Меню

Оценка социального здоровья уровень притязаний

Критерии психического и социального здоровья

Выявление состава и раскрытие содержания критериев психического и социального здоровья — один из тех ключевых вопросов, от степени разработанности которого будет во многом зависеть мера практической востребованности психологии здоровья как научного направления. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворительное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить преждевременно. Предлагаемые в этом плане решения нередко оказываются уязвимыми для критики. Понятно, что такое положение дел обусловлено прежде всего необычайно сложной организацией психического мира человека. В понимании связанных с ним закономерностей функционирования мы все еще далеки от желаемых ответов. Ясно одно: каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Скорее всего, решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического и социального здоровья. Вместе с тем в литературе немало примеров, когда для характеристики их выраженности, причем главным образом психического здоровья, предлагаются какие-то отдельные признаки. Приведем некоторые из примеров.

В способности познавать истину Декарт видел здоровье души. Другой известный философ, Гельвеций, считал, что отличительный признак здорового ума заключается в его способности правильно осуществлять сравнение сходств и различий, соответствий и несоответствий между различными предметами. Если в здоровом человеке между его двумя «Я» — субъективным и объективным — существует правильное, нормальное отношение, то в больном эта связь нарушена. Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках разной направленности, служит сопоставление образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов. «Смех — здоровье души», — учит армянская пословица. Человек здоровой психики — это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным показателям психического здоровья. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья.

Если задаться вопросом, а можно ли все-таки попытаться выделить среди уже известных критериев психического здоровья наиболее важный, то мы бы отдали предпочтение психическому равновесию. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Известный немецкий ученый и врач Р. Вирхов сделал следующее пояснение по этому поводу: мы можем вместо «гармония» сказать «равновесие», а вместо «дисгармония» — «нарушение равновесия» (О целительных силах организма. — СПб., 1896). Здоровый человек — это человек гармоничный. Соответственно аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушение процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом.

От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним. Однако сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В. Н. Мясищев, это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамический процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и психических процессов. При этом уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У неуравновешенного, неустойчивого человека фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. И наоборот, только у психически здорового, т. е. уравновешенного, человека мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.

По понятным причинам особый интерес представляют те работы, авторы которых предпринимают попытку как бы «собрать» вместе наиболее значимые, по их мнению, критерии, представить их совокупность; иными словами, с той или иной степенью успеха реализовать идею комплексного подхода к оценке психического и социального здоровья.

Например, О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев, анализируя представления Ф. М. Достоевского о психическом здоровье и болезни человека, называют некоторые признаки, которые могут, на их взгляд, рассматриваться в качестве критериев психического здоровья. К их числу авторы относят способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни (Достоевский о тайнах психического здоровья. — М, 1994).

Но, пожалуй, наиболее полно перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:

  • причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответствующую возрасту человека зрелость чувств, постоянства места
    обитания;
  • максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности;
  • гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
  • способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
Читайте также:  Задачи по проведению года здоровья

Рассмотрим теперь взгляды некоторых зарубежных специалистов на оценку психического здоровья. Так, в рамках гуманистического направления предлагались, согласно И. Н. Гурвичу, следующие критерии позитивного психического здоровья:

  • аттитюды к «Я»;
  • рост, развитие и самоактуализация личности;
  • интеграция личности; автономия;
  • адекватность восприятия реальности; мастерство и компетентность в отношении окружения.

Правда, замечает автор, с одной стороны, приведенные критерии недостаточно полно охватывали само понятие психического здоровья, а с другой — вызывали определенные затруднения их использования в исследовательской практике.

Один из представителей гуманистического направления, американский психолог А. Маслоу полагает, что здоровый человек — это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым ни на кого и пр. Им же сформулированы и основные потребности здорового человека, к которым Маслоу относит:

  • физиологические потребности;
  • потребность в безопасности;
  • потребность в привязанности и любви;
  • потребность в уважении;
  • потребность в самоактуализации, т. е. в выражении присущих личности
    способностей.

Еще один пример попытки очертить совокупность критериев психического и социального здоровья принадлежит американскому психологу А. Эллису. Он выделяет:

  • интерес к самому себе;
  • общественный интерес;
  • самоуправление (самоконтроль);
  • высокую фрустрационную устойчивость;
  • гибкость;
  • принятие неопределенности;
  • ориентацию на творческие планы;
  • научное мышление;
  • принятие самого себя;
  • риск;
  • длительный гедонизм;
  • нон-утопизм;
  • ответственность за свои эмоциональные нарушения.

Полагаем, что уже приведенных примеров достаточно, чтобы сделать некоторые выводы.

Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического и социального здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство их особой значимости, неслучайности.

Источник

Методика оценки уровня притязаний: опросник В. Гербачевского

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех.

Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Далее описана методика оценки уровня притязаний, как она представлена в исследовании В. К. Гербачевского.

Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Читайте также:  Препараты для быстрого роста мышц без вреда для здоровья

Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского

По завершении одного из этапов предложенного вам задания (на работе, дома и т. д.), когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник Гербачевского.

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Распечатайте и обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике:

  • если полностью согласны с высказыванием — +3;
  • если просто согласны — +2;
  • если скорее согласны, чем не согласны — +1;
  • если вы совершенно не согласны — –3;
  • если просто не согласны — –2;
  • если скорее не согласны, чем согласны — –1;
  • если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте — .

Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

Опросник Гербачевского

Фамилия, имя, отчество _______________________________
Дата заполнения__________________Возраст_____________
Профессия (специальность)_____________________________


пп

Высказывание

Шкала для ответов

1 Исследование мне уже порядком надоело +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 2 Я работаю на пределе своих сил +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 3 Я хочу показать все, на что способен +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 4 Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 5 Мне интересно, что получится +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 6 Задание довольно сложное +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 7 То, что я делаю, никому не нужно +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 8 Меня интересует, лучше ли мои результаты пли хуже, чем у других +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 9 Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 10 Думаю, что мои результаты будут высокими +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 11 Эта ситуация может причинить мне неприятности +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 12 Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 13 Я проявляю достаточно старания +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 14 Я считаю, что мой лучший результат не случаен +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 15 Задание большого интереса не вызывает +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 16 Я сам ставлю перед собой задачи +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 17 Я беспокоюсь по поводу своих результатов +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 18 Я ощущаю прилив сил +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 19 Лучших результатов мне не добиться +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 20 Эта ситуация имеет для меня определенное значение +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 21 Я хочу ставить все более и более трудные цели +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 22 К своим результатам я отношусь равнодушно +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 23 Чем дольше работаешь, тем становится более интересно +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 24 Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 25 Скорее всего мои результаты будут низкими +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 26 Как ни старайся, результат от этого не изменится +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 27 Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 28 Задание достаточно простое +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 29 Я способен на лучший результат +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 30 Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 31 Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 32 Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 33 Я увлекся работой над заданием +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 34 Я хочу избежать низкого результата +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 35 Я чувствую себя независимым +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 36 Мне кажется, что я зря трачу время и силы +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 37 Я работаю вполсилы +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 38 Меня интересуют границы моих возможностей +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 39 Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 40 Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 41 Я чувствую, что у меня ничего не выйдет +3 –2 –1 0 +1 +2 +3 42 Испытание — это лотерея +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
Читайте также:  Компенсация за причинение вреда здоровью повлекшее смерть

Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 2) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 3).

Табл 2. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности


пп
Компоненты мотивационной структуры Номера
высказываний
Баллы
1 Внутренний мотив 15*, 23, 33
2 Познавательный мотив 5, 22*, 38
3 Мотив избегания 11, 17, 34
4 Состязательный мотив 8, 32*, 39
5 Мотив смены деятельности 1, 9, 27
6 Мотив самоуважения 12, 21, 30
7 Значимость результатов 7, 20*, 36
8 Сложность задания 6, 28*
9 Волевое усилие 2, 13, 37*
10 Оценка уровня достигнутых результатов 19*, 29
11 Оценка своего потенциала 18, 31, 41*
12 Намеченный уровень мобилизации усилий 3, 24*, 40
13 Ожидаемый уровень результатов 10, 25*
14 Закономерность результатов 14, 26*, 42*
15 Инициативность 4*, 16, 35

Примечание. Баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. 3).

Табл 3. Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы

Перевод Шкала для ответов
–3 –2 –1 +1 +2 +3
Прямой 1 2 3 4 5 6 7
Обратный 7 6 5 4 3 2 1

Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).

В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся следующие:

  • Компонент 1 — внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность.
  • Компонент 2 — познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности.
  • Компонент 3 — мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат со всеми вытекающими из этого последствиями.
  • Компонент 4 — состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов.
  • Компонент 5 — мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент.
  • Компонент 6 — мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам.

  • Компонент 7 — придание личностной значимости результатам деятельности.
  • Компонент 8 — уровень сложности задания.
  • Компонент 9 — проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием.
  • Компонент 10 — оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.
  • Компонент 11 — оценка своего потенциала.

В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта.

  • Компонент 12 — намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности.
  • Компонент 13 — ожидаемый уровень результатов деятельности.

Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:

  • Компонент 14 — закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.
  • Компонент 15 — инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.

Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний:

  • 12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.
  • 21. Я хочу ставить все более и более трудные цели.
  • 30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть.

Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.

Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний:

  • низкий уровень: 3–9 баллов;
  • средний уровень: 10–16 баллов;
  • высокий уровень: 17–21 балл.

Источник

Adblock
detector