Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:
1) I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
3) III группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии
клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
Источник
Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
Приложение N 2
к Порядку проведения
профилактических медицинских
осмотров несовершеннолетних,
утвержденному приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 10 августа 2017 г. N 514н
Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:
1) I группа здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2) II группа здоровья — несовершеннолетние:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
3) III группа здоровья — несовершеннолетние:
страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
4) IV группа здоровья — несовершеннолетние:
страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
5) V группа здоровья — несовершеннолетние:
страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений, требующими назначения постоянного лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Источник
Тест по теме: Методы оценки физического развития детей и подростков
Выберите один ответ.
a. Период от зачатия до момента обследования |
b. период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу |
c. совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития |
Баллов за ответ: 1/1.
Для оценки физического развития детей используют:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. метод сигмальных отклонений |
b. комплексный метод |
c. ретроспективный метод |
d. регрессионный метод |
e. метод центилей |
Баллов за ответ: 1/1.
Каким прибором проводятся измерения становой силы:
Выберите один ответ.
a. спирометр |
b. краниометром |
c. антропометра |
d. становый динамометр |
Баллов за ответ: 1/1.
Выберите один ответ.
a. изменение структуры заболеваемости |
b. ускорение роста и развития |
c. увеличение продолжительности жизни |
Баллов за ответ: 1/1.
Наиболее информативны в дошкольном возрасте (4-6 лет) следующие показатели биологического развития
Выберите по крайней мере один ответ:
a. изменение пропорций телосложения |
b. погодовая прибавка длины тела |
c. степень развития вторичных половых признаков |
d. длина тела |
e. число постоянных зубов |
Баллов за ответ: 0.97/1.
Форма нормальной стопы характеризуется:
Выберите один ответ.
a. перешеек занимает почти всю или всю ширину стопы, вертикальные оси пятки и ахиллова сухожилия образуют угол, открытый к наружи |
b. перешеек широкий, линия его наружного края более выпуклая, вертикальные оси перпендикулярны поверхности опоры |
c. перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии перпендикулярно к поверхности опоры |
Баллов за ответ: 1/1.
Метод оценки формы стопы:
Выберите один ответ.
a. плантография |
b. динамометрия |
Баллов за ответ: 1/1.
При нормальной форме ног:
Выберите один ответ.
a. ноги соприкасаются в области коленных суставов и внутренних лодыжек |
b. коленные суставы не касаются друг друга |
c. коленные суставы заходят один за другой, при соприкосновении коленных суставов внутренние лодыжки отстоят друг от друга |
Баллов за ответ: 1/1.
Выберите по крайней мере один ответ:
a. Определение степени жироотложения |
b. Оценку состояния слизистых оболочек глаз и полости рта |
c. Оценку состояния кожных покровов |
d. Оценку состояния опорно-двигательного аппарата |
e. Окружность грудной клетки |
f. Осмотр зубов и составление зубной формулы |
g. Оценку степени полового созревания |
Баллов за ответ: 0.96/1.
Физическое развитие детей и подростков зависит от
Выберите по крайней мере один ответ:
a. социальных факторов |
b. биологических факторов |
c. методов оценки |
d. методов исследования |
e. состояния здоровья |
Баллов за ответ: 0.97/1.
Биологический возраст можно установить по следующим данным
Выберите по крайней мере один ответ:
a. наличие точек окостенения |
b. ЖЕЛ |
c. масса тела и ее соответствие средним возрастным показателям |
d. развитие вторичных половых признаков |
e. число постоянных зубов |
f. длина тела и ее годовые прибавки |
Баллов за ответ: 1/1.
К закономерностям роста и развития организма детей относятся
Выберите по крайней мере один ответ:
a. Половой деморфизм |
b. Увеличение удельных энерготрат организма |
c. Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом |
d. Акселерация роста и развития |
e. Гетерохронность |
f. Обусловленность роста и развития наследственностью и средовыми факторами |
g. Неравномерность темпа роста и развития |
Баллов за ответ: 0.96/1.
Для измерения длины тела используют:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. антропометр |
b. ростомер |
c. краниометр |
Баллов за ответ: 1/1.
Отметьте,к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год предшествовавший обследованию перенес ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху
Выберите один ответ.
a. 2группа |
b. 5группа |
c. 4группа |
d. 1группа |
e. 3группа |
Баллов за ответ: 1/1.
Форма плоской стопы характеризуется:
Выберите один ответ.
a. перешеек занимает почти всю или всю ширину стопы, вертикальные оси пятки и ахиллова сухожилия образуют угол, открытый к наружи |
b. перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии перпендикулярно к поверхности опоры |
c. перешеек широкий, линия его наружного края более выпуклая, вертикальные оси перпендикулярны поверхности опоры |
Баллов за ответ: 1/1.
Какие из перечисленных признаков относятся к физиометрическим показателям
Выберите по крайней мере один ответ:
a. ЖЕЛ |
b. измерение мышечной силы рук |
c. измерение становой силы |
d. масса тела |
e. окружность грудной клетки |
Баллов за ответ: 0.97/1.
Форма уплощенной стопы характеризуется:
Выберите один ответ.
a. перешеек занимает почти всю или всю ширину стопы, вертикальные оси пятки и ахиллова сухожилия образуют угол, открытый к наружи |
b. перешеек широкий, линия его наружного края более выпуклая, вертикальные оси перпендикулярны поверхности опоры |
c. перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии перпендикулярно к поверхности опоры |
Баллов за ответ: 1/1.
Выберите по крайней мере один ответ:
a. необходима для гигиенического нормирования факторов окружающей среды |
b. необходима для организации образовательно- воспитательной деятельности детей разного возраста |
c. базируется на явлении акселерации роста и развития |
d. необходима для определения возраста поступления ребенка в детское учреждение |
e. базируется на неравномерности роста и развития |
Баллов за ответ: 1/1.
Оценка уровня здоровья ребенка с установлением группы здоровья учитывает
Выберите по крайней мере один ответ:
a. количество дней, пропущенных по болезни в течении года |
b. уровень достигнутого физического и психического развития и его гармоничность |
c. уровень функционального состояния основных систем организма |
d. количество заболеваний в течении года |
e. наличие или отсутствие хронических заболеваний на момент обследования |
Баллов за ответ: 1/1.
Основными факторами риска, влияющими на состояние здоровья детей являются
Выберите по крайней мере один ответ:
a. недостатки в организации и качестве питания |
b. недостаточная или избыточная активность |
c. нарушение режима дня и учебно- воспитательного процесса |
d. неблагоприятный психологических климат в семье и коллективе |
e. наследственность |
f. отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни |
g. нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиями жизнедеятельности |
Баллов за ответ: 0.96/1.
Возрастной период – это отрезок времени, в пределах которого
Выберите один ответ.
a. процессы роста и развития, физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители однозначны |
b. физиологические особенности организма достоверно не различаются |
c. процессы роста и развития завершены, а реакции на раздражители не отличаются |
Баллов за ответ: 1/1.
Физическое развитие оценивается:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. по перенесенным заболеваниям |
b. по сопротивляемости организма неблагоприятным факторам среды |
c. по соматоскопическим показателям |
d. по физиометрическим показателям |
e. по соматометрическим показателям |
Баллов за ответ: 0.97/1.
При О-образной форме ног:
Выберите один ответ.
a. ноги соприкасаются в области коленных суставов и внутренних лодыжек |
b. коленные суставы заходят один за другой, при соприкосновении коленных суставов внутренние лодыжки отстоят друг от друга |
c. коленные суставы не касаются друг друга |
Баллов за ответ: 1/1.
Биологический возраст это
Выберите один ответ.
a. период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования |
b. совокупность морфофункциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития |
c. период от зачатия до момента обследования |
Баллов за ответ: 1/1.
Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок . При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов диагностированы: сутуловатая осанка. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год предшествовавший обследованию перенес 3 ОРВИ
Выберите один ответ.
a. 2группа |
b. 1группа |
c. 4группа |
d. 3группа |
e. 5группа |
Баллов за ответ: 1/1.
Какие из перечисленных признаков относятся к соматометрическим показателям физического развития:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. масса тела |
b. длина тела |
c. окружность грудной клетки |
d. ЖЕЛ |
Баллов за ответ: 0.97/1.
Указать варианты грудной клетки:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. плоская |
b. коническая |
c. цилиндрическая |
d. бочкообразная |
Баллов за ответ: 0.97/1.
Основные причины, объясняющие причины акселерации (по Ю.П. Лисицину):
Выберите по крайней мере один ответ:
a. физико- химические |
b. физиологические |
c. генетические |
d. влияние отдельных факторов условий жизни |
e. теории комплекса факторов условий жизни |
Баллов за ответ: 1/1.
При Х-образной форме ног:
Выберите один ответ.
a. коленные суставы заходят один за другой, при соприкосновении коленных суставов внутренние лодыжки отстоят друг от друга |
b. ноги соприкасаются в области коленных суставов и внутренних лодыжек |
c. коленные суставы не касаются друг друга |
Баллов за ответ: 1/1.
Наиболее информативны в старшем школьном возрасте (14-17 лет) следующие показатели биологического развития
Источник