Меню

Оценка состояния физического здоровья это

Оценка состояния здоровья и физического развития.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, ёмкость легких, мышечная сила рук. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и др. систем. В свою очередь от уровня физической работы зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Уровень физического развития определяют с помощью методов антропометрических исследований. Этот метод основан на учете количественных, внешних морфологических показателей. Однако ряд антропометрических исследований (спирометрия, динамометрия) даёт представление и о функциях различных систем и органов. В целом показатели физического развития отражают функциональное состояние организма и являются важным для оценки состояния здоровья и работоспособности. Метод антропометрического исследования включает измерения:

· Окружности грудной клетки

Для более полного и специального обследования объём исследований может быть расширен и включать в себя определение окружности плеча, бедра, голени, живота и т.д. Эти измерения проводят для определения пропорций тела. Оценка результатов антропологических исследований производится методами стандартов, корреляции, профилей, индексов.

Этот метод исследования более точен и объективен. Оценку физического развития проводят путем сравнения полученных данных со средними — стандартными величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста. В данном контексте хорошо известен метод весоростовых показателей Брокка, по которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Среди других известных исследователей антропометрических показателей физического развития можно назвать Кетле, Эрисмона, Брукша, Пинье. Большинство индексов составлено механически, а потому недостаточно объективны. Оценивать физическое развитие по индексам следует с большей осторожностью.

Итак, с помощью антропометрических показателей можно получить данные о физическом развитии, степени выраженности этих показателей:

· Соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени и т.д.

· Физиометрические – жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая тяга

· Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры, степень жироотложение полового созревания.

3. Средства и методы физического воспитания и укрепления здоровья.

Оздоровительные силы природы, как средство физического воздействия, дополняют физические упражнения такими важными факторами, которыми сами мы не обладаем. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психологическую и волевую подготовленность к жизни, особенно в экстремальных условиях, с которыми человек может столкнуться. Психические факторы выполняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Гигиенически обоснованные режимы жизни способствуют укреплению и сохранению здоровья и поддержания физической и умственной работоспособности. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питанию, внешним условиям занятий – залог эффективности проводимых физических упражнений. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Под методикой принято принимать систему средств и методов, направленных на достижение определяемого результата в процессе физического воспитания. Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как характерных для физического воспитания, так и общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания.

К специфическим средствам физического развития относят:

Метод регламентированного упражнения.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы.

Читайте также:  Реферат охрана здоровья медицинских работников

Методы строго регламентированного упражнения.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность метода строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Метод строго регламентированного упражнения позволяет:

— осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

— избирательно воспитывать физические качества;

— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

— эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

Это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы физического воспитания: Словесные методы.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников

Методы наглядного воздействия.

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающихся выполняемых (показ упражнений преподавателем, демонстрация учебных видеофильмов, кино-грамм двигательных действий, рисунков, схем и др.).

Непосредственной целью физического воспитания является содействие гармоническому развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка.

Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может рассматриваться как полезная.

| следующая лекция ==>
Теорія культурних кругів. | Предмет этики, основные проблемы этики. Структура и функции морали. Моральные принципы.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 6797 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Показатели физического здоровья

Физическое здоровье представляет собой важный признак, определяющий уровень здоровья населения. Показатели физического здоровья используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний, контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка, оценки школьной зрелости, спортивных возможностей детей. Показатели физического здоровья служат важными критериями в определении годности к воинской службе и роду войск, широко используются в судебно-медицинской практике.

Читайте также:  Социально психологические факторы формирования здоровья

Физическое здоровье изучается как на популяционном, так и на индивидуальном уровне, отдельно для детского и взрослого населения.

Физическое здоровье индивидуума — это интегральный показатель жизнедеятельности индивидуума, характеризующийся таким уровнем адаптационных возможностей организма, при которых обеспечивается сохранение основных параметров его гомеостаза в условиях воздействия факторов окружающей среды.

Гомеостаз — способность организма поддерживать относительное постоянство внутренней среды (крови, лимфы, межклеточной жидкости) и устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, обмена веществ и других) в пределах, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.

Уровень физического здоровья населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического здоровья снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического здоровья.

Основные методы изучения физического здоровья человека:

• антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей);

• антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей);

• антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма).

Антропоскопия проводится на основе анализа данных визуального осмотра человека. Оцениваются тип телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата, кожных покровов, степень развития мускулатуры, жироотложений, развитость вторичных половых признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивается по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области, развитию молочных желез и времени появления менструаций у девочек.

Антропометрия проводится с помощью специальных инструментов (антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и т.д.). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. Косновным относят рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др.

Для анализа антропометрических данных используют оценочные коэффициенты, выведенные путем сопоставления различных антропометрических признаков. Этими коэффициентами пользуются для оценки физического здоровья индивидуумов, комплексной оценки здоровья населения, отбора в спортивные секции и пр.

Антропофизиометрия проводится с использованием специальных антропофизиометрических методов исследования и оценивается целым рядом показателей, характеризующих силу кисти и становую силу, жизненную емкость легких, физическую работоспособность человека и др. Они измеряются с помощью специальных приборов (динамометров, угломеров, велоэргометров, спирографов и др.).

При измерении параметров физического здоровья для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий: измерения должны проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.

Оценка физического здоровья индивидуума или группы населения осуществляется путем сравнения их показателей с региональными стандартами и определения степени отклонений от средних величин. Для получения региональных стандартов физического здоровья проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Следует помнить, что общепринятых стандартов физического здоровья не существует. Различные условия жизни в разных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнические особенности во многом определяют различия в уровне физического здоровья населения.

Читайте также:  Арахисовая паста для здоровья

Разные методические подходы в оценке морфологических и функциональных особенностей организма человека привели к созданию многочисленных классификаций конституциональных типов. В медицинской практике наибольшее распространение получила классификация, согласно которой выделяются три основных типа телосложения:

• нормостенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно-мышечной системы;

• астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота, а длины конечностей над длиной туловища; гиперстенический тип, отличающийся хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела и размеров живота над размерами грудной клетки.

Для оценки физического здоровья детей Р.Н. Дороховым и И.И. Бахрахом разработана классификация соматотипов, которая проводится по специальным центильным таблицам. Принадлежность ребенка к одному из трех соматотипов (микросоматический, мезосо-матический, макросоматический) (рис. 1.11) рассчитывается исходя из суммы номеров процентильных интервалов, полученных для роста, массы тела, длины окружности грудной клетки.

Рис. 1.11. Соотношения соматических типов детей в Российской Федерации

Анализ данных о тенденциях физического здоровья послужил основанием для разработки концепций акселерации (ускоренного физического развития) и ретардации (замедленного физического развития).

Акселерация (от лат. «acceleratio» — ускорение) — это ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Понятие было введено в 1935 г. немецким гигиенистом Кохом. Процессы акселерации наиболее четко проявились во второй половине ХХ в.

Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы акселерационных сдвигов:

• улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);

• более интенсивная инсоляция;

• урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активизирует ее гонадотропные функции);

• генетический эффект (постоянное смешивание населения, гете-ролокальные браки и др.).

Несмотря на наличие различных гипотез, не вызывает сомнения тот факт, что на акселерацию влияет суммарное взаимодействие физико-химических, биологических и социальных факторов.

Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современной медициной и обществом:

• более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных» матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т.д.);

• необходимость установления новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.;

• нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития, полового созревания, необходимость установления новых границ между нормой и патологией.

Проследить процесс акселерации в историческом аспекте весьма сложно, так как отсутствуют достоверные данные о показателях физического развития поколений, живших в прошлые века, поэтому заключения можно делать только на основании косвенных сведений.

Известно, что процессы акселерации носят циклический характер и имеют кратковременные периоды стабилизации. Так, в 80-х годах ХХ в. стали появляться научные сообщения о стабилизации процессов акселерации, на основании чего можно предположить, что в ряде развитых стран в XXI в. произойдет замедление процессов физического развития — ретардация, однако в развивающихся странах ожидается продолжение акселерационных сдвигов.

Источник

Adblock
detector