Меню

Ответственность за здоровье своей семьи

Здоровье и личная ответственность

Однажды группа студентов-психологов проводила опрос среди детей средней группы детского сада. На вопрос «кто хочет быть здоровым?» все дети в группе подняли руки. На вопрос «кто знает, как заботиться о своем здоровье?» меньше половины детей подняли руки и еще меньше детей смогли назвать средства оздоравливания (утренняя зарядка, умывание холодной водой, чистка зубов, бассейн, употребление чеснока). А на вопрос «кто регулярно делает полезные для здоровья действия?» руки подняли только несколько человек.

Здоровье – важнейшая сфера жизни каждого человека. Все поздравления, чествования, праздничные тосты начинаются с пожелания здоровья. Даже стандартное приветствие «здравствуйте» содержит пожелание: «пребывайте в здравии». «Было бы здоровье, а остальное будет», — так считали и считают люди прошлого и настоящего.

Если здоровье дороже богатства, если от здоровья нашего тела зависит даже здоровье духа, если «здоров будешь – все добудешь», если его надо «беречь смолоду», то каким образом это делать? Как, с какого возраста, и какими методами формируется, развивается и укрепляется здоровье? К сожалению, на эти далеко не праздные вопросы не дают ответы в школе и в институте, не учит этому систематично и участковый педиатр в детской поликлинике. Так что получается, что воспитание уважения к своему здоровью — это, прежде всего, сфера родительской ответственности, которая когда-нибудь перерастает в сферу личной ответственности ребенка за свое здоровье.

Сфера ответственности за здоровье формируется постепенно. Сначала закладываются основы отношения к здоровью в родительской семье будущих родителей, затем, этот опыт творчески перерабатывается молодыми супругами вначале собственной семейной жизни, и уже затем встраивается в личный опыт ребенка в процессе его развития.

На этом пути далеко не все гладко. В различные моменты на жизненном пути человека возникают люди и системы, несущие в себе иногда совершенно противоположные взгляды на отношение к здоровью. Вспомните хотя бы подростковое «кто не курит и не пьет, то здоровеньким…», которое оказывается заманчивой альтернативой установке родителей «слушай, что тебе врач говорит». Самим родителям подчас непросто разобраться среди разноплановых методов и средств лечения и оздоровления. Только в одной медицинской системе «сколько врачей – столько мнений», а еще существует множество нетрадиционных и альтернативных подходов к здоровью.

Чтобы построить свою систему отношения к здоровью, определимся с содержанием сферы родительской ответственности за здоровье. Т.е. посмотрим: что влияет на здоровье ребенка:

— личностное развитие ребенка (возраст, психологическое состояние ребенка, интересы, осведомленность ребенка, уровень его личной ответственности, развивающая среда);

— образ жизни семьи (область интересов родителей, традиции, досуг, наличие или ограничение вредной среды …);

— психологическая атмосфера вокруг ребенка (все виды семейных отношений, отношения со сверстниками, отношения в ДОУ);

— компетенция родителей (ориентировка в возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, в методах диагностики, профилактики и лечения);

— питание ребенка, состояние его ЖКТ;

— режим дня (сон, прогулки, питание, занятия, формы свободной активности);

— продуктивность сотрудничества со специалистами.

Причины заболеваний ребенка могут исходить из нарушения любой из перечисленных областей. А развитием каждой из этих сфер помогают заниматься различные специалисты: медики, педагоги, тренера, валеологи, психологи. Родственники и друзья на правах значимых людей тоже оказывают огромное влияние на содержание сферы отношения к здоровью.

Давайте с психологической точки зрения посмотрим, как развивается сфера родительской ответственности за здоровье ребенка в онтогенезе, а для лучшего понимания сравним конструктивное и деструктивное родительское отношение к здоровью в соответствии с периодами развития ребенка.

До зачатия ребенка

Период новорожденности (от 0 до 1,5-2 мес.)

Период от 1мес. До 1 г.

Период от 1г. До 3л.

Период от 3л. До 7 л.

Период от 7л до 12л.

Деструктивное отношение к здоровью Конструктивное отношение к здоровью
Вредные привычки, эгоцентричные установки будущих родителей. Здоровый образ жизни, готовность к принятию ребенка.
«Отсутствующие» мать и отец, различные формы нарушения формирования привязанности: эмоциональное отторжение ребенка, равнодушие, депрессивный фон настроения, амбивалентное отношение, нездоровый образ жизни…. Психологическая готовность к родительству, погружение в сферу родительства: сознательное проживание беременности, подготовка к родам и встрече с ребенком, настрой на общение с ребенком, ЗОЖ.
Такое течение родов, при котором родители не несут ответственности за процесс, не принимают решения. Родители делают сознательный выбор, проявляют во всех случаях зрелую родительскую позицию (компетентность, ответственность, настрой на ребенка).
Раздельное пребывание матери и ребенка, низкое количество контактов, эмоционально-бедное общение родителей с ребенком, жесткий режим. Совместное пребывание матери с ребенком, тесный контакт, эмоционально насыщенное общение, понимание потребностей малыша.
Отсутствие средств развития здоровья ребенка:- несистемное питание,- невнимательное отношение к состоянию функций ЖКТ;- наличие вредной среды (вредные привычки родителей, недостаток свежего воздуха, контакты с инфекциями, ТV, злоупотребление лекарствами…);- непродуктивные отношения со специалистами;- отсутствие или хаотичность закаливающих процедур;- некомпетенция родителей;- нездоровые отношения в семье;- недостаток средств общего развития ребенка. Построение семейной системы средств развития здоровья:- здоровое питание;- нормализация функций ЖКТ;- ограничения вредной среды;- здоровый и гибкий режим;- продуктивное сотрудничество со специалистами;- системное закаливание;- здоровые формы семейного досуга;- повышение родительской компетенции: ориентировка в возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, а также методах диагностики, профилактики и лечения;- здоровые отношения в семье;- соответствующая возрасту развивающая среда.
Отсутствие в семье модели здорового образа жизни и отношения к заболеваниям. Здоровый образ жизни семьи, введение малыша в семейную систему оздоровления: совместные с ребенком действия родителей.
Ребенок в игровом пространстве осваивает вредные привычки («курит», «ходит в бар», «пьет лекарства» и т.д.), не понимает собственных возможностей в сбережении и развитии здоровья. Контроль за здоровьем ребенка всецело лежит на плечах родителей. Перенос ребенком усвоенных правил в игру: игра в «больницу», в «поход», «спорт», «дочки-матери» (обучение кукол-детей ЗОЖ) и т.д..Поддержание и развитие семейных традиций ЗОЖ. Увеличение меры личного участия ребенка.
Ребенок не осознает меры личной ответственности за свое здоровье. Не ориентируется в правилах и средствах оздоровления. Нет устойчивого мотива быть здоровым. Постепенная передача ребенку ответственности за свое здоровье.Наработка личной системы средств (спорт, закаливание, питание…).
Эксперименты с вредными привычками, неустойчивость к дурным влияниям компании сверстников, делегирование ответственности за свое здоровье родителям. Становление личностно-зрелого отношения к здоровью. Сознательный, устойчивый к искушениям, наполненный действиями ЗОЖ.
Читайте также:  Электронные сигареты глоу вредные для здоровья чем

Получается, что любое отношение (и конструктивное и не очень) имеет свои последствия во времени, а проживание каждого периода жизни готовит почву для будущего урожая. Какой он будет – богатый или скудный, зрелый или «зеленый» — во многом определяется настоящим моментом.

На построение семейной системы отношения к здоровью оказывает огромное влияние опыт боления ребенка. Этот опыт всегда определенным образом трансформирует родительское отношение к его здоровью. А любое родительское отношение имеет развернутую систему последствий.

Например, отношение матери к первому заболеванию крохи может развиваться под влиянием чувства вины: «ошиблась, недоглядела, прозевала!» или под влиянием материнских амбиций: «все обойдется!». Оба этих отношения приводят к недостаточному пониманию реальной ситуации, а значит, возрастает вероятность неправильных действий со стороны родителей. Это, в свою очередь, может приводить к развитию недоверия себе и ребенку и сбрасывания ответственности на специалиста, или к переоценке возможностей ребенка, что чревато риском перегрузок. Отношение к заболеванию, как к неудаче (ошибке), а к ребенку, как к пострадавшему («бедный») приводит к тому, что сам ребенок начинает воспринимать себя, как пассивную жертву обстоятельств. Это затрудняет формирование его личной ответственности за здоровье. А раз не формируется ответственность за здоровье, то болезнь вполне может стать и способом манипуляций, ухода или протеста против нежелательных для ребенка ситуаций.

«Уход в болезнь» нередкий вариант реакции на стрессовую, конфликтную или кризисную ситуацию и для взрослых людей. Нередко такое «поведение» организма неприятно озадачивает его владельца. Настоящие причины подобного развития событий, как правило, прячутся в детском периоде жизни человека.

Но возможно и другое отношение. Например, мать может относиться к заболеванию ребенка, как к испытанию, которое надо вместе преодолеть, пройти важные для себя уроки: «это для всех непростая задача, малыш, но будем учиться вместе!». Тогда отношение к лечению становится способом проверить себя, потренироваться, а если не справляемся, то – поучиться у другого. Мать к себе в такой ситуации относится, как к учителю ребенка, а ребенок становится учеником и активным партнером матери по преодолению заболевания. Обращение к специалисту уже не выглядит, как «нежеланный, но вынужденный шаг», а воспринимается, как необходимая компетентная помощь семье. В семье происходит процесс приобретения и усвоения опыта боления, а значит, появляются новые знания, совершенствуются навыки диагностики, систематизируются методы лечения, нарабатываются продуктивные формы сотрудничества. Такой опыт становится для всех его участников источником личностного развития.

Когда родителям удается 1-2 раза позитивным образом справиться с болезнью ребенка, они сами становятся увереннее, начинают лучше ориентироваться в симптомах и динамике заболевания, а также в индивидуальной реакции ребенка на болезнь. Да и сам ребенок становится покрепче за счет положительного опыта боления и выздоровления. Поэтому при последующих столкновениях с подобным опытом родители могут больше доверять ребенку и постепенно отступать к тактике наблюдения, давая ребенку возможность самому осваивать вводимые родителями средства (изменение сна, питания, одежды, очищения организма, введение простых «домашних» средств лечения, самостоятельное обращение за помощью к взрослому).

Когда родители «включают» свое отношение к здоровью ребенка только во время его заболевания, это тоже приводит к закреплению мотива болеть. Поэтому совместные, наполненные положительными эмоциями, усилия по профилактике заболеваний и повышению устойчивости организма (закаливание и ЗОЖ) положительным образом дополняют опыт боления и создают понимание того, что здоровым быть весело, интересно и полезно. Неужели приятнее лежать одному в кровати с градусником подмышкой, чем кататься с папой на велосипеде, ходить с мамой в баню, плавать всей семьей в бассейне или играть в снежки с друзьями во дворе?

Читайте также:  Здоровое питание для здоровья кишечника

Так и идет развитие отношения к здоровью через взросление желания быть здоровым и освоение возможностей достижения здоровья. Школа здоровья – непростой, но интересный, наполненный событиями, личными достижениями и перспективами путь саморазвития и постижения жизни. А начинается этот путь — в родительской семье!

Все самое важное о детском здоровье — на вебинарах

Источник

Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
статья на тему

сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_za_svoe_zdorove.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка

Выступление на МО

Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье

Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории

Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.

Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.

Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:

• сформировать у обучающихся представление о:

-позитивных факторах, влияющих на здоровье;

— правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

— рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной

• дать представление о:

— негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

— влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;

— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

— потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.

Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».

Следует осуществлять простые и очень важные действия:

  1. Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Во время учебного дня проводить подвижные игры.
  3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
  6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений.
  7. Обеспечивать каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
  8. Следить за условиями теплового режима. Освещенности классных помещений.
  9. Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
  10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
  11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных и групповых коллективах.

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

Организация работы спортивных секций, кружков;

Проведение дополнительных уроков физической культуры.

Организация спортивных перемен.

Физкультминутки для учащихся.

Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

Урочная и внеурочная работа.

Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.

Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.

Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.

В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;

● создана медико-психологическая служба;

● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:

● здоровье и здоровый образ жизни;

● соблюдение режима дня;

● соблюдение правил личной гигиены;

● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);

● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;

● различные формы физического воспитания:

● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;

● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.

Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.

Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:

● активного участия в этом процессе самих обучающихся;

● создание здоровьесберегающей среды;

● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

● планомерной работы с родителями;

● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз.

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять .

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.

сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.

Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.

Источник

Adblock
detector