Меню

Оценка соматического здоровья у детей

Соматическое состояние школьника методические рекомендации

специалист в области арт-терапии

Соматическое здоровье младших школьников.

Природа психосоматического состояния .

Термин «психосоматика» включает в себя 2 понятия: с одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления. С другой стороны, под «психосоматикой» понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами.

В современном понимании психосоматика рассматривается как наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип опирается на единство телесного и душевного состояния.

Психосоматические расстройства это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают из-за функциональных перегрузок

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей:

1.Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

2.Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

3.Личностные особенности родителей.

1.Патология беременности и родов.

3.Нарушения психомоторного развития

4.Травмы, операции, интоксикации.

5.Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.

6. Вредные привычки (патологически привычные действия — ППД — сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.).

Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.

Нарушение системы мать-дитя.

Посещение детских учреждений.

Наличие сестер и братьев.

Курение и алкоголизм у родителей.

Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.

Изменение стереотипа общения.

К школьным стрессовым ситуациям можно отнести:

отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом;

неспособность ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности; сверстников;

смена школьного коллектива;

негативное отношение учителя;

пребывание в закрытых детских учреждениях (интернатах, детских домах, больницах, санаториях и т.д.);

неспособность справиться с учебной нагрузкой.

У детей школьного возраста к числу психосоматических расстройств относят мигрень, «ростовые боли», рекуррентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, вегетосо-судистую дистонию, бронхиальную астму, нервную анорексию, булемию, ожирение, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, энурез, расстройства менструального цикла и др.

Клинические проявления психосоматических расстройств у детей .

Отдельные признаки эмоционального напряжения или состояния хронической тревожности у детей обнаруживаются задолго до появления явных психосоматических расстройств. Причем, в более младшем возрасте оно проявляется, суетливостью, неусидчивостью и двигательным беспокойством. Старшими детьми эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как беспокойство, душевный дискомфорт.

Проявления эмоционального напряжения у детей условно можно разде­лить на 3 группы:

-нарушения сна (трудности засыпания, сноговорение, кошмарные сновидения)

-тики (двигательные и вокальные)

-патологически привычные действия (ППД) -,сосание пальцев, доподростковая мастурбация, и др.)

-враждебное отношение к окружающим

трудности в разговорной речи

беспричинный плач и др.

-повторные боли в различных частях тела

-гипертермия кожи при волнении (кожная чувствительность)

-нарушение аппетита (повышение или понижение)

-рвота после еды

-непереносимость отдельных видов пищи

-эпизодический кожный зуд

-неоднократно появляющиеся кожные высыпания и др.

Практически у всех детей с психосоматическими (психовегетативными) нарушениями выявляются депрессивные расстройства невротического уровня различной степени интенсивности (от субдепрессии до выраженной депрессии).

Наиболее часто встречаются слабовыраженные ( субдепрессивные , скрытые) депрессивные состояния (легкий депрессивный эпизод с соматическими симптомами).

-периодическое незначительное снижение настроения в течение дня, чаще к вечеру, редко по утрам с нежеланием что-либо делать;

-чувство безразличия или раздражения в отношении окружающих;

-нарушения поведения (замкнутость в себе, отсутствие улыбки, малая активность в играх, уединение) и его перемены;

-тревога за свою жизнь и жизнь родителей в контексте «а как я буду жить без них».

Выраженная депрессия у детей с психосоматическими

расстройствами отмечается крайне редко как психогенная кратковременная ре­акция на ситуацию.

-значительным снижением двигательной активности;

-покорно-страдальческим видом (особенно когда речь идет о своих переживаниях);

-амимичным и даже маскообразным выражением лица во время общения с детьми.

-изменением осанки (иногда согбенной, старческой позой);

-ухудшением памяти, затруднением переключаемости внимания и осмысления происходящего.

По качественным особенностям (синдромальной структуре), лежащим в основе психосоматических расстройств у детей и подростков выделяют следующие типологические варианты депрессии:

тревожный , встречающийся наиболее часто и протекающей с пониженным
настроением, беспокойством, тревогой, чувством внутреннего напряжения, чаще по вечерам, непоседливостью, излишней двигательной, хаотичной ак­тивностью, ускоренной речью. Гримасы недовольства, грусти, испуга, плача нередко сменяются на лице в течение короткого времени.

При расспросах выявляются опасение за жизнь близких, тревога за свою жизнь, страх смерти. Затруднено засыпание, сон поверхностный, тревожный, с подъемами среди ночи и затрудненным пробуждением.

астенический, при котором, обращает на себя внимание внешний вид: унылое, грустное, иногда- недовольное выражение лица, двигательная активность снижена, вялость в начале дня. Голос негромкий, речь невыразительна, иногда замедлена. Дети предъявляют жалобы на общее недомогание, физическую и психическую утомляемость, скуку, нежелание что-либо делать, особенно во второй половине дня. Они не переносят психического напряжения, шума, жалуются на затруднение в усвоении школьного материала. Малоактивны, раздражительны, конфликтны, из-за чего ограничено речевое общение со сверстниками. Засыпают рано, сон глубокий, пробуждение позднее с сонливостью в течение некоторого времени.

тоскливый, клинические проявления которого, как правило, ближе к типичным депрессиям взрослых.

Дети малоактивны, несколько заторможены. Лицо амимично, поза нередко сгорбленная. Говорят тихим, затухающим голосом, с жалобно-просительными интонациями. Жалуются на скуку, чувство подавленности, грусть, печаль, отсутствие радости в жизни, нелюбовь близких. Им — «всегда плохо», однако к вечеру двигательная активность несколько возрастает и мимика становится живее. Периодически испытывают нарушения сна в виде бессонницы, иногда ранние подъемы с невозможностью уснуть.

смешанный (астенотревожный и тревожно-тоскливый):

астенотревожный вариант депрессии включает вместе с невыраженных аффектом тоски, в основном, астенические и тревожные проявления, редко истерические.

тревожно-тоскливый вариант депрессии наряду с тревожным аффектом включает более заметный тоскливый.

Практически во всех случаях индивидуальная психотерапия у детей должна сочетаться с семейной психотерапией, которая направлена на изменение совокупных и взаимосвязанных взаимоотношений, складываю­щихся в семье .Многие из психологических факторов, вызывающих отрицательное эмоциональное реагирование, формируются под воздействием семейного окружения, особенно в раннем детстве, в младшем до­школьном и младшем школьном возрастах. Поэтому проведение семейной пси­хотерапии при психосоматических расстройствах является почти всегда обяза­тельным.

Цель семейной психотерапии – ориентация родителей и прародителей в вопросах воспитания, играющих значительную роль в формировании завышен­ного уровня притязаний и, как следствие этого, в возникновение эмоциональных нарушений, а также корректировка воспитательных подходов с устранением возникших личностных изменений и профилактикой неадекватных аффектив­ных реакций.

Весьма эффективными методами являются: психическая саморегуляция с рекомендацией кратких и простых формул самовнушения, которую можно при­менять с 5-летнего возраста и внушение устами матери («материнский гипноз»).

Нервно-мышечная релаксация и аутотренинг направлены на релаксацию мускулатуры, нормализацию деятельности вегетативной нервной системы, эмоциональное равновесие.

Поведенческая (бихевиоралъная) терапия модифицирует осознаваемые и неосознаваемые неадаптивные формы поведения по заранее составленной программе с помощью методов поощрения, наказания, принуждения и вдох­новения.

Игровая психотерапия включает невербальные игры и основана на вербаль­ных контактах. Способствует адапта­ции детей к реальным условиям жизни через этап игры в ситуациях, кото­рые актуальны для них. К методам игровой психотерапии может быть отнесена сказкотерапия.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому что, с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.

Арттерапия (терапия изобразительным творчеством) используется в каче­стве средства общения, для получения расслабления, улучшения самооценки, преодоления страхов и психотравмирующих ситуаций, улучшения понима­ния и отреагирования проблем. Средства могут быть различны: рисунок, леп­ка, танец и т.д.

Методы групповой психотерапии применяются для устранения социальной изоляции детей и помогают им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами. Групповая психотерапия дает также воз­можность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их.

На всех возрастных этапах эффективно проведение музыкотерапии, ока­зывающей успокаивающее или активизирующее влияние на эмоциональный статус ребенка, т.е. непосредственное лечебное воздействие, или выступаю­щей в качестве вспомогательного приема, сопровождающей другие психоте­рапевтические методы.

Психоанализ используется для понимания и интерпретации расстройств в целом и отдельных его проявлений, выявления подавленных или вытеснен­ных комплексов, влечений, переживаний.

Профилактика психосоматических расстройств у детей включает:

Достаточное общение ребенка с матерью (особенно на 1 -м году жизни).

Грудное вскармливание до 1 года.

Коррекцию психического состояния матери (тревожности, пониженного на­строения).

Адекватное воспитание ребенка (с умеренной дисциплиной, достаточным
эмоциональным контактом между ребенком и родителями, особенно матерью, и обязательным контактом со сверстниками).

Источник

Функциональное состояние и уровень соматического здоровья школьников

специалист в области арт-терапии

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ математики и естественнонаучного образования

КАФЕДРА информатики, естественнонаучных дисциплин и методик преподавания

«Функциональное состояние и уровень соматического здоровья у подростков 12-14 лет»

Дипломная работа студентки

Читайте также:  Психологические критерии здоровья реферат

заочного отделения 5 курса 02041254 группы

Махнык Маргариты Сергеевны

Доцент, Погребняк Татьяна Алексеевна

Глава 1.Функциональный статус организма и его критерии…………………..7

1.1. Соматическое здоровье……………………….. …. 7

1.2. Характеристика подросткового возраста…………….……………………..9

1.3. Здоровье и здоровый образ жизни………………………………………. 13

1.4 Здоровьесберегающие технологии в школе………………………………..17

Глава 2. Материалы и методика исследования………………………. 22

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……………. ………….27

3.1 Особенности физического развития подростков….………. …27

3.2 Функциональные показатели мышечного аппарата…..…………………..31

3.3 Анализ деятельности дыхательной системы…. …………………. …33

3.4 Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы………. …..35

3.5 Индивидуальные показатели уровня здоровья…………………………….37

Список использованных источников……………………………………………..

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

АД – артериальное давление, мм рт.ст

АДД – артериальное давление дистолическое, мм рт.ст

АДС – артериальное давление систолическое, мм рт.ст

ВРИ – весо-ростовой индекс, г/см

ЖЁЛ – жизненная ёмкость легких, мл

ЖИ – жизненный индекс, мл/кг

ЗОЖ – здоровый образ жизни.

ИМТ – индекс массы тела, кг/м 2

ИКС – индекс кистевой силы, %

КЗ – коэффициент здоровья.

ПД – пульсовое давление, мм рт.ст

СКп – сила кисти правой, кгс

СКл – сила кисти левой, кгс

ЧСС – частота сердечных сокращений, мин -1

Благополучие любого государства зависит от состояния здоровья подрастающего поколения. За последние годы состояние здоровья детей и подростков резко ухудшилось, а в будущем это грозит снижение экономического и социального развития общества [18].

В современных социально-педагогических условиях особенно актуальной становится проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, приобщения их к здоровому образу жизни, развития здоровьесберегающих педагогических технологий в обучении и воспитании.

В настоящее время перед педагогами стоит много новых задач, среди которых главное место на сегодняшний день занимает сохранение здоровья детского населения, в особенности подростков. Потому как подростковый период является переломным моментом в жизни ребенка, очень важно не растерять уже приобретенные навыки здорового образа жизни и привить новые, разумно организовывать учебный процесс, правильно чередовать умственные и физические нагрузки, следить за соблюдением подростком режима дня. Соблюдение всех этих правил подростками их родителями и школьными педагогами дает возможность вырастить здоровых детей [7].

Важную роль в формировании здоровья детей играет обучение. К числу факторов, разрушающих здоровье учащихся, относятся нерациональная организация образовательного процесса; перегруженность учебных планов и программ; отступление от норм гигиены; двигательная недостаточность и др. Педагог при организации учебного процесса должен учитывать все эти факторы.

В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственной растущему организму, любое увеличение нагрузки, умственной или физической, можно рассматривать как стрессорное воздействие, носящее длительный и устойчивый характер. Это приводит к ухудшению работоспособности, повышению утомляемости и снижению устойчивости к неблагоприятным воздействиям [1].

От качества общей выносливости зависит степень жизнедеятельности человека, или уровень его соматического здоровья. Способности организма доставлять и использовать кислород для жизнедеятельности (например, длительное статическое напряжение на уроках в процессе учебной деятельности) является физиологической основой состояния физического здоровья. Низкий уровень содержания кислорода в организме человека существенно снижает физическую и психическую работоспособность учащихся, в результате чего возникают различные нарушения здоровья и снижение жизненного тонуса, понижается стрессоустойчивость, снижается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, из-за чего появляется склонность к заболеваниям. Это, бесспорно, оказывает влияние на успешность учебной деятельности учащихся.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие состояния здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска в учебно-воспитательном процессе:

– нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

– недостаточная двигательная активность;

– отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;

– неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе и др. [4].

Учитывая актуальность проблемы сохранения здоровья детей, целью дипломного исследования работы являлась: определение и оценка функционального состояния и уровня соматического здоровья 12-14-летних подростков.

Объектом исследования: учащиеся 6-8 классов «Ивано-Лисичанской СОШ» Грайворонского района, Белгородской области.

Предметом исследования: функциональное состояние и соматическое здоровья подростков, их гендерные различия.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Изучить возрастные и половые особенности физического развития у детей подросткового возраста и факторы их определяющие.

Определить и оценить уровень и гармоничность физического развития и соматического здоровья и их гендерные особенности у подростков.

Разработать педагогические рекомендации по применению в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на предупреждение у подростков школьного утомления, сохранение и укрепления соматического здоровья.

Глава 1 Функциональный статус организма и его критерии

1.1 Соматическое здоровье

Здоровье человека любой возрастной группы отражает состояние организма как целостной живой системы, которая характеризуется стабильностью и устойчивостью к факторам внешней среды и отсутствием выраженных функциональных сдвигов, вызванных болезнью любой природы.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье человека следует оценивать, как реально существующее объективное состояние и одновременно субъективное чувство, которое он испытывает, находясь в состоянии полного физического, психического и социального комфорта [3].

Современная диагностика здоровья позволяет оценивать текущий уровень психофизического развития организма, выявить его адаптивные возможности, особенности ведения образа жизни, которые непосредственно влияют на уровень и состояние здоровья, особенности наследственности и возможности возникновения наследственных заболеваний, определяющих предрасположенность организма к тем или другим ненаследственным болезням [10].

По физиологическим параметрам функционального статуса организма можно оценить уровень и состояние соматического здоровья, используя их количественные значения. Объективными показателями соматического здоровья, которые наиболее часто применяют на практике, являются соматометрические параметры. К ним следует отнести показатели длины и массы тела, их весо-ростовые соотношения, всех компонентов артериального давления, функций системы дыхания и многие другие. Эти показатели имеют высокую диагностическую значимость не только на данный момент, но и успешно применяются для прогнозирования динамики функционального состояния организма, но и в старшем возрасте, то есть в будущем [5].

Исследователи в области возрастной анатомии и физиологии успешно применяют определенный набор или батареи тестов и критериев, которые позволяет полностью оценить здоровье каждого человека на любом этапе развития. Не менее значимыми являются и возможности применения интегративных методов, которые используют количественный критерий для выявления уровня здоровья. Такие индексы рассчитываются на основе множества физиологических показателей, каждый из которых представляет собой множество физиологических характеристик, объединенных в единый функционально значимый показатель [17].

На практике само понятие «соматическое здоровье» представляет собой количественную характеристику функционального статуса и резервов организма. В том случае, если его висцеральные системы функционируют в оптимальном режиме, то они обеспечивают организму высокий уровень здоровья и жизнедеятельности, при наличии максимальных резервов.

Диагностирование уровня соматического здоровья часто связано с определением биологического возраста человека, например:

1) для оценки темпов роста и развития детей и подростков, выявления среди них медиантов, ретордантов или акселерантов;

2) прогнозирование риска развития тяжелых заболеваний или патологий;

3) для построения индивидуальных программ укрепления и сохранения здоровья [28].

По сущности и значению соматическое или физическое здоровье отражают соответствие физиологической норме темпов его развития на любом этапе онтогенеза. Если уровень соматического здоровья соответствует возрастной норме, то это отмечает оптимальный уровень адаптации организма к текущим условиям и действию факторов среды [28].

1.2 Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст является наиболее сложным периодом развития растущего организма, так как подростки вступают в период полового созревания и данный процесс сопряжен с интенсивно протекающими процессами физического и психического становления организма.

Для подросткового возраста характерен ряд резко выраженных физиологических сдвигов организма, в первую очередь, прямо связанных с ростом и развитием опорно-двигательного аппарата. Трубчатые кости конечностей растут быстро, а мышцы относительно медленно. Быстрый рост костей конечностей ведет к резкому увеличению длины тела по сравнению с туловищем, что соответственно нарушает работу опорно-двигательного аппарата и координацию положения и перемещения тела в пространстве [8].

Вместе с увеличением роста происходит увеличение общей массы тела подростка. Прирост веса идет неравномерно, в разные годы он колеблется от 2,4 до 5,3 кг (за год) у мальчиков и от 2,5 до 5,2 кг у девочек.

Так же происходит рост мышечной силы. По сравнению с детьми младшего школьного возраста, которые ещё не способны длительно поддерживать мышечное усилие, это проявляется в частой смене характера движений, у подростков сила и выносливость мышц увеличивается.

Быстрый рост мышц наблюдается с 12 лет и продолжается в дальнейшие годы. Мускулатура подростков (особенно мальчиков) крепнет. В подростковом возрасте происходит только усиленный рост диаметра волокна мышц, при этом мало изменяется строение мышц.

Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. До конца мышечные волокна формируются лишь к 17 годам.

Рост мускулатуры, совершенствование мускульного аппарата влечет за собой осознание подростком своей силы, он явно этим гордится и часто переоценивает свои силы и возможности.

В результате увеличения силы и выносливости создаются условия для вовлечения подростка в трудовую деятельность, хотя главное не перегружать молодой организм, ещё не окрепшую мускулатуру и неокончательно сформировавшийся костный аппарат можно повредить тяжелыми физическими нагрузками [14].

Читайте также:  Поздравляем с юбилеем женщине желаем здоровья

Вместе с ростом и развитием всего организма развивается и костная система. Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей еще не заканчивается, и это влечет к разному роду искривлениям, ненормальному развитию частей скелета, если для этого создаются неблагоприятные условия в учебной, трудовой и игровой деятельности. Чаще всего дефекты скелета происходят при неправильном положении тела при ходьбе, при неправильной позе во время сидения, при увлечении каким-либо одним видом гимнастических упражнений, а так же от чрезмерной перегрузки. Во время формирования костно-мышечной системы необходимо опасаться разного рода травм, повреждений, ушибов, резких движений, это может повлечь за собой различного рода отклонения в формировании скелета и в дальнейшем вызывать дискомфорт [2].

Между быстрым ростом сердца и ростом тела у подростков отмечается несоответствие. Мускулатура сердца, его объем увеличиваются за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела только в 1,5 раза. Рост диаметра артерий отстает от роста сердца, просвет кровеносных сосудов относительно к объему сердца уменьшается, а это в сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы приводит к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности [14].

В результате этих сосудистых изменений головной мозг иногда может испытывать недостаток кислорода, что ведет к снижению его работоспособности; поэтому возникают переутомления, головокружения. Нередки ослабления пульса, сердцебиения. Поэтому сердце подростка необходимо оберегать, от чрезмерных нагрузок и переутомления, которые он порой не замечает и не осознает, например, во время игры, в походе, но они дают отрицательные показатели. Внешний вид подростков при этом меняется, отмечается посинение губ, рук, а иногда и сильное покраснение или побледнение лица, наблюдаются перебои в работе сердца, неправильный ритм, одышка, учащение сердцебиения [13].

В подростковом возрасте жизненная ёмкость лёгких возрастает, хотя легочный аппарат развивается недостаточно быстро. Наблюдается учащение дыхания – от 18 до 22 дыхательных циклов в минуту. По сравнению со взрослыми, у которых на одно дыхание приходится 4-5 сокращений сердца, у подростков наблюдается 3-4 сокращения, так как у них неглубокое дыхание и легочная вентиляция происходит за счет учащения дыхания, а не за счет его углубления. Процесс дыхания находится под прямым контролем коры полушарий головного мозга, то есть является произвольным. Следует научить подростков произвольно регулировать дыхания, правильно дышать во время занятий спортом, ходьбы, работы.

Контролировать дыхание в подростковом возрасте очень важно, потому что в результате усиленного роста и интенсивного обмена веществ растущий организм требует большое количество кислорода, что превышает даже потребности взрослого человека [13].

У подростков развитие нервной системы продолжает развиваться и совершенствоваться. Мозг по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека, не замечается значительного прироста размера и массы мозга, но в связи усложнением жизни происходят заметные качественные изменения. Происходит формирование лобных долей головного мозга, частично височной и теменной, достаточно интенсивно протекает установление новых связей между различными отделами нервной системы. Значительно повышается количество ассоциативных волокон, соединяющих отдельные части мозга в единую мозговую систему [27].

У подростков можно наблюдать непостоянство характера выработки тормозных реакций. В одном случае процессы возбуждения настолько преобладают, что подросток бывает не в состоянии затормозить нежелательное действие, т.е. сдержать себя. Процессы возбуждения протекают бурно, но и так же быстро проходят. В другом случае, подросток может при сильном возбуждении владеть собой и своим поведением, особенно когда это имеет общественную мотивацию . При этом он сознательно относится к словесным указаниям, советам, распоряжениям авторитетных для него людей, соответственно это усиливает самоконтроль. Подросток, имеющий для себя значимые цели способен сознательно регулировать свое поведение и взаимоотношения с окружающими. В этом возрасте подростки способны усваивать большой объем учебной информации, анализировать и обобщать её, делать логические заключения, при этом не всегда опираясь на наглядные впечатления, абстрагироваться от конкретных факторов и образов [20].

В подростковом возрасте нервная система продолжает активно развиваться, поэтому она еще не способна выдерживать длительные и сильные раздражители, поэтому под воздействием сильных или длительно действующих раздражителей может быстро входить в состояние торможения. Например, переход от начальной школы в основную сопряжен с активной перестройкой динамического стереотипа, так как изменяется сам характер учебной и трудовой деятельности, устанавливаются новые схемы отношений «учитель-ученик», что неизбежно повышает уровень тревожности, иногда даже неуверенности, затрудняя процесс текущей физиологической адаптации к учебной деятельности [30].

В дальнейшем нервная система подростка, под влиянием новых условий жизни и новых требований, на основе постепенной перестройки динамического стереотипа – ломки старых и формирования новых условных рефлексов, связанных со школьным обучением, позволяет подростку преодолеть изначально возникающее стрессовое состояние и перейти на иной более комфортный уровень деятельности [20].

1.3 Здоровье и здоровый образ жизни

Здоровье – это главная ценность, как отдельного человека, так и всего населения в целом. Здоровый человек в сравнении с имеющим тяжелые хронические заболевания имеет больше возможностей для самореализации в выборе профессиональной деятельности и достижении карьерного роста в различных сферах физической и умственной деятельности.

Под понятием «физическое здоровье» детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний [29].

В зависимости от наличия хронических заболеваний, общего состояния физического развития подростков можно отнести к следующим группам здоровья:

I группа. К ней относятся здоровые дети, без функциональных и морфофункциональных отклонений, с соответствующим календарному возрасту физическим и нервно-психическим развитием.

II группа. В неё входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются функциональные или морфо-функциональные отклонения в развитии от возрастной нормы, с общей задержкой физического развития без патологии эндокринных желез, с низким уровнем иммунорезистентности организма. К ней относят и тех детей, кто часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеют.

III группа. Дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии

IV группа. Дети, у которых имеются тяжелые хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды [6].

Для характеристики общественного здоровья детского населения использую основные группы статистических показателей:

1) медико-демографические критерии;

2) показатели физического развития;

3) группы здоровья детей;

4) показатели заболеваемости по группам болезней;

5) данные об инвалидности с учетом основной патологии [12].

Физическое развитие является индексом санитарно-гигиенического благополучия детского населения. Можно выделить 3 группы основных факторов, которые определяют направленность и степень физического развития подрастающего поколения:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы [5].

Распределение детей по группам здоровья играет решающую роль в правильном и гармоничном развитии ребенка, педагогами подбирается соответствующие данной группе физические и умственные нагрузки, которые вместе с эмоциональным фоном в классе не будут оказывать отрицательного влияния на растущий организм [11].

Организм человека неразрывно связан со всеми факторами среды обитания, что достигается за счет, прежде всего, деятельности механизмов саморегуляции и контроля со стороны высших регуляторных систем организма – центральной нервно-гуморальной регуляции. На организм человека постоянно оказывают воздействия разнообразные факторы, как положительные, так и отрицательные, которые ухудшают его здоровье. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др. [19].

Одним из эффективных способов борьбы с действием отрицательных факторов является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Согласно научно установленным данным, состояние здоровья человека на 50-80% зависит от его образа жизни, а остальные от тех факторов, которые не связаны с сознанием и деятельностью самого человека – наследственность (10-20%), состояние общественного здравоохранения (10%) и экология (20%). Основная роль в организации здорового образа жизни отводится правильно организованной двигательной активности, которая в течение всей жизни оказывает наиболее благоприятное воздействие на процесс развития структур мозга и анимальных систем организма, прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной, оказывает через них огромное оздоровительное влияние на функциональное состояние всего организма человека [19].

Ведение здорового образа жизни с учетом соблюдения всех его компонентов является единственным наиболее действенным средством защиты от всех болезней, так как он нацелен на оздоровление организма, повышения его устойчивости к действию различных чужеродных факторов и склонности к вредным привычкам, сопряжен с психоэмоциональным самоконтролем, противостоит конфликтности и агрессивности болезнями. Поэтому ведение ЗОЖ – это наиболее рациональный и экономичный способ сохранить здоровье на долгие годы [21].

Читайте также:  Журнал факультет твое здоровье

Здоровый образ жизни , как многоплановое понятие, характеризует отношение человека к миру и самому себе, его деятельность, которая направлена на преодоление «факторов риска», возникновение и развитие заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни. В более узком и конкретном виде его характеризует медицинская активность, как максимально благоприятное поведение человека, связанной с сохранением и укреплением личного здоровья, что значимо и для здоровья общества в целом [25].

Главным рычагом в укреплении здоровья подрастающего поколения является изменение образа жизни, оздоровление организма, борьбы с негигиеническим поведением и вредными привычками, через преодоление неблагоприятных сторон образа жизни. В организации здорового образа жизни в соответствии с государственной программой усиления профилактики заболеваний и укрепления здоровья должны принимать участие: государственные и общественные объединения, медицинские учреждения и в частности сами люди [19].

В систему дошкольного и школьного воспитания детей и подростков должно входить внедрение основных элементов первичной профилактики в виде навыков гигиенического поведения. Формирование здорового образа жизни должно являться главной задачей в воспитании школьников и дошкольников, ставиться задача привить и сохранить гигиенические навыки, прививать детям любовь к спорту, научить школьников правильно организовать свой режим дня, чередование труда и отдыха. Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшей задачей для всех лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических учреждений и общественных формирований [28].

К основным моментам формирования ЗОЖ у школьников относится: формирование основ правильного питания, двигательной активности, закаливания, соблюдения правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, режима сна и бодрствования, рациональной организации режимов труда и отдыха, занятия физической культуры, личной гигиены, самоконтроля и саморегуляции психоэмоционального состояния. Соблюдение всех приведенных выше условий непременно приведет к положительной динамике в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья детского населения [12].

Стиль жизни играет важную роль в формировании индивидуального здоровья, так как несет персофицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личными наклонностями. Поэтому при более или менее одинаковом уровне потребностей разных людей характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. При оценке формирования ЗОЖ разных людей необходимо учитывать типологические особенности человека, его возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку в которой он живет [16].

Формирование здоровья требует определенных волевых усилий и подростки, как правило, не уделяют особого внимания формированию здоровья, а в основном занимаются реабилитацией утраченного. Ошибочное поведение подростков и приводит к возникновению разного рода хронических заболеваний.

Таким образом, ЗОЖ можно определить как: процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, которые способствуют сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды и высокому уровню работоспособности в учебной деятельности. Его надо целенаправленно и постоянно формировать у растущего поколения в течение жизни, независимо от жизненных обстоятельств и ситуаций. Рассмотрев все факторы, определяющие и влияющие на формирование ЗОЖ, можно сделать соответствующие выводы – подростки наиболее восприимчивы к различным обучающим и формирующим воздействиям. Это означает, что формирование здорового образа жизни необходимо начинать ещё в детском возрасте, тогда забота о здоровье будет не основной ценностью, а естественной формой поведения и общепринятыми правилами [15].

1.4 Здоровьесберегающие технологии в школе

Здоровье играет огромную роль в жизни человека, особенно в молодом возрасте. Его уровень напрямую влияет на выбор профессиональной деятельности подростка после окончания школы и выбора дальнейшего профессионального совершенствования, важным условием творческого роста, успешности и благополучия во всех сферах жизни [19].

Здоровье молодого поколения постоянно находится под контролем и систематическим наблюдением лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических служб системы здравоохранения, задачей которых является сохранения здоровья детей и подростков, оберегания их от неблагоприятных воздействий среды и создание целенаправленных положительных влияний на растущий организм.

Соответственно основной задачей социальных педагогов является обеспечение оптимальных условий учёбы, труда, жизненного уклада, всего что способствует завершению формирования молодого организма. Поэтому в отношении учащихся предусматривают следующее: разработку и реализацию на основе совершенных достижений науки оптимальных санитарно-гигиенических нормативов как для учебных и рекреационных помещений, так и для учебно-производственной нагрузки, а также летней трудовой деятельности подростков [15].

Главной задачей педагогов является: организация учебного процесса в школе с учетом психофизиологических особенностей школьников каждой возрастной группы. Все условия и компоненты учебной деятельности должны обеспечивать сохранение здоровья детей и подростков, так как от него во многом зависит успеваемость и физическая активность школьников. В формировании здорового образа жизни должны принимать участие не только педагоги, но и родители, а также и сами школьники [22].

Можно выделить множество факторов, которые в значительной мере влияют на здоровье подростков .

Дополнительные занятия, которые проводятся непосредственно после уроков, без перерыва, оказывает неблагоприятное влияние на здоровье учащихся. Отдельно необходимо рассматривать неуспевающих учеников, они как правило имеют ослабленное здоровье и подобные занятия, которые тяжелы даже для успевающих, будут оказывать отрицательное влияние на здоровье отстающих [15].

Как рассматривалось выше, для укрепления здоровья учащимся необходимо создавать и поддерживать оптимальный режим освещенности и микроклимат в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Их нарушение, особенно не соблюдение режима проветривания учебных классов, ведет к выраженному снижению умственной активности из-за недостатка кислорода, что снижает продуктивность учебной работы и ведет к быстрой утомляемости. Не соблюдение гигиенических требований к составлению школьного расписания задерживание учеников на переменах, уменьшение длительности перемен и многие другие нарушения всегда ведут к быстрому утомлению и отрицательно отражаются на успеваемости школьников [23].

Для подростка должны стать обязательными: ежедневная утренняя зарядка и водные процедуры. Активный ежедневный отдых на свежем воздухе просто необходим, во время прогулок кровь обогащается кислородом, отчего активируется мозговая деятельность. Необходимо следить за соблюдением нормы сна, при недосыпании подростки становятся вялыми, у них нарушается внимание, они быстро утомляются, что безусловно сказывается на успеваемости [7].

В связи с этим, для обеспечения в школе должного уровня педагогических условий, направленных на сохранения здоровья школьников и других участников образовательного процесса, предполагается вовлечение в этот процесс различных специалистов, действующих в сфере здоровьесбережения. Они способны на научных основах воспитать у учащихся потребность быть здоровыми, а у педагогов, связанных с управлением образовательного процесса в школе:

– сформировать осознанную идеологию здоровья,

– соблюдения режимов обучения, труда и отдыха, составление учебных программ с учетом всех рекомендаций по здоровьесбережению ;

– оценивать новые педагогические технологии с точки зрения валеологии – науки о здоровье;

– формирование научного понимания сущности здорового образа жизни;

– проведение контроля и коррекции формирования здорового образа жизни учащихся и педагогов;

– контроль обеспечения безопасности жизни и здоровья ребенка, подростка в микросоциуме (группа, класс, школа, семья);

– организацию оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях;

– посещение уроков, в том числе уроков физического воспитания, и внеурочных мероприятий, занятий групп продленного дня для контроля за деятельностью учащихся, динамикой их работоспособности; наблюдение за состоянием здоровья школьников [15].

Педагог должен знать и применять на практике: основы возрастной физиологии, школьной гигиены, профилактики соматических и психических заболеваний, медицинской реабилитации, первой медицинской помощи, особенности физического и психического здоровья детей.

Он обязан владеть методами оценки санитарно-гигиенических условий обучения и организации учебного процесса в образовательном учреждении; здоровье сберегающими технологиями обучения и воспитания, способствовать выявлению и активизации резервных возможностей человека, формированию личностно-интеллектуальной деятельности на основе научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы [26].

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогическое сотрудничество, личностно-ориентированная педагогика и др.). Ее главной отличительной особенностью является приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Это определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий – создания на территории школы здоровьесберегающего пространства . Если оно создано, то все педагоги, школьники и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты по развитию и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса и формирования культуры здоровья [28].

Считаем, что формирование и сохранение здоровья детей и подростков является не только медико-социальной, но и педагогической проблемой. Здоровьесберегающая значимость рассматривается как качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья, основанная на совокупности принципов, приемов, методов работы, которые дополняют задачами здоровье сбережения традиционные технологии обучения, воспитания, развития.

Современная здоровьесберегающая педагогика нацелена на обеспечение высокого уровня образования при сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса [9].

Источник

Adblock
detector