Ответственность граждан за свое здоровье (исследование в фокус- группе)
В рамках государственного задания «Анализ существующих подходов и выработка научно- обоснованных предложений по внедрению мер по повышению ответственности граждан за свое здоровье» проводилось изучение мнения населения и работников здравоохранения о критериях ответственного отношения граждан к своему здоровью и поощрении лиц, ведущих ЗОЖ.
Вопрос о степени ответственности человека за свое здоровье и выборе соответствующего поведения, по сравнению с ролью общества, которое делает этот выбор возможным, обсуждается в мире в течение нескольких десятилетий.
Личная ответственность за здоровье — это не новая концепция, тем не менее, в последнее время на ней акцентируется внимание и в Европе, и в США через политические и законодательные меры, направленные на вознаграждение (в противном случае наказания) отдельных лиц за выбор в пользу здоровья и результаты в улучшении здоровья.
Поощрение граждан, ответственно относящихся к своему здоровью, приверженных ЗОЖ, выполняющих рекомендации врачей, является наиболее приемлемым способом мотивирующего воздействия, который через интерес и сознание направляет волю людей на законопослушное поведение, на совершение полезных для гражданина и общества дел, направленных на сохранение здоровья. Предоставление людям возможностей контролировать свое здоровье и его детерминанты способствует развитию сообществ и повышению качества жизни.
— Усова Е.В., старший научный сотрудник Лаборатории интегрированных программ профилактики ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России;
— Попович М.В., к.м.н., руководитель Лаборатории интегрированных программ профилактики ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России;
— Маньшина А.В., младший научный сотрудник Лаборатории интегрированных программ профилактики ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России;
— Драпкина О.М., директор ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, д.м.н., проф., член-корр. РАН
Источник
Православная Жизнь
Порой люди сталкиваются с самыми разными мерами предосторожности, которые должны защитить их здоровье от различных болезней. Как быть христианину, если некоторые из этих мер ему не подходят?
Во время пандемии коронавирусной инфекции нередко доводится слышать разные слухи: то расскажут, что прививать от ковида будут всех, а если не хочешь — значит, сиди дома, не работай, то больных призывают изолировать чуть ли не в отдельные поселения, то сулят колоссальные штрафы за нарушение масочного режима. Слухи слухами, но ведь порой люди и правда сталкиваются с самыми разными мерами предосторожности, которые должны защитить их здоровье от различных болезней. Как быть христианину, если некоторые из этих мер ему не подходят? Имеет ли он право противостоять давлению общества, начальства и даже государства? Кому доверить решение вопросов нашего здоровья — врачу, духовнику, каким-то другим людям? Имеет ли право священник не благословить на какую-либо медицинскую процедуру? На эти непростые вопросы ответил протоиерей Владимир Шутов.
Почему люди не доверяют государству в вопросах здоровья?
Я считаю, что государство не может принуждать человека совершать какие-либо манипуляции по отношению к его здоровью, если сам человек этого не хочет. Но надо понимать, что государство — это тот орган, который призван принуждать человека исполнять законы. С юридической точки зрения оно имеет право заставить подчиняться требованиям, если они узаконены.
Почему люди нередко противятся воле государства, хотя оно, казалось бы, заботится об их здоровье? Потому что у них нет доверия ему, оно их не единожды обманывало. Даже маленькая ложь рождает большое недоверие. Это как в притче про мальчика, который кричал: «Волк!» В результате, когда приходит пора, требующая консолидации и единства, общество раскалывается, потому что не видит в своих вождях того, чего хотело бы — честности и открытости.
Недоверие в вопросах здравоохранения может возникать по нескольким причинам. Во-первых, людей настораживает, когда в медицинские вопросы вплетаются вопросы финансовой выгоды производителей или популяризаторов того или иного препарата, вакцины и так далее. Во-вторых, людям просто не хватает информации о продвигаемых государством мерах или лекарствах. В этой ситуации надо не принуждать, а разъяснять, почему нужно прививаться или использовать тот или иной препарат. В-третьих, могут пугать административные методы воздействия: если не сделаешь требуемое, получишь взыскание. Потому появляются диссиденты, которые отказываются от тех или иных мер, в результате чего страдают и государство, и люди. В такой ситуации нужно усилие общественности: учёных, специалистов, СМИ, которые будут вести просветительскую деятельность.
Здоровье христианина — достояние его самого, семьи и Церкви
Как быть в такой ситуации христианину? Он попадает в сложное положение: с одной стороны — должен подчиняться властям, с другой — имеет право поступать так, как считает полезным для себя. Конечно, человек обязан заботиться о своём здоровье, это дар Божий, который дан ему и его близким. Скажу больше: его здоровье — это достояние Церкви. Потому нет таких законов, которые могут требовать пренебрегать им. С другой стороны, не нужно превращать заботу о себе в фанатизм. Как говорил апостол Павел: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Это не догматический вопрос, здесь важен другой аспект: как бы человек не поступал, не должно быть дискриминации, связанной с его выбором. Но вести просветительскую работу надо непременно, чтобы гражданин из-за своей глупости не навредил себе и не стал обузой близким.
Что касается допустимости проявления свободы воли относительно своего здоровья, то я отвечу словами митрополита Илариона (Алфеева), который в недавнем интервью о прививках против ковида сказал: любой дееспособный взрослый человек должен принимать самостоятельное решение — делать или не делать прививки, и, конечно, не должны ущемляться права тех, кто отказался от вакцинации. Это касается не только нынешней ситуации, связанной с пандемией. Наше тело принадлежит нам, и как о нём заботиться — касается только нас. Порой ведь бывает, что забота государства о здоровье человека может этому же человеку вредить. Например, человек привился от коронавируса, прилетает в другую страну — а там разрешено прививаться совсем другой вакциной, и только ей. Получается, он вынужден прививаться повторно — или лететь обратно. Если второй вариант ему не подходит, как быть? Прививаться снова? Но это вредно, так нельзя. Что делать? У человека возникает вопрос: а где во всём этом забота о моём здоровье? Может, здесь просто продвигают определённую вакцину? Выходит, это просто политические игры?
Другая ситуация: государство закупает самую дешёвую вакцину, и в поликлинике можно привиться только ей — выходит, людям не дают выбора. Хотя у состоятельных членов общества и высокопоставленных чиновников этой страны выбор есть. Опять возникают вопросы: почему так? Разве в демократическом государстве у всех граждан не должны быть равные права? И таких ситуаций сейчас немало. В итоге человек — не важно, христианин он или нет — ощущает себя обманутым и не хочет подчиняться никаким инициативам государства, даже хорошим. Более того: у него возникает желание снять с себя ответственность за своё здоровье и переложить её на кого-то другого: старца, целителя, врача, более опытного знакомого. Это тоже неправильно.
Врач? Священник? Духовник? Старец?
За здоровье человека несёт ответственность только он сам. За детей — только их родители, потому что только с них спросят, как они распорядились здоровьем своих чад. Ни священник, ни врач, ни кто-либо другой не может брать на себя ответственность за ваше самочувствие, лечение и меры профилактики различных заболеваний. Врач даёт рекомендации, как можно и нужно лечиться, но решение принимает пациент.
Что касается духовника, то часто люди даже не знают, кто это, собственно, такой. Им неведомо, какие отношения складываются между духовником и его духовным чадом, о степени ответственности первого перед вторым. Они не знают, что такая связь не формируется только по желанию одной из сторон. Не осознают, что это частная практика, а не всеобщая, то есть духовник нужен не всем. Тем более нельзя навязывать духовнику право и обязанность решения вопросов вашего здоровья. Желание переложить на другого ответственность — ошибочно. Апостол учит, что у христианина чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Это касается каждого православного человека. Он должен сам понимать, что спасительно для его души. Если он поразмышляет, искренне помолится Богу, то любой вариант его выбора будет для него спасительным.
Как быть, если духовник не благословляет определённое лечение или процедуры?
Отношения духовника и духовного чада прежде всего основываются на ответственности первого за второго. Далеко не каждый священник, даже если вы у него регулярно исповедуетесь, — духовник, не каждая его рекомендация должна восприниматься как обязательная для исполнения. Это в большей мере монашеская традиция, и переносить её в мирскую жизнь семейных людей не всегда верно.
Если вы перекладываете ответственность за свой выбор на другого человека, помните: он может быть не готов к этому. Задумайтесь, кто будет отвечать за последствия в такой ситуации? Тот, кто посоветовал — или тот, кто просил совета? Тот, кто осмелился советовать — или тот, кто решил послушаться?
Есть давно сформировавшиеся традиции и правила духовной жизни, и нужно их учитывать. Если у христианина уже есть духовный опыт — возможно, ему и нужен духовник, но это не обязательно должен быть какой-то прозорливый старец. Святой Иоанн Лествичник пишет, что духовником должен быть человек, противоположный нашим страстям. А мы часто по своим прихотям и похотям ищем доброго любвеобильного батюшку, который нам будет всё прощать. Поможет ли такой духовный наставник в деле спасения?
Нередко семейные люди бросают своих приходских священников и едут окормляться в монастыри, к иеромонахам. Но монах исподволь будет направлять их к монашеской жизни. Как сочетать эти наставления с большой семьёй? Потому семейным лучше окормляться у белого духовенства — с большими семьями и соответствующим опытом, мудростью. Духовничество важно, но разум ведь никто не отменял.
В любой ситуации нужно прежде всего помолиться Господу Богу и попросить, если есть на то Его святая воля, послать вам духовника. Если же её нет — смириться и жить как все. Никогда не понимал, почему некоторые стремятся поехать за тридевять земель спрашивать то, что скажет любой священник на приходе? Нет ли гордыни, а то и просто глупости в этом?
Что касается вопросов здоровья, то советоваться можно и с врачами, и со священниками, но: если вы занимаетесь строительством, то в первую очередь будете искать консультации опытных строителей, верно? То же касается любой другой отрасли. Так почему же в плане здоровья мы так часто ищем ответы у тех, кто не имеет даже медицинского образования?
Священник призывает благодать Божию на принятое вами решение. Сравните «благословите на поездку к маме!» и «ехать ли мне к маме? благословите!». В первом случае вы приняли решение сами, во втором — предлагаете принять его за вас. Ответьте себе, готовы ли вы принять то, на что благословит вас священник? Нужно осознавать, что он может благословить как на положительное, так и на отрицательное решение, и надо быть готовым принять оба. А многие люди часто хотят услышать что-то конкретное, и провоцируют священника на конкретный ответ, задавая ему множество вопросов и путая.
У нас есть Господь, Священное Писание, Церковь, разве этого мало для спасения? Как говорил святой Ириней Лионский: апостолы, как богач в сокровищницу, положили в Церковь всё необходимое для нашего спасения.
Имеет ли право священник запрещать человеку то или иное медицинское вмешательство?
Священник может запрещать делать то, что вредит духовному здоровью человека. Если верующий приходит и просит благословения на явный грех, то священник это запрещает. Если же мы говорим о здоровье, это вопрос не о спасении души. Спасаются ведь не здоровые и не больные, спасаются терпеливые.
Я как священник не дерзнул бы как запрещать, так и благословить что-то в вопросах здоровья. Нужно подойти к этому вопросу максимально трепетно и аккуратно, а не разрешать или запрещать. Здесь нужно рассуждение. Навязать человеку свою греховную волю легко, но какова будет цена такому поступку? Благодать священства, конечно, действует, и можно благословить больного на какую-то процедуру, рассказать, какие могут быть последствия и как к ним подготовиться. Но окончательное решение принимает только сам человек. А вот молитвенное сопровождение мы готовы оказывать сколько угодно. Причём можем молитвенно поддерживать как принятие каких-то мер, так и отказ от них, потому что человек имеет право распоряжаться своим здоровьем так, как ему хочется. Конечно, в этой ситуации священник должен учитывать множество аспектов, чтобы решение одного человека не повлекло за собой соблазна для других.
Адекватный пастырь понимает свою ответственность, он не будет давать рекомендации, которые могут навредить. Если же человек направо и налево раздаёт благословения, то здесь надо быть осторожными. На мой взгляд, это попахивает психическими и духовными проблемами. Это горе — искать спасения и попасть в такую ловушку. Но здесь возникают вопросы к самому человеку: неужели он не чувствовал, кому доверяется? Возможно, он и не искал правды? Недаром апостол предупреждал, что «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3).
Главное — доверять Богу и не разрушать единство Церкви
Если человек искренне верит в Бога, ходит в храм Божий, выполняет самые простые духовные упражнения — дома молится, периодически открывает Священное Писание, стремится к Богу духом, регулярно исповедуется и причащается — у него всё будет хорошо. Господь «кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Тот, кто пришёл в Церковь за Истиной, обретёт её, а тот, кто ищет чего-то «ахового», будет ходить от прихода к приходу, бегать по монастырям, пока не найдёт то, что будет тешить его самолюбие, или пока не встретит того, кто возьмёт ответственность за его решения.
В заключение хочу особо подчеркнуть: вопросы, связанные со здоровьем, не должны быть яблоком раздора и разделять приходы, семьи и тем более Церковь. Каждому из нас нужно немного остудить свой пыл, посмотреть вглубь себя, искренне помолиться Богу, а не рвать тело Церкви, утверждая, что те, кто прививается от ковида, спасётся, а остальные нет. Господь всех объединяет, всех призывает. И мы должна все вызовы жизни принимать как повод не разделиться, а объединиться. Нужно учиться быть толерантными к мнениям, которые нам не близки, потому что каждый имеет право на своё мнение. Никакая позиция не будет спасительной, если она приводит к раздору и разобщению.
Источник
Если близкий тяжело болен
Тяжелая болезнь становится испытанием и для больного, и для его семьи. Зачастую первыми о болезни узнают родственники и оказываются перед вопросом: как сообщить о болезни своему близкому?
Важно избежать жёсткой позиции, например: «В случае такой болезни человек обязан все знать». В этой ситуации следует идти за больным. Здесь только сам больной может быть «гидом, за которым необходимо чутко и точно следовать».
Очень часто больной человек спрашивает у своих родных о диагнозе, о прогнозе лечения. Было бы ошибкой отвечать ему сразу, назвав диагноз. Одни больные хотят и готовы узнать диагноз, для других такая информация будет чрезмерной, и будет действовать на них разрушающе. Вовсе не факт, что спрашивая о болезни, человек готов и хочет узнать свой диагноз. Например, прежде чем отвечать на вопрос о диагнозе можно спросить: «А когда ты был в больнице, что тебе говорил врач?» Если в ответ вы услышите: «Я не спрашивал диагноз, не хотел знать!», то, в таком случае, будет ошибкой назвать диагноз, возможно сейчас больной может поговорить о своей тревоге, о том, как изменится его жизнь и жизнь всей семьи в связи с болезнью, о лечении, о ближайшем будущем и т.д. Информацию о болезни нужно сообщать дозировано, каждый раз проверяя готов ли человек сегодня узнать немного больше о своем заболевании и сохраняя надежду.
Важно понимать, если человек заболел, то от близких понадобится много труда и терпения, поэтому силы должны расходоваться разумно. И в заботе о больном родственнике необходимо помнить о себе, поддерживать себя, пополнять запас своих сил. Иначе в результате перенапряжения силы иссякнут, и больной может остаться совсем без внимания.
Пример обращения на сайт: Добрый день. Моей маме летом будет 90 лет. Живем мы втроем, я, муж и мама. Физически у мамы здоровье по возрасту, хороший аппетит, сама ходит на горшок, с ходунками передвигается по квартире, а с головой проблемы, ничего и никого не помнит, называет меня дочкой, а тут же спрашивает, есть ли у нее дети, и где они. Часто бывают галлюцинации, видит чужих людей, слышит голоса. Одну её надолго не оставить. Когда уходим на работу, приходит сиделка. Я уже 3 года даже на дачу с ночевкой не могу съездить. Мне 55 лет, мужу 60. Продолжаем работать. Летом у обоих отпуск. Хотелось бы куда-то съездить отдохнуть, пока есть деньги и здоровье. Есть возможность маму на месяц пристроить в дом престарелых. Я только боюсь, не станет ли ей хуже от перемены обстановки, вдруг у неё совсем «крыша» съедет? Можно ли это сделать? За неё переживаю, но и себя жалко. Мне ведь тоже немного времени для активного отдыха осталось, а я все дома сижу и про «смертушку» слушаю, у самой начинается депрессия.
Ответ психолога: Здравствуйте, Татьяна! Вы переживаете за маму, стараетесь не оставлять ее надолго одну, обеспечить необходимый уход. Но и Ваше собственное самочувствие уже начинает вызывать беспокойство, Вы чувствуете, что необходим отдых, что если все время сидеть дома и слушать про “смертушку”, то недалеко и до депрессии. И Вы как будто спрашиваете разрешение – можно ли Вам съездить отдохнуть на лето. Татьяна, разрешить ли себе съездить отдохнуть — зависит только от Вас. Но можно облегчить себе выбор, взвесив все “за” и “против”. Наблюдается ли Ваша мама у врача-психиатра? Вы можете проконсультироваться с ним по поводу того, как может отразиться на состоянии мамы временный переезд в дом престарелых. Также важно оценить и Ваше собственное состояние – сейчас физическое здоровье мамы соответствует возрасту, но неизвестно, как она будет себя чувствовать в дальнейшем, какой уход потребуется. Все это потребует Ваших сил. Как долго Вы сможете продержаться без отдыха? Есть ли возможность подключить к уходу за мамой других родственников? Какого мнения придерживается Ваш муж – ведь все происходящее отражается на нем и на Ваших отношениях. Все это может склонить Ваш выбор в ту или иную сторону.
Пример обращения на сайт: Здравствуйте! Мне 47 лет. Я живу в Иркутске, замужем. Ухаживаю за мамой (78 лет), она себя не обслуживает после инсульта уже 4 года, и сидела с внуком, ему 6 лет. Может причина моего состояния внук, который много болел и часто лежал в больницах, и мама тоже, я медсестра и очень мнительная. Страшно за них было, сейчас страшно за маму. Понимаю, что это жизнь, но очень сильно психически устала. Работу найти не могу, сертификат продлевать надо, да и не хочу в медицину, т.к дома хватает лазарета. В этой квартире мы живем с 2005 года. т.е 6 лет, и эти 6 лет я нахожусь в длительном стрессе за всех: маму, внука, свою в будущем старость. Что со мной. У меня одни комплексы. Мне часто говорят дочь и муж, что мы работаем, мы пришли с работы, устали или нам на работу. Чувство, что я всем обуза неработающая, хотя я варю, бегаю по магазинам, стираю, убираю, забираю внука из садика, 3 раза в день кормлю маму. Я стала весить 53 кг, хотя всегда была 58-60. Может у меня психическое истощение, сильно боюсь землетрясения. В 2008 году в Иркутске было 7 балов, я с внуком бежала с 5 этажа, а бабушку оставила дома, у меня постоянный страх всего. Заниженная самооценка, я потеряла смысл жизни, у меня нет цели. Если честно, то я хочу жить одна, но я понимаю, что у меня нет таких денег. Я всю жизнь прожила с матерью. Сейчас, мы живем в одной квартире 4 поколения, понимаю, что мне никто не поможет, просто крик души, Я не верю ни во что! Знаю, что я никому не нужна, только чтоб всех обслуживала, работу в 47 лет не смогла найти. Я бы уехала, но некуда. Просто написала, может легче станет. Еще раз извините меня!
Ответ психолога: Здравствуйте, Ирина! Я услышала Ваш крик души. Вы написали, не надеясь, что кто-то сможет помочь. Действительно, иногда, чтобы «стало легче», очень хочется просто выговориться и быть услышанной. Неразрешенные бытовые проблемы, болезнь близких людей привели Вас к состоянию усталости, длительного стресса. Вы потеряли в жизни цель, перестали любить себя. Судя по всему, Ваша жизнь в последние годы связана исключительно с тем, чтобы помогать, ухаживать. Вы не можете этого не делать. Но что мешает в повседневной суете уделить хоть небольшое время себе? Что радовало Вас раньше? Что интересовало? Что из всего этого Вы можете реализовать сегодня? Ирина, Вы пишете о своих страхах, заниженной самооценке, о потере смысла жизни. Безусловно, Вам нужна помощь психолога (лучше, чтобы она была очная). Как вариант – позвоните на Телефон Доверия в Вашем городе. Профессиональный психолог не решит Ваших бытовых проблем, но, возможно, поможет Вам с ними справляться.
Часто родственники в заботе о своем близком допускают ошибку, отнимая из-за болезни у человека контроль над его жизнью. Необходимо осознать важность сохранения контроля самим больным, так как потеря его неизбежно ведет в депрессии. Важно оставить за больным человеком выбор. Если речь идет о тяжелой болезни, пусть это будет выбор в мелочах, важно, что бы его делал сам человек. Например, что он будет сегодня кушать, вот это или вот это? Также необходимо позволить больному делать то, что в его силах, возможно, это будут самые простые вещи, так, например, не нужно кормить человека с ложки, если он может делать это сам, пусть медленно и неопрятно.
Пример обращения на сайт: Здравствуйте! Год назад у моего сына (ему 20 лет) появились проблемы с толстым кишечником. Лежали в 5 больницах. Все анализы и исследования показывали, что предпосылок для операции нет, но лучше ему не становилось, не помогали ни диеты, ни лекарства. В декабре сделали операцию, удалили три спайки. Но легче ему не стало: постоянные головные боли, тошнота, слабость, ослабление зрения, страхи, бессонница, боли в сердце, боли внизу живота, нерегулярный стул. Вообще, жизнь стала невыносимой как для него, так и для всех близких. И вот, 3 дня назад очередной криз — на скорой забрали в неотложку — диагноз — вегето-сосудистая дистония (нервное истощение). Сын — студент, сейчас дипломная, скоро сессия, ложиться в больницу никак. Что делать? Помогите.
Здравствуйте, Оксана! Год назад у вашего двадцатилетнего сына возникли проблемы со здоровьем, изменившие Вашу жизнь, сделавшие ее невыносимой. Вы просите совета о том, как «обойти» назначение врача о госпитализации вашего сына в лечебное учреждение. Понимаете ли Вы всю ответственность, которую берете, таким образом, на себя? Человеческий организм функционирует как единая система. Если человек длительное время работает на пределе своих физических и психических возможностей, наступает истощение. Когда человек продолжительное время пребывает в подобном режиме, ничего не предпринимая, тогда включаются защитные механизмы и тело (болезнь) останавливает человека. Такие заболевания называют психосоматическими. Ваши переживания за успешное окончание сыном института понятны, но нет рецепта, как, избегая назначений врача, закончить дипломную работу. Есть более страшная опасность — учеба рано или поздно закончится, а вот утраченное здоровье вернуть может оказаться сложно. Предоставьте возможность вашему сыну самому принять решение по поводу собственного здоровья и обучения. Для того чтобы помочь ему, вы можете прояснить — можно ли заменить пребывание в больнице на дневной стационар, либо дистанционное выполнение назначений врача, в институте поинтересоваться условиями отсрочки защиты дипломной работы или академического отпуска. Возможно, при прояснении различных вариантов, подобная перспектива перестанет для вас быть настолько пугающей.
В своем психологическом состоянии больной переживает несколько стадий. Эти стадии описаны многими специалистами. Так, например, почитать о них можно в книге «О смерти и умирании» американского психиатра Элизабет Кюблер-Росс или книгах Андрея Владимировича Гнездилова, психиатра, основателя хосписа в Санкт-Петербурге.
Первая стадия — это психологический шок. На этом этапе человек не верит в то, что это произошло: «Не может быть, почему я, это ошибка диагноза, другой врач скажет по-другому». Отрицание, ощущение, что это происходит не с ним, не в его жизни, поиск виноватых, поиск причин, поиск шансов и возможностей исправить случившееся, обмануть реальность, обмануть, в конечном счете, самого себя, найдя подтверждение, что все не так уж страшно. Это происходит от того, что принять случившееся страшно, невыносимо трудно, болезненно. И именно из-за избегания правды люди застревают в этом периоде чаще всего навсегда. Некоторые пациенты так и не переходят на другую стадию осознания и могут продолжать ходить к врачам, пока не найдут того, кто разделяет их позицию. И тогда вся жизнь летит под откос, хотя поначалу так не кажется. И единственное, что возможно на этом этапе: поверить в то, что то, что случилось — безвозвратная, безжалостная, бескомпромиссная, ужасная, окончательная правда. Это очень больно и очень тяжело, но это путь в будущее.
Вторая стадия – это гнев. Гнев — это хороший знак, это знак жизни, знак того, что человек сопротивляется, не хочет болеть. Полезно понимать, что если у человека есть гнев, то не надо его отрицать, не надо говорить, что это плохо. Гнев — это естественная реакция. Случается, что близкие начинают ощущать себя «мишенью» гнева больного, заключают, что он сердится лично на них и тоже начинают испытывать раздражение, злость и это только ухудшает ситуацию. Если мы задумаемся о причинах гнева больного, то мы увидим, что чувствовали бы то же самое, если бы наш привычный образ жизни и жизненно важные планы оказались внезапно разрушены.
Когда человек борется, он активный, он включается в жизнь. Хуже, когда человек пассивный. Пассивный – это «легкий» больной для окружающих людей, который все принимает, но на самом деле он находится в позиции жертвы. Когда человек сопротивляется, расспрашивает, это надо принимать как знак того, что у него есть шансы взять на себя ответственность за жизнь и за отношение к смерти.
Третья стадия – торговля, сделка. На этом этапе больной пытается договориться с болезнью, совершить «сделку с Богом». Из своего прошлого опыта, чаще всего детского, человек знает, что существует слабая надежда на вознаграждение за хорошее поведение или исполнение желаний за особые заслуги.
Четвертый период – период депрессии, отчаяния, когда человек понимает: все это правда, болезнь есть, и уйти от этого невозможно. Фаза отчаяния и депрессии – важная фаза. Отчаяние сопутствует осмыслению болезни. Оно необходимо, чтобы принять: «Да, болезнь есть». Элизабет Кюблер-Росс в книги «О смерти и умирании» пишет, что на этом этапе депрессия является средством подготовки к неминуемой потере всего любимого и ценного, здесь она инструмент перехода к состоянию смирения. В этот период больному не принесут пользы попытки его ободрить или предложения видеть во всем светлую сторону. Важно позволить больному выразить свою скорбь, просто побыть с ним рядом, не предпринимая постоянных попыток его утешить.
Последняя, пятая фаза – это смирение и надежда. На этом этапе больной уже выплеснул свои чувства, перестал оплакивать неминуемую утрату любимых людей, происходит более или менее спокойное принятие того, что есть. И, несмотря на болезнь, жизнь продолжается, не заканчивается на болезни.
Эти фазы могут идти не в перечисленной последовательности, меняться местами, некоторые фазы могут отсутствовать или повторяться: человек может принимать одну фазу, потом ее отрицать, и так далее.
Члены семьи больного проходят через эти же фазы, и может быть, впервые они осознают, что они тоже будут стоять перед собственной смертью. Сначала многие из них не верят, отрицают сам факт, что в их семье возможна такая болезнь.
Пример обращения на сайт: Как помочь ребенку, девочке 10 лет, что сказать, как успокоить. Маме поставили диагноз — онкология, у девочки слабое сердечко, очень переживает.
Ответ психолога: Светлана, по Вашему сообщению очень сложно понять, кем Вы приходитесь маме и девочке, что подразумеваете под словом «онкология» — смертный приговор, болезнь с вероятностью излечения, долгий хронический недуг. Иногда за подобными вопросами стоит неготовность самого обратившегося в чем-то себе признаться. Как Вы восприняли это известие, что происходит с вами? Психика ребенка, как правило, достаточно гибкая, чтобы принять печальные известия, а по поводу слабого сердечка лучше посоветоваться с лечащим врачом. Откройте тему в личном кабинете, напишите подробнее, или обратитесь на нашу линию экстренной психологической помощи 8 (495) 626-37-07.
Так родственники могут обращаться к разным врачам в тщетной надежде, что диагноз окажется ошибочным, могут искать помощи и поддержки у целителей и гадалок и пр. Лишь постепенно им удается посмотреть на то, что происходит в действительности. И этот прямой взгляд на тот факт, что их близкий человек тяжело болен, несет резкую перемену в их жизни.
В зависимости от того, как относится к болезни сам пациент, в какой мере он осознает ситуацию и насколько способен к общению, вся семья, быстрее или медленнее, тоже проходит через несколько этапов. Если они способны обсуждать и принимать решения совместно, то самые важные проблемы будут взяты под контроль сразу, без потерь времени и без изнурительных эмоций. Если же все пытаются что-то скрыть друг от друга, то между родными людьми выстраиваются искусственные барьеры, сильно затрудняющие постепенную подготовку семьи и больного к печальному событию. Конечный результат получается значительно более тяжким, чем в той семье, где умеют вместе поговорить и поплакать.
Источник