Меню

Ответственность за свое здоровье беседа

Воспитание ответственности за свое здоровье, у младших школьников Из опыта работы
статья по теме

Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять в них положительные и отрицательные стороны, самостоятельно добывать знания из различных источников, применяя их позже на практике, оценивать свои действия, видеть собственные ошибки, понимать их причины и находить способы как их исправить.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ответственности за свое здоровье, у младших школьников

Из опыта работы

Хоршева Елена Петровна, воспитатель 2 класса

МОУ» Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат №2 VIII вида»

Киселёвского городского округа,

Актуальность здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива подтверждается многочисленными исследованиями здоровья детей и возможностями его сохранения.

Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать решать её необходимо как можно раньше.

Таким периодом в жизни ребёнка является младший школьный возраст. Возраст, в котором происходит становление человека… период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития (В. А. Сухомлинский). Именно в младшем школьном возрасте (7-11лет) целесообразно начать работу, направленную на воспитание ценностного отношения у детей к своему здоровью.

Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять в них положительные и отрицательные стороны, самостоятельно добывать знания из различных источников, применяя их позже на практике, оценивать свои действия, видеть собственные ошибки, понимать их причины и находить способы как их исправить.

В реализации поставленной цели применяю различные методы. Одним из основных является беседы, которые я называю «Урок Здоровья», с участием не только детей, но и родителей.

Первый урок «Как я понимаю, что такое здоровье», признан, выявить знание и понимание учащимися понятия здоровья, его составляющих, умение оценивать собственное здоровье, понимание важности здоровья для полноценной жизни человека.

В ходе беседы дети совместно обсуждают, что такое здоровье и оценивают значимость здоровья для собственного развития, дальнейшей жизнедеятельности.

В результате формулируется определение здоровья (для этого используются не только высказывания детей, но также толковый словарь С. И. Ожегова), дети знакомятся с компонентами здоровья и пытаются оценить своё здоровье, В результате, закладываются предпосылки для понимания младшими школьниками ответственности за своё здоровье, необходимости выполнения определённых правил, с целью не только сохранения, но и укрепления, совершенствования собственного здоровья.

Следующая беседа – урок-практикум. На этом уроке здоровья дети совместно (под руководством воспитателя) вырабатывают общие (необходимые для всех) правила, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Все правила можно объединить в группы:

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • активная двигательная деятельность;
  • закаливание;
  • правильное питание;
  • одевание по погоде (соблюдение температурного режима).

В ходе обсуждения дети приходят к выводу о формировании собственного здоровья

Для реализации поставленной цели мною проводятся мероприятия, которые я разделила на 5 разделов:

  1. Чистота – залог здоровья . Работа организуется по нескольким направлениям:
  • личная гигиена;
  • гигиена жилища;
  • гигиена одежды;
  • гигиена питания

Совершенствуя санитарно-гигиенические умения и навыки детей, провожу с детьми беседы, практические занятия, осуществляю контроль за сформированностью культурно-гигиенических умений и навыков. Стимулирую действия похвалой, поддержкой, которые вызывают у детей положительные эмоции и желание выполнить работу ещё лучше, ещё качественнее. Направление работы воспитывает в них дисциплинированность, аккуратность, выдержку, терпение

2. Мы играем, отдыхаем – своё здоровье укрепляем.

На прогулках детям предлагаю поиграть в какую-либо подвижную игру (желательно незнакомую детям). Дети, не зная правил данной игры, просят познакомить их с ними

В результате, благодаря такой работе ребята не только узнают много новых подвижных игр, в которые могут играть каждый день, но, находясь в роли ведущего, они учатся чётко объяснять те или иные команды, а, находясь в роли игрока, учатся эти команды правильно выполнять. Такая деятельность способствует не только расширению кругозора, но и воспитывает ответственность, любознательность, познавательный интерес , а также положительные эмоции, которые испытывают дети, исполняя и роль ведущего.

3. Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Данный раздел предполагает знакомство младших школьников с правилами и способами закаливания, развитием у них навыков закаливания. Сюда включена работа по выполнению детьми утренней гимнастики.

На одном из уроков здоровья я спрашиваю детей о том, как они понимают, что такое закаливание, нужно ли закалять организм человека, нужно ли это детям. Также спрашиваю ребят том, кто из них закаляет свой организм, каким образом? Занимаются ли закаливанием организма их родители? Существуют ли правила закаливания и знакомы ли они детям?

В ходе беседы подвожу детей к выводу о том, что и закаляться необходимо по определённым правилам, а также, что зарядка способствует тому, чтобы организм рос крепким, сильным, выносливым.

4. Кто правильно питается, здоровым развивается.

Правила здорового образа жизни, воспитания здорового человека – это правильное питание, поэтому я выделяю данную тему в специальный раздел, «Разговор о правильном питании», где дети учатся, почему нужно питаться в определённое время, почему нужно есть мясо, рыбу, творог, избегать различных «перекусов», «сухомяток», в результате чего станет меньше жалоб на боль в желудке, отсюда, хорошее настроение на протяжении всего дня.

Направление работы включает не только вопросы физического, но духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Поэтому следующий пункт…

5. Пусть и сердце и душа будут добрыми.

Работа предполагает воспитание нравственных качеств личности детей, их духовного здоровья. Она проводится по следующим направлениям:

  • воспитание добрых отношений внутри класса (создание детского коллектива);
  • воспитание доброго, уважительного отношения к членам своей семьи: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям, сёстрам;
  • воспитание уважительного отношения к людям, работающим в школе;
  • воспитание ответственности за своё поведение, умение анализировать и оценивать свои поступки.
  • воспитание любви к своему краю, гордости за его людей;
  • воспитание чуткости, отзывчивости.

Формированию, а затем сплочению детского коллектива, развитию добрых, товарищеских отношений среди детей способствуют подготовка к различным конкурсам, праздникам, ролевые игры, в которых дети учатся анализировать и оценивать поступки героев и вместе с тем свои поступки. Большое значение на данном этапе работы играют «откровенные разговоры» , в которых дети рассказывают о себе своим одноклассникам, поначалу это может быть знакомство детей друг с другом, где они расскажут о своей семье, своих увлечениях, интересах. Позже, став взрослее, ребята могут делиться с одноклассниками своими проблемами и получить дружеский совет. Главное для «откровенного разговора» – обстановка доверия, доброжелательное отношения к другим.

С первого дня ребёнка в школе его окружает множество взрослых. Конечно, педагог становится для него самым важным, самым главным человеком, но ведь рядом с детьми много тех людей, которые делают его пребывание в школе комфортным, уютным, безопасным: это и административные работники, работник медицинского кабинета, и школьный библиотекарь, и работники столовой , уборщицы. Сразу необходимо показать детям важность их труда, маленькие школьники должны понять, что без этих людей их жизнь в школе была бы намного труднее, каждого из сотрудников, называя их по имени-отчеству.

Со всеми взрослыми, которых ребята встречают в школе, они здороваются, а, уходя домой, прощаются.

Кроме того, каждый человек должен знать историю того края, где он родился, рос, где живёт. Без знания своих исторических корней нет Человека. Историю нашего края не надо учить, она сама учит, сама воспитывает теми событиями, которые свершились на нашей кузбасской земле, судьбами тех людей, которые эту историю создавали.

Результатом такой работы является, не только воспитание нравственных качеств личности учеников: доброта, отзывчивость, чуткость, сердечность, сочувствие, сопереживание, сострадание, но и умение работать в команде, воспитание чувство ответственности, самостоятельности, умение планировать свою деятельность. Участвуя в праздниках, торжественных мероприятиях, совершая экскурсии, знакомясь с интересными людьми, дети испытывают глубокие эмоциональные переживания, т.о. формируется их духовно-нравственное здоровье.

Работа по каждому разделу предполагается на всем периоде обучения. Процесс познания строится таким образом, что на каждом новом этапе, в каждом следующем классе дети не только узнают новое по каждому разделу, но и возвращаются к уже известному им. Имеющиеся у младших школьников знания по тому или иному разделу позволяют им открыть новые, неизвестные ранее стороны изучаемого объекта. Такое направление работы позволяет не просто дать ученикам определённые знания, сформировать умения в преобразовании, обогащении собственного здоровья, но и способствует более глубокому пониманию их детьми. Многообразие видов и форм деятельности, богатство содержания способствуют развитию интереса у младших школьников,

Получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста. Научить ребенка осознавать эту радость – дело не трудное. Он просто должен овладеть рефлексией (осознанием) эмоций, то есть понять, элементарное. Что чистая кожа рук по ощущению куда приятнее, чем грязные пальцы.

Список использованной литературы:

В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Рад. Шк». \ 1985.-557 с.

Источник

Классный час «Мы в ответе за свое здоровье»
классный час (6 класс) по теме

Мероприятие о преимуществе здорового образа жизни. Способствует развитию исследовательских способностей учащихся

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_my_v_otvete_za_svoe_zdorove.doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 5 класса

(проведён с учащимися 6 класса)

Тема: «Мы в ответе за своё здоровье»

  • Закрепить ранее полученные знания детей о здоровье
  • Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание быть здоровым и повлиять на здоровье родителей, вызывая у них потребность отказаться от вредных привычек
  • Развитие исследовательских способностей учащихся
  • Связь с семьёй, привлечение родителей к поиску информации
  • Разучивание упражнений, способствующих формированию хорошей осанки, развитию гибкости, снятию напряжения глаз

Приглашены: медицинский работник, музыкальный работник школы

Исследовательская работа: Поиск пословиц и поговорок о здоровье, исследование состояния своего здоровья и здоровья членов своей семьи

Оборудование: На классной доске картинка с изображением доктора Айболита, листы бумаги в виде двух дорог, компьютеры, проектор, диск энциклопедия «Кирилла и Мефодия», для поиска информации необходим доступ к ресурсам Интернет.

У учащихся жетоны для раскрашивания, макеты медалей, цветные карандаши или фломастеры.

— «Здравствуйте!» говорим мы друг другу при встрече, желая, в первую очередь, здоровья. А здоровы ли вы, мои дорогие друзья? Хорошее ли у вас настроение? (Ответы детей)

— Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!» здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать (слайд 1)

— Сегодня я приглашаю вас совершить весёлый поход по Дороге Здоровья, во время которого мы будем учиться беречь и укреплять своё здоровье.

Давайте прочитаем вместе девиз нашего урока: «Здоровье не купишь – его разум дарит!»

— Когда вы только родились и были ещё совсем маленькими, о вашем здоровье беспокоились ваши мамы, которые правильно кормили вас, делали гимнастику для вас, малышей, вовремя укладывали спать, носили на прививку в больницу. Вы стали старше, мамы и сейчас оберегают вас от всех невзгод. Только теперь уже вы и сами должны заботиться о своём здоровье!

— Вы, наверно, знаете, как полезны для здоровья пешие прогулки, поэтому первую часть пути мы пройдём пешком! Раз-два! Три-четыре! (Дети маршируют)

— А вот и первый привал!

— Давайте продолжим пословицы, которые приготовил для вас добрый доктор Айболит (слайд 3)

Чистота — … (залог здоровья)

Береги платье снову, … (а здоровье смолоду)

Если хочешь быть здоров, … (позабудь про докторов)

Курить — … (здоровью вредить)

— А какие пословицы и поговорки о здоровье посоветовали вам записать и запомнить ваши родители, бабушки или дедушки?

(Дети рассказывают пословицы, прикрепляя листочек с пословицей на лист. Формируется информационный стенд «Пословицы и поговорки о здоровье»)

— Ребята, много пословиц о здоровье вы узнали сегодня! А хотите узнать ещё больше?

— Доктор Айболит советует вам воспользоваться возможностями Интернет, где можно найти ещё и другие пословицы, о которых мы не говорили сегодня. Сейчас вам нужно найти в Интернете и записать ещё одну пословицу о здоровье, чтобы наши знания стали ещё богаче! (слайд 4)

(Учащиеся ищут информацию в сети Интернет на сайтах Стенд дополняется новыми пословицами и поговорками.)

— Ребята, русский народ очень мудрый, в пословицах содержится очень много советов, как сохранить своё здоровье. Постарайтесь прислушаться к добрым советам и делать так, как советуют вам пословицы и поговорки!

— Чтобы идти дальше по Дороге Здоровья, давайте узнаем, какое здоровье у учеников нашего класса. (слайд 5)

— Вспомните, часто ли вы болели в течение учебного года? Доктор Айболит раздаёт всем вам жетоны. Вам нужно будет их раскрасить!

— Если вы не болели в течение всего учебного года – у вас самый высокий уровень здоровья. Раскрасьте жетон красным цветом!

— Если заболевание возникло во время эпидемии – у вас средний уровень здоровья. Раскрасьте жетон зелёным цветом!

— Если вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья низкий. Раскрасьте жетон синим цветом!

(Дети раскрашивают жетоны, а затем распределяются на группы в зависимости от цвета жетона. Определяется средний уровень здоровья учеников класса)

— Дорогие ребята! Я очень рада, что в нашем классе есть здоровые ребята, которые никогда не болеют! Я думаю, они поделятся сегодня с нами секретами своего здоровья! Больше всех ребят, которые болеют лишь иногда. Учеников со слабым здоровьем у нас нет! Молодцы! (Ребята опускают жетоны в сумку Айболита)

— Продолжаем наше путешествие по Дороге Здоровья. Чтобы сэкономить время, сделаем пробежку! (Звучит весёлая музыка. Ребята выполняют бег на месте) .

— Внимание, мы пришли на перекрёсток дорог, но где же наша дорога, дорога Здоровья? Куда идти, что выбрать? Указателей нет… Ну, что ж, придётся идти по … (Ребята предлагают выбрать путь). (слайд 6)

— Ребята, посмотрите, что встречается на нашем пути? (Сигарета) (слайд 7)

— Это друг или враг нашего здоровья? (Ответы детей)

— Курение вредит нашему здоровью. Во Франции 2 юношей на спор выкурили по 60 сигарет и оба погибли от отравления. За 30 лет курения по 1 пачке в день человек выкуривает 1600 кг табака, при этом 800 грамм никотина попадает в его организм. Известно, что одна капля никотина убивает лошадь. Как вы думаете, нужно ли «дружить» с сигаретой? (слайды 8-9)

— А вот еще что нам встречается на этой дороге . (Пепси-кола, сухарики, чипсы) (слайд 10)

— Как вы думаете, для желудка эти продукты полезны или вредны? Почему?

— Ребята, известно, что при постоянном употреблении этих продуктов в пищу, у человека развивается гастрит и другие болезни. Как вы думаете, стоит «дружить» с пепси-колой, сухариками и чипсами? (Нет, эти продукты приносят вред желудку, значит, это «враги» нашего здоровья)

(Демонстрируется фрагмент из Энциклопедии Кирилла и Мефодия, раздел «Я и моя еда»)

— Как вы думаете, какие ещё «враги» нашего здоровья могут нас подстерегать на этой дороге? (Ученики называют «врагов» здоровья, о которых они узнали при подготовке к Уроку Здоровья из бесед с родителями, из книг, из других источников. Затем прикрепляют записки с именами «врагов» на лист, который изображает дорогу).

— Итак, ребята, много «врагов» у нашего здоровья. Это: (слайд 11-12)

  • отсутствие физических нагрузок
  • лень
  • постоянное пребывание перед телевизором или компьютером
  • нахождение в душном помещении
  • отсутствие прогулок на свежем воздухе
  • неправильное питание, переедание
  • безволие, неорганизованность, слабохарактерность
  • курение, алкоголь, наркотики

— Расскажите, как они могут повлиять на организм человека. (Дети рассказывают небольшие случаи из своей жизни. Используется методика «Неоконченное предложение». «Однажды я заболел, потому что…» )

— Как вы думаете, может ли сможет ли человек оставаться всегда здоровым, если он в своей жизни выберет этот путь? (Нет)

— Он может превратиться в больного, хилого, слабого, безвольного человека, которому в жизни ничего не нужно и ничего не интересно. Хотите вы стать такими? (Нет.) Тогда давайте скорей вернёмся назад и выберем другой путь, где люди здоровы и веселы, любят зарядку и спорт. Они счастливы и здоровы!

(Снова звучит музыка, дети маршируют под музыку, выполняя различные движения по команде учителя)

— Ребята, мы вновь оказались на знакомом перекрёстке, но теперь мы уже знаем, где находится Дорога Здоровья.

— Кто же нам первый встретился на пути? (Ребята, которые любят спорт) (слайд 13)

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать

— Ребята, что помогло ребятам стать сильнее? (Занятия утренней зарядкой и занятия спортом)

— А какие упражнения вам показали и посоветовали провести в классе ваши старшие братья и сёстры, мамы или папы, бабушки или дедушки.

(Учащиеся рассказывают, как в их семье берегут здоровье, кто самый крепкий и здоровый в семье, что помогает ему быть здоровым. Затем предлагают выполнить физические упражнения, подготовленные дома с родителями, для формирования хорошей осанки, для развития гибкости, для снятия напряжения глаз, для красивой фигуры, для развития силы рук.) (Составляется комплекс физических упражнений)

— Ребята, в нашем классе есть ученики, которые занимаются спортом, занимают призовые места. Это Винников Владик, Каумёнов Даник и Фомин Сергей. Они приняли участие в спортивном празднике посёлка. Посмотрите их фотографии.

И даже бабушка нашего ученика Винникова Владика приняла участие в спортивном празднике. Вот как любят спорт в этой семье. (слайд 16)

— Ребята, давайте закончим комплекс физических упражнений словами «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» (Дети повторяют слова « Здоровье в порядке – спасибо зарядке!») (слайд 17)

— Помните о том, что зарядку нужно делать каждое утро! Зарядка – друг нашего здоровья. Она укрепляет и развивает мышцы. (Демонстрируется фрагмент из энциклопедии)

— Идём дальше по Дороге Здоровья. Кого же мы встретили? Человека, который всегда строго следит за здоровьем каждого из вас. И, чтобы уберечь ваше здоровье от врагов, делает вам прививки! (Это медсестра Любовь Александровна)

Медработник проводит беседу о здоровом питании, о потребностях организма в витаминах, особенно в зимнее время, напоминает правила:

— ешьте 4 раза в день и никогда не «перекусывайте»

— ешьте медленно, маленькими кусочками

— пережёвывайте пищу как можно тщательнее

— жареные блюда лучше заменить варёными и тушёными

— ограничьте потребление солёных блюд

— употребляйте хлеб и сахар в умеренных количествах

— при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь, кусочек капусты или выпейте стакан молока. Народная мудрость гласит: «В молоке – здоровье, в масле – благо, в мясе – сила». (слайд 18)

Поэтому обязательно пейте молоко, которое специально для вас делают в коробочках, чтобы вы могли его пить на перемене. Молоко – друг вашего здоровья! (Детям раздаётся молоко, они с удовольствием выпивают его)

— На дороге здоровья мы с вами встретили «друзей» нашего здоровья. Это занятия спортом, зарядка, употребление в пищу молока, мяса, овощей, фруктов. А теперь расскажите, о каких «друзьях» здоровья вы узнали из беседы с вашими родителями? (Дети прикрепляют на лист, изображающий Дорогу Здоровья записки с названиями «друзей» здоровья, среди которых: режим дня, овощи и фрукты, закаливание, зубная щётка и др.)

Итак, друзьями нашего здоровья являются: (слайд 19)

  • Физическая культура, спорт, движение
  • Воздух, солнце и вода
  • Правильное питание
  • Чёткий, правильный распорядок дня
  • Отказ от вредных привычек

— Человек, который выбирает эту дорогу весел, жизнерадостен, энергичен, успешен, у него всё в жизни складывается хорошо!

— Ребята, наше путешествие подходит к концу, и сегодня вы должны решить, по какой дороге вы пойдёте в своей жизни дальше. (Дети высказывают своё мнение)

— Молодцы, я вижу, вы хотите быть здоровыми!

— Давайте проверим, чему мы научились сегодня и ответим на вопросы викторины

  1. Зарядка – это источник бодрости и здоровья (да)
  2. Жвачка сохраняет зубы? (Нет)
  3. Кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет)
  4. От курения ежегодно погибают более тысячи человек? (Да)
  5. Бананы поднимают настроение? (Да)
  6. Морковь замедляет процесс старения организма? (Да)
  7. Есть безвредные наркотики? (Нет)
  8. Отказаться от курения легко? (Нет)
  9. Молоко полезнее йогурта? (Нет)
  10. Взрослые чаще, чем дети, ломают руки и ноги? (Да)
  11. Недостаток солнца может вызвать депрессию? (Да)
  12. Летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет)
  13. Ежедневно надо выпивать два стакана молока? (Да)
  14. Детям до 15 лет нельзщя заниматься тяжёлой атлетикой? (Да)
  15. Ребёнку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет)

Результаты: более 10 правильных ответов – отличный результат. Учащиеся, не набравшие 10 баллов, выполняют по одному приседанию за каждый неправильный ответ

— Друзья! На самом деле наше путешествие не заканчивается. Впереди – заливы и проливы, бухты, моря и океаны, материки и острова, рифы, «скалы и мели»… Словом, целая жизнь. И так важно быть здоровым!

— Будьте здоровым! Умейте управлять своими эмоциями, настроением и желанием. Укрепляйте тело дух. Ваше здоровье в ваших руках!

Я беру голубую, как небо, гуашь

И рисую моря и реки

И апрельский, прозрачный почти, пейзаж:

В день весны в двадцать первом веке

Я беру золотую, как солнце, гуашь

И рисую всё то, что снится:

Златовласку, узоры причудливых чащ,

И рассвет, и поля пшеницы.

Я рисую… И сердцу светлей и теплей.

Пусть рука сама выберет краски.

(Дети рисуют медали «Вырасту здоровым!», на которых рисуют «друзей» здоровья. Можно нарисовать самого себя с румяными щёчками, занимающегося зарядкой и т.п. Медаль относят домой). (слайд 20)

Завершающая беседа, итог занятия

— Молодцы! Устали? Вот, какой, оказывается, трудный путь мы преодолели, чтобы научиться быть здоровыми. Теперь мы знаем, кто — «враги» нашего здоровья, а кто — «друзья». Мы знаем, по какой дороге нужно идти, чтобы сохранить этот бесценный дар – своё здоровье! Давайте закончим Урок Здоровья общей песней «Если хочешь быть здоров» (Слова В.Лебедева-Кумача, музыка В. Соловьёва-Седого):

Источник

Читайте также:  Фон товары для здоровья
Adblock
detector