Анализ урока с позиции здоровьесбережения.
статья (1,2,3,4 класс) по теме
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Analiz_uroka_s_pozicii_zdorovesberezheniya..doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
- Гигиенические условия в классе (кабинете ): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
- Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут.
- Число использованных учителем видов преподавания : словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся , которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
- Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования: дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
- Физкультминутки и физкультпаузы , которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
- Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни . Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке : интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
- Благоприятный психологический климат на уроке , который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
- Преобладающее выражение лица учителя . Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.
- Темп и особенности окончания урока . Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
- Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать у.
Схема анализа урока с позиции здоровьесбережения.
Учителю может быть удобно рассмотреть свой урок, используя данный анализ с позиции здоровьесбережения, если педагог планирует или уже работает со здоровьесберегающими технологиями.
Актуальная тема: применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Предлагаю бланк «Анализ уроков с позиций здоровьесбережения».
Источник
Аналитическая справка по оценке эффективности урока с применением здоровьесберегающих технологий
материал по теме
Аналитическая справка по оценке эффективности урока с применением здоровьесберегающих технологий
Цель проверки: оценка эффективности работы учителей на уроке с позиции здоровьесбережения и определение перспективы развития в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_po_ocenke_effektivnosti_uroka.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
по оценке эффективности урока с применением
Цель проверки: оценка эффективности работы учителей на уроке с позиции здоровьесбережения и определение перспективы развития в данном направлении.
Сроки проведения проверки: 20.12.12.- 28.12.12.
Формы и методы проверки: анализ уроков с позиции применения здоровьесберегающих технологий, собеседование с учителями.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье.
Анализ уроков с позиций здоровьесбережения проводился по схеме, предложенной Н.К. Смирновым:
1.Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, такие как температура и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей
9.Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на занятии, таких как физкультминутки, динамические паузы, самомассаж. Соответствие условий в кабинете для проведения таких форм работы
2.Количество видов учебной деятельности, таких, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д. (норма: 4-7 видов за занятие)
10.Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: 7-10 мин. на каждый вид учебной деятельности)
11.Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (оценивается наличие внешней – оценка, похвала, поддержка и внутренней – стремление узнать больше, интерес к изучаемому материалу и другие мотивации)
4.Количество видов преподавания, таких, как словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма: не менее 3 за занятие)
12.Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися)
5.Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через 10-15 мин.)
13.Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.
6.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся
14.Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (норма: не менее 60% и не более 75%-80 %)
7.Место и длительность применения ТСО. Умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
15.Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности
8.Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)
16. Темп окончания занятия:
-Спокойное завершение занятия
-Задержка учащихся после звонка
0 – не выполняется, 1 – выполняется частично, 2 – выполняется полностью
Эффективность урока = (Количество набранных баллов *100%)/32
Если больше 70% — урок соответствует критериям здоровьесбережения.
От 50 до 70% — урок частично соответствует критериям здоровьесбережения.
Менее 50% — урок не соответствует критериям здоровьесбережения.
В целях оценки эффективности работы учителей на уроке с позиции здоровьесбережения были посещены уроки: английского языка Идельбаевой С. Н., физики Величко А. Б., биологии Красновой Н. Е. Учителя ознакомлены с анализом урока, оценкой его эффективности, выводом и рекомендациями к уроку.
Проведены индивидуальные беседы с Савиной Н. Б., Стрельниковой Т. Б., Усачевой А. А., Смольской Е.В., Богославской Л. В., Окостко И. И., Петренко Л. А., Полянской А. Н.
В результате проверки выявлено, что педагоги школы стараются придерживаться гигиенических критериев рациональной организации урока:
не менее 60% и не более 75-80%
Количество видов учебной деятельности
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Частота чередования различных видов учебной деятельности
смена не позже чем через 7-10 мин.
Количество видов преподавания
Чередования видов преподавания
не позже чем через 10-15 мин.
Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)
Место и длительность применение ТСО
в соответствии с гигиеническими нормами
поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток
на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
Сегодня в процессе обучения педагоги широко используют новые технические и аудиовизуальные средства для повышения наглядности обучения, что создает условия для сохранения работоспособности, так как повышается внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу.
- Учителя строят уроки на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
- Реализуют на уроке в оптимальном соотношении общедидактические и специфические принципы и методы.
- Эффективно используют на уроках педагогические средства здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминутки, игры, эмоциональные разрядки).
- Обеспечивают вариативное использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
- Строго соблюдать требования САНПиН, создавать доброжелательную, спокойную обстановку на уроках.
- При организации уроков учитывать способы управления вниманием: образность и эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм, смена видов деятельности и т.д.
- Способствовать формированию дружеских миролюбивых отношений в классных коллективах через проведение мероприятий, бесед о дружбе, товариществе, взаимовыручке и др.
2. Способствовать овладению учащимися навыками позитивного мышления.
Руководитель МО _____________________ _/Касьянова Н. И./
Источник
Методическая разработка урока по «Безопасности жизнедеятельности» по теме «Контроль здоровья. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»
методическая разработка на тему
В представленном материале по проведению урока по теме даются общедоступные диагностические методы оценки своего здоровья и практика их применения, которые дадут возможность учащимся оценивать и контролировать состояние своего здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_diagnotest.docx | 50.61 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 84.89 КБ |
Предварительный просмотр:
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Разработал преподаватель — Потемин Д.В.
Тема урока : «Контроль здоровья. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»
Используемые технологии: ИКТ, ТРКМ
Вид урока : урок -практикум
Тип урока : совершенствование знаний, умений и навыков
Технология урока: практико-ориентированный, визуальный, объяснительно-иллюстративный
Время проведения : 1 академический час
Межпредметные связи : физиология, стандартизация
- воспитание ответственности за свое здоровье;
- освоение учащимися общедоступных диагностических методов оценки своего физического здоровья;
- формирование приверженности здоровому образу жизни и личностных качеств — самостоятельности и ответственности за свое здоровье.
- ознакомление с основными показателями состояния человеческого организма и общедоступными медицинскими приборами, используемыми для их контроля;
- обучение способам оценки своего физического здоровья.
- Оценка и самооценка здоровья.
- Экспресс-диагностические методы оценки здоровья.
- Заключение.
Образовательные технологии : мультимедийные, исследования, развития познавательных интересов, коллективного обучения.
Методы: индивидуальной работы, объяснительно-иллюстративный, визуальный, практических действий.
Материально-техническое обеспечение: медиапроектор, сфигмоманометр, автоматический тонометр, портативный спирометр, гибкая сантиметровая лента, весы напольные, секундомер, калькулятор.
Деятельность преподавателя : устное изложение, демонстрация видеоматериала, комментирование, организация исследований и экспериментов, подведение итогов.
Деятельность учащихся : восприятие визуальной информации, ответы на вопросы, участие в исследованиях и экспериментах, самостоятельная работа по проведению расчетов, функциональных проб и антропометрических показателей, сравнение результатов с критериями.
- Овладение экспресс-диагностическими методами оценки здоровья: определение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весо-ростовых и росто- весовых показателей, индекса массы тела, показателей гармоничности и пропорциональности тела.
- Умение оценивать и контролировать состояние своего здоровья.
Организационный момент. Постановка цели урока
1. Сообщение темы, целей урока. Внимание на раздаточный материал, находящейся на столах.
Тему урока студенты записывают в тетрадь
2. Актуализация первичных знаний:
- статистические данные по заболеванию в колледже,
- системы человека
- необходимость самооценки здоровья
Совместная работа с преподавателем
3. Представление коллег-помощников (студентов)
Основная часть. Экспресс-диагностические оценки здоровья, функциональные пробы.
Презентация студента: «Интересные факты об организме человека»
Оценки сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД, проба Мартина)
Практические работы вместе с помощниками, а также с группой по замере ЧСС
Оценки системы дыхания (проба Штанге, ЖЕЛ, жизненный показатель)
Практические работы вместе с помощниками, а также с группой по замере пробы Штанге.
Оценки уровня физического развития (вес, весо-ростовой показатель, индекс Кетле, антропометрические пробы, тест Купера)
Практические работы вместе с помощниками.
Подведение итогов урока.
Оцениваю деятельность студентов.
Обращаю внимание на вопросы своего здоровья, одного из факторов профессионального и личностного развития
Отвечаю на вопросы, выставляю оценки.
Экспресс-диагностические методы оценки здоровья и портативные медицинские приборы, значительно расширяющие диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья. Их преимущество — это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья.
В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, для этого используется совокупность тестов, хорошо зарекомендовавших себя на практике. По показателям тестов выявляются отклонения от нормы в состоянии здоровья (масса тела, антропометрические показатели осанки и пропорциональности конституции тела, функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем или определяется наличие или отсутствие каких-либо показателей состояния здоровья (флюорография грудной клетки, тест на антитела и т.д.). Изучению наиболее доступных способов оценки состояния здоровья посвящен урок-практикум.
Преподаватель . В наше время всеобщее внимание привлекает проблема здоровья. Многие молодые люди считают, что им рано морочить голову мыслями о будущих болезнях.
Но время, к сожалению, быстротечно. Быть здоровым приятно, но если за здоровьем перестают следить, поддерживать и укреплять, его незаметно начинают терять.
Всемирно известный в XX в. хирург Н.М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» утверждал: «Здоровье — это резервные мощности клеток, органов, целого организма». Он ввел такое понятие, как «количество здоровья», которое можно определить как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем.
Что мы имеем в нашем колледже: причины заболеваний (привожу данные медкабинета по основным заболеваниям)
В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Для этого крайне необходимо уметь его оценивать .
Точность самооценки здоровья зависит от знания: (Слайд 2)
- строения человеческого организма и особенностей его функционирования;
- наиболее слабых мест своего организма, в первую очередь органов, подверженных заболеваниям;
- о перенесенных заболеваниях, прививках, показателях кровяного давления, группе крови, норме веса, лекарствах, которые вам противопоказаны;
- наиболее опасных для вас факторов риска;
- своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
- о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.
Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья — заниматься его мониторингом. Этому посвящен сегодняшний урок.
Представляю своих помощников: исследователь, медбрат, терапевт и пульманолог. (выдаю бейджики)
Экспресс-диагностические методы оценки здоровья
Преподаватель. Все системы организма человека взаимосвязаны. Некоторые из них играют самую важную, ключевую роль. Какие это системы? Совместная работа со студентами, сначала записываю их варианты на доске, после 3-х-4-х открываю слайд — (Слайд 2)
Сердечно-сосудистая и дыхательная системы
Интересные факты об этих системах даст наш исследователь, который представляет свою презентацию «Сердце и легкие. Интересные факты об организме человека»
Научимся с помощью практических методов оценивать их состояние и резервные возможности. Сначала рассмотрим функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.
1. Экспресс-метод определения частоты сердечных сокращений (ЧСС ) (слайд 6)
Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки — на сонных артериях) и измеряется числом ударов в мин (уд./мин). Он подсчитывается за 10 с, с последующим умножением полученного показателя на б (т.е. за 60 с) или же (что позволяет уменьшить ошибки) в течение одной минуты.
Критерии: ЧСС в состоянии покоя: для мужчин — реже 55 уд/мин — отлично; реже 65 уд./мин — хорошо; 65-75 уд./мин — посредственно; выше 75 уд./мин — плохо. Для женщин и юношей — каждый показатель примерно на 5 ударов больше.
Показываю на студенте, потом прошу всю группу проверить свой пульс и сравнить с критериями на слайде
2. Измерение АД (слайд 7)
Приглашаю помощника, усаживаю его на стул, показываю механический и автоматический сфигманометры.
Давление, которое оказывает на стенку артерии находящаяся в ней кровь, называется артериальным давлением (АД). Различают систолическое и диастолическое артериальное давление. Систолическое артериальное давление (максимальное) — наибольшая величина давления в артериях при систоле (в момент сокращения и выброса крови) сердца. Диастолическое (минимальное) — наименьшая величина давления в артериях при диастоле (в момент расслабления между сокращениями) сердца.
Измерение артериального давления должно проводиться в спокойной комфортной обстановке при комнатной температуре, после адаптации пациента к условиям врачебного кабинета в течение не менее 5-10 мин. За 1 ч до измерения следует исключить прием пищи, за 1,5-2 ч — курение, прием тонизирующих напитков, алкоголя. Измерение АД производят в плечевой артерии с помощью сфигмоманометра (аппарата Рива-Роччи) или мембранного тонометра звуковым методом Короткова. Через фонендоскоп слушают появление и последующее исчезновение характерных щелчков, в это время фиксируют значения давление на манометре. С целью контроля достоверности измерение повторяют через 2-3 мин; в промежутке между измерениями манжету не снимают, а воздух из нее полностью выпускают. Это требует определенной практики. В последнее время широкое распространение получили автоматические измерители давления, которые не требуют использования фонендоскопа. Их электронная схема ориентируется на всплески давления воздуха в манжете в момент распрямления артерии.
Провожу измерение АД автоматическим прибором.
АД измеряют в положении сидя или лежа с исключением скрещивания ног.
Величину давления измеряют в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) и записывают в виде дроби: в числителе — величина максимального (систолического), в знаменателе — минимального (диастолического) давления.
Критерии: оптимальное АД — 120/80 мм рт. ст., нормальное — 130/85 мм рт. ст., повышенное нормальное — 130-139/85-90 мм рт. ст.
Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение артериального давления — артериальная гипотензия (гипотония). У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей 85/60 мм рт. ст.
3. Проба Мартина (слайд 8)
Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде студент-помощник делает 20 приседаний за 30 с., фиксирую по секундомеру.
Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища. Присесть, не отрывая пяток от пола, вытянув руки вперед. Вернуться в исходное положение. Замер ЧСС и АД сразу после приседаний и через 3-4 минуты.
Критерии: учащение пульса на 50-70%; увеличение систолического АД на 15-20%; снижение диастолического АД на 20-30%. У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня — до 3 мин
Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания (слайд 9)
Рассмотрим функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.
Перед воздействием физических нагрузок необходимо знать состояние органов дыхания. В норме их адаптационные возможности очень велики: при физической нагрузке легочная вентиляция может увеличиваться более чем в 10 раз за счет увеличения глубины и частоты дыхания. Этим обеспечивается поддержание нормального газового состава артериальной крови.
4.Проба Штанге (слайд 10)
Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание как можно дольше.
Критерий: норма — не менее 40 с. Отличный показатель — 1 мин
5. Измерение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) (слайд 11)
ЖЕЛ – объём газа, который можно выдохнуть при максимальном усилии после максимально глубокого вдоха. На величину ЖЕЛ оказывает влияние положение тела, поэтому в настоящее время общепринятым является определение этого показателя в положении сидя. Исследование должно производиться в условиях покоя, т.е. через 1,5-2 ч после необильного приёма пищи и через 10-20 мин отдыха. Для определения ЖЕЛ используются различные варианты водяных и сухих спирометров, газовые счётчики и спирографы. Тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.
Испытуемый делает полный вдох, затем полный выдох в спирометр. При определении делается три пробы и берется максимальная цифра. Отклонение от нормы определяется по специальным таблицам. Дело в том, что для каждого человека величина жизненной емкости легких более или менее постоянна. Она зависит от роста, веса и возраста испытуемого. Разумеется, некоторые заболевания сильно ее понижают.
Практическая работа с помощником, оценка его ЖЕЛ.
Критерии : для мужчин – 3000-4500 см 3 , для женщин -2500-3500 см 3 .
К снижению ЖЕЛ приводят патологические состояния, препятствующие максимальному расправлению лёгких, изменения самой ткани лёгкого (пневмония, абсцесс лёгкого, туберкулёзный процесс)
6. Жизненный показатель
Жизненный показатель представляет собой отношение ЖЕЛ к весу человека: (слайд 12)
Этот показатель позволяет прогнозировать продолжительность жизни человека.
Нижняя его граница, за которой резко возрастает риск возникновения заболеваний, для мужчин — 55 мл/кг, для женщин — 45 мл/кг.
При регулярной оздоровительной тренировке (но не при активном отдыхе) жизненный показатель даже у лиц старше 60 лет может превышать 70 мл/кг для мужчин и 60 мл/кг для женщин. Для этого необходимо придерживаться правильного соотношения средств оздоровительной тренировки. Если с возрастом обнаружится увеличение массы тела, то это соотношение необходимо изменить, увеличив время занятий циклическими видами спорта. И наоборот, при чрезмерном снижении массы тела нужно увеличить время, отводимое для занятий атлетической гимнастикой, уменьшив объём циклических средств.
Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): для мальчиков — 65-70 мл, для девочек — 55-60 мл; для взрослых его средняя величина — около 60 мл у мужчин и около 52 мл у женщин на каждый килограмм веса.
Определение уровня физического развития (слайд 13)
Для оценки физического развития можно пользоваться двумя способами. Первый — это сравнение со средними показателями (стандартами), характеризующими нормальное физическое развитие ребенка в данном возрасте и проживающего в том или ином регионе страны. Второй способ — сопоставление между собой двух или нескольких взаимосвязанных признаков физического развития (длины тела, массы тела, окружности грудной клетки и т.д.), которое может дать ориентировочное представление о пропорциональности физического развития. Величины эти, разумеется, средние. В каждом отдельном случае большую роль играют врожденные особенности организма.
Формулы оценки веса (слайд 14)
Показатель Поля Брока
Показатель Поля Брока — наиболее простой метод определения оптимального веса.
Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле:
Вес (кг) = Росту (см) — 100 (при росте до 165 см);
Вес (кг) = Росту (см) — 105 (при росте 166-175 см);
Вес (кг) = Росту (см) — 110 (при росте свыше 176 см).
Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Показатели веса, например, у вполне здоровых детей могут отклоняться в ту и другую сторону на 3-5 кг. Превышение средней нормы на одну треть — явление ненормальное. Так, если у 10-летнего ребенка при росте 126 см вес больше нормы (30 кг), то можно заподозрить развитие ожирения.
Весо-ростовой показатель (слайд 15)
Весо-ростовой показатель — количество граммов веса (массы), которое приходится на каждый сантиметр роста.
Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12-15 лет указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г — на избыточный вес.
Формула оценки веса — индекс массы тела (индекс Кетле) (слайд 16)
Индекс массы тела (индекс Кетле) — росто-весовой показатель. Наиболее простым доступным и достаточно объективным способом диагностики избыточной массы тела (ожирение) является измерение индекса массы тела. Он вычисляется как отношение веса человека (в кг) к квадрату роста (в м):
Критерии: 22 — идеальный показатель, 20-25 — норма; 25-30 — ожирение 1-й степени; 30-40 — ожирение 2-й степени; более 40 — ожирение 3-й степени.\
Оценивая физическое развитие по внешним признакам, определяют осанку, форму позвоночника, форму грудной клетки, строение ног, форму стопы и др.
Грудо-плечевой тест (слайд 17)
Осанка — это привычная поза человека, которая характеризуется способностью без особого напряжения держать прямо туловище и голову.
Испытуемый стоит в привычной для него позе. Работа помощников с гибкой сантиметровой лентой. Измерение в сантиметрах проводится между большими бугорками плечевых костей спереди (передний размер — грудь) и сзади (задний размер — спина). Определяется отношение переднего размера к заднему.
Критерии: норма — 1 и более; 0,9 — пограничное состояние между нормой и нарушением осанки; 0,8 и менее — указывает на признаки явного нарушения осанки.
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы (слайд 18)
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы рассчитывается по формуле: К
Критерии: индекс К — 35-24 — истощение; менее 37 — достаточная упитанность; более 40 — повышенная упитанность; 45-54 — ожирение.
Измерение окружности плеча (бицепса) позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчетов производится два его измерения (в см): первое — в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена), второе — в напряжении (рука согнута). Работа помощников с гибкой сантиметровой лентой.
Формула определения степени развития мускулатуры:
Критерии: 5 — ожирение; 5-12 — норма; 12 и более — атлетическая мускулатура.
Преподаватель. Изученные методы самооценки физического здоровья позволят вам контролировать состояние своего организма. Гармония, функциональное равновесие в жизнедеятельности приносят хорошее самочувствие и настроение, а это, как известно, — залог счастливой и продолжительной жизни, привожу в пример известного артиста театра и кино Владимира Зельдина. (Слайд 20)
Затем преподаватель отвечает на вопросы учащихся, выставляю оценки студентам.
Источник