Оценки студентов своего здоровья
Здоровье и здоровый образ жизни – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. Однако российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, дабы в перспективе он принес свои дивиденды. Молодые люди довольно уверенно ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом, как показывают социологические исследования, они не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала.
Цель исследования – самооценка юношей и девушек студенческого возраста состояния своего здоровья и здорового образа жизни.
Материалы и методы исследования
Задачи исследования: 1) определить отношение студентов к своему здоровью и выявить факторы, негативно влияющие на это состояние; 2) выявить, что мешает и что необходимо для поддержания ЗОЖ.
В качестве объекта исследования были выбраны студенты 1–3 курсов Технического Института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри. Предметом исследования является отношение молодежи к состоянию своего здоровья и здоровому образу жизни. Интервьюированы по специально разработанной анкете 153 студента, из них 73 юноши и 80 девушек.
На формирование здоровья молодежи в процессе обучения влияет множество факторов, которые условно можно разделить на две группы. Первая группа – это объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями, состояние учебных аудиторий и т.д.). Вторая группа факторов – субъективные, личностные характеристики (режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.). В реальных условиях обучения и быта именно вторая группа факторов, характеризующая образ жизни студентов, в большей степени влияет на здоровье.
Рассматривая соблюдение основ здорового образа жизни в самооценке студентов, следует отметить, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) представлен как основной фактор формирования сознательно-оценочного мнения студентов в процессе их обучения в вузе [1].
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование показало, что 46,6 % юношей «Да, удовлетворены» состоянием своего здоровья, а процент девушек в этом опросе составил 33,8. Большинство девушек, а это 47,5 % ответов сомневаются в хорошем состоянии своего здоровья, потому ответили «Скорее да, чем нет», а юношей с такими ответами оказалось 26 %. Так же можно выделить, что 20,6 % юношей и 15 % девушек отдают предпочтение ответам «Скорее нет, чем да». А вот ответы среди студентов «Не удовлетворен(а)» составили 6,8 % от юношей и 3,7 % от девушек. Таким образом, состояние здоровья современной молодежи вызывает тревогу. Но юноши в большей степени удовлетворены состоянием своего здоровья, а это означает то, что они считают себя более здоровыми, нежели девушки.
Также было выявлено мнение студентов о том, какие факторы негативно влияют на состояние их здоровья. Мы получили следующие результаты: для 7,6 % юношей и 13,8 % девушек основным фактором является «неполноценное питание», так как питание студентов не отличается особой рациональностью и сбалансированностью. На «холодные климатические условия Севера» указали 7,1 % юношей и 9,2 % девушек. «Недостаток двигательной активности» отмечают 7,1 % юношей и 6,3 % девушек. Далее распределение ответов выглядит следующим образом: «стрессовые ситуации» отмечают 11 % юношей и 12,3 % девушек; «вредные привычки» – 8,2 % и 3,4 % соответственно; «конфликты с окружающими» – 1,1 % юношей и 1,9 % девушек; «плохие материально-бытовые условия», негативно влияющие на состояние здоровья – 2,2 % и 1,5 % соответственно; «предрасположенность к наследственным заболеваниям» – 3,8 % юношей и 2,6 % девушек; «низкое качество медицинской помощи» – 6 % и 3,7 % соответственно.
И здесь мы видим, что подходы к негативным факторам здоровья несколько отличаются у юношей и девушек. Юноши в большей степени отмечают такие факторы, как недостаток двигательной активности, влияние вредных привычек, низкое качество медицинской помощи. Девушки выделяют неполноценное питание, холодные климатические условия Севера, стрессовые ситуации. Т.е. и юноши, и девушки отмечают негативные факторы здоровья, которые в большей степени относятся к субъективным факторам и зависят от отношения к ним человека.
Так же следовало выяснить причины невнимания к поддержанию своего здорового образа жизни. Оказалось, что юношам мешает «нехватка времени» – 66,7 % ответов, а у девушек 48,8 % ответов. В вопросе «отсутствие необходимого упорства, воли» девушки оказались более склонны к лени 48,5 % ответов, чем юноши – 30,8 %. И только ответы с указанием «недостатка знаний на ведение ЗОЖ» у юношей и девушек совпадают.
Выясняя факторы, наиболее предпочтительные для улучшения и сохранения здоровья, мы получили следующие данные.
Одним из популярных и приемлемых методов заботы о здоровье среди молодежи являются занятия спортом. В опросе юноши (20,5 %) указали на хорошую физическую подготовку. Девушки (15,7 %) также считают этот фактор одним из важных. Отказ от вредных привычек и применение лекарственных средств девушки выделяют одинаково – по 11,3 %. Для юношей отказ от вредных привычек составил 11 %, а применение лекарственных средств не таким и значимым – 7,2 %. Так же можно выделить такие факторы, как «восстановительные средства» важные и для юношей (12,6 % ответов), и для девушек (10,2 %), «правильная организация сна» у 13,3 % юношей и 15,1 % девушек, «организация питания» у 14 % юношей и 15,7 % девушек. Для тех и других не является важным фактором «получение новых знаний по ЗОЖ».
Заключение
Результаты опроса показали, что большинство девушек сомневаются в состоянии своего здоровья, возможно из-за неполноценного питания и стрессовых ситуаций. Ведь, нехватка времени и отсутствие воли и упорства, является главной причиной, по которой девушки не могут организовать правильно питание, режим труда и отдыха. А для того, чтобы сохранить свое здоровье, девушки считают, что необходима хорошая физическая подготовка, так же нужно попытаться правильно организовать сон и питание.
Что касается юношей, то большинство вполне удовлетворены состоянием своего здоровья. Но есть небольшой процент тех, кто не уверен в состоянии своего здоровья, причинами которого являются стрессовые ситуации и вредные привычки. Для того, чтобы соблюдать ЗОЖ молодым людям не хватает времени. Хорошая физическая подготовка, восстановительные средства (массаж, бани, душ) и правильный режим питания и отдыха считается предпочтительным для улучшения состояния их здоровья.
Таким образом, молодые люди смотрят на жизнь с оптимизмом. Быть может, осознавая все последствия «нездорового образа жизни», они наслаждаются этим самым беззаботным, веселым, активным отрезком жизни человека.
Источник
Оценки студентов своего здоровья
При поступлении в высшее учебное заведение у бывшего школьника происходит сложный процесс адаптации организма к новому образу жизни и к новой учебной нагрузке. Ведущим признаком индивидуального здоровья считается хорошая способность адаптации к меняющимся условиям. Состояние здоровья студентов представляет собой динамический процесс, который постоянно меняется под воздействием внешних и внутренних факторов. Совместное влияние данных факторов может приводить к ухудшению здоровья у студентов. Постоянное функциональное перенапряжение резко нарушает баланс между адренергическими и холинергическими системами, приводя к их истощению. Именно эта дезорганизация нервной, иммунной и эндокринной систем является одной из ведущих причин развития срыв адаптационных возможностей у студентов и может привести к развитию различных заболеваний. Единая нейро-иммунно-эндокринная система работает в тесном взаимодействии, и изменение в одной из них неизбежно приводит к реакции всей системы в целом [1, 5,7,8]. Критериями оценки здоровья студентов является заболеваемость. Наиболее объективную характеристику заболеваемости показывает ее структураи распространённость. Так стоит отметить, что в процессе обучения у 50 — 70% юношей и девушек выявляются хронические заболевания. В структуре общей заболеваемости студенческой молодежи первое место занимают болезни органов дыхания (43,4%), второе — болезни органов пищеварения (16,4 %), третье – болезни органов нервной системы (11,7%) [3, 7]. В связи с тем, что в последнее время отмечается рост заболеваемости у студенческой молодежи, оценка состояния здоровья студентов является актуальным.
Цель данного исследования — установитьналичие и распространенность заболеваний, обусловленных нарушением иммунной системы у студентов и выявитьособенности состояния иммунной системы по отдельным показателям иммунного статуса.
Материалы и методы. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова». В исследовании принимали участие 40 студентов с 1-3 курс специальности «Лечебное дело».Всего было обследовано 25 девушек и 15 юношей, в возрасте от 20(19-20) лет. Исследование проводилось при помощи метода анкетирование. Анкета состояла из 15 вопросов и в нее были включены такие вопросы, которые позволяли оценить заболеваемость и посмотреть структуру хронически заболеваний у студентов. Все обследуемые дали согласие на исследование. В зависимости от результатов анкетирования они были разделены на две группы. В первую группу (контрольную), вошло 23 студента, которые не отмечали у себя,хронических воспалительных заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии. Во вторую группу вошли 17 студентов, которые наоборот имели данные заболевания. Относительное и абсолютное количество нейтрофилов (НФ) проводили путем расчета лейкоцитарной формулы.Для подсчета количества клеток были приготовлены мазки крови, окрашенные по методике Романовского-Гимзе.Подсчет клеток проводили с помощью светового микроскопа в иммерсионной системе при увеличении 10 х 100. Подсчет клеток начинали производить зигзаобразно от центра к раю по всей поверхности мазка по зубчатой линии Меандра. Считают все подряд клетки, попадающие в поле зрения, затем распределяют их в отдельные популяции (нейтрофилы, эозинофилы и др.)[2]. Для оценки иммунного статусавсех испытуемыхбыл проведен забор венозной кровив объеме 5 мл в ваккутейнер с ЭДТА по общепринятой методике [2]. Фагоцитарную активность нейтрофилов оценивали по подсчёту фагоцитарного индекса (ФИ) и фагоцитарного (ФЧ) [5].Фагоцитарную активность оценивали по способности нейтрофилов к захвату латексных шариков. Для этого 100 мкл крови перемешивали со взвесью латексных шариков (100 мкл) и ставили в термошейкер на 30 мин. при температуре 37°С. После инкубации центрифугировали смесь клеток с латексными частицами в течение 10 мин. при 1500 об/мин. Суперанатант отбрасывали, а осадок ресуспендировали и готовили из него мазки. Окраску мазков проводили по методике Романовского-Гимзе. Готовые мазки просматривали под микроскопом в иммерсионной системе при увеличении 10 х100. Подсчет вели от центра к краю мазка по зубчатой линии Меандра. Считали количество клеток, вступивших в фагоцитоз и количество поглощенных частиц не менее, чем в 100 сегментоядерных нейтрофилах[10]. Обработка результатов проводилась про помощи программ MicrosoftExcel и Statistica 8.0. Результаты представлены в виде медианы (Ме) и квартилей верхнего и нижнего(Q1-Q3). Для сравнения выборок использовали непараметрический критерий U-Манна — Уитни. Статистически значимыми считали различия с достоверностью р 0,05. Результаты исследования и их обсуждения. В результате проведенного анкетирования все обследуемые были разделены на две группы: группа 1 (контрольная), в нее вошли студентыкоторые не отмечали у себя ни каких клинических проявлений нарушений иммунной системы, группа 2 — студентов, которые отмечали у себя наличие заболеваний, обусловленных нарушением иммунной системы, так в группу контроля входят 57%, в группу 2- 43% анкетируемых студентов (рисунок 1).
Рис. 1 Распределение испытуемых по группам
Большинство испытуемых группы 2 (88%) отмечали у себя частую заболеваемостьострыми респираторными заболеваниями (ОРЗ), чаще 4 – х раз в год, а 12% испытуемых не отмечали у себя данных проявлений (рисунок 2).
Рис. 2 Частота заболеваемости ОРЗ в год
Около 71% проанкетированных студента из данной группы отмечали у себя наличие хронических воспалительных заболеваний, на пример гайморит, франтит, синусит, тонзиллит, цистит (рисунок 3), а 29% не имели данных заболеваний.
Рис. 3Структура хронических воспалительных заболеваний
Некоторые испытуемые, а это 18% отмечали у себя хронические вирусные заболевания, такие как герпес, а 82% не имели данного заболевания (рисунок 4).
Рис. 4 Структура хронических вирусных заболеваний
Проникновение патогенов во внутреннюю среду организма приводит к мобилизации иммунной системы. Первая линия защиты это врожденный или естественный иммунитет, который реализуется путем активации неспецифической резистентности организма. Первыми клетками врождённой иммунной системы в очаг воспаления поступают нейтрофилы, поскольку они наиболее чувствительны к гуморальным факторам врожденного иммунитета. Нейтрофилы способны к фагоцитозу, а так же обладают способностью к дегрануляции с высвобождением факторов агрессии (гидролазы, протеазы, щелочная фосфатаза и др.) и к образованию нейтрофильных ловушек [1, 4] Относительное количество различных популяций нейтрофилов (НФ) в контрольной группе: юные: 0,0 (0,0-0,0) %, палочкоядерные: 3,30 (2 — 5)%, сегментоядерные: 53,04 (48 — 57)%. При сравнении группы 2 с группойконтроля было выявлено, что количество юных НФ одинаковое(0,0 (0,0-0,0) %), апалочкоядерных НФ (3,58 (3 — 5)%), и сегментоядерных НФ (54,64 (51 — 58) %)выше(p> 0,05) (таблица 1). При сравнении абсолютного числа НФ наблюдалась та тенденция (таблица 2).
Относительное количество нейтрофилов в периферической крови студентов 1-3 курса специальности «Лечебное дело».
Источник
Оценки студентов своего здоровья
Здоровье молодежи играет решающую роль для развития общества в целом и для здоровья будущих поколений. В большой степени это зависит от собственных действий молодежи и выбора ими своего поведения. В связи с этим вопросам формирования здоровья учащейся молодежи посвящено значительное число публикаций 3.
Одним из наиболее значимых показателей отношения каждого человека к здоровью является самооценка своего физического и психического состояния. Субъективная оценка здоровья может рассматриваться как один из показателей здоровья населения, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Здоровье подрастающего поколения в любом обществе является важнейшей проблемой, так как оно определяет генофонд нации, будущее государства. Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья населения, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни — одна из приоритетных задач политики Российской Федерации на период до 2025 года.
По мнению ряда авторов 4, самооценка как структурный компонент отношения к здоровью, как оценка и осознание личностью своих физических и духовных сил непосредственно взаимосвязана с целостной самооценкой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы и места среди других людей, что собственно и обусловливает ее регулятивную функцию.
Целью исследования явилось изучение самооценки студентами медицинского университета своего состояния здоровья.
Материал и методы исследования
Настоящее исследование проводилось в Дагестанском государственном медицинском университете (ДГМУ) в 2017 гг. Объектом исследования явились студенты ДГМУ — всего 375 человек. Для проведения исследования была разработана «Анкета изучения отношения студента к своему здоровью».
При разработке анкеты были соблюдены организационные и этические требования, принятые в социологических и социально-гигиенических исследованиях. В соответствии с целью и задачами в исследовании использовались следующие методы: статистический и социологический. Статистическую обработку проводили при помощи программ Statistica 6,0, MS Excel 2003.
Результаты проведенного нами исследования показали, что на здоровье студентов влияет совокупность факторов: условия и образ жизни, отношение личности к себе, своему здоровью, окружающей социальной среде и др.
При проведении статистического исследования выявлено (рис. 1), что более половины респондентов (53,4%) оценили свое здоровье как «хорошее», лишь 4% — как «очень хорошее». Такая оценка обосновывалась либо практическим отсутствием заболеваний (16,2%), либо их относительной редкостью и легким протеканием (69,7%). Считают здоровье «не очень хорошим» 40,5%, что связано в основном с частыми простудными заболеваниями (16,3%) и наличием хронической патологии с редкими обострениями (32,4%). На «плохое» состояние здоровья указали 2,1% опрошенных, по их мнению, это обусловлено наличием хронических заболеваний (25%) или с редкими и частыми обострениями, и в 6,3% случаях — с частыми простудными заболеваниям.
Рис. 1. Оценка состояния своего здоровья студентами
На вопрос анкеты «Имеются ли у Вас хронические заболевания?» только 26,9% респондентов ответили «преимущественно не болел». Частые простудные заболевания отметили 16,2%, наличие хронической патологии – 38,2%, сочетание частых простудных и хронических заболеваний –18,8%. Эти данные свидетельствуют о достоверном росте в процессе обучения частоты заболеваний органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, нервно-психических и гинекологических.
Немаловажный интерес представляет оценка студентами медицинской активности: 37,1% участников опроса обращаются за медицинской помощью только при тяжелом заболевании, а 7,6% не обращаются вообще. В первые сутки заболевания обращается только каждый десятый опрошенный. Более половины (56,1%) предпочитают обращаться при ухудшении состояния и 18,7% — через несколько дней от начала заболевания. Полностью выполняют врачебные рекомендации только 28,7% опрошенных.
Студенты университета отмечаются у себя болезни органов дыхания (17,9%±2,3), аллергические заболевания (23,9%±2,7) и «другие» (15,4%±1,2). Исследование зависимости между субъективными оценками состояния здоровья и полом показало, что при одинаковом проценте оценивающих свое здоровье как «плохое» (2,1% юношей и 2% девушек), юноши в целом дают более оптимистичные оценки: «очень хорошим» и «хорошим» назвали его соответственно 8,6%±2,3 и 61,4%±4,1 (в сравнении с 3%±0,6 и 51,9%±1,8 у девушек, р 0,05) – в значительной степени, и 40,1% (р>0,05) — в незначительной степени.
Многие студенты в недостаточной степени заботятся о своем здоровье. При проведении опроса выяснилось, что 68,9% среди опрошенных студентов ссылаются на недостаток времени заботиться о своём здоровье, 21,8% — чувствуют себя здоровыми, а 9,3% признались, что не знают, как нужно заботиться о своем здоровье.
Несмотря на профиль учебного заведения, уровень информированности большинства будущих медицинских работников по вопросам, касающимся здоровья и профилактики основных заболеваний недостаточный.
К сожалению, неизменное снижение качества жизни, постоянная психо-эмоциональная нагрузка, неопределенность и неуверенность в своем будущем требуют от молодежи мобилизации сил, умение адаптироваться к новым условиям проживания и обучения. На долю студенческой молодежи на сегодня выпадает огромное количество сложностей, требующих от них умение формировать межличностные отношения вне семьи. Они подвержены высокой умственной и физической нагрузке. При поступлении в вуз студент оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях, а часто и в новой климатогеографической среде. При этом неизбежно включаются сложные механизмы адаптации организма к комплексу новых факторов, и возникший при этом многоуровневый процесс определяет здоровье и успешность обучения.
- несмотря на то, что более половины респондентов (57,4%) оценили свое здоровье как «хорошее» и «очень хорошее», только 26,9% отметили отсутствие хронических или частых простудных заболеваний;
- студенты медицинского университета, отмечают частые простудные заболевания и реже хронические болезни органов дыхания и аллергические заболевания;
- юноши в целом дают более оптимистичные оценки своему здоровью;
- процент студентов, оценивших здоровье позитивно, достоверно выше;
- установлена взаимосвязь самооценки здоровья с материальным положением семьи;
- каждый третий респондент субъективно ощущает ухудшение своего здоровья, что чаще отмечается, чем среди юношей и соответственно среди студентов старших курсов.
Источник