Меню

Ответственность такси за здоровье пассажира

Для такси хотят прописать ответственность за здоровье пассажиров

28 сентября 2020, 08:31

В России хотят законодательно закрепить ответственность агрегаторов и таксопарков за здоровье пассажиров. С такой инициативой к председателю комитета по транспорту и строительству Госдумы Евгению Москвичеву обратилось Общероссийское объединение пассажиров. С текстом документа ознакомились «Известия».

Управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов рассказал, что на данный момент в случае причинения вреда здоровью или имуществу пассажира в результате аварии – если вина водителя доказана – он может рассчитывать на компенсацию в пределах страхования ОСАГО – до 500 тыс. рублей.

При этом юрист добавил, что теоретически возможно дополнительное взыскание ущерба с водителя путем подачи соответствующего иска. Однако судебная практика, связанная с такими исками, крайне скудна, а случаи победы пассажира единичны. Удовлетворить свои требования за счет средств и имущества таксиста, особенно если это трудовой мигрант, даже с решением суда на руках крайне сложно.

При этом по действующему законодательству агрегатор такси не несет ответственности за пассажира, попавшего в аварию. Как в России, так и за рубежом за время работы агрегаторов возникали ситуации, когда пассажиры получали серьезные травмы и не могли взыскать компенсацию ни с водителя, ни с разработчика приложения.

Общероссийское объединение пассажиров в середине сентября направило главе комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгению Москвичеву предложение дополнить его законопроект о регулировании рынка таксомоторных перевозок (№ 481004-7) подробным механизмом возмещения ущерба пассажирам.

Законопроект еще в 2018 году прошел первое чтение, но с тех пор нижней палатой больше не рассматривался. Один из его спорных моментов – запрет на допуск к перевозкам водителей, официально не трудоустроенных в таксомоторной компании или агрегаторе. Участники рынка считают, что это положение увеличит расходы компаний и приведет к росту цен на услуги такси и падению спроса.

Материал подготовил Алексей Кошелев

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите — будет интересно

Источник

Как работает страхование пассажиров в такси

Разберемся, как устроено такое страхование, вспомним, когда страхование пассажиров в такси вообще появилось, как оно работает и по каким принципам действует в мире.

Что происходит

В сентябре 2017 года сервис личных водителей Wheely (вместе со страховым домом ВСК) начал страховать пассажиров . Яндекс.Такси и Uber тоже прорабатывали ввод повсеместного страхования в такси, и всё же запустили программу страхования жизни и здоровья пассажиров и водителей везде, где работает сервис

Как это работает

Сервис перевозки заключает соглашения со страховыми компаниями. Например, партнёры Яндекс.Такси — страховые компании Allianz, ВТБ Страхование и Ингосстрах.

Все поездки страхуются автоматически — пассажиру не нужно самостоятельно включать эту опцию. Отказаться от страхования, кстати, тоже нельзя. Согласно заверениям сервиса, с пользователей не снимается дополнительная плата — её берет на себя компания.

Компенсация выплачивается в случае, если пассажир или водитель пострадали в результате ДТП — получили травму или инвалидность, или в случае смерти. По любым из этих случаев максимальная компенсация составляет 2 млн рублей. На эту сумму страхуется жизнь и здоровье и водителя автомобиля, и его текущего пассажира.

Неважно, кто заказывает поездку и сколько человек находится в автомобиле — застрахованы все. Единственное условие — количество застрахованных пассажиров не должно превышать количество посадочных мест.

Неизвестно, во сколько обходится эта страховая программа сервису. Стоимость страхования одной поездки в Wheely (максимальная компенсация — 2,5 млн рублей, тоже распространяется на всех, кто находится в машине) оценили в 11-14 рублей .

А вот в другом агрегаторе такси, «Максим», который запустил страховую программу одновременно с Яндексом, другой принцип. Она действует как «взаимное страхование» — страховые премии выплачивает собственный благотворительный фонд «Максима» «Гарант», который пополняет сама компания и её водители.

Материальные компенсации за вред жизни, здоровью и имуществу, полученный в результате ДТП, выплачиваются из средств фонда, причем ограничений по максимальному размеру компенсации нет. Причина такого выбора — нежелание работать со страховыми компаниями, которые требовали серьезных страховых отчислений (от 10 копеек до 1 рубля с каждой поездки), и страховых депозитов по каждому городу, в котором работает сервис. зде, где работает сервис.

Читайте также:  Здоровья много долгих лет

Зачем нужно такое страхование

Федеральный закон от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» предписывает , что все компании, занимающиеся коммерческими перевозками пассажиров, должны иметь полис ОСГОПП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров).

Этот полис гарантирует компенсацию вреда жизни, здоровью или имуществу, причиненному перевозчиком пассажиру. Закон распространяется на различные виды транспорта (железные дороги, самолеты, морской и водный транспорт, автобусы, троллейбусы, трамваи, легкое метро и монорельсы).

Закон также предписывает лимит выплат: вред жизни — не менее 2 025 000 руб, вред здоровью — определяется в зависимости от степени тяжести, вред имуществу — из расчета 600 руб. за один килограмм багажа и 11 000 руб. за другое имущество, но не более 23 000 руб.

Интересно, что есть два вида транспорта, перевозки которыми не нужно обязательно страховать — метрополитен и легковые такси. Например, в случае, если пассажир такси пострадает во время поездки, он может получить компенсацию вреда по ОСАГО. Можно обратиться и в суд — правда, в таком случае ДТП будут рассматривать не с точки зрения отношений пассажира и перевозчика, а как недобросовестное оказание услуг по закону о защите прав потребителей.

Иными словами, по закону владельцы легковых такси не обязаны страховать перевозки. Пассажир такси не был защищен от рисков. Это стало особенно очевидным в 2016 году, когда случилось несколько громких разбирательств пострадавших пассажиров с агрегаторами. Например, водители Яндекс.Такси несколько раз попадали в аварии , в которых страдали они сами и их пассажиры.

Позиция компании в таких ситуациях похожая — Яндекс.Такси де-юре не предоставляет услуг по коммерческой перевозке пассажиров, а является информационно-техническим подрядчиком. Поэтому требовать компенсацию вреда у Яндекс.Такси, по сути, нельзя — все разногласия нужно решать непосредственно с перевозчиком, то есть, например, с частным водителем.

Кроме того, закон об обязательном страховании принимался в 2012 году — тогда агрегаторов такси, которыми все пользуются сейчас, ещё не было.

Как у других?

В других странах этот вопрос решается иначе. Например, в США ответственность за жизнь и здоровье пассажиров несет перевозчик — водитель такси в любом случае не несет никаких рисков. Страхование жизни, здоровья и имущества пассажира включено в стандартную коммерческую страховку компании-перевозчика. Кстати, водитель такси вообще защищен от многих рисков — даже если он нанесет вред третьему лицу, не являющемуся пассажиром, компания возьмет ответственность на себя .

С «частниками», которыми являются водители Uber и Lyft (западных агрегаторов такси), всё немного сложнее. Так как сервисы являются посредниками между водителями и пассажирами, они фактически не несут ответственность за безопасность и тех, и других.

У каждого водителя по закону должна быть автомобильная страховка. Если он планирует заниматься коммерческим извозом, об этом нужно предупредить страховую компанию и, возможно, расширить свой план и регулярно доплачивать страховую премию. Иными словами, чтобы получить компенсацию вреда, полученного в машине Uber, у самого водителя должна быть расширенная автомобильная страховка, разрешающая и покрывающая коммерческие перевозки.

Но это не всё. У Uber есть собственная страховая программа. Она действует следующим образом: если водитель соответствует всем требованиям Uber, он может рассчитывать на один из трех уровней покрытия. Первый — если приложение Uber выключено, ответственность за любое ДТП является личной ответственностью водителя, и любую компенсацию и должен получить у своей страховой компании.

Второй — если приложение Uber активно, но в машину водителя ещё не сел пассажир, ответственность за любое ДТП тоже ложится на личную автомобильную страховку водителя. Однако Uber может предложить дополнительное покрытие — до 50 тыс долларов за одну травму (максимум — до 100 тыс), и максимум 25 тыс долларов за вред имуществу, если водитель об этом попросит.

Третий уровень — если в машине водителя находится пассажир. В этом случае и водитель, и пассажир застрахованы на сумму, не превышающую 1 млн долларов. Третьи лица, которые могли пострадать в ДТП (велосипедисты или пешеходы) тоже застрахованы. Однако, если Uber по каким-то причинам не выплатит компенсацию, страховая компания водителя тоже может отказаться от компенсации ущерба, так как водитель в момент аварии занимался коммерческими перевозками .

Читайте также:  Здоровье сбережешь от беды уйдешь

Можно предположить, что это правило (в некоторой степени) помогает оградить традиционные компании-перевозчики от экспансии шэринговых сервисов.

Что касается России — будем надеяться, что страхование, введенное компаниями, поможет и водителям, и пассажирам чувствовать себя в поездках более защищенными.

В наших силах сделать вождение более безопасным и помочь друг другу избежать травм и трат времени на оформление всех необходимых документов.

Источник

Агрегаторы такси: кто и за что несет ответственность?

Ребенок испачкал салон такси, и водитель запер его с матерью в салоне, требуя компенсацию за химчистку. Такси врезалось в фонарный столб, и пассажирка получила многочисленные травмы. Таксист привез заказчика не по нужному адресу, высадил буквально в сугроб и уехал. Все пострадавшие пользовались услугами агрегаторов и совершенно внезапно для себя обнаружили, что те… не несут никакой ответственности за произошедшее, даже если виноват водитель. Неужели это по закону?

К сожалению, на сегодняшний день — да. Агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber, ру.такси) действительно не несут ответственности за действия водителя и пассажира. Но прежде чем разбираться в этом парадоксе, давайте определим, как в принципе пассажир может получить компенсацию от водителя такси. И кто в России имеет право садиться за руль автомобиля «с шашечками».

Заглянем в основной закон, который определяет правовой статус услуг такси. Это Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В нем говорится, в частности, следующее:

  • Водитель такси должен иметь не меньше 3 лет стажа за рулем.
  • Разрешение получается на автомобиль. Причем, не только на тот, который в собственности, но и тот, который арендован или используется по доверенности.
  • Водитель имеет право совершать межрегиональные поездки без получения дополнительных разрешений, если место посадки пассажира было в том регионе, в котором получена лицензия.

Как видите, условия для таксистов сравнительно гуманны. И сейчас, когда сегмент перевозок пассажиров в целом развивается очень бурно, многие пользуются возможностью и начинают оказывать такие услуги.

Но при всем удобстве такси нельзя забывать, что передвижение в легковом автомобиле потенциально опасно, и никто не застрахован от аварии.

Кто отвечает за ДТП с участием такси, и как можно получить компенсацию?

Важно! Пассажир такси, попавшего в ДТП, имеет право на компенсацию вне зависимости от того, кто виноват в аварии. Выплаты производит компания-страховщик того, кто виноват в столкновении. Так как все автомобили сейчас должны в обязательном порядке быть застрахованы по программе ОСАГО, пассажирам гарантируется выплата.

Что нужно сделать?

1. Необходимо оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. Если пассажир получает серьезные травмы и его увозят в больницу, этот факт фиксируется в протоколе. Но если травмы не серьезные, то дождаться нужно обязательно!

2. По факту аварии составляется протокол ДТП. Важно! В нем должно быть зафиксировано, что имеются пострадавшие!

3. После получения протокола ДТП пассажир должен обратиться в травмпункт и зафиксировать все травмы. После осмотра врач выписывает заключение, в котором указывает степень травм.

4. Подготовить для страховой компании пакет документов, включающий в себя: акт об аварии, медицинское заключение. Если пострадало имущество, нужны еще: документы, подтверждающие право собственности на это имущество, заключение независимого эксперта о причинении имуществу вреда, подтверждение расходов на ремонт имущества.

О своем желании получить страховую выплату страховщика нужно уведомить в течение 15 дней после ДТП.

Важно! Если такси было нелегальным, а водитель отказывается компенсировать причиненный пассажиру вред, требовать выплату можно только через суд.

Если вы пользуетесь услугами легальных таксопарков, то руководство несет ответственность за принятых на работу водителей, и получить компенсацию более чем реально. Но вот если вы поймали «частника» или воспользовались услугами так называемых агрегаторов (Яндекс.Такси и другие), уже начинаются проблемы.

Водитель требует больше денег, чем договаривались изначально. Надо ли платить?

За что отвечают агрегаторы?

Большинство пассажиров не знает этих нюансов, но реальность такова, что на сегодняшний день агрегаторы такси не отвечают за то, что произошло (или не произошло) с пассажиром во время поездки. Ответственности за ДТП с участием водителя, приехавшего по вызову, они также не несут, поэтому обращаться к администрации в случае аварии бесполезно.

Читайте также:  Фенхель семена для здоровья

Дело в том, что законы, регламентирующие работу такси, на них не распространяются. Агрегаторы оказывают информационные услуги и отвечают за то, что водитель и пассажир встретились. В дальнейшем клиент оказывается предоставлен самому себе.

И если случился конфликт, то решать их водитель и пассажир тоже будут самостоятельно.

Впрочем, проблема возникновения спорных ситуаций с водителями, которые приезжают по заказам, сделанным через приложения агрегаторов, приобретает массовый характер. Настолько, что в начале октября состоялась конференция на тему: «Должны ли агрегаторы такси нести ответственность за пассажиров?». На ней говорили о том, что вызывает проблемы в первую очередь:

1. Агрегаторы пользуются услугами «нелегалов».

2. При этом водителей дополнительно никаким образом не проверяют на состояние здоровья и усталость. Не существует понятия ограничения смены, и водитель может проводить за рулем много часов кряду, что сказывается на его концентрации и скорости принятия решений, а это в свою очередь приводит к авариям.

3. В случае ДТП агрегаторы никаких компенсационных выплат также не предлагают.

Естественно, подобное положение вещей вызывает недовольство со стороны клиентов. К счастью, ситуация в обозримом будущем можно исправиться: в Думу внесен законопроект о введении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков, заключающих договоры такси, а также об установлении правил работы агрегаторов. Предполагается, что закон рассудит, кто и в какой мере несет ответственность за ту или иную спорную ситуацию.

Кстати, Uber ранее штрафовали за то, что не предоставляет информацию о водителе

Уже появились и первые ласточки «с другой стороны баррикад». Стало известно, что Яндекс.Таки запускает программу страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров. Тестирование этой инициативы пройдет в 1 регионах, максимальная выплата будет составлять 2 млн. рублей (такую же сумму получит, например, пассажир автобуса, попавшего в ДТП).

Сейчас, пользуясь услугами агрегаторов, можно рассчитывать только на страховку участников дорожного движения. И если прийти к согласию с водителем не удается, обращаться к агрегаторам бессмысленно. Правда, в ближайшее время ситуация может измениться.

А вы попадали в ДТП, будучи пассажиром такси? Случались ли у вас конфликты с водителями? Были ли претензии к тому, как выполнялся заказ? Делитесь вашими историями в комментариях!

Какие планируются изменения?

В конце 2019 года группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, регламентирующий деятельность по перевозке пассажиров легковыми такси и деятельности агрегаторов такси.

Они предложили урегулировать взаимоотношения между клиентами и исполнителями, в частности, предполагается введение следующих положений:

  • Оказывать услуги такси могут не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и самозанятые граждане.
  • Ужесточаются требования к водителям. В частности, не допускается управление легковым такси на основании иностранных или международных водительских удостоверений.
  • Водитель такси должен пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети территории, где он будет работать. Он сможет проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр дистанционно с помощью телемедицины.
  • Все автомобили, которые используются для оказания услуг такси, должны иметь соответствующие отметки на корпусе и крыше (чтобы сразу было понятно, что это такси).
  • Появится реестр такси и служб заказа такси — агрегаторов.
  • Служба заказа обязана один раз в сутки через личный кабинет передавать данные о местоположениях и маршрутах следования такси уполномоченному на это региональному органу.
  • Агрегаторы будут обязаны ежедневно проверять актуальность документов у перевозчиков. Штраф для юридических лиц за передачу заказа водителям без разрешения составит 100–200 тыс. руб., при повторном нарушении 200–500 тыс. руб.

Эти изменения введут агрегаторы в правовое поле. И хотя пока не идет речи об ответственности агрегаторов в случае оказания некачественных услуг или возникновения ДТП, это уже большой шаг в сторону того, чтобы урегулировать взаимоотношения между клиентами и исполнителями в этой сфере.

Источник

Adblock
detector