Меню

Оценка уровня психологического здоровья семьи

Психологическое здоровье семьи: из каких компонентов складывается

Психологическое здоровье семьи – это состояние, в котором каждый из членов ячейки общества чувствует себя комфортно, находясь со своими близкими. Это гармоничные отношения, общность интересов, умение договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Из каких компонентов складывается психологическое здоровье семьи? Их всего три:

  • Ценностный. Осознание собственной ценности и стремление увидеть хорошее в любом человеке, особенно среди близких людей.
  • Инструментальный. Способность к рефлексии и пониманию мотивов, причин и результатов поступков других людей и самого себя, обсуждение проблем друг с другом.
  • Мотивационно-потребностный. Делает семью субъектом общества, который способен брать на себя ответственность и самостоятельно преодолевать трудности.

Каждый из компонентов должен присутствовать в здоровой семье, иначе ее невозможно назвать таковой.

Уровни психологического здоровья семьи

Уровни психологического здоровья семьи можно представить в таблице:

Срочно и важно. Дела, которые нельзя откладывать ни на секунду: сдача рабочего проекта, поход к врачу при острой боли. Важно и не срочно. Выполнение этих дел можно отсрочить на 1–2 дня. Пример дел: ежегодный профилактический осмотр у стоматолога.
Не важно и не срочно. Это пожиратели времени: бесцельное пролистывание ленты в социальных сетях, перекуры и частые бесцельные чаепития с коллегами. Все это нужно исключить. Срочно и не важно. От этих дел можно смело отказываться, перепоручать кому-то или выполнять их только после того, как разберетесь со всеми своими делами. К ним относятся срочные, но неважные для вас просьбы друзей, коллег.

Критерии психологического здоровья семьи

В.С. Торохтий называет пять критериев, определяющих психологическое здоровье семьи.

  1. Сходство семейных ценностей у супругов. Каждый человек имеет свои представления о семье, правилах поведения в ней, принципах, а также понятия об отношениях и способах взаимодействия. Чем больше взглядов и понятий совпадает у супругов и детей, тем более психологически здоровой можно назвать ячейку общества. Когда под одной крышей оказываются люди с противоположными принципами, возникают серьезные конфликты, угрожающие полным распадом отношений.
  2. Согласованность функций и ролей. Это уровень развития механизмов взаимодействия внутри группы: взаимовыручка, взаимопонимание, взаимодоверие и взаимотерпимость. Это критерий, определяющий синхронизацию активности родственников в зависимости от того, кому нужна помощь в данный момент и кто может ее оказать. Чем больше взаимосвязей между членами семьи, тем она более устойчива и стабильна.
  3. Социально-ролевая адекватность. Структура семьи подразумевает, что у каждого из ее членов есть некая роль, которую он выполняет. Например, папа может быть лидером, мама – хозяйкой, дети – помощниками. Проблемы возникают, когда личное восприятие человеком самого себя не совпадает с ролью, которая ему досталась, например: лидером хочет быть мама. В этом случае неизбежны конфликты, понижающие уровень психологического здоровья семьи.
  4. Эмоциональная удовлетворенность. Это критерий, демонстрирующий уровень взаимоуважения и взаимопринятия. Здоровая семья характеризуется наличием высокой степени эмоциональной близости, которая достигается посредством совместной деятельности и достижения общих семейных результатов.
  5. Адаптивность внутри семьи. Это способность взрослых в ячейке общества адаптироваться к разным ситуациям, которые ее касаются: радости и потери, усталость и напряжение, повышенная активность детей и внешние проблемы. Умение сохранять комфортную обстановку и доброжелательный эмоциональный фон – немаловажный фактор, определяющий здоровье.

Факторы риска

Факторы риска нарушения психологического здоровья семьи могут быть следующие:

  • Неадекватная мотивация для брака. Ячейка общества, созданная по причине неожиданной беременности, по настоянию родителей или из страха оказаться в одиночестве на старости лет, редко оказывается здоровой. Это связано с тем, что люди в таких случаях часто не готовы идти на компромисс и стремятся только к тому, чтобы выполнить собственные потребности, не думая о партнере.
  • Неудовлетворенность базовых потребностей: питания, сна, безопасности, секса. Если один из супругов постоянно не высыпается или не чувствует себя защищенным, то сначала нарастает личностное напряжение, а затем оно непременно становится семейным. Когда каждый в доме заботится о другом и об удовлетворении его витальных потребностей, риск возникновения проблем с психологическим здоровьем семьи снижается.
  • Отсутствие в семье базовых механизмов взаимодействия. К ним относятся взаимопомощь, взаимопонимание, взаимопринятие, единство методов воспитания детей, схожесть мировоззренческих позиций, стремление к самосовершенствованию. В случае отсутствия добровольных взаимодействий уровень психологического здоровья также значительно снижается.
  • Противоположные семейные ценности и понятия. Например, один из супругов считает достаточным наличие одного ребенка, а второй – не менее четверых. На этой почве постоянные конфликты будут постепенно подрывать семейное психологическое здоровье.
  • Низкий уровень личностного развития супругов. Если супруги не умеют договариваться и решать конфликты на уровне сотрудничества, то уровень психологического здоровья семьи также будет низким.

Заключение

Состояние душевного психологического благополучия семьи называют ее психологическим здоровьем. Здоровая семья – это малая группа людей, в которой ценен каждый из проживающих в ней и между своими потребностями и потребностями других членов семьи выстраивается здоровый баланс.

Источник

Методика диагностики психологического здоровья семьи учащегося

специалист в области арт-терапии

Задание 1.Характеристика семьи Баниных.

Данная семья является малообеспеченной. Состоит на учете у социального педагога. Мама часто выпивает и ребенок не ходит в школу. Тип семьи: неблагополучная, неполная. Семья, в которой воспитывается девочка неполная. Родители в неофициальном разводе. Но отец всегда общается , занимается с девочками и материально поддерживает семью. Условия для проживания и воспитания в данной семье минимальны, так как семья с невысоким материальным достатком. . Мама нигде не работает. Единственный источник дохода — зарплата и пенсия отца и пенсия бабушки и дедушки.

Взрослые создают условия для правильного развития детей, проявляют интерес к делам и учебе старшей дочери и внучке ________. Оба родителя интересуются учёбой ребёнка и являются активными помощниками. Мама посещает все родительские собрания.

В семье постоянно ведется контроль за успеваемостью девочки в школе, за выполнением домашнего задания. Взрослые проявляют интерес к успехам и неудачам ребенка, адекватно реагирует на рекомендации и советы учителей.

Психологические проблемы семьи связаны напрямую с их образом жизни. Мама ведет недостойный образ жизни не следит за ребенком и не занимается его воспитанием.

Примерный план изучения опыта семейного воспитания:

В данной ситуации будет составлена программа исследования семьи с ребенком 8 лет. Следует отметить, что супружеская пара является единственным элементом малой группы. Данная программа представлена для неблагополучной, безотвественной семьи.

1.Важнейшие сведения о «семье:

— образование родителей и других членов семьи;

— профессии родителей и членов семьи;

— увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

— позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:

— здоровье, здоровый образ жизни;

— раннее образование детей;

— развитие нравственных качеств;

— развитие умственных способностей.

V. Особенности семейного воспитания:

— степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);

— отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI. Организация совместных форм деятельности в семье:

— вовлечение детей в общие семейные дела;

— разобщенность родителей и детей в семейных делах;

— отстранение детей от семейных дел;

— дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.):

— степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

— все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

VIII. Уровень педагогической культуры родителей:

— наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;

— ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

— негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.

Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения:

1) ставится задача;

2) составляется план;

3) идет фиксация данных;

4) следует обработка зафиксированных данных;

5) делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:

1.Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.

2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.

3.Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).

4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.

Виды проведения анкетирования:

1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);

2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).

1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);

2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);

3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).

Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.

Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим способом (на пленку магнитофона, диктофона).

Основные требования по проведению интервью:

1. Правильный выбор места проведения интервью и создание благоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких препятствий при его проведении.

2.Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюера, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.

3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающей полное невмешательство в содержание опроса.

4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.

Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Особенности беседы, ее подготовка и проведение:

1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.

2.Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.

3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.

4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.

5.Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.

6.Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.

7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.

8.Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.

Психолого-педагогический тренинг —метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Как вести себя с гиперактивным ребенком», «Если ребенок отстает в развитии», «Как воспитывать ребенка без отца», «Особенности воспитания приемного ребенка», «Специфика воспитания в семье многих детей», «Особенности воспитания единственного ребенка», «Как воспитывать близнецов» и др.

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.

Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения «Мой ребенок». Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.

Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

1) как расположены члены семьи;

2) насколько они удалены друг от друга;

3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;

4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;

5) кто выше ростом, а кто ниже;

6) кто большой по размерам, а кто — маленький;

7) кто в каких красках нарисован.

Что можно узнать при раскодировании рисунка?

1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.

2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.

3.Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.

4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.

5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.

6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.

Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: «Как распознать, что тревожит ребенка?», «Как дети воспринимают нас и наши отношения?», «Какими мы видим самих себя и наших детей?», «Как выявить скрытый конфликт в семье?» и др.

Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?». Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:

— отношение взрослых к ребенку;

— согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать «Что нарисовано?» и «озвучить» нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребенок рассказывает о картинке и «проявляет» свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке). «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама. » Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. «Если я упаду или ударюсь, то мама. «, «Если я плохо мою руки, то папа. «, «Если у мамы болит голова, то мы с папой. «, «Мама хвалит меня, если я. «, «Бабушка огорчается, когда я. » и т. д.

Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

Педагогический эксперимент (лат. experimentum — опыт, проба) — опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролируемой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.

По целям организации обычно различаются констатирующий и формирующий (преобразующий) эксперименты. Констатирующий ставит целью измерить наличный уровень развития (например, уровень развития волевых качеств личности ребенка, уровень его воспитанности). Формирующий эксперимент предполагает формирование или воспитание тех или иных качеств личности ребенка, тех или иных сторон его психики. Для этого создается специальная экспериментальная ситуация, которая дает возможность:

1) выявить условия, необходимые для организации формирования этих качеств;

2) экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности;

3) изучить конкретные пути формирования личности ребенка.

Задание3. Ситуация: педагог-психолог проводил в 1-м классе изучение детско-родительских отношений в семьях учащихся. Им были выявлены как

конструктивные, так и негативные типы отношений. Для того чтобы

оптимизировать процесс взаимодействия учащихся с родителями, психолог

предоставил педагогу подробный отчет об особенностях детскородительских отношений в семьях каждого ученика.

Вопросы и задания.

1. Внимательно прочитайте психологическую ситуацию.

2. Проанализируйте ее.

Ответ: Проанализировав данную ситуацию, можно сказать следующее: психолог поступил не правильно ,когда предоставил педагогу подробный отчет об особенностях детско-родительских отношений в семьях каждого ученика, тем самым нарушив профессиональную этику. Психолог должен был только предоставить рекомендации по оптимизации процесса взаимодействия учащихся с родителями.

3. Укажите, какие ошибки допущены психологом?

Ответ: Психолог предоставил педагогу подробный отчет об особенностях детско-родительских отношений в семьях каждого ученика, тем самым нарушив профессиональную этику. Психолог должен был только предоставить рекомендации по оптимизации процесса взаимодействия учащихся с родителями.

4. Какие этические принципы не соблюдены?

Ответ: Принцип компетентности: нарушение профессиональной этики, обеспечения суверенных прав личности, принцип уважения и конфеденциальности,принцип ответственности.

которые не соблюдены

Ситуация: педагог-психолог проводил в 1-м классе изучение детско-родительских отношений в семьях учащихся. Им были выявлены как

конструктивные, так и негативные типы отношений. Для того чтобы

оптимизировать процесс взаимодействия учащихся с родителями, психолог

предоставил педагогу подробный отчет об особенностях детскородительских отношений в семьях каждого ученика.

Психолог предоставил педагогу подробный отчет об особенностях детско-родительских отношений в семьях каждого ученика, тем самым нарушив профессиональную этику. Психолог должен был только предоставить рекомендации по оптимизации процесса взаимодействия учащихся с родителями.

Принцип компетентности: нарушение профессиональной этики, обеспечения суверенных прав личности, принцип уважения и конфеденциальности,принцип ответственности.

Задание 4. Составьте портрет идеального психодиагноста, осуществляющего процесс изучения семьи.

Это первая группа субъективных факторов, влияющих на результаты диагностической работы. Профессиональное мировоззрение специалиста в свою очередь определяется особенностями полученного диагностом образования. Наличие базового психологического образования может свидетельствовать о глубоком понимании методологических основ прикладной психологии и усвоенных за годы обучения в вузе профессиональных нормах и деонтологических принципах. Большое влияние на систему ценностей и убеждений специалиста оказывает профессиональная среда.

Это вторая группа субъективных факторов, влияющих на работу кадрового психодиагноста. Существует оправданное мнение, что в профессиях типа «человек — человек» важнейшую роль играет личность специалиста. Рассматривая этот вопрос с позиций кадрового консультирования, можно обозначить некоторые индивидуально-психологические качества, повышающие профессиональную эффективность консультанта-психодиагноста:

Рис. 2. Субъективные факторы, оказывающие влияние на психодиагностику

1) Мотивационно-ценностные особенности:

• выраженный интерес к людям;

• ориентация на дальнейшее профессиональное и личностное развитие;

• отсутствие выраженного мотива власти.

2) Характерологические качества:

• устойчивая позитивная самооценка;

• развитые коммуникативные качества (гибкость в общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей, способность к эмпатии, ориентация на построение конструктивных партнерских отношений с окружающими; богатство ролевого репертуара);

• повышенный уровень личной ответственности;

• устойчивость в отношении психологического давления;

• высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля;

• уверенность в себе и результатах своей деятельности.

• высокий уровень интеллектуального развития (выраженные способности к анализу и обобщению информации, интеллектуальная гибкость);

• умение решать интеллектуальные (диагностические) задачи в условиях дефицита информации;

• развитое произвольное внимание;

• высокий уровень вербального развития (умение грамотно и понятно излагать свои мысли, составлять тексты).

4) Темперамент, особенности высшей нервной деятельности:

• скорость психических процессов — не ниже среднего.

Кроме того, существенным является наличие у специалиста по психодиагностике определенного личностного и жизненного опыта.

Перечисленные выше качества психодиагноста описывают «идеального» специалиста. В реальной жизни успешный специалист в большинстве случаев формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности за счет уникального сочетания и компенсации одних личностных черт другими.

Однако у подобной компенсации существуют определенные ограничения. В связи с этим необходимо перечислить психологические противопоказания к профессии психодиагноста:

• недостаточно высокий интеллектуальный уровень;

• сниженный культурный уровень;

Это третья группа субъективных факторов, оказывающих влияние на результаты психодиагностики. Профессиональная роль определяется уровнем технологической оснащенности, т. е. уровнем владения психодиагностическими инструментами и их возможностями в предоставлении необходимой для эффективной кадровой работы информации.

Дополнительные задачи и временные затраты на разные виды работ влияют на отношение к диагностической работе и понимание ее контекста. Если психодиагност совмещает свою основную работу с консультационным сопровождением организации, то создаются предпосылки для более тонкой, глубокой реализации критериев отбора.

В целом уровень профессиональной активности специалиста по кадровой психодиагностике имеет огромное значение. Его «надситуативная» активность (т.е. стремление выйти за рамки узкой задачи в соответствии с комплексным видением ситуации) не только расширяет контекст психодиагностики, но и создает предпосылки для формирования новых возможных направлений кадровой работы.

Опрос руководителей кадровых служб и специалистов по оценке персонала позволил выделить ряд параметров, которые имеет смысл учитывать при подборе кандидата на должность психодиагноста.

Требования, предъявляемые при подборе кандидата на должность психодиагноста

1. Предпочтительное образование — базовое психологическое. Как правило, высокое качество подготовки чаще всего встречается у выпускников психологических факультетов университетов и педагогических вузов. Большое значение имеет психологическая специализация. Индивидуально-психологической диагностикой лучше владеют выпускники кафедр медицинской психологии, общей психологии и психологии труда. Наибольшим опытом проведения социально-психологической диагностики обладают те, кто специализировался по кафедре социальной психологии.

2. Важны опыт практической диагностической работы и знание конкретных методик. В профессиональный актив кадрового психодиагноста должны входить тесты, позволяющие решать широкий спектр задач и получать комплексное представление об испытуемом. Желательны опыт работы и свободное владение несколькими комплексными личностными опросниками (тест Кэттела, ММРI, CPI и др.), тестами способностей (КОТ, матрицы Равена, тест Векслера), проективными методиками («дом-дерево-человек», тест Люшера, «рисунок несуществующего животного», рисуночный апперцептивный тест). Желательно, чтобы опыт практической диагностической работы были не менее одного года.

3. Для выявления уровня профессиональной подготовки психодиагноста можно использовать вопрос о структуре Заключения по результатам психодиагностического обследования. Заключение должно быть ориентировано на конкретную задачу (профотбор, включение в кадровый резерв и пр.) и иметь структуру, позволяющую принимать решение о профессиональной пригодности испытуемых (соответствии требованиям руководящей должности и пр.).

4. Некоторое представление об итоговой продукции психодиагноста можно получить, ознакомившись с образцами заключений, написанных им ранее. При этом следует обратить внимание на:

• объем Заключения (обычно полноценный психологический портрет занимает 1,5—2 страницы машинописного текста);

Нормативные требования к личностным качествам психодиагноста.

Требования к личностным качествам практического психолога, основным видом деятельности которого является психодиагностическая деятельность, формулируются в кодексе этических принципов разных стран. Соблюдение этических принципов в практической деятельности предполагает наличие определенных личностных черт.

Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика

Личностные качества эффективного психодиагноста.

Создание многочисленных курсов по подготовке специалистов ставит задачу повышения качества обучения, подготовки практических психологов. Решение данной задачи связано с выдвижением определенных требований к уровню знаний и умений практических психологов, а также к наличию у них определенных личностных черт.

Нормативные требования к личностным качествам психодиагноста.

Требования к личностным качествам практического психолога, основным видом деятельности которого является психодиагностическая деятельность, формулируются в кодексе этических принципов разных стран. Соблюдение этических принципов в практической деятельности предполагает наличие определенных личностных черт.

Так, одним из ведущих принципов психодиагностической деятельности в этическом кодексе называется принцип ответственности: психолог полностью несет ответственность за правильность проведения диагностического обследования, корректность интерпретации и использования ее результатов.

Задание 5.Составьте банк методик для изучения детско-родительских отношений.

ПО СЦБЬЕКТАМ СЕМЕЙНХ ОТНОШЕНИЙ.

ТЕСТ-ОПРОСНИК УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ (В.В.СТОЛИН, Т.Л.РОМАНОВА, Г.П.БУТЕНКО)

Шкалы: мера удовлетворенности браком

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком , а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:

• а -верно,
• b – трудно сказать,
• c – неверно.

Инструкция к тесту

«Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.д.

1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
1. верно,
2. не уверен,
3. неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
1. скорее беспокойство и страдание,
2. затрудняюсь ответить,
3. скорее радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
1. как удавшийся,
2. нечто среднее,
3. как неудавшийся.
4. Если бы Вы могли, то:
1. Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги),
2. трудно сказать,
3. Вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все “приедается”, в том числе и сексуальные отношения:
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.
6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
1. что Вы несчастнее других,
2. трудно сказать,
3. что Вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, без близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.
8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:
1. да, считаю,
2. трудно сказать,
3. нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:
1. верно,
2. не могу сказать,
3. неверно.
11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то моим мужем (женой) мог бы стать:
1. кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),
2. трудно сказать,
3. возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга), рядом с Вами:
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.
13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.
1. верно,
2. затрудняюсь сказать,
3. неверно.
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
1. скорее всего в характере Вашего супруга (супруги),
2. трудно сказать,
3. скорее, в Вас самих.
15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
1. усилились,
2. трудно сказать,
3. ослабли.
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.
17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
1. согласен,
2. нечто среднее,
3. не согласен.
18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.
19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.
20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.
22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
1. согласен,
2. трудно сказать,
3. не согласен.
23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие:
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.
24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и небыло ни одного светлого момента:
1. верно,
2. трудно сказать,
3. неверно.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Вопросы: 1с, 2с, За, 4с, 5с, 6с, 7а, 8а, 9с, 10с, 11с, 12а, 13с, 14с, 15а, 16с, 17а, 18с, 19с, 20с, 21с, 22а, 23а, 24с.

2. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие – отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка . Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие – отвержение ребенка : 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация : 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз : 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник» : 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

3. «Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой

Тест проводится с детьми с 8-х лет.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

сила нажима на карандаш

Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов
Интровертированность — изображен только один кактус
Стремление к домашней защите , чувство семейной общности — наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

1. «Кинетический рисунок семьи», Р.Бернс, С.Кауфман (КРС)

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция : «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».

На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
2) где работают или учатся члены семьи;
3) как в семье распределяются домашние обязанности,
4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.

Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
1) благоприятная семейная ситуация;
2) тревожность;
3) конфликтность в семье;
4) чувство неполноценности;
5) враждебность в семейной ситуации.

2. Методика «Семейно-обусловленное состояние» («Типовое семейное состояние») Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений

(Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)

Назначение методики: Данная методика разработана и направлена на выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Она позволяет также получить данные об обстоятельствах, определяющих изучаемые состояния.

Она представляет собой интервью, специально направленное на выяснение трех состояний — общей удовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности.

Отсюда и название трех оценочных шкал:

У (общая неудовлетворенность),

Т (семейная тревожность),

Н (нервно-психическое напряжение).

В каждой шкале по 4 субшкалы, которые повторяются через каждые три пункта (итого – 12 субшкал) Так, напряженность отражают следующие 4 субшкалы: перегруженности обязанностями, нервно-психической усталости, напряженности и расслабленности.

Процедура опроса
Психолог просит пациента охарактеризовать свое место в семье, свои ощущения в ней по всем 12 субшкалам или дихотомиям самочувствия.

1. Психолог (П): «Мысленно вернитесь домой в семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома, с которыми вспоминаете домашние, дела на работе. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким вы себя чувствуете чаще всего? Отметьте на шкалах».
П вручает бланк для ответов.
Обследуемый (О) отмечает.
2. П (обращает внимание на качество, наиболее выраженное на шкалах): «Вы отметили, что чувствуете себя в семье очень. (называют соответствующее качество). Приятное это чувство или, скорее, неприятное? Прошу вас вспомнить несколько случаев из вашей семейной жизни, когда вы чувствовали себя очень. (называется то же состояние)».
3. О рассказывает.
П: «Попробуйте еще раз оценить свое состояние дома на этих. же шкалах. Все остается по-старому или что-то изменяется?»
О (обычно меняет оценку по некоторым шкалам). Если при этом на первый план вышло другое состояние, то вея процедура повторяется от пункта 2).

Бланк к методике «Семейно-обусловленное состояние»

Источник

Читайте также:  Смех это здоровье души
Adblock
detector