«Оценка состояния здоровья учеников школы
В работе обобщен опыт мониторинга состояния здоровья учащихся по авторской методике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_zdorovya.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации Комитет по образованию администрации города Тобольска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
по биологии на тему:
«Оценка состояния здоровья учеников школы».
Автор работы: Савельева София 9«Б» класса
Место выполнения работы: МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 1», г. Тобольск, Тюменская область.
Научный руководитель: Малькова Тамара Александровна,
учитель биологии высшей категории МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Тобольск, 2017 Содержание
В работе Софьи Савельевой даны краткие сведения о здоровье, его особенностях, способах исследования состояния здоровья. Проведены исследования по группе учащихся школы и даны сравнительные материалы исследования здоровья учащихся на период 2002-2003, 2011-2012, 16-17 учебного года. Сделаны выводы по состоянию здоровья учащихся. В обеспечении реализаций функций организма человека определяющим является состояние его здоровья. Здоровье можно рассматривать как состояние организма человека в различные возрастные периоды.
Проблема: По данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья детей в школьные годы падает от 40% до 80%
Гипотеза: Если выяснить состояние здоровья учащихся и отметить у отдельных участников эксперимента снижение состояния здоровья, то можно предметно помочь этим учащимся в оздоровлении.
Актуальность: Здоровье один из самых злободневных вопросов, которыми интересуется человек.
Объект исследования: Состояние здоровья учащихся 5-х классов.
Цель: проследить за состоянием здоровья школьников 5 классов (выборочно) и сравнить данные с данными за 2002, 2012 и 2017г.
- Познакомиться с литературой по теме.
- Провести вычисления по методике Р.М. Баевского.
- Выяснить состояние здоровья учеников в сравнении с предыдущими годами.
- Сделать выводы по цели работы.
- Подбор литературы по теме.
- Модифицированная формула Р.М. Баевского.
Валеология (la vale — стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»), наука или концепция о здоровом образе жизни. Термин Валеология был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья. Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений, своевременное обращение к врачу. Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни.
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения. Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др. Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
- Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
- Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
- Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
- Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.
С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:
- отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
- доступность первичной медико-санитарной помощи.
- уровень иммунизации населения.
- степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
- состояние питания детей.
- уровень детской смертности.
- средняя продолжительность предстоящей жизни.
- гигиеническая грамотность населения.
Классификация Авицены степеней здоровья и болезни:
- «Тело здоровое до предела».
- «Тело здоровое, но не до предела».
- «Тело не здоровое, но и не больное».
- «Тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье».
- «Тело больное легким недугом».
- «Тело больное до предела».
Неофициальная классификация степеней здоровья
- Совершенное здоровье, отличное настроение, сильный Иммунитет (биология).
- Здоров, но присутствует незначительный ущерб здоровью, практически не мешающий жизнедеятельности. Например — рубцы, пломбы. Такой ущерб не нуждается в лечении.
- Нормальное состояние. Здоров, но присутствуют не развивающиеся заболевания, которые иногда могут ограничивать жизнедеятельность, повышать утомляемость. Например: близорукость и дальнозоркость, перхоть, плоскостопие, сутулость. Рекомендуется лечить по возможности.
- Здоров, но плохое настроение, стресс, ослабление иммунитета. Рекомендуется быстрее перейти в нормальное состояние.
- Болен. Присутствует лёгкое излечимое заболевания. Нет угрозы жизни. Необходимо быстрое лечение или остановка развития заболевания. Например: ОРЗ, насморк (ринит), грипп, искривление позвоночника.
- Хроническое заболевание или инвалидность.
- Травма. Временная потеря некоторой способности. Возможна угроза здоровью. Например, ушиб, порез, вывих, ожог, отморожение, шок, потеря сознания. Необходима первая медицинская помощь. Почти каждый человек должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Лёгкие травмы можно полностью вылечить. Тяжёлая травма может привести к потере органа (гангрена).
- Угроза жизни. Например: тяжёлое ранение, температура тела выше 42 °C, потеря крови, остановка сердца, дыхания. Необходима срочная медицинская помощь.
- Клиническая смерть. Прекращения дыхания и кровообращения. Возможна реанимация.
- Биологическая смерть.
Соотношение различных факторов, влияющих на здоровье
Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
- условия и образ жизни, питание — 50 %;
- генетика и наследственность — 20 %;
- внешняя среда, природные условия — 20 %;
- здравоохранение — 10 %.
Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье также влияют:
- питание;
- качество окружающей среды;
- тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка).
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:
- стресс;
- болезни;
- загрязнение окружающей среды;
- курение;
- алкоголь;
- наркотики;
- старение.
Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека
- Частота сердечных сокращений — 60—90 в минуту
- Артериальное давление — в пределах 140/90 мм рт. ст.
- Частота дыхательных движений — 16—18 в минуту
- Температура тела — до 37 °C (в подмышечной впадине)
При укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:
-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;
-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;
-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;
-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;
-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.
В современных системах воспитания и обучения к сожалению не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Говоря современным языком, мы пока ещё очень плохо осуществляем мониторинг за состоянием своего здоровья. Мы же сегодня в какой-то степени постараемся восполнить этот пробел.
Методика исследования Р.М. Баевского включает в себя следующие измерения:
- Рост (Р);
- Масса тела (М);
- Частота сердечных сокращений (ЧСС);
- Систолическое давление (САД) в покое;
- Диастолическое давление (ДАД) в покое.
Результаты записывались в таблице (приложение 1). Вычисления проводились по формуле Р.М. Баевского.
КЗ – коэффициент здоровья;
П – пол школьника.
При значении коэффициента здоровья равном единице (КЗ=1) здоровье школьников принято считать оптимальным, при значении равном двум (КЗ=2) удовлетворительным, более неудовлетворительным.
По данным исследования было выяснено, что степень адаптации системы кровообращения в большинстве случаев удовлетворительная, а у некоторых школьников оптимальная, что свидетельствует об удовлетворительном состоянии здоровья школьников 5-х классов.
При сравнении результатов этого года с исследованием 2002года, оказалось, что количество учащихся с оптимальным здоровьем стало меньше, что косвенно говорит о снижении состояния здоровья пятиклассников, но с 2012 года изменений практически не наблюдается.
Рекомендации (в приложении 2)
1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.//М.-1979-296 с.
2. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. // М.-1984, 225 с.
3. Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья.— М.: ИФ РАН, 2001. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья)
4. Денисов Б. П. Оценка состояния здоровья населения России // Международный журнал медицинской практики, 2005, № 3.
5.Яблоков А. В. Здоровье человека и окружающая среда. — М. 2007. — 186 с. — ISBN 978-5-903709-01-4.
6. Практикум по психофизической диагностике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.; Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Результаты состояния здоровья 5 — классников МАОУ СОШ № 1 в 2017 году
Источник
«Метод экспресс оценки физического здоровья школьников»
«Метод экспресс оценки физического здоровья школьников»
Актуальность. Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Человек, безусловно — абсолютная ценность общества. А его здоровье-гарантия гармоничного развития общества, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. Однако одного лишь признания актуальности этого — недостаточно. Если за ним не следует практические шаги к решению самой проблемы здоровья.
Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связанно с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.
Цель работы: изучить физического гармоничного развития обучающихся 5-9- классов
Задачи работы:
- Познакомиться с литературой и методами исследования физического развития школьников
- Оценить показатели физического здоровья школьников (на примере обучающихся 7-классов
- Определить полученные показатели в соответствия возрастным нормами.
- Сформулировать выводы по результатам исследования
- Дать рекомендации .
Объектом нашего исследования стало физическое здоровье подростков с углубленным изучением экологии
Глава 1. Здоровье человека
1.1. Здоровый образ жизни школьника
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
1.2. Причины, влияющие на здоровья школьника
Здоровье — понятие комплексное. Признаками здоровья являются:
— устойчивость к действию повреждающих факторов;
— показатели роста и развития;
— функциональное состояние и резервные возможности организма;
— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.
От чего зависит здоровья человека?
- от социально-экономического положения детей,
- качества питания, медицинского обслуживания системы оздоровительных учреждений
- от экологической обстановки в местах их проживания.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья. Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя про человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития.
1.3. Антропометрические измерения человека
Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и
антропометрические исследования. Антропометрия – совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях как внешнего и внутреннего строения, так и функциональных признаков.
1) Соматометрические – длина и масса тела, диаметры (окружности);
2) Физиометрические (функциональные) – жизненная емкость легких
(ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;5
3) Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата
(форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие
мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Каждый школьник, определив собственные показатели физического развития, заносит их в тетрадь в виде таблицы:
человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития и др.
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов:
наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью
удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению
ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
К объективным показателям функционального состояния здоровья относят
морфологические (рост, масса тела) и функциональные ЧСС (частота сердечныхсокращений), ЖЕЛ (жизненная емкость легких), частота дыхания, мышечная сила, температура тела).
К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят
самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).
Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние
организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять
отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения расслабляющих упражнений).
1.4. Социальное и физическое здоровье
Социальное здоровье
Социальное здоровье человека наряду сфизическим и психическим является основой здоровья любого человека. Существует несколько вариантов его определения. Первый, подразумевает способность человека взаимодействовать с другими представителями общества, умение находить себе друзей и поддерживать с ними доверительные отношения. Во втором, случаи понимают здоровье общества в целом, как совокупность здоровья каждого индивидуума, составляющего это общество.
Социальное здоровье человека очень сильно влияет на нашу жизнь. Те, кто хорошо интегрированы в общество, как правило, живут дольше и быстрее восстанавливаются от болезней и депрессий. Доказано, что социальная изоляция является пусковым механизмом для возникновения многих болезней. Именно плохая адаптация, неумение наладиться хорошие отношения с другими людьми, подрывает в человеке веру в свои силы и отсутствием желания что-либо менять в своей жизни.
Физическое здоровье
Физическое здоровье – это такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции. Кроме того, в совокупности с психическим и социальным здоровьем физическое состояние дает представление о таком важном понятии, как общее здоровье. Существует разные методики оценки состояния физического здоровья человека. Одни из них можно провести дома самостоятельно, другие же, более сложные – только при помощи медицинского работника. Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.
Глава 2. Методика исследования
2.1. Правила выполнения антропометрических измерений
1. Измерение роста (длины тела)
1.1. Установить обследуемого (без обуви и головного убора) на
платформу ростомера в положение «прямо». При этом обследуемый стоит,
выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,
межлопаточной областью и затылком.
1.2. Произвести измерение длины тела по верхней точке головы.
1.3. Результат записать в таблицу.
2. Измерение массы тела
2.1. Установить обследуемого (без верхней одежды и обуви) на напольные
2.2. Произвести измерение массы тела.
3. Результат записать в таблицу.
3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК)
3.1. Наложить сантиметровую ленту вокруг грудной клетки обследуемого.
При наложении ленты обследуемый стоит без верхней одежды с разведенными в стороны руками. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток и
пропускается под руками, затем обследуемый опускает руки, и лента
накладывается спереди по среднегрудинной точке).
3.2. Произвести измерение окружности грудной клетки. (В процессе
измерения лента должна плотно прилегать к телу).
3.3. Результат записать в таблицу.
4. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
4.1. Подготовить обследуемого к измерению. (Для этого обследуемый
делает несколько спокойных дыхательных движений).
4.2. Произвести измерение ЖЕЛ. (Для этого обследуемый максимально
вдыхает и сразу максимально выдыхает в спирометр).
4.3. Повторить измерения еще дважды и определить среднее значение
4.4. Результат (среднее значение) записать в таблицу.
5. Определение уровня гармоничности физического развития.
5.1. Сравнить данные таблицы с таблицами возрастно-половых
стандартов (Приложение 1).
5.2. Для каждого обследуемого определить соответствие каждого
измеренного показателя (длина, масса, ОГК и ЖЕЛ) номеру «коридора»
5.3. Сделать вывод о гармоничности физического развития по следующим
- развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между
любыми двумя из показателей не превышает 1;
- развитие дисгармонично, если эта разность составляет 2;
- если разность составляет 3 и более, необходимо обратить особое
внимание на физическое развитие – группа риска состояния
5.4. При необходимости дать рекомендации о проведении лечебно-
2.2.Определение индекса Кетле( индекс массы тела)
Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами для соответствующего возраста и пола.
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о не гармоничном развитии.
Индекс Кетле
Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:
Индекс Кетле
Вес (кг)
Рост 2 (м)
2.3.Определение индекса Робинсона
Индекс Робинсона= ЧСС (уд/мин) X АДсист. (мм рт. ст.) / 100
характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы ;
2.4. Определение индекса Шаповаловой
Масса тела (г)/ длина тела (см) x КП/60,
где КП — количество подъёмов за 60 с, характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.
2.5. Определение индекса Руфье
Индекс Руфье = 4х(Р1 + Р2 + Р3) — 200)/10 где -Р1 пульс за 15 с в покое, Р2 — пульс первые 15с сразу после нагрузки, Р3-пульс за последние 15с первой минуты восстановления. 4,200 и 10-постоянные коэффициенты . Индекс Руфье характеризует функциональные возмож системы дыхания,устойчивость организма к гипоксии и волевые качества. Характеризует выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.
2.6. Определение индекса Скибинского
Индекс Скибинского=ЖЕЛ(мл)x проба Штанге (с)/ЧСС(уд/мин)
Он характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.
Источник