работе. Спортивный актив школы проводит опрос среди ребят «в каких соревнованиях вы хотели бы принять участие?» и затем составляется план спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы на год.
В школе функционируют спортивные секции, общефизическая подготовка, пионербол, волейбол, баскетбол.
Организована группа общей физической подготовки. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Программа группы ОФП включает теоретические и практические занятия, в теоретическом блоке рассматриваются следующие вопросы:
- Физическая культура и спорт в России.
- Физическая культура и спорт – средства всестороннего развития личности.
- Выступление российских спортсменов на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх.
- Гигиена, предупреждение травм.
- Врачебный контроль, самоконтроль.
- Оказание первой помощи.
- Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм.
В практической части за основу взято несколько видов спорта:
— комплексные занятия по легкой атлетике и играм;
Все упражнения направлены на развитие физических способностей: скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости.
Программа отражает необходимый обществу социальный заказ на воспитание всесторонне развитой личности, гражданина своей страны.
Система работы является в настоящее время одной из самых перспективных, т.к. позволяет решить многие проблемы развития личности:
- в социальной сфере: навыки общественной активности, что позволяет стать соучастником происходящего через систему ученического самоуправления;
- в познавательной сфере: позволяет развивать творческие способности, формирует умения самостоятельно добывать знания;
- в сфере физического здоровья: решает занятость детей. Повышает нравственный иммунитет к наркомании, алкоголизму и другим антиобщественным проявлениям .
Через систему физкультурно — массовой и оздоровительной работы программа предполагает воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у школьников потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.
Анализируя итоги организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:
- Все 100% школьников – участники физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
- Выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой.
- Традиционными мероприятиями являются 4 раза в год Дни здоровья; походы со всеми возрастными группами; общешкольная Спартакиада;
- Призеры в районной Спартакиаде (волейбол, баскетбол)
- Анкетирование показало, что 100% родителей удовлетворены мероприятиями, проводимыми в школе, сами принимают участие и оказывают помощь в организации.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для решения поставленных задач учитывается сложившиеся социально – педагогическое пространство школы. При планировании учитывается положение о смотрах, конкурсах, соревнованиях , походах, слетах.
Программа базируется на организации физкультурно – массовой и спортивной работе школы и социума и используется в системе воспитательной работы как основной документ.
Исходя из педагогической ситуации , учитывая план районной спартакиады, взаимодействуя с другими организациями, создаются благоприятные условия для развития учащихся, обеспечивая им возможность самоопределения и самореализации в сферах школьной жизнедеятельности, как познавательная, здоровьесберегающая, досуговая. Центром работы является спортивный зал школы, спортивная площадка, школьный стадион.
В программу включено содержание общешкольных физкультурно – массовых мероприятий, Дней здоровья, внутришкольных соревнований, туристических походов и слетов, экспедиций, физкультурных праздников.
Реализация индивидуальных способностей каждого ребенка в области физической, психической и нравственной деятельности.
Материально-техническое обеспечение программы
Наличие материально-технической базы для организации занятий физической культурой и спортом.
Природные условия используются школой для развития лыжного спорта (проведения уроков и секций).
Для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы школа имеет:
- Спортивный зал, отвечающий стандартам
- Спортивная площадка (имеет площадки: волейбольную и футбольное поле с установленными воротами).
- Игровая площадка
Для диагностической и профилактико-коррекционной работы есть медицинский, процедурный кабинеты.
Для осуществления данной программы школа располагает материальной базой:
1. щит баскетбольный – 2 шт;
- секундомер электронный – 2 шт.
- канат для лазания – 2 шт;
- канат для перетягивания;
- конь гимнастический;
- козел гимнастический;
- стол теннисный;
- скамья гимнастическая – 6 шт;
- маты-12 шт;
- мост подкидной – 2 шт;
- набор мячей;
- тоннель;
- набор мягких модульных форм;
- оборудование для проведения силовой разминки;
- стойка для прыжков в высоту;
- сетка волейбольная – 1 шт;
- скакалки – 12 шт;
- набор теннисный;
- «козел» гимнастический;
- баскетбольные мячи — 25шт ;
- волейбольные мячи — 20 шт ;
- футбольные мячи – 5 шт;
- теннисные мячи – 20 шт
- набивные мячи — 18 шт ;
- гимнастическое бревно;
- нестандартное спортивное оборудование;
22. велотренажер «Торнео»; - гриф для штанги;
23. силовая доска;
24. сетка для футбольных ворот;
25. форма спортивная — 21 комплект;
26. обруч гимнастический – 10 шт;
27. лыжные комплекты — 41 пара.
Спортивный зал — 16 х 7.80 м
- стенка гимнастическая 2,8 х80;
- гимнастические скамейки — 4 шт;
- гимнастическое бревно;
- нестандартное спортивное оборудование.
- разметка спортивного зала
ПРИШКОЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА
- стадион — 3000 м 2;
- беговая дорожка — 100 м ;
- прыжковая яма;
- Перекладины — 6 шт
- Сдвоенное бревно
- Каскад из бревен
- Брусья параллельные
- Рукоход
- Забор
- Тренажер из автомобильных шин
- Лабиринт
- Бум разновысокий — 3 шт.
- Ворота футбольные — 2 шт
- Волейбольная площадка ( волейбольные стойки)
- Лыжные комплекты — 43 пары.
Источник