Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
статья на тему
сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_za_svoe_zdorove.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка
Выступление на МО
Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье
Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.
Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь
Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.
Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:
• сформировать у обучающихся представление о:
-позитивных факторах, влияющих на здоровье;
— правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
— рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной
• дать представление о:
— негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
— влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;
— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
— потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.
Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».
Следует осуществлять простые и очень важные действия:
- Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Во время учебного дня проводить подвижные игры.
- Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
- Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений.
- Обеспечивать каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
- Следить за условиями теплового режима. Освещенности классных помещений.
- Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
- В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
- Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных и групповых коллективах.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков;
Проведение дополнительных уроков физической культуры.
Организация спортивных перемен.
Физкультминутки для учащихся.
Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
Урочная и внеурочная работа.
Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.
Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.
Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.
В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:
● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;
● создана медико-психологическая служба;
● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:
● здоровье и здоровый образ жизни;
● соблюдение режима дня;
● соблюдение правил личной гигиены;
● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);
● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
● различные формы физического воспитания:
● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.
Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:
● активного участия в этом процессе самих обучающихся;
● создание здоровьесберегающей среды;
● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
● планомерной работы с родителями;
● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз.
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять .
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.
сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.
Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.
Источник
Журнал «Психология»
Ответственность за свое здоровье — необходимость давать себе отчет в своих действиях и поступках, психических состояниях, выборе социального окружения, др., отвечать за их возможные последствия для здоровья. Ответственность предполагает свободу распоряжаться своим здоровьем, иметь информацию о состоянии организма (право знать диагноз).
В советские времена ранги медицинского работника (и соответственно медицинского психолога) и пациента интерпретировались как отношения «начальника» и «подчиненного». Здоровье населения рассматривалось как ресурс и собственность государства; медики были государственными служащими, отвечающими за состояние этого ресурса; их рекомендации были обязательны к исполнению.
О праве пациента распоряжаться своим здоровьем не было и речи. Каждый житель был прикреплен к определенному медицинскому учреждению и не мог выбирать себе врача и клинику. Сегодня ситуация в отечественном здравоохранении меняется.
Известно, что здоровье каждого человека определяется (а) особенностями его организма и образа жизни (факторы хозяина), (б) воздействием, которое он испытывает извне (факторы среды). Факторы хозяина включают биологическую (в том числе генетическую) предрасположенность организма к тем или иным заболеваниям, а также привычки (курение, переедание, гиподинамия, др.) и склонность к рискованным формам поведения (Т. Х. Тульчинский, Е. А.
Варавикова, 1999). Среди факторов хозяина, опираясь на положение об активности психики (школа А. Н. Леонтьева), личности, ее свободе выбора, рассматривается (Н. Д. Творогова, 2005) и такой фактор — «свобода и ответственность личности за выбор поведения, направленного на болезнь, или поведения, направленного на здоровье» (направленность на здоровье или на болезнь это индивидуальный выбор зрелой личности).
Личность обычно имеет возможность осознанно контролировать свои негативные эмоции (не допуская, чтобы они превращались в хронические), рационально питаться, систематически выполнять физические упражнения, противостоять дистрессу, быть социально активной, не употреблять алкоголь и наркотики, не курить, своевременно обращаться за медицинской помощью, др. Для здоровья важно также, чтобы она стремилась к самореализации и имела духовно наполненную жизнь.
По мере контроля своего здоровья, личность все более чувствует себя автономно и свободно, возлагая при этом на себя ответственность за свой выбор (за свободу зачастую приходится расплачиваться чувством вины, если, например, несвоевременно воспользовался данными и возможностями биомедицинских наук).
Источник
Ответственность за свое здоровье психолог
В новых российских социально-экономических условиях медицинская помощь стала «медицинской услугой»,то есть произошла смена воззрений на охрану здоровья с принципа административно-правовых позиций на гражданско-правовые.
В новых российских социально-экономических условиях медицинская помощь стала «медицинской услугой», то есть произошла смена воззрений на охрану здоровья с принципа административно-правовых позиций на гражданско-правовые.
С точки зрения гражданского права медицинская услуга является возмездной двусторонней сделкой, наделяющей стороны равными правами, обязанностями и ответственностью.
Однако Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан, детально регламентирующие права пациента, не упоминают о его обязанностях. Таким образом из законодательства изъята ответственность пациента (населения) за определенное состояние своего здоровья (алкоголизм, наркотизация, курение, отказ от диспансеризации и вакцинации и т.д.).
Авторы обращают внимание на необходимость законодательным образом четко определить в отношениях «медик-пациент» обязанности второй стороны.
В научной литературе, средствах массовой информации, судебных решениях, распорядительных документах органов управления здравоохранением активно отражаются проблемы ответственности врача за профессиональную ошибку. Тема, безусловно, актуальная.
По мнению А. Г. Чучалина, Российская Федерация занимает первое место в мире по числу врачебных ошибок и около 30 % врачебных вердиктов ошибочны. Г. Я. Лопатенков утверждает, что число ошибок в диагностике в четыре раза превышает число врачебных ошибок в лечении.
Не отрицая актуальности вопроса об ответственности врачей за результаты профессиональной деятельности, обратимся к другой стороне проблемы: ответственности пациента за собственное здоровье, а также ответственности пациента перед врачом.
По мнению Д. Д. Венедиктова, все усилия врачей способны лишь на 8-12% обеспечить охрану здоровья населения, значительно более важную роль в этом процессе играет охрана окружающей среды, условия жизни и труда и т.п.
В этих 80-ти с лишним процентах и личная забота граждан (пациентов) об охране собственного здоровья.
Эксперт Всемирной организации здравоохранения С. Дж. Тилингаст утверждает, что образ жизни и генетические особенности определяют состояние здоровья в большей степени, чем государство и врачи.
Существуют ли правовые механизмы, обязывающие пациента внимательно относиться к собственному здоровью, здоровью окружающих, к назначениям врача? Международных юридических актов, обязывающих каждого человека самому заботиться о здоровье, не существует. Эта позиция актуальна в связи с тем, что правовые нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет перед национальным законодательством. Так, Рекомендации НР(80)4 Совета Европы предлагают пациенту принять активное участие в своем лечении.
В российском законодательстве в ст.10 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. No52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гражданам предписывается «заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей», а также «не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания». Аналогичные нормы указаны в Семейном кодексе Российской Федерации в ст. 63, обязывающей родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, детально регламентирующие права пациента, ни словом не упоминают об его обязанностях.
В клинической практике отнюдь не редки случаи когда неблагоприятный исход заболеваний обусловлен нарушением пациентом предписанного лечебно-охранительного режима.
Вместе с тем, поскольку специальных норм об ответственности пациентов за охрану собственного здоровья не существует, медицинский персонал лишен возможности применения мер правового характера по отношению к пациенту.
Применение санкций от имени государства наступает лишь в случаях совершения пациентом общественно-опасных деяний, затрагивающих интересы третьих лиц.
Так, в соответствии со ст.6.1. Кодекса об административных правонарушениях сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, влечет наложение административного штрафа.
Заведомое заражение другого лица венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией, в зависимости от тяжести содеянного, возраста пострадавщего, количества зараженных, предусматривает ещё более суровые санкции-от административного штрафа, исправительных ра-бот, ареста до лишения свободы
Организационно-правовые вопросыдо восьми лет (ст.ст. 121 и 122 Уголовно-го кодекса Российской Федерации).
Учитывая слабость нормативно-правовой базы в регулировании общественных отношений в сфере охраны здоровья, если речь не идет о совершении пациентами уголовных преступлений, приходится констатировать, что из системы здравоохранения изъято одно из самых значимых звеньев — роль самого населения. Алкоголизация, в т.ч. суррогатами алкоголя, наркотизация широким спектром препаратов, повальное курение, отказ от диспансеризации и вакцинации, автомобильная езда «без правил» — вот далеко не исчерпывающий перечень того, как пациенты относятся к здоровью и жизни, как своей, так и чужой. А в ответе одни врачи?
Характерна реакция средств массовой информации на рассмотрение Государственной Думой законопроекта, предусматривающего наказание рублем пациентов, злоупотребляющих табаком, алкоголем, избегающих прививок, – резко отрицательная.
А между тем, в новых социально-экономических условиях «медицинская помощь» стала «медицинской услугой», т.е. произошла смена воззрений на охрану здоровья с принципа патернализма, с позиций административно-правовых на гражданско-правовые принципы.
Любая, в том числе медицинская, услуга является товаром и с точки зрения гражданского права является возмездной двусторонней сделкой, наделяющей стороны равными правами, обязанностями и ответственностью.
В то же время медицинская услуга принципиально отличается от любых других услуг, которые могут быть предоставлены потребителю современным рынком. Во-первых, она касается важнейших общечеловеческих ценностей – жизни и здоровья человека. Во-вторых, ее реализация не исключает обоснованного риска как со стороны пациента, так и со стороны врача. В-третьих, не существует абсолютных гарантий конечного результата.
С учетом этих особенностей ст.ст. 30 и 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено добровольное информированное согласие пациента на любое медицинское вмешательство, которое можно рассматривать как применение договорного регулирования отношений в сфере медицинских услуг с учетом перечисленных особенностей.
К особенностям медицинской услуги можно отнести и четвертый элемент – наличие посредника в лице страховой медицинской организации. Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. No1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страховая медицинская организация имеет множество прав в отношении медицинских учреждений и медицинских работников, в т.ч. право контроля за объемом, сроками и качеством (ст.15), но чего? Медицинской помощи или медицинской услуги? В тексте Закона применяются оба термина, напр. в той же ст.15 страховая медицинская организация имеет право «свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования».
Значит, медицинская помощь и медицинская услуга – разные вещи.
Указанный закон также не предусматривает контроля за соблюдением пациентами каких-либо норм поведения в период их пребывания в медицинском учреждении, не говоря уже о контроле вне его стен.
В то же время такая возможность у страховой медицинской организации имеется. Согласно ч. 2 ст. 9 указанного закона страхователь обязан «предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию».
Таким образом, имеются определенные возможности воздействия на сознание пациента правовыми методами (для его же блага). Вместе с тем, несовершенство действующего законодательства, декларативность его норм, видимое отсутствие мотивации четко определить права второй стороны уже существующих в сфере здравоохранения гражданско-правовых отношений, в частности ответственности пациента за результаты диагностики и лечения, приводят к неизбежному выводу о необходимости дальнейшего совершенствования деятельности профессиональных медицинских ассоциаций.
Варшавский Ю.В, Китаев В.В., Ершов В.В, Научно-практический центр,медицинской радиологии Департамента здравоохранения г. Москвы
Источник