ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
методическая разработка на тему
Организация физкультурно — оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Савенкова Л.В. — инструктор по физической культуре СП ГБОУ СОШ Детский сад «Светлячок» с. Алексеевка
Аннотация: В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Статистические данные показывают, что наиболее распространенной проблемой у дошкольников является недоразвитие речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально — волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мимических функций, в особенности вербальной памяти [3,с.27;6,с54; 7,с.8].
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно — временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; общее недоразвитие речи.
Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в комплексе и направлена на социальную адаптацию, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Для оказания медико — психолого — педагогической помощи детям с ОВЗ мы составляем индивидуальную программу развития ребенка, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе.
Каждый педагог в непрерывной непосредственно образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно — развивающие задачи. У детей с общим недоразвитием речи изменен мышечный тонус, поэтому я, как инструктор по физической культуре особое внимание уделяю упражнениям на осанку и активное расслабление, и напряжение мышц. Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребенком упражнений со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, однако дети с общим недоразвитием речи при выполнении даже сравнительно легких движений нередко задерживают дыхание. Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания: короткий вдох длительный выдох. Слабое развитие мелкой моторики, пространственно — временной ориентировки и зрительно — моторной координации могут стать причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения речью и письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта [2,с.34]. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно — коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, логоритмику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления).
Я использую следующие коррекционно — развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:
Источник
Организация физкультурно — оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Анастасия Глущенко
Организация физкультурно — оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье- важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
«Здоровый образ жизни» Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья.
Расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни, совершенствовать физические способности, воспитывать желание вести здоровый образ жизни помогают разнообразные мероприятия, проводимые в детском саду.
Утренняя гимнастика является одним из таких мероприятий – это и закалка, и бодрость, и оздоровление детского организма. Вы, наверное, не раз замечали, что с самого утра в детях уже кипит энергия, вырывающаяся наружу. Они прыгают и бегают, лазают по любым конструкциям, но как только дело доходит до утренней гимнастики – весь пыл угасает. Почему? Ответ прост. Скучно и однообразно выполнять по команде давно заученные упражнения. Что же делать, чтобы ребенок воспринимал утреннюю гимнастику не как пытку, а как развлечение. Для этого я встречаю детей с улыбкой, проявляю немного фантазии в подборе упражнений, ставлю веселую музыку, и дети с удовольствием выполняют упражнения. Однако следует помнить про оздоровительно-коррекционную направленность, индивидуальный подход, систематичность, доступность, повторяемость упражнений и их постепенное усложнение.
Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статистическом положении. Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Физминутка – это одна из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это «минутка» активного здорового отдыха!
Пальчиковые гимнастика – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон. Исходя из логики сторонников пальчиковых гимнастики, чем чаще «тренировать» таким образом мозг, тем интенсивнее будет идти формирование его верхних отделов, отвечающих за речь и чтение.
При регулярном применении пальчиковой гимнастики в коррекционном обучении детей с ОВЗ заметны улучшения в развитие и совершенствование внимание и памяти; формирование навыков письма; также она положительно сказывается при исправлении речи детей.
Дыхательная гимнастика — это система упражнений направленная на оздоровление организма. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
В своей работе я использую дыхательные упражнения в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минуткахи в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД). При применении в работе дыхательной гимнастики повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, развивается ещё несовершенная дыхательная система ребёнка, укрепляются защитные силы организма.
Зрительная гимнастика имеет огромное или многоцелевое значение в работе с детьми с овз, т. к. она снимает зрительное напряжение. Зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние ребенка, на работоспособность. В последнее время велика популярность электронной гимнастики. Эти упражнения не только замечательный способ отвлечь ребенка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный заряд, дать заряд бодрости на целый день.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений артикуляционных органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционную гимнастику провожу в игровой форме, что придаёт занятию положительную эмоциональную окраску, создаёт у ребёнка позитивный настрой. При проведении использую наглядно-игровой материал.
Гимнастика после сна по праву считается одним из самых важных режимных моментов в детском саду. Она имеет оздоровительную направленность: повышает адаптивные возможности детского организма.Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика, выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика, ходьба по «тропе здоровья» (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам). Заканчиваем мы гимнастику умыванием или обтиранием холодной водой рук и лица.
Подвижная игра активизирует все системы организма. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с ОВЗ крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр мною учитывается характер и глубина дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Содержание и дозировка нагрузки предусматриваются постепенностью усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности это стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.
Физическое воспитание, являясь педагогическим процессом. Оно направленно не только на обучение разнообразным двигательным действиям, но и на развитие таких качеств, которые определяют физическую подготовленность ребенка на различных этапах его развития. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряжённости сердечнососудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.
Для детей с ОВЗ важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат.
Для более эффективного проведения физкультурного занятия я применяю вспомогательные средства, которые позволяют создавать и корректировать настроение и поведение ребенка, его отношения к движениям.
Таким образом выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.
Источник
Из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ»
Марина Печерица
Из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ»
Не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается
под потребности и возможности конкретного ребенка. Анна Схемова
Содержание коррекционной работы, согласно стандарту, направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы детского сада, их социальной адаптации. На основе статистических данных дети с ограниченными возможностями здоровья менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических функций и физических качеств.
Роль инструктора физкультуры состоит в организации процесса физического воспитания, укрепляя здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Целью моей работы является формирование начальных двигательных навыков детей с ОВЗ, повышение их двигательной активности, способствовать формированию двигательной культуры, создавать положительный эмоциональный настрой. Это происходит при решении задач по общему физическому воспитанию, направленных на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков в различных видах деятельности является обеспечение коррекции недостатков в психическом и физическом развитии различных категорий детей с ОВЗ.
Организация работы основана на :
— создание системы непрерывного обучения, которое обеспечивает эффективное поступательное развитие ребенка;
— создание условий, благоприятных для эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;
— развитие ведущей деятельности дошкольника – игровой.
За период 2016-2017 в группе ОВЗ состояло 3 ребенка инвалида с расстройствами аутистического спектра, и 25 детей прошедшие комплексное обследование комиссии ПМПК,это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Дети инвалиды посещали 3 возрастных группы, форма работы с ними носила индивидуальный характер. Занятия с детьми ОВЗ предусматривают широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Выбор методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогами в каждом конкретном случае.
В работе с детьми очень значимо взаимодействие педагогов и специалистов, которое решает оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи и осуществляется по трем направлениям
В части физического развития совместно с медицинским работникам, воспитателями, другими специалистами ДОО, родителями, разрабатывается ИОМ (содержательный компонент, и фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса). Составление ИОМ подразумевает эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитание и развитие дошкольника.Роль инструктор по физической культуре: укрепление здоровья детей, совершенствование психомоторных способностей дошкольника.
В структуру образовательного маршрута входит такие компоненты,как:
– целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;
– содержательный — систематизация и группировка учебных предметов;
– технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;
– диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;
– организационно — педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;
– результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.
Наблюдения и практический опыт показывают, что дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия, и фронтальные и индивидуальные, носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.
Грамотно, целесообразно создается и меняется двигательно-развивающая среда, учитываются разносторонние интересы детей, что способствует их физическому развитию. В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
•Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
•Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
•Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
•Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
•Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физинструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;
•Мотивация на улучшение результатов (похвала);
• Релаксация во время занятия;
•Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
•Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Занятия в тренажерном зале проходит в форме круговой тренировки, в структуру занятия входят разминка, общеразвивающие упражнения с элементами перевоплощения, музыкально-ритмические упражнения, упражнения на развитие мелких мышц рук, работа на тренажерах, с фитболами, самомассажи, упражнения с массажерами для профилактики плоскостопия, коррекции осанки, музыкально-подвижные игры, релаксационные упражнения и др. По необходимости освобождаю детей от всех видов соревнований, от выполнения упражнений на максимальный результат, заменяю отдельные упражнения другими, наиболее адекватными их здоровью и физической подготовленности, сокращаю количество повторений, освобождаю детей от длительного бега, общеразвивающие упражнения провожу из облегченных исходных положений. Наиболее сложные упражнения чередую с дыхательными, бег заменяю с ходьбой в разном темпе.
Отрабатываются, закрепляются и расширяются те знания и умения, которые дети уже получили на занятиях с другими специалистами.
Все это намного длительнее удерживают произвольное внимание детей к изучаемому материалу и способствуют его более глубокому усвоению.
Эффективность коррекционной работы с детьми ОВЗ определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе всех специалистов ДОУ. Здесь учитываются непосредственно особенности каждого ребенка. Перед занятиями с детьмиспециалисты обмениваются рекомендациями с более уточненного характера: коррекция моторной неловкости, слабое развитие мелкой и общей моторики, гипер- и гипоактивность, слабое развитие артикуляционного и дыхательного аппарата у того или иного ребенка.
Формами взаимодействия педагогов и специалистов является:
— Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
— Участие педагогов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
— Составление картотек игр со словом речевых игр, фонотеки с музыкальными играми и т. д.
— Выступление на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения, выполнения координирующих упражнений.
— Использование на музыкальных и физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр и др.
Формы работы физкультурных занятий
Интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.
Совместные занятия с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом психологом, логопедом — это эффективный способ в работе с детьми ОВЗ.На интегрированных занятиях широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, элементы психогимнастики, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Смена деятельности, разнообразие методов и приемов, привлекают внимание ребенка и дают возможность реализовать специалистам поставленные коррекционные задачи.
Совместная и непрерывная работа педагогов и семьи дает положительный результат. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.
Задачами работы с родителями является установление партнерских отношений с семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов, повышение грамотности родителей в области воспитания особого ребенка.
-Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье.
-Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
-Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
-Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.
Тесная взаимосвязь педагогов, специалистов, родителей способствует улучшению физического развития детей. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в оздоровительной работе.
При комплексном воздействии всех специалистов и педагогов происходит развитие физической активности, существенно повышает результативность коррекции психических, речевых и двигательных нарушений, встречающихся у детей с ОВЗ. Это связанно не только с постоянным повторением и усложнением уже известных заданий, но и положительным эмоциональным сопровождением.
Мотивация детей с ОВЗ к обучению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда педагог получает ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения, но от этого каждодневная работа, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа со здоровыми, мотивированными детьми.
Опыт работы с особыми детьми, показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно — восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с разным уровнем физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО «Организация физкультурно-оздоровительной работы» Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных.
Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Ее организация направлена на поднятие.
Из опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста» Доклад из опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста» Головашкина М. И. Ноябрь, 2018г. Двигательная.
Направления физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенс-твованию.
Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшей группы Физкультурно-оздоровительная работа 1. Продолжать под руководством медицинских работников проводить комплекс закаливающих процедур с использованием.
Обобщение опыта работы «Организация работы по познавательному развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.
Обобщение опыта работы «Организация работы семейного клуба «Игралочка» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на одно из условий, которое необходимо для создания.
Из опыта работы «Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ» . На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении я поняла, что, желая приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, необходимо.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в январе По завершению новогодних праздников и зимние каникулы, пришла пора отпускать нашу зеленую гостью — елочку в лес. На развлечении «Прощание.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Система Физкультурно – оздоровительной работы. 1. Диагностика. 2. Система профилактических, оздоровительных мероприятий a) Профилактика.
Источник