Здоровье и личная ответственность
Однажды группа студентов-психологов проводила опрос среди детей средней группы детского сада. На вопрос «кто хочет быть здоровым?» все дети в группе подняли руки. На вопрос «кто знает, как заботиться о своем здоровье?» меньше половины детей подняли руки и еще меньше детей смогли назвать средства оздоравливания (утренняя зарядка, умывание холодной водой, чистка зубов, бассейн, употребление чеснока). А на вопрос «кто регулярно делает полезные для здоровья действия?» руки подняли только несколько человек.
Здоровье – важнейшая сфера жизни каждого человека. Все поздравления, чествования, праздничные тосты начинаются с пожелания здоровья. Даже стандартное приветствие «здравствуйте» содержит пожелание: «пребывайте в здравии». «Было бы здоровье, а остальное будет», — так считали и считают люди прошлого и настоящего.
Если здоровье дороже богатства, если от здоровья нашего тела зависит даже здоровье духа, если «здоров будешь – все добудешь», если его надо «беречь смолоду», то каким образом это делать? Как, с какого возраста, и какими методами формируется, развивается и укрепляется здоровье? К сожалению, на эти далеко не праздные вопросы не дают ответы в школе и в институте, не учит этому систематично и участковый педиатр в детской поликлинике. Так что получается, что воспитание уважения к своему здоровью — это, прежде всего, сфера родительской ответственности, которая когда-нибудь перерастает в сферу личной ответственности ребенка за свое здоровье.
Сфера ответственности за здоровье формируется постепенно. Сначала закладываются основы отношения к здоровью в родительской семье будущих родителей, затем, этот опыт творчески перерабатывается молодыми супругами вначале собственной семейной жизни, и уже затем встраивается в личный опыт ребенка в процессе его развития.
На этом пути далеко не все гладко. В различные моменты на жизненном пути человека возникают люди и системы, несущие в себе иногда совершенно противоположные взгляды на отношение к здоровью. Вспомните хотя бы подростковое «кто не курит и не пьет, то здоровеньким…», которое оказывается заманчивой альтернативой установке родителей «слушай, что тебе врач говорит». Самим родителям подчас непросто разобраться среди разноплановых методов и средств лечения и оздоровления. Только в одной медицинской системе «сколько врачей – столько мнений», а еще существует множество нетрадиционных и альтернативных подходов к здоровью.
Чтобы построить свою систему отношения к здоровью, определимся с содержанием сферы родительской ответственности за здоровье. Т.е. посмотрим: что влияет на здоровье ребенка:
— личностное развитие ребенка (возраст, психологическое состояние ребенка, интересы, осведомленность ребенка, уровень его личной ответственности, развивающая среда);
— образ жизни семьи (область интересов родителей, традиции, досуг, наличие или ограничение вредной среды …);
— психологическая атмосфера вокруг ребенка (все виды семейных отношений, отношения со сверстниками, отношения в ДОУ);
— компетенция родителей (ориентировка в возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, в методах диагностики, профилактики и лечения);
— питание ребенка, состояние его ЖКТ;
— режим дня (сон, прогулки, питание, занятия, формы свободной активности);
— продуктивность сотрудничества со специалистами.
Причины заболеваний ребенка могут исходить из нарушения любой из перечисленных областей. А развитием каждой из этих сфер помогают заниматься различные специалисты: медики, педагоги, тренера, валеологи, психологи. Родственники и друзья на правах значимых людей тоже оказывают огромное влияние на содержание сферы отношения к здоровью.
Давайте с психологической точки зрения посмотрим, как развивается сфера родительской ответственности за здоровье ребенка в онтогенезе, а для лучшего понимания сравним конструктивное и деструктивное родительское отношение к здоровью в соответствии с периодами развития ребенка.
Деструктивное отношение к здоровью | Конструктивное отношение к здоровью |
Вредные привычки, эгоцентричные установки будущих родителей. | Здоровый образ жизни, готовность к принятию ребенка. |
«Отсутствующие» мать и отец, различные формы нарушения формирования привязанности: эмоциональное отторжение ребенка, равнодушие, депрессивный фон настроения, амбивалентное отношение, нездоровый образ жизни…. | Психологическая готовность к родительству, погружение в сферу родительства: сознательное проживание беременности, подготовка к родам и встрече с ребенком, настрой на общение с ребенком, ЗОЖ. |
Такое течение родов, при котором родители не несут ответственности за процесс, не принимают решения. | Родители делают сознательный выбор, проявляют во всех случаях зрелую родительскую позицию (компетентность, ответственность, настрой на ребенка). |
Раздельное пребывание матери и ребенка, низкое количество контактов, эмоционально-бедное общение родителей с ребенком, жесткий режим. | Совместное пребывание матери с ребенком, тесный контакт, эмоционально насыщенное общение, понимание потребностей малыша. |
Отсутствие средств развития здоровья ребенка:- несистемное питание,- невнимательное отношение к состоянию функций ЖКТ;- наличие вредной среды (вредные привычки родителей, недостаток свежего воздуха, контакты с инфекциями, ТV, злоупотребление лекарствами…);- непродуктивные отношения со специалистами;- отсутствие или хаотичность закаливающих процедур;- некомпетенция родителей;- нездоровые отношения в семье;- недостаток средств общего развития ребенка. | Построение семейной системы средств развития здоровья:- здоровое питание;- нормализация функций ЖКТ;- ограничения вредной среды;- здоровый и гибкий режим;- продуктивное сотрудничество со специалистами;- системное закаливание;- здоровые формы семейного досуга;- повышение родительской компетенции: ориентировка в возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, а также методах диагностики, профилактики и лечения;- здоровые отношения в семье;- соответствующая возрасту развивающая среда. |
Отсутствие в семье модели здорового образа жизни и отношения к заболеваниям. | Здоровый образ жизни семьи, введение малыша в семейную систему оздоровления: совместные с ребенком действия родителей. |
Ребенок в игровом пространстве осваивает вредные привычки («курит», «ходит в бар», «пьет лекарства» и т.д.), не понимает собственных возможностей в сбережении и развитии здоровья. Контроль за здоровьем ребенка всецело лежит на плечах родителей. | Перенос ребенком усвоенных правил в игру: игра в «больницу», в «поход», «спорт», «дочки-матери» (обучение кукол-детей ЗОЖ) и т.д..Поддержание и развитие семейных традиций ЗОЖ. Увеличение меры личного участия ребенка. |
Ребенок не осознает меры личной ответственности за свое здоровье. Не ориентируется в правилах и средствах оздоровления. Нет устойчивого мотива быть здоровым. | Постепенная передача ребенку ответственности за свое здоровье.Наработка личной системы средств (спорт, закаливание, питание…). |
Эксперименты с вредными привычками, неустойчивость к дурным влияниям компании сверстников, делегирование ответственности за свое здоровье родителям. | Становление личностно-зрелого отношения к здоровью. Сознательный, устойчивый к искушениям, наполненный действиями ЗОЖ. |
Получается, что любое отношение (и конструктивное и не очень) имеет свои последствия во времени, а проживание каждого периода жизни готовит почву для будущего урожая. Какой он будет – богатый или скудный, зрелый или «зеленый» — во многом определяется настоящим моментом.
На построение семейной системы отношения к здоровью оказывает огромное влияние опыт боления ребенка. Этот опыт всегда определенным образом трансформирует родительское отношение к его здоровью. А любое родительское отношение имеет развернутую систему последствий.
Например, отношение матери к первому заболеванию крохи может развиваться под влиянием чувства вины: «ошиблась, недоглядела, прозевала!» или под влиянием материнских амбиций: «все обойдется!». Оба этих отношения приводят к недостаточному пониманию реальной ситуации, а значит, возрастает вероятность неправильных действий со стороны родителей. Это, в свою очередь, может приводить к развитию недоверия себе и ребенку и сбрасывания ответственности на специалиста, или к переоценке возможностей ребенка, что чревато риском перегрузок. Отношение к заболеванию, как к неудаче (ошибке), а к ребенку, как к пострадавшему («бедный») приводит к тому, что сам ребенок начинает воспринимать себя, как пассивную жертву обстоятельств. Это затрудняет формирование его личной ответственности за здоровье. А раз не формируется ответственность за здоровье, то болезнь вполне может стать и способом манипуляций, ухода или протеста против нежелательных для ребенка ситуаций.
«Уход в болезнь» нередкий вариант реакции на стрессовую, конфликтную или кризисную ситуацию и для взрослых людей. Нередко такое «поведение» организма неприятно озадачивает его владельца. Настоящие причины подобного развития событий, как правило, прячутся в детском периоде жизни человека.
Но возможно и другое отношение. Например, мать может относиться к заболеванию ребенка, как к испытанию, которое надо вместе преодолеть, пройти важные для себя уроки: «это для всех непростая задача, малыш, но будем учиться вместе!». Тогда отношение к лечению становится способом проверить себя, потренироваться, а если не справляемся, то – поучиться у другого. Мать к себе в такой ситуации относится, как к учителю ребенка, а ребенок становится учеником и активным партнером матери по преодолению заболевания. Обращение к специалисту уже не выглядит, как «нежеланный, но вынужденный шаг», а воспринимается, как необходимая компетентная помощь семье. В семье происходит процесс приобретения и усвоения опыта боления, а значит, появляются новые знания, совершенствуются навыки диагностики, систематизируются методы лечения, нарабатываются продуктивные формы сотрудничества. Такой опыт становится для всех его участников источником личностного развития.
Когда родителям удается 1-2 раза позитивным образом справиться с болезнью ребенка, они сами становятся увереннее, начинают лучше ориентироваться в симптомах и динамике заболевания, а также в индивидуальной реакции ребенка на болезнь. Да и сам ребенок становится покрепче за счет положительного опыта боления и выздоровления. Поэтому при последующих столкновениях с подобным опытом родители могут больше доверять ребенку и постепенно отступать к тактике наблюдения, давая ребенку возможность самому осваивать вводимые родителями средства (изменение сна, питания, одежды, очищения организма, введение простых «домашних» средств лечения, самостоятельное обращение за помощью к взрослому).
Когда родители «включают» свое отношение к здоровью ребенка только во время его заболевания, это тоже приводит к закреплению мотива болеть. Поэтому совместные, наполненные положительными эмоциями, усилия по профилактике заболеваний и повышению устойчивости организма (закаливание и ЗОЖ) положительным образом дополняют опыт боления и создают понимание того, что здоровым быть весело, интересно и полезно. Неужели приятнее лежать одному в кровати с градусником подмышкой, чем кататься с папой на велосипеде, ходить с мамой в баню, плавать всей семьей в бассейне или играть в снежки с друзьями во дворе?
Так и идет развитие отношения к здоровью через взросление желания быть здоровым и освоение возможностей достижения здоровья. Школа здоровья – непростой, но интересный, наполненный событиями, личными достижениями и перспективами путь саморазвития и постижения жизни. А начинается этот путь — в родительской семье!
Все самое важное о детском здоровье — на вебинарах
Источник
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
статья на тему
сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_za_svoe_zdorove.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка
Выступление на МО
Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье
Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.
Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь
Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.
Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:
• сформировать у обучающихся представление о:
-позитивных факторах, влияющих на здоровье;
— правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
— рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной
• дать представление о:
— негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
— влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;
— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
— потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.
Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».
Следует осуществлять простые и очень важные действия:
- Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Во время учебного дня проводить подвижные игры.
- Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
- Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений.
- Обеспечивать каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
- Следить за условиями теплового режима. Освещенности классных помещений.
- Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
- В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
- Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных и групповых коллективах.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков;
Проведение дополнительных уроков физической культуры.
Организация спортивных перемен.
Физкультминутки для учащихся.
Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
Урочная и внеурочная работа.
Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.
Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.
Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.
В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:
● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;
● создана медико-психологическая служба;
● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:
● здоровье и здоровый образ жизни;
● соблюдение режима дня;
● соблюдение правил личной гигиены;
● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);
● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
● различные формы физического воспитания:
● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.
Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:
● активного участия в этом процессе самих обучающихся;
● создание здоровьесберегающей среды;
● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
● планомерной работы с родителями;
● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз.
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять .
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.
сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.
Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.
Источник