Меню

Оценка социального здоровья критерии оценки

Критерии и показатели здоровья

Тема 2. Здоровье как интегральная характеристика состояния индивида.

1. Понятие здоровья, виды здоровья.

2. Критерии здоровья.

Источники информации для оценки здоровья.

Понятие здоровья, виды здоровья.

Понятие здоровье различными специалистами определяется по-разному.

Термин «здоровье» предполагает полноценное, абсолютное здоровье. Но абсолютно здорового человека в природе не существует. Существует значительное разнообразие представлений о том, что такое здоровье и как оно измеряется, о чем свидетельствует наличие более ста определений этого понятия.

Определения здоровья можно подразделить на функциональные, адаптационные, интегративные и др. С другой стороны, можно выделить медико-биологические, социальные и др. аспекты здоровья.

1)Функциональные определения связывают здоровье со способностью выполнения человеком и его организмом различных функций. Прежде всего, речь идет о биологических, физиологических и социальных функциях.

C функциональной точки зрения под здоровьем понимается состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Здоровьетакже определяется как:

— динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

— конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.

По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь.

2) Наряду с функциональными существуют адаптационные определения здоровья. Так, здоровье в обобщенном виде можно определить, как: умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие.

Перенапряжение защитно-приспособительных механизмов при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей может привести к развитию болезни.

3) Некоторым общим итогом многолетней дискуссии в отношении понятийных аспектов здоровья стало определение, принятое в документах Всемирной организации здоровья (ВОЗ). В уставе Всемирной организации здоровья1948 г. здоровьеопределяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».

Это определение можно назвать интеграционным, то есть, учитывающим различные аспекты здоровья, как целостного феномена.

Интеграционным можно назвать и следующее определение:

— Здоровье – комплексное, целостное, динамическое состояние организма, развивающегося в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социально-экономической среды.

Физическое, психическое и социальное благополучие человека связаны между собой.

Факторы социального благополучия позволяют индивиду поддерживать и сохранять во времени физиологические функции органов и систем организма. Социальное благополучие индивида определяется его способностью обеспечить себе оптимальные условия жизнедеятельности в обществе, а также способностью человека к оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Также, на здоровье человека существенное влияние оказывает окружающая среда, экологические условия жизни.

Таким образом, феномен здоровья определяется:

Функциональными характеристиками (здоровье как процесс сохранения, развития физических функций человека, его психических и социальных потенций);

Адаптационными характеристиками (здоровье как умение человека и в целом – живого организма приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам);

— Характеристиками социального благополучия человека и благополучия окружающей среды.

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья – 10 октября.

Здоровье человека меняется с возрастом с момента рождения и до взрослого возраста. Лучшее здоровье у человека – в 20-25 лет.

Различают «здоровье» и «состояние здоровья».

Состояние здоровья – это степень приближенности к абсолютному здоровью. Между понятиями болезни и здоровья существует ряд переходных состояний.

Состояние здоровья человека может быть в трех состояниях: здоровье, предболезнь, болезнь.

Понятие здоровья претерпело значительную эволюцию, связанную со сдвигам в развитии эпидемиологической ситуации, получившими название эпидемиологических революций. Основными достижениями второй эпидемиологической революции в развитых странах мира является сокращение до минимума (при современном уровне развития общества) смертности от основных хронических заболеваний, что привело к росту продолжительности жизни.

К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология,эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.

Виды здоровья.

Понятие здоровье может относиться как к отдельному индивиду, так и к популяции, человеческому обществу.

Индивидуальное здоровье человека рассматривается как естественное состояние организма, характеризующегося полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.

Популяционное (общественное) здоровье рассматривается большинством исследователей, как категория социально-экономическая, которая характеризует жизнеспособность общества, как социального организма. Соответственно, в основе оценки состояния здоровья населения лежит совокупность характеристик его воспроизводства, продолжительности и качества жизни.

Выделяют следующие составляющие индивидуального здоровья:

1. Физическое здоровье:

– текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма; совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов; способность противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям; максимальная адаптация к окружающей среде.

2. Психическое здоровье:

– состояние психической сферы и общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Под нормальным психическим здоровьем также понимают гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Высокая умственная работоспособность – один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

3. Нравственное здоровье:

– комплекс моральных ценностей, установок и мотиваций, характеризующих здоровую личность; система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Нравственное здоровье – это моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Достигается нравственное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

4. Духовное здоровье:

–система духовных ценностей и убеждений. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.

5. Социальное здоровье:

– отражает уровень профессионального и социального благополучия, социально-экономические условия жизни человека.

В характеристике понятия «социальное здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

6. Репродуктивное здоровье:

– отражает уровень функционирования репродуктивной системы (количество зачатий рожденных детей), а также состояние здоровья рожденных детей.

Индивидуальное здоровье можно оценить качественно и количественно. Качественная оценка определяет уровень состояния здоровья. Количественная оценка проводится по комплексу показателей, которые характеризуют физическое, психическое и социальное здоровье.

Читайте также:  Проект по теме физкультура залог здоровья

Критерии и показатели здоровья

Анализ понятия «здоровье» в широкой перспективе осуществляется на основе различных критериев:

биологический: биологическое благополучие – нормальная наследственность, полноценное функционирование органов, систем органов, всего организма;

– медицинский:физическое и психическое благополучие – телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений. В основе медицинской оценки состояния здоровья человека лежит совокупность антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учётом пола, возраста и других характеристик индивида.

– экологический:отношение в системе «человек – общество – окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму;

– социальный:нормальное функционирование человека в обществе – активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие;

– демографический:относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп – численности, рождаемости, смертности, плотности, общей заболеваемости и инвалидности;

– экономический:экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, детерминирующей финансовые показатели;

– психологический:гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально – волевой аспект, и речи;

– педагогический:состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально – ценностный опыт, необходимый для жизни, труда, творчества;

– культурологический:состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной, региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразной модели жизни и поведения. Таким образом, сущность понятия «здоровье» представляется по разному, в зависимости от критериев, составляющих основу для его выражения.

Показатели и уровни оценки здоровья:

Структуру понятия «здоровье» можно анализировать в соответствии с рядом показателей и уровней оценки данного понятия.

Базовое представление о состоянии популяционного здоровья дает характеристика распространенности в населении болезней и смертей. То есть, здоровье определяется от обратного – через болезнь и ее последствия. Этот уровень является необходимым, но недостаточным и интерпретировать его результаты можно только в непосредственной связи отражения ими качества жизни.

Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат следующие показатели здоровья:

• нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;

• полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

• умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

• способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Социальные показатели здоровья: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.

Первичные показатели здоровья населения:

— Смертность (частота, временные и пространственные распределения).

— Заболеваемость c кратковременной и длительной утратой трудоспособности.

— Оценки функционального состояния и резервов адаптированности.

Второй уровень развивает понимание здоровья, как позитивного состояния, через самооценку людьми уровня благополучия: физического, психического и социального. Вспомогательными параметрами здесь могут быть доли лиц, охваченные оздоровительными программами, доли имеющих благополучные весо-ростовые показатели, доли не обращающихся за медицинской помощью и др.

Наконец, на третьем уровне здоровье рассматривается с позиций качества жизни, для чего используются оценки способностей людей решать жизненные проблемы. Оценке подлежат такие, например, характеристики как способность решать определенные комплексы проблем, типичных для повседневной жизни, постоянно в ней присутствующих и изменяющихся.

Индекс развития человеческого потенциала(признан мировым сообществом) определяется показателями – уровень жизни, образованность, долголетие.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 13506 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Критерии общественного здоровья

Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю неболевших на момент исследования (например, в течение года).

В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие индикаторы:

n Демографические показатели

n Физическое развитие

Для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:

n Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

n Доступность первичной медико-социальной помощи.

n Охват населения медицинской помощью.

n Уровень иммунизации населения.

n Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

n Состояние питания детей.

n Уровень детской смертности.

n Средняя продолжительность предстоящей жизни

n Гигиеническая грамотность населения

В комплексной оценке индивидуального здоровья взрослых сегодня широко используется показатель «уровень здоровья», который позволяет:

-выявить слабые звенья в организме для целенаправленного воздействия на них;

-составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить их эффективность;

-спрогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний;

-определить биологический возраст человека, другие физиологические показатели.

Под уровнем здоровья понимается количественная характеристика функционального состояния организма, его резервов и социальной дееспособности человека.

Группы здоровья:

К первой группе относятся здоровые люди, которые не высказывают никаких жалоб, у них нет хронических заболеваний. Так же в эту группу относят тех, у кого не существенные отклонения в АД, которые не влияют на работоспособность организма. Данная категория подлежит общему осмотру не менее одного раза в год.

Ко второй группе относятся люди, у которых наблюдаются хронические заболевания, но они не влияют на трудоспособность человека и не имеют обострений. Обследование необходимо проводить около двух раз в год.

К третьей группе относят людей с заболеваниями, которые имеют обострение, вызывают потерю трудоспособности либо на короткий промежуток времени, либо на продолжительный период. Осмотр данной группы проводят чаще , чем в других.

№3. Основы законодательства в области охраны здоровья населения и основные направления реформирования здравоохранения РФ («Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»).

Охрана здоровья граждан –это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья;

2) приоритет профилактических мер;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Основными принципами организации системы здравоохранения Российской Федерации являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

Читайте также:  Пожелание здоровья больным коронавирусом

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Мед.страхование- система экономических и правовых отношений в обществе по защите имущественных интересов пациента при оказании ему медицинской помощи.

Цель медицинского страхования гарантировать гражданам при наступлении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных целевых средств страхового фонда, а также финансирование профилактических мероприятий.

Отношения, возникающие при проведении медицинского страхования, регулируются:

— законами РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», «Об организации страхового дела в РФ»;

— нормативно- методическими документами государственного органа по надзору за страховой деятельностью;

— другими ведомственными нормативными актами и заключаемыми договорами между субъектами медицинского страхования.

Принципы действующей системы ОМС:

— бесплатности получения медицинской помощи в рамках страховой программы;

— безвозвратности уплаченных взносов;

— права выбора застрахованным лечебного учреждения и врача;

— наличие в системе независимого посредника в лице страховой медицинской организации;

— появление на рынке медицинских услуг конкуренции.

№4. ПОНЯТИЕ О ПРОФИЛАКТИКЕ. ОСНОВНЫЕ ЕЕ ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ

Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды.
Профилактика — составная часть медицины.Мед. профилактика- это система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения.

Профилактика заболеваний — система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянииздоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшения их неблагоприятных последствий. Выделяют:

•индивидуальная — профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами;

• групповая — профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц,имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);

• популяционная (массовая) — профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями — это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики:

Первичная профилактика — комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения, отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.Включает:

А) Меры по снижению влияния вредных факторовна организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-гигиенического контроля.

Б) Меры по формированию здорового образа жизни, в том числе:

создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения;

обучение здоровью;

• мерыпо снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

В) Меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.

Г) Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных дляздоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для принятия мер по их устранению с целью снижения уровня действия факторов риска.

Д) Проведение иммунопрофилактики различных групп населения.

Е) Оздоровление лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Вторичная профилактика — комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности. Включает:

А) Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

Б) Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий.

В) Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения.

Г) Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Д) Проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (например: производство лечебного питания, реализация архитектурно-планировочных решений и создание соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями и т.д.).

Третичная профилактика — комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса, предупреждения рецидивов и хронизации заболевания.

Основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:
1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;
2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;
3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;
5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.
Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.
Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.
Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).
Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Читайте также:  Психологическое здоровье для пенсионеров

Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни.
Научно-методическим и координационным звеном в организации пропаганды здорового образа жизни в республиках, областях, краях, городах и районах являются центры медицинской профилактики. Они находятся в ведомстве комитетов по здравоохранению административных территорий. Основные направления деятельности: консультации жителей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населения установки на здоровый образ жизни.
В центрах медицинской профилактики работают кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (аутотренинга) и др. Центры координируют организационную и методическую деятельность всех медицинских учреждений (поликлиник, диспансеров, центров ГСЭН и др.) по вопросам пропаганды здорового образа жизни, по обеспечению учебно-методической и информационной литературой.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:
1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;
2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;
3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;
5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.
Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.
Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.
Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).
Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

М.с.- это наука, изучающая общественное здоровье и здравоохранение, которая с помощью математических приемов и методов способствует разработке мер по оздоровлению населения.

Важными принципиальными особенностями медицинской статистики являются: во-первых, её связь с процессом управления, использование статистических данных для планирования мероприятий в области здравоохранения и для оценки их реализации, иллюстрацией чему служат ежемесячные, ежеквартальные и годовые сообщения в частности, в области охраны здоровья населения; во-вторых, тесная взаимосвязь с практическими задачами организации здравоохранения: статистические данные ориентируют руководителей органов и учреждений здравоохранения в отношении состояния сети, кадров и лечебно-профилактической деятельности учреждений, указывают на имеющиеся достижения, вскрывают недостатки и тем самым содействуют определению путей дальнейшего развития здравоохранения.

  • статистика общественного здоровья,
  • статистика здравоохранения,
  • статистика доказательной медицины и т.д.

Под объектом медико-социального исследования понимают статистическую совокупность, состоящую из относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства.

Единица наблюдения – составная часть, первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими изучению и регистрации. Численность единиц в совокупности определяет объем исследования и обозначается буквой «n».

По роли в статистической совокупности учетные признаки можно подразделить на факторные (факториальные) и результативные(результирующие) признаки.

Учитываемые признаки по виду (характеру)могут быть:

качественными (атрибутивными, описательными) или

количественными.

Статистич.совокупность может быть:

§ Генеральная совокупность состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования.

§ Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным методом и предназначенная для характеристики генеральной совокупности.

№ 7.Организация и этапы статистического исследования.

  • 1 этап – подготовительный (организационный)‏
  • 2 этап – сбора информации и формирование баз данных.
  • 3 этап – обработки, анализа данных, их литературного и графического оформления.
  • 4 этап – разработки рекомендаций и управленческих решений, внедрение их в практику и оценки эффективности

На 1 этапе определяется цель, устанавливаются объект и единица наблюдения, разрабатываются инструментарий и программа наблюдения. Общей целью статистического наблюдения является получение достоверной информации о тенденциях развития явлений и процессов для последующего принятия управленческих решений. Она должна быть конкретной и четкой. Цель определяет объект статистического наблюдения. Объект наблюдения исследуемая статистическая совокупность состоит из отдельных единиц. Обоснование цели, выбор единиц наблюдения, отчетных единиц, отбор существенных признаков, период времени проведения статистического наблюдения, формы отчетности излагаются в программе статистического наблюдения.

На 2 этапе решаются важнейшие организационные вопросы статистического наблюдения. Они заключаются в том, чтобы выбрать соответствующие целям и задачам конкретного статистического наблюдения организационные формы наблюдения, виды наблюдения и способы получения статистической информации. Основной формой статистического наблюдения является отчетность. К специально организованному статистическому наблюдению можно отнести перепись. Перепись — наблюдение, повторяющееся через равные промежутки времени, задачей которого является не только определение численности и состава исследуемой совокупности, но и анализ количественных изменений в период между двумя обследованиями.

На 3 этапе собранный статистический материал должен пройти контроль. Поэтому целью этого этапа является как счетный, так и логический контроль полученных первичных данных. Расхождение между расчетным и действительным значениями исследуемой величины в статистике называют ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки не имеют определенной направленности и возникают под действием случайных факторов. Систематические ошибки регистрации имеют определенную направленность, могут либо завышать, либо занижать конкретное значение показателя, что в итоге приводит к искажению действительного положения. Контрольной проверкой собранных данных завершается статистическое наблюдение.

№8.Способы сбора статистич.материала.Способы формирования выбороч.совокупности

1)По полноте охвата единиц совокупности

-Несплошное (монографическое, основного массива, выборочное)

Источник

Adblock
detector