Меню

Оценка риска здоровью населения проект сзз когда делается

Оценка риска здоровью населения в проекте СЗЗ

В ходе разработки проектов санитарно-защитных зон составляется раздел – оценка риска здоровью населения. Однако в принятых нормативных документах нет единых требований к подготовке материалов. По требованиям СанПиН отдельный раздел по оценке рисков в обязательном порядке разрабатывается для объектов I-II классов опасности. Согласно «Правилам установления СЗЗ» (№ 222-ПП РФ от 03 марта 2018г.) материалы по оценке риска здоровью относятся к обоснованию размера СЗЗ и обязательно должны входить в состав проекта (п. 16 «в»).

Для экспертизы проекта СЗЗ такое противоречие в нормативных документах может внести дополнительные трудности. Опытные специалисты-экологи компании «ГеоЭксперт» грамотно подготовят проект границ СЗЗ в зависимости от специфических нюансов конкретного объекта, ссылка на интернет-сайт ГеоЭксперт. Раздел по оценке риска здоровью населения также разрабатывается на основе юридически применимых требований.

Как составляется раздел по оценке рисков

Процесс исследований четко регламентирован основным документом – «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Р 2.1.10.1920-04). В нем предусмотрены методы максимального точного анализа химического воздействия на человека. Для формирования данного раздела необходимо:

  • определить источники опасности и вредного воздействия,
  • установить зависимость негативного источника на изменение здоровья населения – определить превышение ПДК, выявить уровень заболеваемости населения и т.п.,
  • классифицировать негативное воздействие – по источникам, способам и периоду. Провести расчеты экспозиции – по количеству вредных веществ, при определенных объемах выбросов,
  • выделить характеристики рисков – с описанием неблагоприятного воздействия на здоровье людей, указанием диапазона допустимых значений,
  • определить возможность профилактических мероприятий с целью минимизации вредного воздействия от опасных источников.

Чтобы правильно оценить риски здоровью от конкретного объекта, важно учесть все источники вредного воздействия, объемы и концентрации загрязняющих веществ, а также влияние других источников – шум и выбросы от автотранспорта или спецтехники, участок с отходами и т.п.

Если получается расхождение размера расчетной СЗЗ и полученного значения по результатам материалов оценки риска здоровья, выполненных исследований и измерений источников вредного воздействия на ОС, утверждение границ санитарно-защитной зоны оформляется по варианту, при котором обеспечивается наиболее высокий уровень безопасности для населения.

Источник

Оценка риска для здоровья населения от воздействия химических факторов (воздух атмосферный, вода и водные объекты, почва, товары для бытовых нужд, жилые и общественные здания, планировка и застройка), в том числе при много средовом воздействии.

ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Заведующий отделом Судакова Екатерина Викторовна 8-499-188-81-56

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» выполнит работы по оценке риска здоровью населения любой степени сложности для объектов 1 и 2 классов опасности по всей территории Российской Федерации, а также для предприятий любого класса опасности по желанию Заказчика.

Наш опыт успешной работы в этой области — более 15 лет.

Среди наших заказчиков ГУП «Экотехпром», ЗАО «Таманьнефтегаз», TOTAL E&P RUSSIE и др.

Разработка проекта «Оценка риска для здоровья населения»:

Методология оценки риска рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения в качестве ведущего инструмента при определении количественного ущерба для здоровья от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция с изменениями №№1, 2, 3, 4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон, обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения, для предприятий 1 и 2 классов опасности обязательно проведение оценки риска для здоровья населения.

Оценка риска для здоровья населения проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий 1 и 2 классов опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.

Читайте также:  Что понимается под здоровьем человека тест

Оценка риска для здоровья населения может быть выполнена как в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, так и как отдельное комплексное эколого-гигиеническое исследование влияния производственного объекта.

Оценка риска для здоровья населения не требуется:

· Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);

· Для животноводческих и птицеводческих предприятий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);

· Для кладбищ (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122).

Нормативно-правовая основа для проведения оценки риска для здоровья населения:

· Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

· СанПиН 2.2.1.-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»

· Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»

Стоимость проведения оценки риска для здоровья населения — от 150 тысяч рублей и определяется следующими параметрами:

· Сроками выполнения работ;

· Наличием необходимых исходных данных;

· Количеством источников выбросов и загрязняющих веществ.

Порядок, этапы и сроки проведения оценки риска для здоровья населения:

Оценка риска для здоровья населения представляет собой количественную и качественную характеристику вредных эффектов для населения от воздействия исследуемого предприятия. Концепция исследования включает в себя несколько этапов:

· Идентификация опасности – определение приоритетных загрязняющих веществ и источников загрязнения.

· Оценка зависимости «доза-ответ» — обобщение токсикологической информации о выбросах предприятия, установление связи между выбросами загрязняющих веществ и заболеваемостью населения.

· Оценка экспозиции – определение количественного поступления выбросов предприятия (химических веществ) в организм человека.

· Характеристика риска – расчет рисков для исследуемой популяции: оценка ожидаемых неблагоприятных эффектов для здоровья населения. Графическое представление рисков с помощью геоинформационной системы.

Срок выполнения оценки риска для здоровья населения — до 3 месяцев (при условии наличия всех необходимых данных).

Порядок осуществления оказываемых работ и услуг

По заявлению Заказчика разрабатываются:

· Договор на проведение работы,

· Календарный план работы,

· Соглашения о договорной цене.

Требования, предъявляемые к Заявителю

Работа проводится по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;

· Заявка — официальный документ, подаваемый Заявителем на имя Главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Иваненко А.В., о проведении работы по оценке риска для здоровья населения от воздействия загрязнений объектов окружающей среды

· тома проектов «Охрана окружающей среды от объекта»;

· «Оценка воздействия на окружающую среду»;

· «Проект санитарно- защитной зоны»;

· Протоколы лабораторных исследований содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды в районе размещения предприятия.

Документы, получаемые Заявителем

Отчет по оценке риска для представления в Роспотребнадзор с целью утверждения СЗЗ; для принятия мер по снижению рисков здоровью населения или для других целей.

Контактный телефон для ответов на возникшие вопросы

8-495-687-36-31 — ведущий исполнитель работ – Скворцов Сергей Алексеевич

Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и не является публичной офертой

Источник

Оценка риска при проектировании санитарно-защитных зон

Оценка риска здоровью в проекте СЗЗ или санитарно-защитной зоны предусмотрена постановлениями Министерства здравоохранения и Госкомэкологии. Методика оценки рисков, предусмотренная постановлениями, используется при проведении социально-гигиенического мониторинга, во время экологической и гигиенической паспортизации, оценки воздействия на окружающую среду и т.д.

Читайте также:  Состояние здоровья желает лучшего

Для каких объектов требуется оценка риска для здоровья населения?

В каких ситуациях необходима оценка рисков, а когда ею можно пренебречь и не нести дополнительные расходы? Оценка риска здоровью населения для проекта СЗЗ необходима для объектов с классом опасности І и ІІ. Проекты таких объектов не могут быть утверждены без материалов по оценке рисков. При этом размеры санитарно-защитной зоны в каждом случае устанавливаются на базе предварительных расчетов. Во внимание принимаются такие показатели:

  • расчеты рассеивания загрязнения воздуха;
  • шума, а также вибрации;
  • электромагнитных волн.

— Имеем высокий рейтинг по данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

В проекте должно обязательно присутствовать обоснование того, что выбранный размер санитарно-защитной зоны достаточен для обеспечения безопасности населения в соответствии с требованиями санитарных норм. Однако в некоторых случаях при разработке проекта СЗЗ оценка риска для населения не требуется, такие исключения устанавливаются постановлениями главного санитарного врача РФ:

  • если расстояние между проектируемой границей объекта производства в два и более раза превышает ориентировочную СЗЗ до границ заселенных территорий;
  • не требуется для птицефабрик и в животноводстве;
  • также не производится для мест захоронения.

Исследования по оценке рисков

Основные работы при оценивании рисков для здоровья населения включают в себя идентификацию опасности (что именно загрязняет воздух), зависимости «доза-ответ» (как именно и насколько сильно воздействует фактор), экспозиции (то есть замер количественного влияния фактора в расчете на единицу времени), характеристику риска для населения (какие вредные последствия может иметь пролонгированное воздействие фактора).

Этап идентификации включает ранжирование выбросов, а также сравнительную оценку индексов канцерогенов и других опасностей. Также определяются наиболее опасные вещества для населения с тем, чтобы именно по ним проводить оценку рисков. Далее выявляется наименьшая вредоносная концентрация и доза, устанавливается причинно-следственная связь воздействия, осуществляется прогнозирование возможных последствий при комбинированных воздействиях.

На следующем этапе выявляются маршруты распространения, проводится оценка времени, продолжительности и частоты воздействия. Цель – выявление реальной дозовой нагрузки для населения при реализации проекта. Затем производится расчет уровней риска канцерогенного и неканцерогенного воздействия, оценка приемлемости выявленного риска, возможно – оценка фоновых уровней заболеваемости среди населения.

Результатом проведенной работы является обоснование достаточности размеров СЗЗ или же, в случае отрицательного ответа, обоснование для дополнительных природоохранных мероприятий, в том числе расширение СЗЗ.

Что включает процесс оценки риска?

Разрабатывается проект СЗЗ и согласовывается в местном теруправлении Роспотребнадзора. Проект должен включать:

  • сведения по источникам загрязнения;
  • сведения по фоновым показателям загрязнения;
  • определение размера СЗЗ по различны факторам – химическому, акустическому, электромагнитному;
  • графическое представление с границами СЗЗ;
  • озеленение и благоустройство СЗЗ;
  • разработка дополнительных мероприятий по сведению воздействий до предельно допустимых уровней;
  • разработка проекта использования СЗЗ и ее зонирования.

В Роспотребнадзоре подготовленный технический отчет с результатами натурных измерений должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение по установленным границам санитарно-защитной зоны. Когда документ утвержден, материалы передаются в местные органы власти (управления архитектуры) для утверждения этих границ в качестве линий для градостроительного планирования. Однако, если вопрос относится к промышленным объектам I или II класса опасности, установление размеров санитарно-защитной зоны производится только постановлением главного санитарного врача РФ. Основанием для такого решения должна быть оценка рисков здоровью населения, проведенная согласно установленных методик, а также заключение Роспотребнадзора.

Кто проводит работы по оценке рисков?

Для проведения инженерных изысканий компания должна получить сертификат соответствия в системе. Компания «ГеоКомпани» получила такой сертификат и готова оказывать услуги оценки рисков при создании проекта СЗЗ. Получить консультацию экологического отдела можно по телефону +7-495-777-65-35 или WhatsApp

Читайте также:  Как вести дневник здоровья для себя

Источник

Разбираемся в тонкостях законодательства

Пункт 16 устанавливает требования к содержанию проекта СЗЗ.

16. Проект санитарно-защитной зоны содержит:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учётом расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учётом расчётов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

В соответствии с пунктом 16, подпункт в) проект СЗЗ должен содержать, помимо прочего, обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством, в том числе с учётом оценки риска для здоровья человека. Пункт 16 – единственный, где упоминается состав проекта СЗЗ согласно Постановлению, и нигде более дополнительно не уточняется, для каких классов и в каких ситуациях необходимо проводить оценку риска. Так как уточнений и исключений нет, соответственно, можно сделать вывод, что оценка риска проводится при разработке любого проекта СЗЗ, для любого объекта, являющегося источником воздействия. Также согласно Постановлению, проект СЗЗ разрабатывается для всех объектов, независимо от класса опасности согласно классификации из СанПиНа. Требование о проведении оценки риска только для объектов I-II класса опасности содержится в СанПиН (п. 3.12). В данном случае СанПиН противоречит требованиям Постановления. Соответственно, оценку риска проводят во всех случаях разработки проекта СЗЗ. Это автоматически положительно отвечает на вопрос о необходимости оценки риска в случае обоснования возможности использования земельных участков в границах СЗЗ для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции и других целей из пп. б) п. 5.

Таким образом, если в границах СЗЗ расположено сельскохозяйственное поле для выращивания зерновых культур, при разработке проекта СЗЗ необходимо будет провести обоснование включения данного поля в границы СЗЗ, проведя расчеты рассеивания выбросов ЗВ, расчеты физического воздействия и оценку риска для здоровья населения, а также, возможно, придется провести оценку влияния объекта на качество и безопасность производимой продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

В случае, если Роспотребнадзор трактует постановление иначе (на момент написания ответа на вопрос разъяснений от Роспотребнадзора не поступало) и уточнит категории (классы) объектов, для которых необходима оценка риска, возможно получится избежать ее проведения. Однако точного ответа на данный вопрос, как и на многие другие, связанные с выходом данного Постановления, мы не сможем получить, пока не будут даны разъяснения Роспотребнадзора и изданы дополнительные подзаконные акты.

Источник

Adblock
detector