Меню

Оздоровительные практики здоровье спорт

Целевая программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
учебно-методический материал (физкультура и спорт) по теме

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Недаром в народе говорят : «Здоровому – все здорово». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Ученые определили, что состояние здоровья человека зависит на 50% от образа жизни, а остальные 50 – приходятся на экологию, наследственность, медицину, т.е. на не зависящие от человека причины. В ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной деятельности, которая составляет 30% из 50%. Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать необходимые условия. Это двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, по возможности большая связь с природой, соблюдение правил гигиены, отказ от вредных привычек, рациональный режим труда и отдыха. Все это и называется соблюдением ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Эта проблема актуальна и для нашей школы.

Скачать:

Вложение Размер
programma_zozh.docx 32.91 КБ

Предварительный просмотр:

зам директора директор школы

физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

МБОУ Фоминская СОШ

Для спорта нет границ и расстояний.

Понятен он народам всей Земли!

Он всей планеты нашей достоянье!

Спорт дарит счастье дружбы и любви!

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни;
  • дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта;
  • формирование навыков и развитие мотивации учащихся к выбору здорового образа жизни.
  • создание в средней общеобразовательной школе условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта;
  • обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
  • формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
  • дальнейшее развитие системы спортивных секций, объединений и кружков;
  • проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;
  • постоянное улучшение условий для организации спортивно-массовой работы; оснащение учебно-тренировочного процесса спортивным оборудованием и инвентарем.
  • воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
  • обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
  • развивающая – содействие физическому развитию младших школьников, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Недаром в народе говорят : «Здоровому – все здорово». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда . Ученые определили, что состояние здоровья человека зависит на 50% от образа жизни, а остальные 50 – приходятся на экологию, наследственность, медицину, т.е. на не зависящие от человека причины. В ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной деятельности, которая составляет 30% из 50%. Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать необходимые условия. Это двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, по возможности большая связь с природой, соблюдение правил гигиены, отказ от вредных привычек, рациональный режим труда и отдыха. Все это и называется соблюдением ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ . Эта проблема актуальна и для нашей школы.

Одна из важнейших задач учителя физической культуры в школе – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность нацелена на формирование у учащихся, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества учащихся школы оздоровительными мероприятиями.

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

Цель спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий – пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Основная форма спортивно-массовой работы – школьная Спартакиада, проводимая ежегодно для всех учащихся со 1-го по 11-й класс, в ней также принимают участие учителя и родители.

Перед началом любого мероприятия составляется Положение о проведении соревнований (праздника), в котором оговариваются цели и задачи данного мероприятия, сроки и место проведения, программу и ответственных за проведение.

Положение утверждается директором школы.

Все спортивно-массовые мероприятия начинаются с торжественного открытия, все знакомятся с условиями проведения соревнований, судейство соревнований возлагается на спортивный актив школы и учителя физкультуры.

Итоги и награждение проводятся в торжественной форме на еженедельной общешкольной линейке.

На больших переменах проводятся подвижные игры. Организуют и проводят их старшеклассники, физорги класса.

Игры готовятся заранее, учитывается место проведения, возраст, количество играющих и правила безопасности.

Основные принципы программы

  • демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, совместное планирование работы);
  • участие (вовлечение всех субъектов программы в планирование, реализацию и оценку действий);
  • целостность (программа направлена на укрепление физического, умственного, социального и психического здоровья учащихся);
  • интеграция (сотрудничество с заинтересованными организациями);
  • системность (физическое развитие происходит по определенной системе).

В школе создана воспитательная система физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Спорт, органично включенный в воспитательную систему, дал свои результаты: у ребят повысилась самооценка, они более уравновешены, сосредоточены на уроках, сохраняют высокий уровень умственной активности в течение всего учебного года, хорошо подготовлены к службе в армии.

Создание в школе необходимых условий для занятий спортом – один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков.

Особое внимание уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни.

Принцип профильной направленности содержания образования – выявление профессиональных намерений и планов воспитанников реализуется через углубленное изучение программы по физической культуре, в основе которой лежит баскетбол, волейбол.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни семьи, дни здоровья и спорта и т.д. Ведётся совместная работа учителей физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся, занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.

Задача учебного предмета «Физическая культура»:

формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную. Мы используем резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно-спортивную работу.

Оздоровительная роль достигается :

— организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;

— обеспечения гигиенических условий;

С чем же сталкивается в данное время школьник:

  • Отсутствие достаточной двигательной активности;
  • Постоянные стрессы, связанные с перегрузками учебных программ;
  • Нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • Недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов.

Выход из создавшийся ситуации находим через организацию и проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе.

В своей школе мы выделяем пять направлений физического воспитания:

  1. Урочное.
  2. Прикладное.
  3. Физкультурно-оздоровительное.
  4. Внеклассное.
  5. Общешкольное.

Вся спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время (за исключение физкультминуток) и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.

Составлен четкий план работы:

Совет физкультуры. Организационное и методическое руководство осуществляет учитель физкультуры Царькова Любовь Юрьевна. Ежегодно на собрании представителей классов избирается актив из 4-8 человек, которые непосредственно руководят работой Совета. Между членами Совета распределяются обязанности по спортивно-массовой работе, по пропаганде, по подготовке судей, хозяйственной работе. Спортивный актив школы проводит опрос среди ребят «в каких соревнованиях вы хотели бы принять участие?» и затем составляется план спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы на год.

В школе функционируют спортивные секции, общефизическая подготовка, пионербол, волейбол, баскетбол.

Организована группа общей физической подготовки. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Программа группы ОФП включает теоретические и практические занятия, в теоретическом блоке рассматриваются следующие вопросы:

  • Физическая культура и спорт в России.
  • Физическая культура и спорт – средства всестороннего развития личности.
  • Выступление российских спортсменов на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх.
  • Гигиена, предупреждение травм.
  • Врачебный контроль, самоконтроль.
  • Оказание первой помощи.
  • Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм.

В практической части за основу взято несколько видов спорта:

— комплексные занятия по легкой атлетике и играм;

Все упражнения направлены на развитие физических способностей: скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости.

Программа отражает необходимый обществу социальный заказ на воспитание всесторонне развитой личности, гражданина своей страны.

Система работы является в настоящее время одной из самых перспективных, т.к. позволяет решить многие проблемы развития личности:

  • в социальной сфере: навыки общественной активности, что позволяет стать соучастником происходящего через систему ученического самоуправления;
  • в познавательной сфере: позволяет развивать творческие способности, формирует умения самостоятельно добывать знания;
  • в сфере физического здоровья: решает занятость детей. Повышает нравственный иммунитет к наркомании, алкоголизму и другим антиобщественным проявлениям .

Через систему физкультурно — массовой и оздоровительной работы программа предполагает воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у школьников потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.

Анализируя итоги организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:

  • Все 100% школьников – участники физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
  • Выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой.
  • Традиционными мероприятиями являются 4 раза в год Дни здоровья; походы со всеми возрастными группами; общешкольная Спартакиада;
  • Призеры в районной Спартакиаде (волейбол, баскетбол)
  • Анкетирование показало, что 100% родителей удовлетворены мероприятиями, проводимыми в школе, сами принимают участие и оказывают помощь в организации.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для решения поставленных задач учитывается сложившиеся социально – педагогическое пространство школы. При планировании учитывается положение о смотрах, конкурсах, соревнованиях , походах, слетах.

Программа базируется на организации физкультурно – массовой и спортивной работе школы и социума и используется в системе воспитательной работы как основной документ.

Исходя из педагогической ситуации , учитывая план районной спартакиады, взаимодействуя с другими организациями, создаются благоприятные условия для развития учащихся, обеспечивая им возможность самоопределения и самореализации в сферах школьной жизнедеятельности, как познавательная, здоровьесберегающая, досуговая. Центром работы является спортивный зал школы, спортивная площадка, школьный стадион.

В программу включено содержание общешкольных физкультурно – массовых мероприятий, Дней здоровья, внутришкольных соревнований, туристических походов и слетов, экспедиций, физкультурных праздников.

Реализация индивидуальных способностей каждого ребенка в области физической, психической и нравственной деятельности.

Материально-техническое обеспечение программы

Наличие материально-технической базы для организации занятий физической культурой и спортом.

Природные условия используются школой для развития лыжного спорта (проведения уроков и секций).

Для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы школа имеет:

  • Спортивный зал, отвечающий стандартам
  • Спортивная площадка (имеет площадки: волейбольную и футбольное поле с установленными воротами).
  • Игровая площадка

Для диагностической и профилактико-коррекционной работы есть медицинский, процедурный кабинеты.

Для осуществления данной программы школа располагает материальной базой:

1. щит баскетбольный – 2 шт;

  1. секундомер электронный – 2 шт.
  2. канат для лазания – 2 шт;
  3. канат для перетягивания;
  4. конь гимнастический;
  5. козел гимнастический;
  6. стол теннисный;
  7. скамья гимнастическая – 6 шт;
  8. маты-12 шт;
  9. мост подкидной – 2 шт;
  10. набор мячей;
  11. тоннель;
  12. набор мягких модульных форм;
  13. оборудование для проведения силовой разминки;
  14. стойка для прыжков в высоту;
  15. сетка волейбольная – 1 шт;
  16. скакалки – 12 шт;
  17. набор теннисный;
  18. «козел» гимнастический;
  19. баскетбольные мячи — 25шт ;
  20. волейбольные мячи — 20 шт ;
  21. футбольные мячи – 5 шт;
  22. теннисные мячи – 20 шт
  23. набивные мячи — 18 шт ;
  24. гимнастическое бревно;
  25. нестандартное спортивное оборудование;
    22. велотренажер «Торнео»;
  26. гриф для штанги;

23. силовая доска;

24. сетка для футбольных ворот;

25. форма спортивная — 21 комплект;

26. обруч гимнастический – 10 шт;

27. лыжные комплекты — 41 пара.

Спортивный зал — 16 х 7.80 м

  • стенка гимнастическая 2,8 х80;
  • гимнастические скамейки — 4 шт;
  • гимнастическое бревно;
  • нестандартное спортивное оборудование.
  • разметка спортивного зала

ПРИШКОЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА

  • стадион — 3000 м 2;
  • беговая дорожка — 100 м ;
  • прыжковая яма;
  • Перекладины — 6 шт
  • Сдвоенное бревно
  • Каскад из бревен
  • Брусья параллельные
  • Рукоход
  • Забор
  • Тренажер из автомобильных шин
  • Лабиринт
  • Бум разновысокий — 3 шт.
  • Ворота футбольные — 2 шт
  • Волейбольная площадка ( волейбольные стойки)
  • Лыжные комплекты — 43 пары.

Источник

Читайте также:  Гигиена понятие здоровье его критерии
Adblock
detector