Меню

Оценка риска здоровью транспортный шум

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации по оценке риска здоровью населения от воздействия транспортного шума (далее — методические рекомендации) определяют порядок оценки риска здоровью населения, проживающего на селитебных территориях и подвергающегося воздействию внешнего шума, источником которого является транспорт общего и специального назначения: автомобильный, железнодорожный и воздушный.

1.2. Оценка риска для здоровья населения при воздействии транспортного шума в условиях населенных мест выполняется с целью:

— выявления факторов, представляющих потенциальную опасность жизни и здоровью человека, а также возможности причинения вреда здоровью при воздействии шума;

— прогноза изменения санитарно-гигиенической ситуации в условиях стабилизации или изменения уровней воздействия на население шума;

— обоснования санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий.

1.3. Методические рекомендации предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научно-исследовательских и иных организаций, занимающихся вопросами оценки воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.

1.4. Методические рекомендации могут быть использованы при:

— проведении гигиенических оценок, исследований и экспертиз;

— планировании развития селитебных территорий;

— проектировании путей сообщения и транспортных предприятий, размещаемых на территории населенных мест;

— обосновании управленческих решений направленных на снижения уровней риска здоровью населения, связанного с воздействием транспортного шума, в том числе при разработке мер по его снижению.

1.5. Методические рекомендации не предназначены для оценки риска:

— связанного с эксплуатацией морских и речных транспортных средств, трубопроводного транспорта, а также машин сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения;

— вредного воздействия шума на здоровье пассажиров, водителей транспорта и других работников транспортных предприятий.

1.6. Используемые в методических рекомендациях основные термины и определения приведены в приложении 1.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 № 60 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге».

2.3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.11.1997 № 25 и Главного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10.11.1997 № 03-19/24-3483 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации».

2.4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

2.5. СН № 4396-87 «Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках».

2.6. ГОСТ 22283-88 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения.

2.7. ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003), Группа Т34, Межгосударственный стандарт. Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки.

2.8. ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2.1996) Межгосударственный стандарт. Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета.

2.9. ГОСТ Р 53187-2008 Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий.

Настоящие методические рекомендации гармонизированы со следующими международными и зарубежными документами:

Directive 2002/49/ЕС of the European Parliament and of the Council of 25 June 2002 relating to the assessment and management of environmental noise — Declaration by the Commission in the Conciliation Committee on the Directive relating to the assessment and management of environmental noise.

Planning Policy Guidance 24: Planning and Noise (PPG 24). London , 3 October, 1994.

3. ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ГОСТ — государственный стандарт

ИСО — (International Standard Organization) — Международная Организация Стандартов

МКБ — международная классификация болезней

ОСТ — отраслевой стандарт

СН — санитарные нормы

УДС — улично-дорожная сеть

ФЗ — федеральный закон

LAe g — эквивалентный скорректированный уровень шума

LAmax . instde — максимальный скорректированный шум внутри жилого помещения

Lnight , outside — эквивалентный уровень ночного шума вне помещений

Lday — эквивалентный уровень дневного шума

Leven — эквивалентный уровень вечернего шума

Lnight — эквивалентный уровень ночного шума

Lden — эквивалентный уровень средневзвешенного суточного шума

Lden , t — эквивалентный уровень средневзвешенного шума за исследуемый период

4. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТИ

4.1. Этап идентификации опасности предусматривает выявление, сбор и анализ всей возможной информации об источниках шума, воздействующего на население, с целью определения:

— уровня и частотных характеристик шума;

— распределения шума на селитебной территории;

— времени воздействия шума: сутки, неделя, месяц, год и пр.;

— численности населения, подвергающегося акустическому воздействию;

— вероятных нарушений здоровья, связанных с воздействием шума.

4.2. Основными задачами этапа идентификации опасности являются характеристика источников транспортного шума, выявление особенностей его пространственного и временного распределения, определение численности населения, подвергающегося вредному акустическому воздействию.

4.3. Основными источниками информации для идентификации опасности являются данные инструментальных измерений транспортного шума, шумовые карты населенных мест, полученные при проведении социально-гигиенического мониторинга и другого объективного лабораторного контроля источников, а также расчеты распространения шума и распределения его интенсивности по селитебной территории.

4.3.1. Измерение параметров шума проводится в целях оценки их соответствия гигиеническим нормативам, для проверки полученных расчетных данных, для выявления источников шума.

4.3.2. Проведение расчетов уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях рекомендуется для оценки уровней шума на значительной территории, где развернутые инструментальные исследования являются дорогостоящими и требуют значительного времени, а также при выполнении прогноза шумовой ситуации при градостроительном планировании, размещении гражданских, промышленных объектов и транспорта.

4.4. Общая шумовая нагрузка от автотранспорта определяется как совокупность шумов, создаваемых транспортными средствами на отдельных линейных участках улично-дорожной сети (далее — УДС), к которым отнесены перекрестки и элементы кругового движения.

4.5. Расчет шума от линейного участка автодороги выполняется на основании данных его технической инвентаризации по следующим параметрам:

— интенсивность движения по участку УДС исследуемой территории, ед. автомобилей/час в разное время суток, дней недели, месяца года;

— средняя скорость движения по участку УДС, км/час;

— уклоны и вид дорожного покрытия;

— состояние дорожного покрытия;

— структура транспортного потока по видам автомобильного транспорта: грузовой, легковой, мотоциклы и специальный транспорт. При этом автобусы вместимостью менее 9 пассажирских мест приравниваются к легковому транспорту, прочие — к грузовому.

4.6. Расчет шума от линейного участка железнодорожных путей, включая рельсовый городской наземный электротранспорт, выполняется с учетом следующих показателей:

— оценка интенсивности движения подвижного состава в течение суток;

— вид подвижного состава (пассажирский или грузовой);

— длина состава и средняя скорость его движения по линейному участку дороги;

— среднее количество рельсовых стыков на километр пути;

— соответствие железнодорожных путей техническим регламентам.

4.7. Для расчета уровня авиационного шума на территории жилой застройки выполняется сбор следующих данных:

— характеристика авиационных «коридоров» (зоны взлета/посадки и подлета);

— вид (тип) воздушных судов;

— интенсивность трафика (частота полетов отдельных видов воздушных судов);

— распределение трафика по времени суток, дням недели и месяцам и т.д.

Читайте также:  Кожа как зеркало здоровья человека

4.8. Источники информации, необходимой для расчетов акустической экспозиции при оценке риска здоровью населения, представлены в приложении 2.

4.9. Обобщенные данные по параметрам источников транспортного шума, используемые для расчетного моделирования акустического воздействия, приведены в приложении 3.

4.10. При идентификации опасности следует учитывать негативные эффекты, которые могут формироваться у населения, проживающего под воздействием транспортного шума 1 , приведенные в таблицах 1 и 2.

1 Не рассматриваются нарушения здоровья, связанные с форс-мажорными обстоятельствами: военными действиями, авариями, стихийными бедствиями.

4.11. Сбор информации о субъективных ощущениях, характеризующих неспецифические признаки нарушений здоровья в связи с воздействием транспортного шума, осуществляется путем анкетирования (интервьюирования) населения.

Виды нарушений здоровья населения, проживающего под воздействием транспортного шума [13, 14, 51, 52]

Код нарушения здоровья по МКБ-10

Данные о пороговых уровнях шума, дБ

Нервозность (нервное напряжение, раздражение)

Повышение кровяного давления неспецифическое, без диагноза гипертензии

Гипертензивная болезнь сердца

Ишемическая болезнь сердца

Болезни уха и сосцевидного отростка

Шум в ушах (субъективный)

Кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха

Потеря слуха, вызванная шумом

Эффекты для здоровья населения при воздействии ночного шума, установленные в эпидемиологических исследованиях [14, 28, 40]

Беспокойство во сне (ерзанье во сне)

Нарушение течения различных стадий сна, «фрагментация» сна

Пробуждение ночью и/или очень рано утром

Затяжная стадия засыпания (трудное засыпание)

Фрагментация сна, сокращение времени сна

Нарастание среднего уровня беспокойных движений во время сна

Ощущение нарушенности сна

Использование седативных препаратов или иных лекарств

Бессонница, связанная с факторами внешней среды

* К высокой степени доказанности отнесены эффекты, в отношении которых, по мнению экспертов ВОЗ, накоплено достаточно надежных данных, к средней степени отнесены эффекты, в отношении которых данные ограничены.

5. ОЦЕНКА ЭКСПОЗИЦИИ

5.1. Оценка экспозиции включает в себя определение нормируемых параметров шума в заданный момент времени и продолжительности его воздействия (через учет числа и продолжительности звуковых событий), а также оценку суточного взвешенного шума как меры контакта населения с вредным фактором.

5.2. В настоящих методических рекомендациях частотные характеристики шума учитываются на стадии расчета эквивалентного шума.

5.3. В качестве основной единицы действующих уровней шума при оценке риска принимается показатель Lden (эквивалентный уровень средневзвешенного суточного шума), который может быть определен по уравнению (1) с учетом дневных и ночных уровней шума, где

При наличии данных могут учитываться уровни вечернего шума. По формуле (2) может быть выполнена и оценка эквивалентного уровня шума за любой заданный период:

L Aeg — эквивалентный скорректированный уровень шума за заданный период pA ( t ) — текущее значение среднего квадратичного звукового давления с учетом коррекции «А», Па;

5.4. Перевод уровней шума (дБ) в единицы звукового давления звукового давления в Паскалях (Па), осуществляется с помощью формул (3, 4)

р = 2 ´ 10 -5 Папороговая величина звукового давления, являющаяся порогом слышимости человека с нормальным слуховым аппаратом при частоте 1000 Гц.

Можно воспользоваться готовой таблицей перевода измеренных уровней шума в соответствующие квадраты давлений р 2 (приложение 4).

5.5. При наличии данных о почасовой динамике шумовой ситуации средневзвешенный шум может быть рассчитан по формуле:

(5)

5.6 Lday , Leven , Lnight устанавливаются как средние величины для заданного периода времени (7 — 19 часов, 20 — 23 часа, 23 — 7 часов) по результатам ряда инструментальных или модельных исследований, охватывающим максимально возможное число шумовых событий на территории поселения.

5.7 Величины Lday , Leven , Lnight могут быть использованы как самостоятельные характеристики экспозиции в исследованиях влияния дневного и/или ночного шума на состояние здоровья населения.

5.8 Величины взвешенных суточных уровней шума используются для оценки усредненной длительной экспозиции населения:

(6)

5.9. Оценка экспозиции выполняется на основе результатов инструментальных измерений шума, а также результатов производственного контроля на транспортных объектах (мониторинг дорожных сетей, окружных, объездных дорог, внутрипроизводственного транспорта и в санитарно-защитных зонах и т.п.). Для оценки экспозиции, допускается использовать и другие данные, если они выполнялись аккредитованными лабораториями и представляют собой постоянные, систематизированные и однородные измерения шума, содержащие как определения максимально разовых значений, так и показатели эквивалентного шума.

5.10. Для оценки ожидаемой экспозиции при проектировании могут быть использованы расчетные значения эквивалентного шума, полученные эмпирическим путем или путем трехмерного математического моделирования распространения и затухания шума на основе применения аттестованных (рекомендованных) методов.

5.11. При оценке экспозиции, учитывающей авиационный шум, обязательным является выполнение инструментальных замеров с фиксацией времени шумового события (длительности пролета авиационного судна).

5.12. Выбор точек для акустических расчетов определяется расположением мест постоянного проживания населения, зон отдыха, внутридомовых территорий, детских учреждений, а также местами с заданным сценарием оценки риска.

6. ОЦЕНКА ЗАВИСИМОСТИ «ЭКСПОЗИЦИЯ-ОТВЕТ»

6.1. Этап анализа зависимостей «экспозиция-ответ» и «экспозиция-эффект» предусматривает доказательное установление связи между экспозицией и частотой, распространенностью, видом и степенью выраженности предполагаемого вредного эффекта в популяции, подверженной вредному воздействию транспортного шума.

6.2. Результаты гигиенической оценки должны содержать необходимые и достаточные доказательства причинной связи выявленных нарушений здоровья с воздействием на организм транспортного шума. В общем виде доказательство подобной связи обеспечивается выполнением следующих условий (критериев):

• начало вредного воздействия транспортного шума всегда предшествует времени появления в экспонированной группе предполагаемого нарушения здоровья;

• наблюдаемый вредный эффект согласуется с известными представлениями о механизмах вредного действия шума;

• связь между предполагаемым нарушением здоровья и вредным воздействием шума статистически достоверна;

• увеличение экспозиции (интенсивности/времени воздействия) шума на отдельные группы населения сопровождается достоверным увеличением частоты или распространенности предполагаемого нарушения здоровья в этих группах (имеются зависимости типа «экспозиция-ответ» или «экспозиция-эффект»);

• устранение или снижение интенсивности воздействия шума сопровождается снижением показателей частоты возникновения и/или распространенности предполагаемого нарушения здоровья;

• сведения, полученные в ходе изучения причин и последствий вредного воздействия шума на организм, соответствуют всем требованиям, установленным нормативными документами к полноте и качеству эпидемиологического исследования, лабораторно-инструментальных измерений, объему и качеству лабораторно-диагностического и клинического обследования лиц с выявленными нарушениями, обоснованности клинического диагноза.

При наличии достаточных доказательств, связь между вредным воздействием шума и нарушением здоровья может быть признана существенной и достоверной, не только когда предполагаемый фактор является единственной причиной этого нарушения, но также и в тех случаях, когда его вредное действие ускоряет или утяжеляет возникновение вредного эффекта.

6.3. Вредное воздействие транспортного шума может выражаться в виде доли населения, испытывающего осознанные неприятные ощущения, дискомфорт или нравственные страдания от такого воздействия, а также в виде доли населения с нарушениями здоровья, приводящими к увеличению показателей заболеваемости, инвалидности, смертности и сокращению продолжительности здоровой жизни.

6.4. Показатели, используемые для оценки зависимости «экспозиция-ответ» должны пересматриваться и дополняться по мере получения новых научных данных, отвечающих требованиям по полноте и качеству исследований.

6.5. Зависимости «экспозиция-ответ», полученные на основе статистических моделей, рекомендуется использовать для оценки риска при воздействии транспортного шума в ночное время (табл. 3).

Читайте также:  Спортивная группа здоровье для пожилых

Зависимости «экспозиция-эффект», установленные в эпидемиологических исследованиях

Заболевания органов кровообращения системы

Доля лиц, раздраженных ночным шумом, (НА) %

Раздражение на шум

Доля лиц с устойчивым нарушением сна, при авиационном шуме (HSD), %

Доля лиц с устойчивым нарушением сна, при шуме железной дороги (HSD), %

Доля лиц с устойчивым нарушением сна, при автомобильном шуме (HSD), %

Развитие неспецифических эффектов

где

Жалобы населения на шум

где

Развитие специфических эффектов

где

OR = 0,000000 × + 0,0001 × Lday + 0,0035

Беспокойство во сне (общее число движений во время сна), М

Риск сердечно-сосудистых заболеваний

26 % на каждые 5 дБ

6.6. Оценка агрегированного риска нарушений сердечно-сосудистой, нервной системы и органов слуха, основанная на эволюционных математических моделях развития неблагоприятных эффектов под воздействием шума, интегрирующая совокупность отечественных и зарубежных данных о динамике развития этих эффектов на фоне естественного старения организма, выполняется решением системы рекуррентных уравнений:

где риск нарушения iтой системы органов на начальный (заданный) момент времени t ;

риск нарушения iтой системы органов для следующего временного шага ( t + 1) (зависит от С);

агрегированный риск развития нарушений различной тяжести слухового аппарата (шум в ушах, кондуктивная нейросенсорная потеря слуха, потеря слуха, вызванная шумом) на момент времени t ;

агрегированный риск развития нарушений различной тяжести сердечнососудистой системы (повышение кровяного давления, гипертензивная болезнь сердца, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда) вызванная шумом) на момент t ;

агрегированный риск развития на момент t нарушений нервной системы (нервное напряжение, расстройство сна, когнитивные нарушения, вегетососудистая дистония);

Свременной эмпирический коэффициент, принимаемый в соответствии таблицей 4; áñ — скобки Келли, принимающие значения á x ñ = 0 при х á x ñ = х при х ³ 0.

Значение коэффициента С для расчета риска за период t

Эмпирические значения коэффициентов учитывают как тяжесть клинического течения и исходов заболеваний, так и нарушения деятельности функциональных систем организма. В уравнениях учтены доказанные осредненные пороговые уровни возникновения вредных эффектов для каждого вида нарушений здоровья.

6.7. Модель позволяет рассчитывать риск на любой заданный момент времени t .

6.8. Прогнозирование агрегированного риска нарушения здоровья в модели осуществляется через расчетное значение риска на текущий момент времени. В первый год жизни значение риска принимается равное 0,01. На основе известного изменения шумовой нагрузки во времени существует возможность определить долгосрочный прогноз на период ожидаемой продолжительности предстоящей жизни.

6.9. При ( Rt ¹ 0) для построения эволюционной модели и оценки начальной величины риска в заданный момент времени проводятся исследования по оценке частот и тяжести заболеваний на изучаемой территории.

7. ХАРАКТЕРИСТИКА РИСКА

7.1. Характеристика риска интегрирует данные, полученные на всех предшествующих этапах исследования, и имеет целью получить количественную и качественную оценку риска, выявление и анализ значимости существующих проблем для здоровья населения, и является связующим звеном между оценкой риска для здоровья и управлением риском.

7.2. Характеристика риска осуществляется в виде следующих этапов:

— обобщение результатов оценки экспозиции и зависимостей «экспозиция-ответ»;

— расчет значений риска для отдельных видов нарушений здоровья. На этом же этапе может быть выполнен расчет риска от отдельных источников шума или групп источников

— расчет агрегированного совокупного риска нарушений здоровья, связанных с транспортным шумом.

— расчет популяционного риска для отдельных групп населения;

— выявление и анализ неопределенностей оценки риска.

— обобщение результатов оценки риска и представление полученных данных лицам, участвующим в управлении рисками.

7.3. Ведущими принципами характеристики риска являются:

— интеграция информации, полученной в процессе идентификации опасности, оценки экспозиции и зависимости «экспозиция-ответ»;

— характеристика и обсуждение факторов неопределенностей и вариабельности результатов;

— представление информации о риске в понятной и доказательной форме с указанием на достоверность и ограничения в применении характеристик риска.

7.4. Расчет индивидуального риска отдельных видов нарушений здоровья выполняется с использованием формул, приведенных в таблице 3.

7.5. Расчет индивидуального агрегированного риска заболеваний органов кровообращения, нервной системы и органов слуха выполняется по системе уравнений (8).

7.6. Дополнительный (атрибутивный) агрегированный риск нарушений органов кровообращения, нервной системы и органов слуха, связанный с шумовым фактором, рассчитывается по формуле (8):

дополнительный агрегированный риск нарушения iтой системы органов на момент времени t ;

агрегированный риск нарушения iтой системы органов под воздействием шумовой нагрузки на момент времени t ;

агрегированный риск нарушения iтой системы органов без воздействия шумовой нагрузки на момент времени t (фоновый риск).

7.7. Агрегированный совокупный риск развития заболеваний органов кровообращения, нервной системы и органов слуха при воздействии шумового фактора рассчитывается по формуле (9):

— риск развития заболеваний i-ой критической системы (органов кровообращения, нервной системы и органов слуха) под воздействием шумовой нагрузки на момент времени t.

7.8. Дополнительный (атрибутивный) совокупный риск нарушений здоровья, связанный с шумовым фактором, рассчитывается по формуле (10):

дополнительный совокупный агрегированный риск под воздействием шумовой нагрузки на момент времени t ;

совокупный агрегированный риск нарушения здоровья под воздействием шумовой нагрузки на момент времени t ;

совокупный агрегированный риск нарушения здоровья без воздействия шумовой нагрузки на момент времени t (фоновый совокупный агрегированный риск).

7.9. В общем виде кривая изменения риска нарушений отдельных систем организма в зависимости от длительности проживания без воздействия и в условиях вредного воздействия шума уровня Lden , а также величина

дополнительного риска приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Эволюция риска и дополнительного риска вредных эффектов при воздействии шума

7.10. Полученная величина агрегированного совокупного риска и дополнительного совокупного риска здоровью может быть использована для расчетов относительного и дополнительного избыточного риска нарушений здоровья под воздействием шумового фактора:

(11)

(12)

7.11. Для решения задач характеристики уровня риска рассчитывается приведенный индекс риска здоровью, связанный с шумовым фактором (13). Показатель характеризует вероятность нарушений здоровья при воздействии шумового фактора с учетом нарастания общего риска здоровью по мере увеличения возраста:

где (13)

приведенный индекс риска под воздействие шумовой нагрузки на момент времени t ;

дополнительный совокупный агрегированный риск под воздействие шумовой нагрузки на момент времени t ;

совокупный агрегированный риск без воздействия шумовой нагрузки на момент времени t (фоновый риск).

7.12. Рекомендации по управлению риском шумового фактора могут разрабатываться с учетом следующей оценочной шкалы индекса (рис. 2):

— величина составляет менее 0,05, что может оцениваться как риск низкий, слабо влияющий на уровень состояния здоровья на исследуемой территории. Рекомендуются меры по организации сокращенного (выборочного) мониторинга шумовой нагрузки, планированию мероприятий, которые могут быть реализованы в долгосрочной перспективе (5 лет и более). Плановый пересмотр уровней риска рекомендуется с частотой не реже, чем один раз в пять лет, а также при размещении на территории новых источников шума и изменении градостроительной ситуации;

— величина находится в диапазоне 0,05 — 0,35, что может оцениваться как умеренный (средний) риск. Рекомендуются меры по организации постоянного мониторинга шумовой нагрузки. Мероприятия по снижению шумовой нагрузки рекомендуется разрабатывать с учетом среднесрочной и краткосрочной перспективы (1 — 3 года). Плановый пересмотр рекомендуется с частотой не реже одного раза в три года. Мероприятия по снижению шумовой нагрузки рекомендуется разрабатывать с учетом среднесрочной и краткосрочной перспективы (1 — 3 года). Рекомендуется пересмотр степени риска каждый год.

Читайте также:  Организация охраны здоровья населения это

— величина находится в диапазоне 0,35 — 0,6, что оценивается как высокий риск. Рекомендуются меры по организации расширенной программы мониторинга шумовой нагрузки с проведением дополнительных исследований в местах и/или в периоды максимальных уровней шума. Мероприятия по снижению шумовой нагрузки рекомендуется разрабатывать на ближайшую краткосрочную перспективу в течение года. Рекомендуется пересмотр степени риска каждый год;

— величина превышает уровень 0,6, что оценивается как экстремальный риск. Рекомендуются меры по немедленному прекращению деятельности основных источников шума или выводу населения из зоны вредного воздействия. Рекомендуется повторная оценка уровней риска после принятия мер по снижению неблагоприятного воздействия транспортного шума на здоровье населения

Рис. 2. Шкала оценки индекса

7.13. Дополнительный популяционный риск, характеризующий частоту нарушений здоровья во всей экспонируемой популяции, определяется по формуле:

риск нарушения здоровья iго вида для возраста t ;

7.14. Предложенные модели позволяют оценивать не только риск развития нарушения здоровья, но и сокращение ожидаемой продолжительности жизни при воздействии шума.

7.15. Для оценки потерь продолжительности жизни (лет) выполняется определение прогнозируемого возраста смерти без воздействия и при условии вредного воздействия шума заданного уровня и заданной длительности.

7.16. Момент времени t , когда значение совокупного агрегированного риска принимает значение единицы, является прогнозируемым возрастом смерти.

7.17. Сокращение ожидаемой продолжительности жизни, связанное с вредным воздействием шума, рассчитывается следующим образом:

D Tсокращение прогнозируемой продолжительности жизни человека, подвергающегося вредному воздействию шума (лет)

Т фожидаемая продолжительность без воздействия шума, полученная в результате пошагового расчета без учета фактора шума, лет

Тожидаемая продолжительность жизни при вредном воздействии шума, полученная в результате пошагового расчета, лет

7.18. Мерой популяционного совокупного агрегированного риска здоровью населения является общее вероятное сокращение ожидаемой продолжительности жизни населения в условиях заданной экспозиции (Т рАсов , лет):

Рчисленность населения, проживающего в условиях вредного воздействия шума

7.19. Значения индивидуальных и популяционных рисков отражают, главным образом, долгосрочную тенденцию к изменению показателей здоровья, формирующуюся при условии соблюдения всех принятых в расчетах исходных условий (например, определенная продолжительность и интенсивность воздействия, неизменность экспозиции во времени, конкретные значения факторов экспозиции и др.). Применение полученных результатов требует особой осторожности при их интерпретации в критериях фактической утраты здоровья индивидуумом.

7.20. Результаты оценки рисков представляют собой наиболее эффективный инструмент для сравнения вредного воздействия шума на разных территориях, в разные временные периоды, до и после проведения оздоровительных мероприятий для определения их эффективности и т.п.

7.21. Заключительное обсуждение результатов должно включать:

— доказательства того, что в процессе оценки риска действительно были идентифицированы эффекты, связанные с вредным воздействием транспортного шума;

— описание проявлений вредных эффектов, которые могут возникнуть при воздействии изученных шумовых воздействий;

— характеристику статистической достоверности количественной информации об опасности вредного воздействия;

— характеристику статистической достоверности данных, использованных при оценке экспозиции;

— характеристику основных факторов, снижающих обоснованность и достоверность результатов, включая все неопределенности оценки риска;

— характеристику популяции, подвергающейся воздействию, а также ее наиболее восприимчивых групп;

— сравнительный анализ полученных данных по оценке риска, и имеющихся сведений о состоянии здоровья населения, а также результатов ранее проведенных исследований, характеризующих риски и состояние здоровья человека на аналогичных по условиям экспозиции территориях.

7.22. Примеры реализации предлагаемых подходов по оценке риска при воздействии транспортного шума приведены в приложении 6.

8. ФАКТОРЫ , ВЛИЯЮЩИЕ НА НАДЕЖНОСТЬ ОЦЕНОК РИСКА

8.1. Информация о риске, учитываемая при подготовке управленческих решений, должна быть настолько полной, насколько это реально возможно. Наряду с величиной риска, должна быть обязательно охарактеризована присущая неопределенность ее оценки.

8.2. При описании причин неопределенностей при оценке риска необходимо учитывать:

— вариабельность, которая представляет собой неоднородность или непостоянство параметров популяции и физических свойств звуковых колебаний и особенностей их распространения на территории населенных мест;

— факторы, определяющие частичное отсутствие представления или данных об определенных параметрах, процессах или моделях; при этом в некоторых случаях неопределенность может быть уменьшена посредством дополнительных исследований или измерений.

8.3. Источниками неопределенностей при оценке экспозиции могут являться:

— исходные предположения о текущем и перспективном состоянии источников шума на территории поселения;

— результаты измерений, особенно, если они не отражают актуальное текущее состояние среды обитания;

— ошибки измерений, использование обобщенных или суррогатных данных;

— модели экспозиции, исходные предположения и вводимые в модели параметры, используемые для расчета шумовой нагрузки в точке (в зоне) воздействия;

— выбранные значения времени осреднения экспозиции

8.4. Наряду с анализом неопределенностей, при оценке экспозиции необходимо проводить и анализ вариабельности. Вариабельность воздействия связана с активностью индивидуумов, их поведением, а также с показателями шумовой нагрузки, уровень которой изменяется в результате экранирования, отражения шума, реверберации и т.п. в условиях городской застройки.

8.5. Для уменьшения неопределенности и снижения вариабельности показателей целесообразным является проведение дополнительных исследований, которые являются наиболее эффективными при условии выделения приоритетных источников шума, выявленных негативных эффектов и контингентов риска среди населения.

9. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ

9.1. Управление риском является логическим завершением результатов оценки риска здоровью и направлено на обоснование выбора наилучших в конкретной ситуации решений для его устранения или минимизации, а также динамического контроля (мониторинга) экспозиций и риска, оценки эффективности и корректировки оздоровительных мероприятий. Управление риском включает в себя принятие технических, технологических, организационных, социальных, правовых, экономических, нормативных, политических, и иных решений на основе выводов и оценок, полученных в ходе характеристики риска.

9.2. Выбор управленческих решений предусматривает обоснование типовых решений, связанных с уменьшением влияния транспорта на здоровье населения.

Этот выбор может осуществляться в трех основных направлениях:

1) Прекращение вредного воздействия транспортного шума на население путем организации санитарно-защитных разрывов, трассировка и проектирование новой трассировки путей сообщения за пределами селитебных зон

2) Снижение интенсивности транспортных потоков путем введения ограничений для проезда наиболее шумных транспортных средств по селитебной территории и ограничение их движения в ночное время суток. Организация транзитных и объездных путей сообщения в целях перераспределения шумовой нагрузки.

3) Разработка технических мероприятий по снижению транспортного шума на территории жилых зон и в жилых помещениях (экранирование магистралей, увеличение шумопоглощающих свойств строительных конструкций и остекления зданий, изменение покрытия дорог и т.д.).

Целесообразно ранжировать транспортные магистрали по уровням риска, создаваемого шумовым воздействием (табл. 5).

Схема управления риском при воздействии транспортного шума

Источник

Adblock
detector