Меню

Оценка среды обитания по состоянию здоровья населения

Социально-гигиенический мониторинг

Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее — мониторинг).

В свете последней редакции закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, а также Постановлений Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» и от 16 мая 2005 г. N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности» социально-гигиенический мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:

а) за состоянием здоровья населения — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

б) за факторами среды обитания человека, включая:

  • биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные);
  • химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
  • физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);
  • социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха);
  • природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно- следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Задачи и функции отдела

1. Организует систему наблюдения и сбора информации в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;

2. Организует и контролирует формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в том числе передачу данных в сроки с огласно приказу Роспотребнадзора о сборе данных социально-гигиенического мониторинга;

3. Организует и контролирует формирование информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга в Калужской области;

4. Организует взаимодействие с организациями — участниками социально-гигиенического мониторинга по обмену информацией о состоянии здоровья населения и среды обитания;

5. Осуществляет политику единства и преемственности в программно-аппаратном обеспечении социально-гигиенического мониторинга;

6. Формирует материалы социально-гигиенического мониторинга для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, информационных бюллетеней и аналитических справок;

Читайте также:  Яблочный уксус для здоровья женщины

7. Разрабатывает методические материалы по ведению социально-гигиенического мониторинга;

8. привлекает в установленном порядке научные и иные организации, ученых, экспертов и специалистов для проработки вопросов ведения социально-гигиенического мониторинга.

9. Осуществляет на основании заключительного анализа представленных данных и аналитических материалов первичного анализа: — выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека; — прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на территории Калужской области; — определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов среды обитания на здоровье населения.

10. Организация и участие в проведении научно-исследовательских работ по данному направлению деятельности.

11. Подготовка предложений по совершенствованию кадрового, программного и аппаратно-технического обеспечения социально-гигиенического мониторинга.

12. Участие в процессе подготовки кадров по вопросам социально-гигиенического мониторинга.

Источник

2. Критерии оценки изменения среды обитания и состояния здоровья населения

2.1. Ухудшение здоровья населения

Состояние здоровья населения (табл.2.1.1) оценивается в совокупности с критериями и показателями загрязнения окружающей среды: атмосферного воздуха, вод и почв.

К основным медико-демографическим показателям относятся заболеваемость, детская смертность, медико-генетические нарушения, специфические и онкологические заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды.

Медико-демографические показатели по экологически неблагоприятным территориям сравниваются с аналогичными показателями на контрольных (фоновых) территориях в этих же климато-географических зонах. В качестве таких контрольных (фоновых) территорий принимаются населенные пункты или отдельные их части, на которых фиксируются наиболее благоприятные значения медико-демографических показателей.

Определять такие показатели рекомендуется раздельно для городского и сельского населения по нескольким (трем или более) территориям с благоприятной экологической (санитарно-гигиенической) ситуацией. Средняя величина из нескольких минимальных показателей принимается в качестве контрольного (фонового) значения. Недопустимо в качестве контрольных величин использовать только средние показатели по республике, области, краю. Предпочтительны показатели, рассчитываемые за 10 лет и (или) их динамика за этот период. Исключение может быть сделано только для относительно редко встречающихся заболеваний, а также специфических заболеваний и других нарушений состояния здоровья, этиологически связанных с факторами окружающей среды антропогенной природы. Допускается также использование данных по территории за предшествующие годы в качестве контрольных цифр для сравнения с их величиной на момент проведения экспертизы.

При расчете медицинских показателей могут быть использованы данные государственной медицинской статистики, специальных информационных систем, регистров по отдельным заболеваниям, а также результаты популяционных или когортных исследований (с учетом достоверности представляемой информации).

При подготовке материалов по медико-демографическим показателям обязательно представление полного первичного материала, на основе которого ставится вопрос об отнесении территории к зонам экологического неблагополучия.

Представляемые материалы должны содержать полную информацию по разделу «Основные показатели» (табл.2.1.1) и, по возможности, по разделу «Дополнительные показатели». Кроме указанных показателей территории могут, по своему усмотрению, представлять и любые другие материалы, характеризующие состояние здоровья и влияние на него загрязнения окружающей природной среды.

Превышения средних значений, приведенные в табл. 2.1.1 и соответствующие территориям с чрезвычайной экологической ситуацией или зонам экологического бедствия, определены ориентировочно и возможна их дальнейшая корректировка.

Определение зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия осуществляется по одному или нескольким основным и дополнительным показателям, отражающим более высокую степень экологического неблагополучия.

Учитывая отсутствие в Российской Федерации единого методического руководства по экологической эпидемиологии, при подготовке материалов следует руководствоваться действующими инструктивно-методическими документами Минздрава, Госкомсанэпиднадзора, Госкомстата и других министерств и ведомств Российской Федерации (Приложение 6).

Читайте также:  Дай бог ему здоровья это

Медико-демографические критерии состояния здоровья населения,

применяемые при оценке экологического состояния территории

Источник

Оценка риска для здоровья населения от воздействия факторов среды обитания человека

Одним из важнейших направлений деятельности санитарно-эпидемиологической службы является организация и осуществление социально-гигиенического мониторинга, представляющего собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Дальнейшее развитие методологии социально-гигиенического мониторинга во многом связано с практическим внедрением концепции риска.

Система социально-гигиенического мониторинга может корректироваться с учетом результатов оценки риска и в этом отношении является одним из элементов управления рисками (выявление наиболее важных загрязняющих веществ и их контроль, мероприятия по снижению загрязнения).

Вместе с тем, результаты мониторинга представляют существенный интерес для планирования и проведения углубленных исследований по оценке риска, так как могут обеспечить эти исследования ценными фактографическими данными об уровнях и факторах экспозиции, экспонируемых группах населения.

Оценка риска для здоровья человека – это количественная и качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции, например: вероятность заболеть раком или болезнями органов дыхания людей, проживающих поблизости от крупного промышленного предприятия.

Таким образом, под оценкой риска подразумевается прогнозирование неблагоприятных последствий загрязнения окружающей среды (воздуха, воды, пищевых продуктов) на здоровье населения и каждого человека.

С помощью методологии оценки риска можно выявить те заболевания, которые могут возникнуть у человека при воздействии вредных факторов.

Результаты данной работы являются исходным материалом для разработки и реализации мероприятий по управлению рисками, то есть системы экономических, политических, технических, нормативных и других решений, направленных на ликвидацию или существенное снижение риска для здоровья населения.

Применение методологии оценки риска позволяет с достаточной степенью надежности предсказать возможные неблагоприятные последствия для здоровья человека.

Кроме того, результаты работы по оценке риска могут служить основанием для снижения размеров санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий при условии установления отсутствия негативного влияния на здоровье населения прилегающих территорий.

Орган по оценке риска ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» выполняет работы по оценке риска в соответствии с областью аккредитации (фактор среды обитания – ххимические токсические элементы (вещества), канцерогенные или неканцерогенные вещества и др., потенциальный источник опасности – атмосферный воздух).

Сертификат соответствия системы добровольной сертификации органов по оценки риска здоровью населения № СДС 058, зарегистрирован в Реестре Системы 10 августа 2018 г.

Источник

Социально-гигиенический мониторинг

Государственная система социально-гигиенического мониторинга (СГМ) является механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга — одно из ведущих направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. СГМ приобретает все более широкое значение и является стратегией службы.

«Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания» (ФЗ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.45).

Из Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» проведение СГМ обеспечивает:

а) установление приоритетных факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

Читайте также:  Охрана здоровья обучающихся памятки

б) изучение состояния здоровья населения и среды обитания человека и их прогнозирование;

в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

г) разработку проектов предложений для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга.

Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими регламентирует отношения c рядом Федеральных служб и структур.

Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за:

— состоянием здоровья населения — демографическим, соматическим, инфекционным, онкологическим ;

— факторами среды обитания человека, в том числе биологическими, химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, метеофакторы, освещенность, ионизирующее, неионизирующее и др.), социальными (уровень жизни, условия жизни, медицинское обеспечение);

— источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву;

— состоянием охраны и условиями труда работающих;

— структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения.

-состоянием воспитания и обучения детей и подростков;

Специалисты подразделений СГМ проводят:

  • Мониторинг за состоянием здоровья населения
  • Мониторинг состояния факторов среды обитания
  • Ранжирование территорий Калининградской области по показателям, характеризующим состояние здоровья населения и факторы среды его обитания.
  • Прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания.
  • Организацию и проведение исследовательских работ с вузами, организациями.
  • Использование методологии оценки риска здоровью для определения приоритетных загрязнителей окружающей среды.

Постоянно осуществляется совершенствование подходов к сбору и анализу информации о состоянии среды обитания, унификации процессов получения многоплановой информации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных территорий и их гигиенического ранжирования.

Внедряются унифицированные программные средства ведения баз данных и анализа показателей социально-гигиенического мониторинга, геоинформационные технологии. Строго контролируется сохранность баз данных.

Задачи отдела социально-гигиенического мониторинга

1. Ведение государственной системы социально-гигиенического мониторинга в Калининградской области на региональном уровне, обеспечивающей наблюдение за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установление, предупреждение и уменьшение вредного влияния факторов среды обитания на здоровье человека.

2. Осуществление межведомственного информационного взаимодействия по обмену данными о состоянии здоровья населения и факторах окружающей среды с организациями, участвующими в ведении социально-гигиенического мониторинга.

3. Осуществление информационного взаимодействия со специалистами профильных отделов Управления Роспотребнадзора по Калининградской области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» в рамках ведения СГМ.

4. Сбор, обработка и анализ данных о неинфекционной, в том числе онкологической заболеваемости, врожденных пороков развития у детей, медико-демографических показателях, о состоянии среды обитания и др.

5. Формирование информационного фонда социально-гигиенического мониторинга на основе ведения компьютерных баз данных.

6. Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения Калининградской области и факторов среды обитания на основе системного анализа, использования методологии оценки риска здоровью.

7. Внедрение и эксплуатация автоматизированных систем социально-гигиенического мониторинга, использование современных геоинформационных технологий для оценки и наглядного отображения данных о состоянии здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания.

8. Внедрение в практику работы методических подходов и принципов ведения социально-гигиенического мониторинга, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным Центром гигиены и эпидемиологии.

Источник

Adblock
detector