Оценка риска для здоровья населения от воздействия химических факторов (воздух атмосферный, вода и водные объекты, почва, товары для бытовых нужд, жилые и общественные здания, планировка и застройка), в том числе при много средовом воздействии.
ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Заведующий отделом Судакова Екатерина Викторовна 8-499-188-81-56
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» выполнит работы по оценке риска здоровью населения любой степени сложности для объектов 1 и 2 классов опасности по всей территории Российской Федерации, а также для предприятий любого класса опасности по желанию Заказчика.
Наш опыт успешной работы в этой области — более 15 лет.
Среди наших заказчиков ГУП «Экотехпром», ЗАО «Таманьнефтегаз», TOTAL E&P RUSSIE и др.
Разработка проекта «Оценка риска для здоровья населения»:
Методология оценки риска рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения в качестве ведущего инструмента при определении количественного ущерба для здоровья от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция с изменениями №№1, 2, 3, 4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон, обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения, для предприятий 1 и 2 классов опасности обязательно проведение оценки риска для здоровья населения.
Оценка риска для здоровья населения проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий 1 и 2 классов опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.
Оценка риска для здоровья населения может быть выполнена как в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, так и как отдельное комплексное эколого-гигиеническое исследование влияния производственного объекта.
Оценка риска для здоровья населения не требуется:
· Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
· Для животноводческих и птицеводческих предприятий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
· Для кладбищ (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122).
Нормативно-правовая основа для проведения оценки риска для здоровья населения:
· Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
· СанПиН 2.2.1.-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»
· Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»
Стоимость проведения оценки риска для здоровья населения — от 150 тысяч рублей и определяется следующими параметрами:
· Сроками выполнения работ;
· Наличием необходимых исходных данных;
· Количеством источников выбросов и загрязняющих веществ.
Порядок, этапы и сроки проведения оценки риска для здоровья населения:
Оценка риска для здоровья населения представляет собой количественную и качественную характеристику вредных эффектов для населения от воздействия исследуемого предприятия. Концепция исследования включает в себя несколько этапов:
· Идентификация опасности – определение приоритетных загрязняющих веществ и источников загрязнения.
· Оценка зависимости «доза-ответ» — обобщение токсикологической информации о выбросах предприятия, установление связи между выбросами загрязняющих веществ и заболеваемостью населения.
· Оценка экспозиции – определение количественного поступления выбросов предприятия (химических веществ) в организм человека.
· Характеристика риска – расчет рисков для исследуемой популяции: оценка ожидаемых неблагоприятных эффектов для здоровья населения. Графическое представление рисков с помощью геоинформационной системы.
Срок выполнения оценки риска для здоровья населения — до 3 месяцев (при условии наличия всех необходимых данных).
Порядок осуществления оказываемых работ и услуг
По заявлению Заказчика разрабатываются:
· Договор на проведение работы,
· Календарный план работы,
· Соглашения о договорной цене.
Требования, предъявляемые к Заявителю
Работа проводится по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
· Заявка — официальный документ, подаваемый Заявителем на имя Главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Иваненко А.В., о проведении работы по оценке риска для здоровья населения от воздействия загрязнений объектов окружающей среды
· тома проектов «Охрана окружающей среды от объекта»;
· «Оценка воздействия на окружающую среду»;
· «Проект санитарно- защитной зоны»;
· Протоколы лабораторных исследований содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды в районе размещения предприятия.
Документы, получаемые Заявителем
Отчет по оценке риска для представления в Роспотребнадзор с целью утверждения СЗЗ; для принятия мер по снижению рисков здоровью населения или для других целей.
Контактный телефон для ответов на возникшие вопросы
8-495-687-36-31 — ведущий исполнитель работ – Скворцов Сергей Алексеевич
Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и не является публичной офертой
Источник
Оценка риска для здоровья населения
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», зарегистрирован в Реестре Системы добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения (Сертификат соответствия № СДС 056 зарегистрирован в Реестре Системы от 20.04.2018г., действителен до 19.04.2021 г.).
Оценка риска для здоровья – процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья человека или здоровья будущих поколений, обусловленных воздействием факторов среды обитания.
Основная задача оценки риска состоит в получении и обобщении информации о возможном влиянии факторов среды обитания человека на состояние его здоровья, необходимой и достаточной для гигиенического обоснования наиболее оптимальных управленческих решений по устранению или снижению уровней риска, оптимизации контроля (мониторинга) уровней экспозиций и рисков.
В практическом приложении оценка риска необходима при обосновании расчетной санитарно-защитной зоны, применительно к химическому воздействию основных компонентов, содержащихся в выбросах источников загрязнения атмосферного воздуха.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается санитарно-защитная зона, размер которой устанавливается до значений, установленных гигиеническими нормативами и величиной приемлемого риска здоровью населения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» обязывает обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно — защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция с изменениями и дополнениями), при обосновании размеров санитарно – защитных зон для предприятий 1 и 2 классов опасности введено обязательное проведение оценки риска для здоровья населения.
Кроме того, оценка риска здоровью населения выполняется для:
— определения приоритетов экологической политики и политики в области охраны здоровья населения на территориальном и, особенно на местном уровне с целью регулирования источников и факторов риска, представляющих наибольшую угрозу для здоровья населения.
— количественной и качественной оценки уровня влияния того или иного фактора окружающей среды (атмосферного воздуха и др.) на здоровье населения.
— оценки эффективности природоохранных мероприятий и др.
Оценка риска проводится в установленном порядке в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» от 5.03.2004 г.
В процессе выполнения работ по оценке риска используются современные узкоспециальные программные средства, такие как УПРЗА «Эколог» «ООО Фирма «Интеграл» с блоками «Стандарт», «Средние» и «Риски», а также геоинформационные системы на базе ESRI ArcGis, в том числе ArcViev.
Оценка риска здоровью населения выполняется сертифицированным органом по оценке риска ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» на возмездной основе по заявлению.
Адрес: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 20
Справочная информация по телефону (3842) 64-20-98
отделение социально-гигиенического мониторинга
Источник
Оценка риска при проектировании санитарно-защитных зон
Оценка риска здоровью в проекте СЗЗ или санитарно-защитной зоны предусмотрена постановлениями Министерства здравоохранения и Госкомэкологии. Методика оценки рисков, предусмотренная постановлениями, используется при проведении социально-гигиенического мониторинга, во время экологической и гигиенической паспортизации, оценки воздействия на окружающую среду и т.д.
Для каких объектов требуется оценка риска для здоровья населения?
В каких ситуациях необходима оценка рисков, а когда ею можно пренебречь и не нести дополнительные расходы? Оценка риска здоровью населения для проекта СЗЗ необходима для объектов с классом опасности І и ІІ. Проекты таких объектов не могут быть утверждены без материалов по оценке рисков. При этом размеры санитарно-защитной зоны в каждом случае устанавливаются на базе предварительных расчетов. Во внимание принимаются такие показатели:
- расчеты рассеивания загрязнения воздуха;
- шума, а также вибрации;
- электромагнитных волн.
— Имеем высокий рейтинг по данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
В проекте должно обязательно присутствовать обоснование того, что выбранный размер санитарно-защитной зоны достаточен для обеспечения безопасности населения в соответствии с требованиями санитарных норм. Однако в некоторых случаях при разработке проекта СЗЗ оценка риска для населения не требуется, такие исключения устанавливаются постановлениями главного санитарного врача РФ:
- если расстояние между проектируемой границей объекта производства в два и более раза превышает ориентировочную СЗЗ до границ заселенных территорий;
- не требуется для птицефабрик и в животноводстве;
- также не производится для мест захоронения.
Исследования по оценке рисков
Основные работы при оценивании рисков для здоровья населения включают в себя идентификацию опасности (что именно загрязняет воздух), зависимости «доза-ответ» (как именно и насколько сильно воздействует фактор), экспозиции (то есть замер количественного влияния фактора в расчете на единицу времени), характеристику риска для населения (какие вредные последствия может иметь пролонгированное воздействие фактора).
Этап идентификации включает ранжирование выбросов, а также сравнительную оценку индексов канцерогенов и других опасностей. Также определяются наиболее опасные вещества для населения с тем, чтобы именно по ним проводить оценку рисков. Далее выявляется наименьшая вредоносная концентрация и доза, устанавливается причинно-следственная связь воздействия, осуществляется прогнозирование возможных последствий при комбинированных воздействиях.
На следующем этапе выявляются маршруты распространения, проводится оценка времени, продолжительности и частоты воздействия. Цель – выявление реальной дозовой нагрузки для населения при реализации проекта. Затем производится расчет уровней риска канцерогенного и неканцерогенного воздействия, оценка приемлемости выявленного риска, возможно – оценка фоновых уровней заболеваемости среди населения.
Результатом проведенной работы является обоснование достаточности размеров СЗЗ или же, в случае отрицательного ответа, обоснование для дополнительных природоохранных мероприятий, в том числе расширение СЗЗ.
Что включает процесс оценки риска?
Разрабатывается проект СЗЗ и согласовывается в местном теруправлении Роспотребнадзора. Проект должен включать:
- сведения по источникам загрязнения;
- сведения по фоновым показателям загрязнения;
- определение размера СЗЗ по различны факторам – химическому, акустическому, электромагнитному;
- графическое представление с границами СЗЗ;
- озеленение и благоустройство СЗЗ;
- разработка дополнительных мероприятий по сведению воздействий до предельно допустимых уровней;
- разработка проекта использования СЗЗ и ее зонирования.
В Роспотребнадзоре подготовленный технический отчет с результатами натурных измерений должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение по установленным границам санитарно-защитной зоны. Когда документ утвержден, материалы передаются в местные органы власти (управления архитектуры) для утверждения этих границ в качестве линий для градостроительного планирования. Однако, если вопрос относится к промышленным объектам I или II класса опасности, установление размеров санитарно-защитной зоны производится только постановлением главного санитарного врача РФ. Основанием для такого решения должна быть оценка рисков здоровью населения, проведенная согласно установленных методик, а также заключение Роспотребнадзора.
Кто проводит работы по оценке рисков?
Для проведения инженерных изысканий компания должна получить сертификат соответствия в системе. Компания «ГеоКомпани» получила такой сертификат и готова оказывать услуги оценки рисков при создании проекта СЗЗ. Получить консультацию экологического отдела можно по телефону +7-495-777-65-35 или WhatsApp
Источник