Меню

Оценка состояния здоровья детей руководство для врачей

Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 декабря 2003 г. N 621

О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:

1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).

1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.

Приказом Минздрава России

от 30 декабря 2003 г. N 621

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

— уровень функционального состояния основных систем организма;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.

Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Читайте также:  Питание как экологический фактор значение питания для здоровья человека

Приказом Минздрава России

от 30 декабря 2003 г. N 621

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ

ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)

Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Источник

Основы+здоровья+детей+и+подростков.+Часть+I

Министерство здравоохранения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Уральский государственный медицинский университет

ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Комплексная оценка здоровья детей и подростков

Екатеринбург 2017 год

УДК 616–07:616–053.2 ББК 57.3

Основы здоровья детей и подростков: руководство для врачей. Часть I. Комплексная оценка здоровья детей и подростков–Екатеринбург: УГМУ,2017.–126 с.

В руководстве изложены основные материалы, которыми должен владеть практикующий врач при оценке здоровья детей и подростков. Руководство состоит из двух частей. В I части представлены алгоритм комплексной оценки здоровья детей и подростков с определением группы здоровья,методологические подходы к оценке физического и нервно-психического развития. Во II части изложены основные принципы вскармливания и питания детей и подростков, в том числе при патологических состояниях (заболеваниях). Руководство предназначено для врачей-педиатров, врачей общей практики, ординаторов и студентов медицинских вузов,обучающихся по специальности Педиатрия.

д.м.н.,доцент Бородулина Татьяна Викторовна д.м.н.,профессор Санникова Наталья Евгеньевна к.м.н.,доцент Левчук Лариса Васильевна к.м.н.,доцент Тиунова Елена Юрьевна к.м.н.,доцент Крылова Лидия Валерьевна

к.м.н.,ассистент Красилова Анна Владимировна ассистент Колясникова Марина Ивановна ассистент Хуснуллина Евгения Валерьевна

заведующая кафедрой факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России,д.м.н.,Т.В.Бородулина.

Коллектив авторов благодарит Группу компаний Danone в России за творческое сотрудничество и помощь в издании руководства.

Глава 1. Алгоритм комплексной оценки здоровья

детей и подростков

1.1.Критерии оценки здоровья детей и подростков

Глава 2. Физическое развитие детей и подростков

2.1. Периоды детского возраста

2.2. Формирование возрастных групп

2.3. Основные законы роста детей

2.4. Техника антропометрии

2.5. Методика комплексной оценки физического развития

2.6. Эмпирическая оценка физического развития

2.6.1. Оценка физического развития доношенных

2.6.2. Оценка физического развития недоношенных

2.7. Оценка физического развития детей по международ-

Глава 3. Нервно-психическое развитие

3.1. Оценка нервно-психического развития доношенных

3.2. Оценка нервно-психического развития недоношенных

Приложение 1. Региональные оценочные таблицы

Приложение 2. Индекс массы тела

Приложение 3. Оценка физического развития недоношен-

Приложение 4. Международные обозначения, используемые

для составления родословной

Приложение 5. Малые аномалии развития (стигмы дизэм

Приложение 6. Виды осанок

Приложение 7. Определение групп здоровья

Приложение 8. Региональный календарь профилактических

Охрана здоровья детей и подростков яв — ляется одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Фе — дерации. За последние 10 лет наметилась от — четливаятенденциякулучшениюдемографи — ческихпоказателей:увеличениерождаемости и снижение младенческой смертности. Од — нако, влияние неблагоприятных факторов (экологических, медико-биологических, со — циальных и др.) нередко приводит к росту за — болеваемостидетейразныхвозрастныхгрупп.

Грамотно организованная лечебно-про — филактическая деятельность врача-педиатра способствует повышению качества здоровья детей и подростков, что является маркером здоровья населения в целом.

При систематическом проведении ком — плексной оценки здоровья важным является умение использовать современные методо —

логические подходы для определения уровня здоровья, что позволяет своевременно выде — лить категории детей и подростков со скрыто протекающими хроническими заболевани — ями, нуждающихся в нормализации режима жизни и питания, требующих дополнитель — ного обследования и консультаций специали — стов.

Руководство для врачей разработа — но с учетом профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» и Федерального государственного образовательного стандар — та высшего образования по специальности 31.05.02 – Педиатрия, направлено на фор — мирование умений и навыков по комплекс — ной оценке здоровья детей разного возраста, позволяющих врачу эффективно проводить профилактическую и лечебно-диагностиче —

скую работу с детским населением.

ГЛАВА 1.АЛГОРИТМ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Комплексная оценка здоровья детей и подростков проводится, согласно приказам

4 МЗ РФ: № 514н от 10.08.2017 г. «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» и № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

1.1. Критерии оценки здоровья детей

Диагностическими критериями для опре — деления качества здоровья детей и подростков являются следующие:

особенности онтогенеза (данные гене — алогического, биологического, социального анамнеза);

уровень резистентности (степень со — противляемости организма неблагоприят — ным внешним воздействиям);

Читайте также:  Культура охраны здоровья это

уровень функционального состояния основных систем организма;

наличие или отсутствие функциональ — ных нарушений и/или хронических заболева — ний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса),врожден — ных пороков развития.

Первый критерий здоровья – особен —

ности онтогенеза (данные генеалогического, биологического и социального анамнеза).

ных, т.е. прослеживание признака или болез — ни в семье,в роду с указанием типа родствен — ных связей между членами родословной.

Методика составления родословной

Составление родословной начинают с пробанда. При наличии нескольких детей в семье дети изображаются слева направо, на — чиная со старшего ребенка. Порядок состав — ления родословной – от последующих по — колений к предыдущим, сначала поколение пробанда и его детей,а потом его родителей.

Каждое предшествующее поколение изо — бражается вышелинии пробанда,а последую — щее – ниже ее. Все члены родословной долж — ныa располагаться строго по поколениям в один ряд. Поколения обозначают римскими цифрами сверху вниз. Арабскими цифрами нумеруют потомства одного поколения (весь ряд) слева направо. Таким образом, каждый член родословной имеет свой шифр (напри — мер,II-3,I-2 и т.д.).

Следует указывать возраст членов семьи, обычнооколосимволакаждогородственника. Необходимо также указывать дату составле — ния родословной. Лично обследованные чле — ны родословной обозначаются знаком «!».

Супруги родственников пробанда могут не изображаться в родословной,если они здо —

ровы и «не влияют» на возникновение данно — го наследственного заболевания.

Одновременно с родословной составляют письменное приложение к ней, называемое легендой . В легенду записывают все сведения, которые могут оказаться полезными при ана — лизе родословной.

Диагноз клинический (пробанда).

1. Ф.И.О. пробанда. Дата рождения и ме — сто рождения.Национальность.

2. Являются ли родители родственника — ми,может бытьдальними.

3. Сведения о сибсах пробанда (родные братья и сестры); возраст (указывать с учетом последовательности беременностей у матери

и их исходов); состояние здоровья.

4. Сведения о матери: дата рождения, место рождения, национальность, профессия, какими заболеваниями страдает или страда — ла; если умерла, то в каком возрасте и по ка — кой причине,были ли другие браки.Сведения о детях другого брака.

5. Сведения о сибсах матери,родителях и потомстве (сбор по тому же плану).

6. Сведения об отце и его родственниках в последовательности: сибсы, родители, сиб — сы родителей и их потомство.

7. Если возможно, собираются сведения о прабабушках и прадедушках. Поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего. В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.

Условные международные обозначения для составления родословной представлены в приложении 4.

Для скрининговой количественной оцен — киотягощенностигенеалогическогоанамнеза используют показатель, называемый индек — сом отягощенности генеалогического анам — неза (Iо),который определяется по формуле:

суммарное количество заболеваний

у родственников пробанда

общее число родственников пробанда

(о которых есть сведения о состоянии здоровья)

Оценка отягощенности генеалогического анамнеза (по Iо):

от 0 до 0,2 –низкая;

от 0,3 до 0,5 –умеренная;

от 0,6 до 0,8 –выраженная;

от 0,9 и выше –высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощен — ностью относятся к группе риска по генеало — гическому анамнезу.

Биологический анамнез включает сведе — ния о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза.

1. Антенатальный период: токсикозы первой и второй половины беременности, угроза выкидыша,экстрагенитальные заболе — ванияуматери,профессиональныевредности

у родителей, отрицательная резус-принад — лежность матери с нарастанием титра анти — тел, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посеще — ние женщиной школы матерей.

2. Интранатальный и ранний неона —

тальный периоды: характер течения родов,

пособие в родах, оперативное родоразреше — ние,оценкапошкалеАпгар,крикребенка,ди — агноз при рождении и выписке из родильного дома,срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, время заживления пупочной ранки, состоя — ние ребенка и матери при выписке из родиль — ного дома.

3. Поздний неонатальный период: ро —

довая травма, асфиксия, недоношенность, пограничные состояния и их длительность, 5 гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусствен — ное вскармливание.

4. Постнатальный период: повторные острые инфекционные заболевания, наличие рахита,анемии,расстройстватрофикитканей в виде дистрофии,наличие диатезов.

Оценка биологического анамнеза и выде — ление групп риска:

высокая отягощенность биологиче —

ского анамнеза (наличие одного и более фак — торов риска в каждом из 5-ти перечисленных периодов онтогенеза);

выраженная отягощенность биоло —

гического анамнеза – группа высокого риска побиологическомуанамнезу(наличиеодного и более факторов риска в 3-4 периодах онто — генеза);

умеренная отягощенность биологи —

ческого анамнеза – группа риска по биоло — гическому анамнезу (наличие одного и более факторов риска в 2-х периодах онтогенеза);

низкая отягощенность биологическо —

го анамнеза – группа внимания по биологи — ческому анамнезу.

Читайте также:  Гоголь моголь чем полезен для здоровья

Остепенинеблагополучиявраннемонто — генезе ребенка,особенно в его антенатальном

периоде развития, можно косвенно судить по

ние 5, табл. 1). Уровень малых аномалий раз —

индивидуальному уровню малых аномалий

вития имеет прогностическое значение для

развития (стигм дизэмбриогенеза), особенно

дальнейшего формирования состояния здо —

в том случае, когда педиатр не имеет досто —

верных анамнестических сведений (приложе —

Оценка уровня малых аномалий развития

Число малых аномалий развития

Выраженный (статус дизрафикус)

Высокий (статус дизрафикус)

Примечание: детей с выраженным и высоким уровнем малых аномалий развития целесоо-

бразно проконсультировать у генетика.

3. Данные параметры используются для вы —

деления социально неблагополучных семей

социального анамнеза с оценкой степени

и детей групп социального риска.

отягощенности представлена в таблицах 2 и

Параметры социального анамнеза и их краткая характеристика

Семья полная,т.е.есть мать и отец

Семья неполная,мать или отец

или мать и близкие (ближайшие)

Высшее или среднее специальное.

Нет специального образования.

Отношения между членами семьи

Отношения грубые.В семье

дружные.Вредных привычек нет.

бытуют вредные привычки.

3.2.Отношение к ребенку

3.3.Вредные привычки родителей

4.Жилищно-бытовые условия и

Нет благоустроенных условий.

квартира.На 1 члена семьи не

Заработок на одного члена семьи

менее прожиточного минимума.

Оценка социального анамнеза

Число параметров социального анамнеза,имеющих

Второй критерий здоровья – физиче —

ское развитие (см.Главу 2).

Третий критерий здоровья – нерв —

но-психическое развитие (см.Главу 3).

Четвертый критерий здоровья – уро —

Резистентность определяется по крат — ности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года. Если наблюдение за ребенком было менее продолжительным (менее одного года), то оценка резистентно — сти проводится по индексу резистентности (Ir),который рассчитывается по формуле:

ребенком острых заболеваний

число месяцев наблюдения

хорошая – при частоте острых забо — леваний 0-3 раза в год (Ir = 0-0,32);

сниженная – при частоте острых за —

болеваний 4-5 раз в год (Ir = 0,33-0,49);

низкая – при частоте острых заболе —

ваний 6-7 раз в год (Ir = 0,5-0,6);

очень низкая – частота острых забо — леваний 8 и более раз в год (Ir > 0,67).

Рекомендованы следующие возраст — ные критерии для выделения группы часто болеющих детей:

первый год жизни – 4 острых заболе — вания в год и более;

2-3 года – 6 острых заболеваний в год

4-6 лет– 5 острых заболеваний в год и

старше 6 лет– 3 острых заболевания в год и более.

Пятый критерий здоровья – уровень функционального состояния основных си — стем организма ребенка.

Определение уровня функционального состояния организма основывается на дан — ных клинического осмотра, лабораторных и инструментальных методов исследования, анализе поведения и адаптационных воз — можностей ребенка.

Поведение ребенка является важным ин — дикатором ранних отклонений в здоровье и развитии. Анализируются следующие осо — бенности поведения:

1. Эмоциональное состояние (для де —

тей 1-го года жизни): положительное, отри — цательное, неустойчивое, малоэмоциональ — ное;

2. Настроение (для детей 2-6 лет):

бодрое, жизнерадостное – положи — тельно относится к окружающим, охотно контактирует с окружающими, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмо — циональноокрашены,часто(адекватно)улы — бается,смеется,нет страхов;

спокойное – положительно относится

к окружающим, реже контактирует с окру — жающими по своей инициативе, чем при бодром состоянии, спокоен, активен, реак — ции менее окрашены эмоционально;

раздражительное, возбужденное – плаксивость, раздражительность, неадек — ватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдают — ся аффективные вспышки возбуждения, оз — лобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные мо — менты;

подавленное – вял, бездеятелен, пас — сивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо/громко плакать;

неустойчивое – может быть весел, за — смеяться и быстро заплакать,вступать в кон — фликтыилибытьзамкнутым,быстроперехо — дит от одного настроения к другому;

3. Засыпание – спокойное, быстрое, 7 длительное, беспокойное, с воздействием на ребенка, сочетанием всех (многих) форм на — рушения засыпания;

4. Сон – (дневной, ночной): глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный, пре — рывистый, длительный (соответствующий возрасту), укороченный, чрезмерно длитель — ный, с воздействиями, сочетание всех (мно — гих) форм нарушения сна;

5. Аппетит и пищевое поведение –

хороший, повышенный, неустойчивый, пло — хой, избирательный аппетит, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, мало ест, ест очень медленно, набирает в рот и не жует, не уме — ет жевать, сосет пищу, безразличен к еде, ест через силу, ест с жадностью, оставляет еду на тарелке (всегда недоедает), сочетание не — скольких форм нарушения аппетита;

6. Характер бодрствования – актив —

7. Взаимоотношения со взрослыми –

положительные, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответ — ные, неустойчивые, сочетание нескольких форм;

8. Взаимоотношения с детьми – поло —

жительные,отрицательные,отсутствие взаи — моотношений, инициативные, ответные, не — устойчивые,сочетание нескольких форм;

Источник

Adblock
detector