Оценка риска при проектировании санитарно-защитных зон
Оценка риска здоровью в проекте СЗЗ или санитарно-защитной зоны предусмотрена постановлениями Министерства здравоохранения и Госкомэкологии. Методика оценки рисков, предусмотренная постановлениями, используется при проведении социально-гигиенического мониторинга, во время экологической и гигиенической паспортизации, оценки воздействия на окружающую среду и т.д.
Для каких объектов требуется оценка риска для здоровья населения?
В каких ситуациях необходима оценка рисков, а когда ею можно пренебречь и не нести дополнительные расходы? Оценка риска здоровью населения для проекта СЗЗ необходима для объектов с классом опасности І и ІІ. Проекты таких объектов не могут быть утверждены без материалов по оценке рисков. При этом размеры санитарно-защитной зоны в каждом случае устанавливаются на базе предварительных расчетов. Во внимание принимаются такие показатели:
- расчеты рассеивания загрязнения воздуха;
- шума, а также вибрации;
- электромагнитных волн.
— Имеем высокий рейтинг по данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
В проекте должно обязательно присутствовать обоснование того, что выбранный размер санитарно-защитной зоны достаточен для обеспечения безопасности населения в соответствии с требованиями санитарных норм. Однако в некоторых случаях при разработке проекта СЗЗ оценка риска для населения не требуется, такие исключения устанавливаются постановлениями главного санитарного врача РФ:
- если расстояние между проектируемой границей объекта производства в два и более раза превышает ориентировочную СЗЗ до границ заселенных территорий;
- не требуется для птицефабрик и в животноводстве;
- также не производится для мест захоронения.
Исследования по оценке рисков
Основные работы при оценивании рисков для здоровья населения включают в себя идентификацию опасности (что именно загрязняет воздух), зависимости «доза-ответ» (как именно и насколько сильно воздействует фактор), экспозиции (то есть замер количественного влияния фактора в расчете на единицу времени), характеристику риска для населения (какие вредные последствия может иметь пролонгированное воздействие фактора).
Этап идентификации включает ранжирование выбросов, а также сравнительную оценку индексов канцерогенов и других опасностей. Также определяются наиболее опасные вещества для населения с тем, чтобы именно по ним проводить оценку рисков. Далее выявляется наименьшая вредоносная концентрация и доза, устанавливается причинно-следственная связь воздействия, осуществляется прогнозирование возможных последствий при комбинированных воздействиях.
На следующем этапе выявляются маршруты распространения, проводится оценка времени, продолжительности и частоты воздействия. Цель – выявление реальной дозовой нагрузки для населения при реализации проекта. Затем производится расчет уровней риска канцерогенного и неканцерогенного воздействия, оценка приемлемости выявленного риска, возможно – оценка фоновых уровней заболеваемости среди населения.
Результатом проведенной работы является обоснование достаточности размеров СЗЗ или же, в случае отрицательного ответа, обоснование для дополнительных природоохранных мероприятий, в том числе расширение СЗЗ.
Что включает процесс оценки риска?
Разрабатывается проект СЗЗ и согласовывается в местном теруправлении Роспотребнадзора. Проект должен включать:
- сведения по источникам загрязнения;
- сведения по фоновым показателям загрязнения;
- определение размера СЗЗ по различны факторам – химическому, акустическому, электромагнитному;
- графическое представление с границами СЗЗ;
- озеленение и благоустройство СЗЗ;
- разработка дополнительных мероприятий по сведению воздействий до предельно допустимых уровней;
- разработка проекта использования СЗЗ и ее зонирования.
В Роспотребнадзоре подготовленный технический отчет с результатами натурных измерений должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение по установленным границам санитарно-защитной зоны. Когда документ утвержден, материалы передаются в местные органы власти (управления архитектуры) для утверждения этих границ в качестве линий для градостроительного планирования. Однако, если вопрос относится к промышленным объектам I или II класса опасности, установление размеров санитарно-защитной зоны производится только постановлением главного санитарного врача РФ. Основанием для такого решения должна быть оценка рисков здоровью населения, проведенная согласно установленных методик, а также заключение Роспотребнадзора.
Кто проводит работы по оценке рисков?
Для проведения инженерных изысканий компания должна получить сертификат соответствия в системе. Компания «ГеоКомпани» получила такой сертификат и готова оказывать услуги оценки рисков при создании проекта СЗЗ. Получить консультацию экологического отдела можно по телефону +7-495-777-65-35 или WhatsApp
Источник
Разработка проекта ОРЗН
На сегодняшний день состояние окружающего экологического фона оказывает огромное влияние на здоровье каждогочеловека. Кроме того, химические соединения, находящиеся в большом количестве в окружающей среде, вызывают высокий риск развития неблагоприятных последствий для всех людей, проживающих на территории расположенной вблизи объектов, вырабатывающих потенциально опасные выбросы в достаточно больших объемах.
В связи с этим одним из важнейших элементов, позволяющих установить вероятность наступления неблагоприятных последствийдля здоровья, как у проживающегонаселения, так и у его потомства является оценка риска для здоровья населения (ОРЗН).
ОРЗН является частью методологии анализа риска, которая включает в себя 3 основных этапа: оценка риска, управление риском и информирование о риске.
В настоящее время на всех уровнях все больше внимания уделяют экологическим проблемам. В связи с этим, оценку риска для здоровья населения широко используют при подборе и обосновании санитарно-защитных зон производственных предприятий 1-го и 2-го классов опасности. Проще говоря, оценка риска является расчётом вероятности возникновения канцерогенных и неканцерогенных заболеваний у населения, проживающего в непосредственной близости каждого работающего промышленного предприятия.
Разработку проекта оценки риска для здоровья населения проводят на основе правовых норм Российской Федерации:
- Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 12 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г., 28 сентября, 28 декабря 2010 г.);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.2.1-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (утверждены и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 апреля 2008 г. № 25);
- Руководство 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Утверждено и введено в действие Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 5 марта 2004 г.).
Оценку риска для здоровья населения проводят для любых производственных объектов в момент составления документации для аргументирования выбора требуемой санитарно-защитной зоны предприятия или же проводят отдельное исследование, которое обязано соответствовать установленным правовым нормам.
ОРЗН проводить не требуется:
- Если величина санитарно-защитной зоны предприятиядвукратно превышает нормативную санитарно-защитную зону(в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
- Для предприятий, работающих в области животноводства и птицефабрик (введеныизменения и дополнения №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
- Для кладбищ (введены изменения и дополнения №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122).
ОРЗН представляет из себя анализ и выявление всех характеристик, влияющих на здоровье населения в результате работы исследуемого промышленного объекта.
Система оценки риска включает в себя 4 этапа:
- Распознание опасных веществ и элементов. На этом этапе проводят работу по выявлению потенциально опасных и токсичных химвеществ, находящихся в выбросах исследуемого промышленного объекта, которые способны стать угрозой здоровью населения.
- Проведение комплексного анализа «доза-ответ». На этом этапе специалисты обобщают полученную ранее информацию о токсичных веществах и рассматривают связь между выбросами исследуемого промышленного объекта и ухудшением здоровья населения, проживающего на ближайшей территории.
- Оценка экспозиции. Данный этап предназначен для расчёта количества получаемых населением токсичных химвеществ, выбрасываемых исследуемым промышленным объектом. То есть, на этом этапе формируются реальные данные о химических нагрузках проживающего населения.
- Оценка риска. Завершающий этап, который формирует итоговую величину общей химической нагрузки каждого элемента.На основе полученных данных проводится комплексная оценка ожидаемых неблагоприятных эффектов для здоровья населения. Проводится сравнение многолетней динамики рисков на исследуемой территории и определяются приоритетные проблемы.
Услуги разработки проекта оценки риска для здоровья населения
Консалтинговый центр «СивЭкс»предоставляет услуги разработки и согласованию экологических проектов (ОРЗН) и всей сопутствующей документации. Наши специалисты проводят комплексную работу, в результате которой Вы получаете полный пакет документов, со всеми необходимыми разрешениями, официально полученнымив надзорных органах.
Стоимость наших услуг рассчитывается в индивидуальном порядке и зависит от многих факторов(наличия исходных данных на момент проведения проектных работ, количества источников выбросов токсичных соединений, а также химсостава выбросов).
Источник
Разработка и Согласование проекта СЗЗ
Если объект или предприятие оказывает негативное воздействие на ОС, что может сказаться на здоровье людей, то вокруг него устанавливается санитарно-защитная зона (СЗЗ). На этой территории нельзя стоить жилые дома, так же в отношении СЗЗ действуют и другие ограничения.
Основные определения проекта санитарно-защитной зоны
Размер СЗЗ зависит от класса опасности предприятия. Действующее законодательство устанавливает границы таких зон для объектов, исходя из санитарной классификации. Если предприятие не относится ни к одной из категорий, но оно имеет источники выбросов, то для него также необходимо установить санитарную зону.
Границы СЗЗ определяются в рамках проектной документации. Проект СЗЗ должен включать в себя такие разделы:
- краткая характеристика объекта содержит общие сведения о предприятии, а также описание производственных особенностей. В этот раздел включают также анализ процесса образования отходов, водопотребления и водоотведения;
- в разделе, описывающем воздействие предприятия на воздух, указываются природные особенности территории, фоновые концентрации, степень загрязненности воздушных масс, вносятся данные расчетов в отношении выбросов предприятия. Сюда же входит планирование мероприятий по мониторингу состояния ОС;
- производится оценка рисков для здоровья населения, проживающего в непосредственной близости;
- физические факторы воздействия позволяют установить точные границы СЗЗ исходя из фактического воздействия производства на ОС и здоровье человека. Завершает данный раздел обоснование установленных границ.
Завершает проект перечень всех работ, которые были проведены в ходе разработки проекта. Также к проекту прилагаются расчетные сметы, схемы и таблицы.
Нормативные документы и акты для разработки проекта СЗЗ
Российское природоохранное законодательство в последние годы очень сильно изменилось. Появились новые нормативные акты, но в то же время продолжают действовать старые приказы, инструкции и методически рекомендации.
Если говорить о процессе разработке проекта ССЗ, то основными документами в этой сфере являются:
- Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями.
- Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. В данный документ были внесены изменения, вступающие в силу с 10.01.2021 г.
- Правительственное постановление N 222от 03.03.2018 года «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон …».
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны …».
Также при разработке проекта учитываются санитарные требования в отношении уровня шума (СНиП 23-03-2003), уровня производственных вибраций (СН 2.2.4/2.1.8.566-96), качества атмосферного воздуха (СанПиН 2.1.6.1032-01) и т.д.
Рассчитать стоимость проекта СЗЗ?
Классы опасности объекта санитарно-защитной зоны
При установлении СЗЗ учитывается классификация промышленных объектов, установленная СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
- первый класс с размером СЗЗ 1000 м;
- второй класс с размером СЗЗ 500 м;
- третий класс с размером СЗЗ 300 м;
- четвертый класс с размером СЗЗ 100 м;
- пятый класс с размером СЗЗ 50 м.
Размеры установленных санитарных зон могут быть изменены. Для этого необходимо разработать проект, который бы обосновал данные изменения.
Предприятия, которые относятся к 1-3 классу санитарной классификации, должны в обязательном порядке разрабатывать и согласовывать проект СЗЗ. Для остальных объектов наличие проекта СЗЗ не является обязательным. Но наличие такой документации позволит избежать претензий со стороны местного населения и контролирующих органов.
Если предприятию не нужно устанавливать санитарную зону, то данный факт также придется доказывать при помощи разработки проекта СЗЗ.
Разница между категорией объекта и классом опасности
Все промышленные объекты имеют определенный класс опасности, присвоенный исходя из степени негативного воздействия на ОС. Такие нормы прописаны в действующем природоохранном законодательстве. Но данная классификация не имеет ничего общего с санитарным делением на классы опасности СЗЗ.
Разница между данными классами опасности следующая:
- Категория объекта НВОС рассчитывается исходя из того, какие последствия для окружающей среды могут возникнуть в результате аварийной ситуации на объекте. Деление всех предприятий на такие классы необходимо для всестороннего контроля над соблюдением экологических требований, а также для расчета выплат в казну за негативное влияние на ОС.
- Класс СЗЗ подразумевает размер буферной территории, на границе которой концентрации вредных веществ в воздухе является нормальной. Это же касается уровня шума и вибраций. Фактические размеры санитарной зоны могут быть больше или меньше установленных границ.
Если предприятие отнесено к первой категории НВОС, то оно обязано разрабатывать и утверждать Комплексное Экологическое Разрешение (КЭР). Но это не означает автоматически, что для данного промышленного объекта будет установлена СЗЗ 1 класса.
В то же время наличие СЗЗ высшего класса, исходя из санитарной классификации, не является основание для обязательного получения предприятием КЭР.
Что такое установленная СЗЗ?
С точки зрения действующего законодательства, санитарно-защитные зоны могут быть:
- ориентировочными. Это такие санитарные зоны, размеры которых установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- расчетными. Размеры СЗЗ могут быть определены в ходе проведения всестороннего исследования. Рассчитывать санитарные зоны необходимо в случае, если предприятие не внесено в СанПиН;
- окончательными (установленными). Это СЗЗ с утвержденными в Роспотребнадзоре границами.
Для того, чтобы установить окончательные границы СЗЗ необходимо подготовить проект, где они были бы обоснованы натурными исследованиями и расчетами. Данный документ должен быть согласован в ФБУЗ, после чего он утверждается Роспотребнадзором.
Процедура согласования проекта СЗЗ
После того, как проект СЗЗ был разработан, потребуется его согласовать. Эта процедура непростая. В нее входит три основных этапа:
- Рассмотрение проекта федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии». Эта организация подведомственна Роспотребнадзору, ее отделения есть в каждом регионе РФ. ФБУЗ проводит экспертизу документа и выдает соответствующее заключение. Если проект был составлен с нарушениями или является не полным, то его возвращают заявителю с соответствующими рекомендациями. После доработки проектной документации необходимо повторно обратиться в ФБУЗ. Получение заключения в этой организации является платной услугой. Стоимость зависит от сложности проекта.
- Далее экспертное заключение ФБУЗ направляется в территориальный отдел Роспотребнадзора. Сам проект на согласование в эту инстанцию не направляется, решение принимается на основании проведенной в ФБУЗ экспертизы. Результатом этого этапа я должно стать получение заключения о том, что проект соответствует всем санитарным нормам. Выдается санитарно-эпидемиологическое заключение бесплатно.
- Утверждение полученного заключения. Если объекты отнесены к 1 и 2 санитарной категории, то документы рассматривает Главный санитарный врач страны. Заключения других предприятий направляются Главным санитарным врачам конкретного региона. После утверждения заключение будет возвращено в территориальный Роспоребнадзор, где его окончательно оформят и передадут заявителю.
Через год после прохождения данной процедуры потребуется пройти еще один тап согласования. Роспотребнадзор даст оценку достаточности установленных границ СЗЗ. Для этого необходимо в течение всего года проводить мониторинг факторов негативного воздействия. Полученные данные оформляются в виде протокола и вносятся в проект.
После всестороннего изучения новых данных уполномоченный орган вынесет решение о том, является ли размер СЗЗ достаточным или его нужно изменить. Процедуру согласования СЗЗ можно считать завершенной после того, как организация получит документы с установленной санитарной зоной. Данное заключение должно быть подтверждено постановлением Главного санитарного врача.
Оценка риска здоровью населения и кому она нужна?
Оценка риска здоровья населения представляет собой исследование в ходе которого, изучаются все вредные эффекты, возникающие из-за влияния среды обитания на людей. Согласно действующему законодательству такую оценку необходимо проводить при подготовке проекта СЗЗ. Такие требования есть в двух нормативных документах:
- в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указано на необходимость проведения оценки промышленными объектами с расчетными СЗЗ 1 и 2 класса. В то же время в этом документе называется нецелесообразным проведение работ по оценке рисков для здоровья в том случае, если размеры установленной СЗЗ в два раза превышают ориентировочные значения. Также не нужно оценивать возможные риски для кладбищ, животноводческих и птицеводческих ферм;
- в то же время Правила установки СЗЗ, принятые Постановлением Пр. РФ № 222 от 03.03.2018 не делают никаких исключений. Согласно данному документу, проект СЗЗ должен включать в себя оценку риска для здоровья людей в обязательном порядке, независимо от санитарной категории объекта.
Данное противоречие привело к тому, что у инспекторов и экспертов нет единого мнения о том, кому нужно оценивать риски для здоровья населения, а кому – нет.
Источник