Оценка риска для здоровья населения от воздействия химических факторов (воздух атмосферный, вода и водные объекты, почва, товары для бытовых нужд, жилые и общественные здания, планировка и застройка), в том числе при много средовом воздействии.
ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Заведующий отделом Судакова Екатерина Викторовна 8-499-188-81-56
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» выполнит работы по оценке риска здоровью населения любой степени сложности для объектов 1 и 2 классов опасности по всей территории Российской Федерации, а также для предприятий любого класса опасности по желанию Заказчика.
Наш опыт успешной работы в этой области — более 15 лет.
Среди наших заказчиков ГУП «Экотехпром», ЗАО «Таманьнефтегаз», TOTAL E&P RUSSIE и др.
Разработка проекта «Оценка риска для здоровья населения»:
Методология оценки риска рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения в качестве ведущего инструмента при определении количественного ущерба для здоровья от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция с изменениями №№1, 2, 3, 4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон, обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения, для предприятий 1 и 2 классов опасности обязательно проведение оценки риска для здоровья населения.
Оценка риска для здоровья населения проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий 1 и 2 классов опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.
Оценка риска для здоровья населения может быть выполнена как в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, так и как отдельное комплексное эколого-гигиеническое исследование влияния производственного объекта.
Оценка риска для здоровья населения не требуется:
· Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
· Для животноводческих и птицеводческих предприятий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
· Для кладбищ (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122).
Нормативно-правовая основа для проведения оценки риска для здоровья населения:
· Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
· СанПиН 2.2.1.-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»
· Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»
Стоимость проведения оценки риска для здоровья населения — от 150 тысяч рублей и определяется следующими параметрами:
· Сроками выполнения работ;
· Наличием необходимых исходных данных;
· Количеством источников выбросов и загрязняющих веществ.
Порядок, этапы и сроки проведения оценки риска для здоровья населения:
Оценка риска для здоровья населения представляет собой количественную и качественную характеристику вредных эффектов для населения от воздействия исследуемого предприятия. Концепция исследования включает в себя несколько этапов:
· Идентификация опасности – определение приоритетных загрязняющих веществ и источников загрязнения.
· Оценка зависимости «доза-ответ» — обобщение токсикологической информации о выбросах предприятия, установление связи между выбросами загрязняющих веществ и заболеваемостью населения.
· Оценка экспозиции – определение количественного поступления выбросов предприятия (химических веществ) в организм человека.
· Характеристика риска – расчет рисков для исследуемой популяции: оценка ожидаемых неблагоприятных эффектов для здоровья населения. Графическое представление рисков с помощью геоинформационной системы.
Срок выполнения оценки риска для здоровья населения — до 3 месяцев (при условии наличия всех необходимых данных).
Порядок осуществления оказываемых работ и услуг
По заявлению Заказчика разрабатываются:
· Договор на проведение работы,
· Календарный план работы,
· Соглашения о договорной цене.
Требования, предъявляемые к Заявителю
Работа проводится по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
· Заявка — официальный документ, подаваемый Заявителем на имя Главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Иваненко А.В., о проведении работы по оценке риска для здоровья населения от воздействия загрязнений объектов окружающей среды
· тома проектов «Охрана окружающей среды от объекта»;
· «Оценка воздействия на окружающую среду»;
· «Проект санитарно- защитной зоны»;
· Протоколы лабораторных исследований содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды в районе размещения предприятия.
Документы, получаемые Заявителем
Отчет по оценке риска для представления в Роспотребнадзор с целью утверждения СЗЗ; для принятия мер по снижению рисков здоровью населения или для других целей.
Контактный телефон для ответов на возникшие вопросы
8-495-687-36-31 — ведущий исполнитель работ – Скворцов Сергей Алексеевич
Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и не является публичной офертой
Источник
Оценка риска здоровью населения в проекте СЗЗ
Разработка проекта СЗЗ, включая расчеты, обоснования и оценку риска, прохождение экспертизы в Роспотребнадзоре и получение решения об установлении СЗЗ – специалисты «ЭкоЭксперта» успешно представляют интересы клиентов в любом государственном ведомстве.
Оценка риска здоровью населения проводится для определения опасности проектируемого производственного объекта и планирования мер по снижению его негативного воздействия. Поскольку создание санитарно-защитной зоны вокруг предприятия как раз и является одной из таких мер, то материалы оценки риска должны входить в проект СЗЗ. Их достоверность и достаточность будут оценены экспертами в процессе подготовки санитарно-эпидемиологического заключения на проект.
Для каких объектов нужен раздел об оценке риска
Оценка риска здоровью населения при разработке проекта СЗЗ – одно из противоречивых требований действующего законодательства. В «Правилах установления СЗЗ» (№222-ПП РФ от 3 марта 2018 г.) материалы оценки риска относятся к обоснованиям размеров СЗЗ и в обязательном порядке должны входить в состав проекта (п.16 «в» Правил). А в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (п.4.2) оценка риска здоровью относится к обоснованиям, необходимым только для объектов I и IIклассов опасности. Да и то, в случае, если расстояние от границы производственного объекта до жилой застройки, курортной, рекреационной и других «нормируемых» зон не превышает нормативную (ориентировочную) СЗЗ в 2 и более раза. Для I и II класса опасности это расстояние составляет 2000 и 1000 м, соответственно. Для животноводческих и птицеводческих предприятий и кладбищу по СанПиНу оценка риска здоровью тоже не нужна.
Какой документ будет признан приоритетным в ходе экспертизы проекта СЗЗ – остается на усмотрение эксперта, а задача экологов, разработавших проект – отстоять свою точку зрения и указать на правомерность применения тех видов обоснований, которые и были использованы в проекте.
Исследования по оценке рисков
Если оценку риска решено включить в проект СЗЗ, то потребуется проведение комплексных исследований. Основной нормативный документ в этой процедуре – Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 5 марта 2004 г.).
Процесс оценки риска включает:
- выявление опасности (источников негативного воздействия),
- установление зависимости между негативным воздействием (загрязнением, превышениями ПДК) и заболеваемостью населения,
- расчет экспозиции (количества вредных веществ, поступающих в организм человека при заданных объемах выбросов),
- характеристику рисков (описание неблагоприятных воздействий на здоровье людей).
Чтобы правильно рассчитать риск здоровью от конкретного производственного объекта, нужно учесть все виды, объемы и концентрации выбросов загрязняющих веществ, причем не только от основных источников, но и автотранспорта, систем отопления, размещения отходов и т.д. Такие работы могут проводиться только аккредитованной организацией.
Компания «ЭкоЭксперт» располагает штатом квалифицированных экологов и собственной лабораторией, где можно провести все анализы по исследованию компонентов окружающей среды в ходе оценки риска для здоровья населения проектируемого производственного объекта и обоснования его санитарно-защитной зоны.
Источник
Оценка риска для здоровья населения при разработке СЗЗ: проводить или нет? «Спор» СанПиН и Правил установления СЗЗ
Проекты санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) сегодня разрабатываются по новым требованиям, которые утверждены двумя основополагающими документами[1]. Ранее, до выхода Правил, при установлении СЗЗ руководствовались только требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, и даже с одним этим документом возникало много спорных вопросов. На данный же момент разработчики имеют двойную порцию проблем, т.к. Правила и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 противоречат друг другу во многих пунктах.
Что такое оценка риска для здоровья населения?
Законодательно использование методологии оценки риска было закреплено Постановлением Минздрава РФ № 25, Госкомэкологии РФ № 03-19/24-3483 от 10.11.1997 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации», согласно которому методика оценки риска используется в системе социально-гигиенического мониторинга, при экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической и гигиенической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, обосновании приоритетных мероприятий в планах действий по охране и гигиене окружающей среды и оценке их эффективности.
Работы, связанные с оценкой риска, подготовкой специалистов, аккредитацией учреждений, осуществляются за плату по методам, утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ, специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист, токсиколог, эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и имеющими практический опыт применения методики оценки риска, с привлечением специалистов других ведомств.
Руководящим документом по проведению оценки риска является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (далее — Р 2.1.10.1920-04).
Словарь
Оценка риска для здоровья человека — количественная и (или) качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции (п. 1.5 Р 2.1.10.1920-04).
Оценку риска должны проводить специальные организации (или отдельные эксперты), эти работы занимают довольно длительное время, особенно для крупных объектов с большим количеством источников выбросов и загрязняющих веществ (в основном такими объектами являются объекты I и II классов опасности по санитарной классификации), и стоят они недешево. Соответственно, необходимо заранее спланировать проведение оценки риска (на этапе заключения договора и составления технического задания), а также заложить стоимость работ в смету.
Нужна ли оценка риска?
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проекты СЗЗ для объектов I и II классов опасности должны включать в себя материалы оценки риска для здоровья населения:
Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности[2] (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]
При этом есть исключения:
Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
– предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
– действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
– экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
– оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий[3], выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ.
[…]
Как видим, если соблюдены дополнительные условия, приведенные в п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, о расстоянии от границы объекта до границы нормируемых территорий, проведение оценки риска даже для объектов высоких классов опасности не является необходимым. К нормируемым территориям относятся жилая застройка, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков.
В чем противоречия СанПиН и Правил?
С принятием Правил единодушное мнение о необходимости проведения оценки риска у экспертов и инспекторов пошатнулось. Причина этому — неоднозначность требования п. 16 Правил:
Извлечение
из Правил
[…]
16. Проект санитарно-защитной зоны содержит:
а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека[4];
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
[…]
Как видно из данного пункта, проект СЗЗ должен содержать обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом расчетов рассеивания и оценки риска для здоровья человека, т.е. никаких исключений и даже никаких ссылок на действующее законодательство.
Все это привело к тому, что в ряде случаев оценка риска считается необходимой к проведению не только для объектов I и II классов опасности, расположенных рядом с жилой застройкой, но в принципе для всех объектов любых классов опасности.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос о приоритете применения одного из упомянутых нормативных правовых актов.
[1] Проекты СЗЗ разрабатываются на основании:
• Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила);
• СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Источник