Меню

Оценка своего здоровья обж

Урок-практикум: «Экспресс-диагностические методы оценки здоровья» Анисимов В.В.

Цели:

— воспитание ответственности за своё здоровье;
— освоение учащимися общедоступных диагностических методов оценки своего здоровья;
— формирование приверженности здоровому образу жизни.

Задачи:

— ознакомление с основными показателями состояния человеческого организма и общедоступными медицинскими приборами, используемыми для их контроля;
— обучение способам оценки своего физического здоровья.

Учебные вопросы:

1.Оценка и самооценка здоровья.
2.Экспресс-диагностические методы оценки здоровья.
3.Заключение.

Образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развития познавательных интересов, коллективного обучения.

Методы: индивидуальной работы, объяснительно-иллюстративный, аудиовизуальный, практических действий.

Деятельность преподавателя: устное изложение, демонстрация видеоматериала. Комментирование, организация исследований и экспериментов, подведение итогов, проведение рефлексии.

Деятельность учащихся: восприятие аудиовизуальной информации, ответы на вопросы, участие в исследованиях и экспериментах, самостоятельная работа по проведению расчётов, функциональных проб и антропометрических показателей, сравнение результатов с критериями, выполнение упражнений физкультминуток.

Материально-техническое обеспечение: оборудование для демонстрации мультимедийных материалов, сфигмоманометр, портативный спирометр, гибкая сантиметровая лента, весы напольные, хронометр.

Ожидаемые результаты: овладение экспресс-диагностическими методами оценки здоровья; определение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весо-ростовых и росто-весовых показателей, индекса массы тела, показателей гармоничности и пропорциональности тела.

I. Вступление

Преподаватель:

Всемирно известный в ХХ веке хирург Николай Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье” утверждал, что “Здоровье – это резервные мощности клеток, органов, целого организма”. Я думаю трудно с ним не согласиться. Он ввёл такое понятие как “количество здоровья”, которое можно определить как сумму “резервных мощностей” основных функциональных систем.

Возьмём к примеру сердце (при PS в 75 уд. в мин. производит 100 000 сокращений в сутки и перекачивает до 175 млн. литров крови в течении жизни). Это мышечный орган, выполняющий механическую работу, и его мощность можно подсчитать в мсек, ваттах, л.с., в любых единицах, приведённых в учебнике физики. Мы поступим проще. Возьмём такую характеристику сердца как МОК – минутный обьём крови. Это обьём крови, которое сердце перекачивает за одну минуту. Предположим, что в состоянии покоя оно перекачивает 4 литра крови в минуту. При энергичной физической работе – до 20 литров. Значит “коэффициент резерва” равен 20 : 4 = 5. Сердце даёт 4 литра в минуту и этого вполне достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм в покое, т.е. создать нормальное насыщение кислородом крови. Но более того: оно может дать 20 литров в минуту и способно обеспечить доставку кислорода мышцам, выполняющим тяжёлую физическую работу, следовательно, и в этих условиях сохранится качественное условие здоровья – нормальные показатели насыщения крови кислородом.

“Суммарные резервные мощности” являются не только важнейшей характеристикой состояния здоровья как такового, они не менее важны для определения отношения организма к болезни. Представим себе первого человека с МОК в 20 литров максимальной мощности сердца. Случилось так, что человек заболел простудным заболеванием. Температура тела – 39 – 40 градусов. В такой ситуации потребление кислорода тканями возрастает вдвое. Но организму это нипочём, сердце может выдержать и трёхкратную нагрузку. А что будет с детренированным сердцем у которого МОК при мах работе 6 литров? Его ткани начнут задыхаться: сердце не в состоянии доставить удвоенный обьём крови. Что произойдёт? Болезнь будет протекать гораздо тяжелее, появятся осложнения со стороны других органов и т.д. Или пример со старостью. С возрастом все функции слабеют. Резервные мощности уменьшаются. Хорошо, когда эти резервы есть, а если их нет?

Молодое поколение считает, что им ещё рано морочить голову мыслями о будущих болезнях. Но … время к сожалению быстротечно. Здоровье приятно, но если оно постоянно, то действует закон адаптации – его перестают замечать.

II. Оценка и самооценка здоровья

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:

-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;

-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;

-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;

-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;

-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;

-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.

В современных системах воспитания и обучения к сожалению не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Говоря современным языком, мы пока ещё очень плохо осуществляем мониторинг за состоянием своего здоровья. Мы же сегодня на уроке в какой-то степени постараемся восполнить этот пробел.

III. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья

Все системы организма человека взаимосвязаны. Некоторые из них играют самую важную, ключевую роль. Какие это системы? Сердечно-сосудистая и дыхательная. Попробуем с помощью практических методов научиться оценивать их состояние и резервные возможности. Сначала рассмотрим функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

Экспресс-метод определения ЧСС:

Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Пульс подсчитывается за 10 секунд, с последующим умножением фиксированных значений на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.

Критерии ЧСС в состоянии покоя:

  • Реже 55 – отлично;
  • Реже 65 – хорошо;
  • 65 – 75 – посредственно;
  • Выше 75 – плохо.

-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.

Уровень АД обычно измеряют в области локтевой артерии на правой руке в положении “сидя” после пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для определения АД используется сфигноманометр или тонометр. Для взрослых используется манжета шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма. Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний край находится на 2 см выше локтевого сгиба. Воздух в манжету следует нагнетать достаточно быстро до уровня, превышающего исчезновение тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст. Скорость понижения ртути в последующем должна составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду. Появление первого регулярного тона Короткова принимается за уровень систолического АД, полное исчезновение тонов Короткова – за уровень диастолического артериального давления.

Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст., нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт.ст.
Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение АД – гипотония. У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.

Читайте также:  Уклонение от армии по здоровью

Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение.

-учащение пульса на 50-70%;

-увеличение систолического АД на 15-20%;

-снижение диастолического АД на 20-30%.

У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня происходит менее чем за 3 минуты.

Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание на сколько это возможно.

Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;

Отличный показатель – 1 минута и более.

Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):

Испытуемый делает полный вдох и затем полный выдох в портативный спирометр. Данный тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.

-для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;

-для женщин – от 2500 куб.см до 3500.

Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует продолжительность жизни человека.

Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для взрослых его средняя величина – около 60 мл у мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм веса.

Формулы оценки веса.

Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):
Является наиболее простым методом определения веса.

-при росте 155-165 см минус 100;

-при росте 165-175 см минус 105;

-при росте свыше 175 см минус 110.

Индекс массы тела (показатель Кетле):

Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.

Рост (м) х Рост (м)

25-30 – ожирение 1 степени;

30-40 – ожирение 2 степени;

Более 40 – ожирение 3 степени.

Идеальный показатель – 22.

Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.

1. Показатели осанки:

Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.

Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).

-Норма – 1 и более;

— 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;

— 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.

2. Показатели пропорциональности (гармоничности) конституции тела:

Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.

Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:

Рассчитывается следующим образом:

К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.

Оценка индекса К:

— 35 — 24 – истощение;

— менее 37 – достаточная упитанность;

— более 40 – повышенная упитанность;

— 45 – 54 – ожирение.

Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:

Рассчитывается по следующей формуле:

К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х 100.

Критерии индекса К:

— 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);

— менее 50 – узкогрудость (астеническая);

— более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).

Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).

— 10 и менее – крепкое телосложение;

35 и более – очень слабое.

Измерение окружности плеча:

Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:

1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);

2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).

Формула для определения степени развития мускулатуры:

(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.

— 12 и более – атлетическая мускулатура.

Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:

Увеличение объёма живота крайне негативно отражается на развитии различных систем

организма: горизонтальное положение сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функции пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают гармонию своего тела, искажают свою телесную и физиологическую организацию. Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

IV. Заключение

Изученные сегодня методы самооценки физического здоровья позволят вам в дальнейшем выявлять меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия, а это как известно является залогом счастливой и продолжительной жизни.

Демонстрация видеофильма “Бизнес и здоровье”.

Источник

Методическая разработка урока по «Безопасности жизнедеятельности» по теме «Контроль здоровья. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»
методическая разработка на тему

В представленном материале по проведению урока по теме даются общедоступные диагностические методы оценки своего здоровья и практика их применения, которые дадут возможность учащимся оценивать и контролировать состояние своего здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_diagnotest.docx 50.61 КБ
razdatochnyy_material.docx 84.89 КБ

Предварительный просмотр:

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Разработал преподаватель — Потемин Д.В.

Тема урока : «Контроль здоровья. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»

Используемые технологии: ИКТ, ТРКМ

Вид урока : урок -практикум

Тип урока : совершенствование знаний, умений и навыков

Технология урока: практико-ориентированный, визуальный, объяснительно-иллюстративный

Время проведения : 1 академический час

Межпредметные связи : физиология, стандартизация

  • воспитание ответственности за свое здоровье;
  • освоение учащимися общедоступных диагностических методов оценки своего физического здоровья;
  • формирование приверженности здоровому образу жизни и личностных качеств — самостоятельности и ответственности за свое здоровье.
  • ознакомление с основными показателями состояния человеческого организма и общедоступными медицинскими приборами, используемыми для их контроля;
  • обучение способам оценки своего физического здоровья.
  1. Оценка и самооценка здоровья.
  2. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья.
  3. Заключение.

Образовательные технологии : мультимедийные, исследования, развития познавательных интересов, коллективного обучения.

Методы: индивидуальной работы, объяснительно-иллюстративный, визуальный, практических действий.

Материально-техническое обеспечение: медиапроектор, сфигмоманометр, автоматический тонометр, портативный спирометр, гибкая сантиметровая лента, весы напольные, секундомер, калькулятор.

Деятельность преподавателя : устное изложение, демонстрация видеоматериала, комментирование, организация исследований и экспериментов, подведение итогов.

Деятельность учащихся : восприятие визуальной информации, ответы на вопросы, участие в исследованиях и экспериментах, самостоятельная работа по проведению расчетов, функциональных проб и антропометрических показателей, сравнение результатов с критериями.

  • Овладение экспресс-диагностическими методами оценки здоровья: определение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весо-ростовых и росто- весовых показателей, индекса массы тела, показателей гармоничности и пропорциональности тела.
  • Умение оценивать и контролировать состояние своего здоровья.

Организационный момент. Постановка цели урока

1. Сообщение темы, целей урока. Внимание на раздаточный материал, находящейся на столах.

Тему урока студенты записывают в тетрадь

2. Актуализация первичных знаний:

  • статистические данные по заболеванию в колледже,
  • системы человека
  • необходимость самооценки здоровья

Совместная работа с преподавателем

3. Представление коллег-помощников (студентов)

Основная часть. Экспресс-диагностические оценки здоровья, функциональные пробы.

Презентация студента: «Интересные факты об организме человека»

Оценки сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД, проба Мартина)

Практические работы вместе с помощниками, а также с группой по замере ЧСС

Оценки системы дыхания (проба Штанге, ЖЕЛ, жизненный показатель)

Практические работы вместе с помощниками, а также с группой по замере пробы Штанге.

Оценки уровня физического развития (вес, весо-ростовой показатель, индекс Кетле, антропометрические пробы, тест Купера)

Практические работы вместе с помощниками.

Подведение итогов урока.

Оцениваю деятельность студентов.

Обращаю внимание на вопросы своего здоровья, одного из факторов профессионального и личностного развития

Отвечаю на вопросы, выставляю оценки.

Экспресс-диагностические методы оценки здоровья и портативные медицинские приборы, значительно расширяющие диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья. Их преимущество — это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья.

В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, для этого используется совокупность тестов, хорошо зарекомендовавших себя на практике. По показателям тестов выявляются отклонения от нормы в состоянии здоровья (масса тела, антропометрические показатели осанки и пропорциональности конституции тела, функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем или определяется наличие или отсутствие каких-либо показателей состояния здоровья (флюорография грудной клетки, тест на антитела и т.д.). Изучению наиболее доступных способов оценки состояния здоровья посвящен урок-практикум.

Преподаватель . В наше время всеобщее внимание привлекает проблема здоровья. Многие молодые люди считают, что им рано морочить голову мыслями о будущих болезнях.

Но время, к сожалению, быстротечно. Быть здоровым приятно, но если за здоровьем перестают следить, поддерживать и укреплять, его незаметно начинают терять.

Всемирно известный в XX в. хирург Н.М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» утверждал: «Здоровье — это резервные мощности клеток, органов, целого организма». Он ввел такое понятие, как «количество здоровья», которое можно определить как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем.

Что мы имеем в нашем колледже: причины заболеваний (привожу данные медкабинета по основным заболеваниям)

В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Для этого крайне необходимо уметь его оценивать .

Точность самооценки здоровья зависит от знания: (Слайд 2)

  • строения человеческого организма и особенностей его функционирования;
  • наиболее слабых мест своего организма, в первую очередь органов, подверженных заболеваниям;
  • о перенесенных заболеваниях, прививках, показателях кровяного давления, группе крови, норме веса, лекарствах, которые вам противопоказаны;
  • наиболее опасных для вас факторов риска;
  • своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
  • о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.

Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья — заниматься его мониторингом. Этому посвящен сегодняшний урок.

Представляю своих помощников: исследователь, медбрат, терапевт и пульманолог. (выдаю бейджики)

Экспресс-диагностические методы оценки здоровья

Преподаватель. Все системы организма человека взаимосвязаны. Некоторые из них играют самую важную, ключевую роль. Какие это системы? Совместная работа со студентами, сначала записываю их варианты на доске, после 3-х-4-х открываю слайд — (Слайд 2)

Сердечно-сосудистая и дыхательная системы

Интересные факты об этих системах даст наш исследователь, который представляет свою презентацию «Сердце и легкие. Интересные факты об организме человека»

Научимся с помощью практических методов оценивать их состояние и резервные возможности. Сначала рассмотрим функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

1. Экспресс-метод определения частоты сердечных сокращений (ЧСС ) (слайд 6)

Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки — на сонных артериях) и измеряется числом ударов в мин (уд./мин). Он подсчитывается за 10 с, с последующим умножением полученного показателя на б (т.е. за 60 с) или же (что позволяет уменьшить ошибки) в течение одной минуты.

Критерии: ЧСС в состоянии покоя: для мужчин — реже 55 уд/мин — отлично; реже 65 уд./мин — хорошо; 65-75 уд./мин — посредственно; выше 75 уд./мин — плохо. Для женщин и юношей — каждый показатель примерно на 5 ударов больше.

Показываю на студенте, потом прошу всю группу проверить свой пульс и сравнить с критериями на слайде

2. Измерение АД (слайд 7)

Приглашаю помощника, усаживаю его на стул, показываю механический и автоматический сфигманометры.

Давление, которое оказывает на стенку артерии находящаяся в ней кровь, называется артериальным давлением (АД). Различают систолическое и диастолическое артериальное давление. Систолическое артериальное давление (максимальное) — наибольшая величина давления в артериях при систоле (в момент сокращения и выброса крови) сердца. Диастолическое (минимальное) — наименьшая величина давления в артериях при диастоле (в момент расслабления между сокращениями) сердца.

Измерение артериального давления должно проводиться в спокойной комфортной обстановке при комнатной температуре, после адаптации пациента к условиям врачебного кабинета в течение не менее 5-10 мин. За 1 ч до измерения следует исключить прием пищи, за 1,5-2 ч — курение, прием тонизирующих напитков, алкоголя. Измерение АД производят в плечевой артерии с помощью сфигмоманометра (аппарата Рива-Роччи) или мембранного тонометра звуковым методом Короткова. Через фонендоскоп слушают появление и последующее исчезновение характерных щелчков, в это время фиксируют значения давление на манометре. С целью контроля достоверности измерение повторяют через 2-3 мин; в промежутке между измерениями манжету не снимают, а воздух из нее полностью выпускают. Это требует определенной практики. В последнее время широкое распространение получили автоматические измерители давления, которые не требуют использования фонендоскопа. Их электронная схема ориентируется на всплески давления воздуха в манжете в момент распрямления артерии.

Провожу измерение АД автоматическим прибором.

АД измеряют в положении сидя или лежа с исключением скрещивания ног.

Величину давления измеряют в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) и записывают в виде дроби: в числителе — величина максимального (систолического), в знаменателе — минимального (диастолического) давления.

Критерии: оптимальное АД — 120/80 мм рт. ст., нормальное — 130/85 мм рт. ст., повышенное нормальное — 130-139/85-90 мм рт. ст.

Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение артериального давления — артериальная гипотензия (гипотония). У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей 85/60 мм рт. ст.

3. Проба Мартина (слайд 8)

Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде студент-помощник делает 20 приседаний за 30 с., фиксирую по секундомеру.

Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища. Присесть, не отрывая пяток от пола, вытянув руки вперед. Вернуться в исходное положение. Замер ЧСС и АД сразу после приседаний и через 3-4 минуты.

Критерии: учащение пульса на 50-70%; увеличение систолического АД на 15-20%; снижение диастолического АД на 20-30%. У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня — до 3 мин

Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания (слайд 9)

Рассмотрим функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

Перед воздействием физических нагрузок необходимо знать состояние органов дыхания. В норме их адаптационные возможности очень велики: при физической нагрузке легочная вентиляция может увеличиваться более чем в 10 раз за счет увеличения глубины и частоты дыхания. Этим обеспечивается поддержание нормального газового состава артериальной крови.

4.Проба Штанге (слайд 10)

Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание как можно дольше.

Критерий: норма — не менее 40 с. Отличный показатель — 1 мин

5. Измерение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) (слайд 11)

ЖЕЛ – объём газа, который можно выдохнуть при максимальном усилии после максимально глубокого вдоха. На величину ЖЕЛ оказывает влияние положение тела, поэтому в настоящее время общепринятым является определение этого показателя в положении сидя. Исследование должно производиться в условиях покоя, т.е. через 1,5-2 ч после необильного приёма пищи и через 10-20 мин отдыха. Для определения ЖЕЛ используются различные варианты водяных и сухих спирометров, газовые счётчики и спирографы. Тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.

Испытуемый делает полный вдох, затем полный выдох в спирометр. При определении делается три пробы и берется максимальная цифра. Отклонение от нормы определяется по специальным таблицам. Дело в том, что для каждого человека величина жизненной емкости легких более или менее постоянна. Она зависит от роста, веса и возраста испытуемого. Разумеется, некоторые заболевания сильно ее понижают.

Практическая работа с помощником, оценка его ЖЕЛ.

Критерии : для мужчин – 3000-4500 см 3 , для женщин -2500-3500 см 3 .

К снижению ЖЕЛ приводят патологические состояния, препятствующие максимальному расправлению лёгких, изменения самой ткани лёгкого (пневмония, абсцесс лёгкого, туберкулёзный процесс)

6. Жизненный показатель

Жизненный показатель представляет собой отношение ЖЕЛ к весу человека: (слайд 12)

Этот показатель позволяет прогнозировать продолжительность жизни человека.

Нижняя его граница, за которой резко возрастает риск возникновения заболеваний, для мужчин — 55 мл/кг, для женщин — 45 мл/кг.
При регулярной оздоровительной тренировке (но не при активном отдыхе) жизненный показатель даже у лиц старше 60 лет может превышать 70 мл/кг для мужчин и 60 мл/кг для женщин. Для этого необходимо придерживаться правильного соотношения средств оздоровительной тренировки. Если с возрастом обнаружится увеличение массы тела, то это соотношение необходимо изменить, увеличив время занятий циклическими видами спорта. И наоборот, при чрезмерном снижении массы тела нужно увеличить время, отводимое для занятий атлетической гимнастикой, уменьшив объём циклических средств.

Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): для мальчиков — 65-70 мл, для девочек — 55-60 мл; для взрослых его средняя величина — около 60 мл у мужчин и около 52 мл у женщин на каждый килограмм веса.

Определение уровня физического развития (слайд 13)

Для оценки физического развития можно пользоваться двумя способами. Первый — это сравнение со средними показателями (стандартами), характеризующими нормальное физическое развитие ребенка в данном возрасте и проживающего в том или ином регионе страны. Второй способ — сопоставление между собой двух или нескольких взаимосвязанных признаков физического развития (длины тела, массы тела, окружности грудной клетки и т.д.), которое может дать ориентировочное представление о пропорциональности физического развития. Величины эти, разумеется, средние. В каждом отдельном случае большую роль играют врожденные особенности организма.

Формулы оценки веса (слайд 14)

Показатель Поля Брока

Показатель Поля Брока — наиболее простой метод определения оптимального веса.

Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле:

Вес (кг) = Росту (см) — 100 (при росте до 165 см);

Вес (кг) = Росту (см) — 105 (при росте 166-175 см);

Вес (кг) = Росту (см) — 110 (при росте свыше 176 см).

Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Показатели веса, например, у вполне здоровых детей могут отклоняться в ту и другую сторону на 3-5 кг. Превышение средней нормы на одну треть — явление ненормальное. Так, если у 10-летнего ребенка при росте 126 см вес больше нормы (30 кг), то можно заподозрить развитие ожирения.

Весо-ростовой показатель (слайд 15)

Весо-ростовой показатель — количество граммов веса (массы), которое приходится на каждый сантиметр роста.

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12-15 лет указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г — на избыточный вес.

Формула оценки веса — индекс массы тела (индекс Кетле) (слайд 16)

Индекс массы тела (индекс Кетле) — росто-весовой показатель. Наиболее простым доступным и достаточно объективным способом диагностики избыточной массы тела (ожирение) является измерение индекса массы тела. Он вычисляется как отношение веса человека (в кг) к квадрату роста (в м):

Критерии: 22 — идеальный показатель, 20-25 — норма; 25-30 — ожирение 1-й степени; 30-40 — ожирение 2-й степени; более 40 — ожирение 3-й степени.\

Оценивая физическое развитие по внешним признакам, определяют осанку, форму позвоночника, форму грудной клетки, строение ног, форму стопы и др.

Грудо-плечевой тест (слайд 17)

Осанка — это привычная поза человека, которая характеризуется способностью без особого напряжения держать прямо туловище и голову.

Испытуемый стоит в привычной для него позе. Работа помощников с гибкой сантиметровой лентой. Измерение в сантиметрах проводится между большими бугорками плечевых костей спереди (передний размер — грудь) и сзади (задний размер — спина). Определяется отношение переднего размера к заднему.

Критерии: норма — 1 и более; 0,9 — пограничное состояние между нормой и нарушением осанки; 0,8 и менее — указывает на признаки явного нарушения осанки.

Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы (слайд 18)

Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы рассчитывается по формуле: К

Критерии: индекс К — 35-24 — истощение; менее 37 — достаточная упитанность; более 40 — повышенная упитанность; 45-54 — ожирение.

Измерение окружности плеча (бицепса) позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчетов производится два его измерения (в см): первое — в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена), второе — в напряжении (рука согнута). Работа помощников с гибкой сантиметровой лентой.

Формула определения степени развития мускулатуры:

Критерии: 5 — ожирение; 5-12 — норма; 12 и более — атлетическая мускулатура.

Преподаватель. Изученные методы самооценки физического здоровья позволят вам контролировать состояние своего организма. Гармония, функциональное равновесие в жизнедеятельности приносят хорошее самочувствие и настроение, а это, как известно, — залог счастливой и продолжительной жизни, привожу в пример известного артиста театра и кино Владимира Зельдина. (Слайд 20)

Затем преподаватель отвечает на вопросы учащихся, выставляю оценки студентам.

Источник

Adblock
detector