Меню

Оценка репродуктивного здоровья подростка

Оценка репродуктивного здоровья подростка

Подростковый возраст представляет собой период биологической перестройки организма, адаптации к новому социальному окружению, поэтому он занимает особое место в становлении человека и его развития. Активные гормональные процессы, происходящие в организме подростков, оказывают большое влияние на его половое и эмоциональное поведение. Существуют и психологические особенности подросткового возраста, которые заключаются в зависимости подростка от большого числа макросоциальных факторов (общество в целом и его культура) и микросоциальных факторов окружающей среды (семья, школа, ближайшее окружение) [6]. В этот период будущие взрослые стремятся быстрее познать мир, стараются мыслить по взрослому, отходят от родительских взглядов и ценностей в соответствии со своей собственной субкультурой личности. Социальное развитие подростка состоит в познании роли человека в обществе и путей реализации этой роли, в восприятии ценностей и норм в различных сферах жизни, в том числе в сфере здоровья. Здоровью подростков следует уделять особое внимание, как играющие исключительную важность во всей последующей жизни человека, при том, что подростки представляют собой трудовой и популяционный ресурс страны [5]. Поэтому, особую обеспокоенность вызывает ухудшение здоровья современных подростков, на фоне низкой информированности и культуры. Во время подросткового периода происходят изменения, связанный с обучением в школе, начало трудовой деятельности; установление дружеских и интимных связей; большая независимость в принятии решений и контроль над своим поведением; повышение чувства ответственности; формирование полового поведения, эти значительные социальные изменения оказывают влияние здоровье подростков [3]. В подростковый период происходит половое созревание, формирование репродуктивного поведения и установок, что влияет на всю последующую жизнь, поэтому подростковый возраст нужно рассматривать как особо значимый период в формировании ценностей здорового образа жизни [3].

По определению ВОЗ, репродуктивное здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия во все вопросах, касающихся функций и процессов репродуктивной системы, а также психосоциальных отношений на всех стадиях жизни. Оно составляет одну из важнейших частей общего здоровья, занимает центральное место в развитии человека, является отражением качества здоровья в детском и подростковом возрасте, оно также создает основу для обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни. Для естественного прироста населения в каждой семье необходимо иметь двух-трех детей. Кроме того, из года в год увеличивается удельный вес пожилых и старых людей [8]. Для решения данных проблем государство создает благоприятные социально-экономические условия для рождения здоровых детей. В противовес этому выступает контрацепция, как предупреждение нежелательной беременности, предотвращение аборта и его последствий, средство профилактики заболеваний, передающихся половым путем [1]. Контрацептивное поведение – совокупность поведенческих реакций, сопровождающих гетеросексуальную активность, по предохранению от возможной беременности, инфекций передающихся половым путем (ИППП), а так же ВИЧ-инфекции [8]. Это поведение существенно отличается от репродуктивного поведения и по функциям и по свойствам. Репродуктивное поведение предполагает целую систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Контрацептивная культура охватывает все половозрелые слои населения. Для молодежи контрацептивная культура очень важна. Нормы репродуктивного поведения в молодом возрасте отличаются от таковых для человека зрелого периода.

В условиях экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня смертности населения проблема охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения приобретает особую социальную значимость и становится приоритетной для государства. В настоящее время решение проблем репродуктивного здоровья, как важнейшего направления, официально входит в программу Всемирной организации здравоохранения, Фонд ООН по народонаселению. И все же показатели репродуктивной активности российского населения в последние годы резко снижаются, а динамика смертности носит отрицательный характер. Особенностью репродуктивного здоровья школьников является его поведенческая обусловленность [2, 6]. Именно в сфере репродукции уровень здоровья в большей степени определяется самосохранительным поведением, то есть, образом жизни и медицинской активностью. Специфика самосохранительного поведения школьников в сфере репродуктивного здоровья, в свою очередь, определяется низким потенциалом здоровья уже при рождении. К достижению подросткового возраста поддержание репродуктивного здоровья становится невозможным без медицинской активности, как минимум, с профилактической целью. При вступлении в возраст максимального риска для репродуктивного здоровья (т.е. в период полового созревания) необходима адекватная медицинская активность в связи с распространением таких проблем как заболевания из группы ИППП, и искусственные прерывания беременности [7, 8].

Проблема взаимодействия полов и репродуктивного здоровья довольно давно изучается в науке [3]. Подростковый период – самый важный в жизни, как девушек, так и юношей, подготавливающий к взрослой жизни, в том числе семейной. Если сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежь не может быть адаптирована к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного, с медицинской точки зрения, риска. Сохранить свое репродуктивное здоровье задача каждого человека в отдельности. Важно знать, как поступить в той или иной ситуации, и иметь представление о рисках. В период юношества акцентирование внимания на данной проблеме максимально, так как юноши и девушки это будущие зрелые люди, родители.

Изучение материалов по исследованию знаний о факторах риска заболевания репродуктивной системы, позволило установить некоторые закономерности: в школьном возрасте остро стоит вопрос о здоровье репродуктивной системы, одним из важнейших факторов сохранения репродуктивного здоровья является пропаганда ЗОЖ и правила поведения для сохранения здоровья среди школьников, при этом необходимо охватывать не только девочек и девушек, но и мальчиков и юношей, уровень самосознания школьников не предусматривает самостоятельную заинтересованность ими в собственном репродуктивном здоровье [8]. Исследования и контроль уровня знаний школьников по теме необходимы, так как в период социально-экономической нестабильности в настоящее время наблюдается рост асоциального поведения, в том числе школьников, которое проявляется в употреблении наркотиков, алкоголя, беспорядочными половыми связями [6]. Большинство исследователей считают, что здоровье школьников и факторы его нарушения не достаточно изучены. Это объясняется отсутствием достоверной статистики в медицинских организациях и ограниченностью масштаба исследования локальным уровнем, превалированием изучения женской части школьников [4, 9].

Читайте также:  Преступления против здоровья человека курсовая работа

Цель исследования оценить уровень знаний школьников о факторах риска нарушения репродуктивной функции и заболеваниях половой системы, их влияния на организм.

Материалы и методы.

Для достижения поставленной цели было проведено социологическое исследование путем анкетирования учащихся 8 и 10 классов МАОУ «Гимназия №31» города Перми. Всего опрошено 137 человек, что составило 90,2% всех учащихся двух параллелей. В анкетировании приняли участие 54 (39,4%) юноши и 83 (60,5%) девушки, 90 (65,7%) восьмиклассников и 47 (34,3%) десятиклассника. Полученные результаты подверглись статистической обработке определения экстенсивных показателей с помощью программы Microsoft Excel 2010.

Результаты и их обсуждение.

По данным социологического опроса, было выявлено, что в основном старшеклассники знают о понятии «репродуктивное здоровье» и причинах его нарушения. С увеличением возраста респондентов отмечается тенденция к повышению уровня знаний по изучаемой теме, но снижается уровень контактности и открытости, так как довольно большой удельный вес респондентов старался воздержаться от ответов на некоторые вопросы. С возрастом две трети школьников начинают более серьезно относиться к своему репродуктивному здоровью и всё чаще проходят медицинские осмотры. Хотя заинтересованность в своем репродуктивном здоровье у юношей младшего возраста больше (57%), чем у их старших товарищей (43%).

Девушки в отличие от юношей в любом возрасте относятся серьезно к своему репродуктивному здоровью, что проявляется, в том числе и максимально отрицательном отношении к ранним половым контактам (91%). Однако юноши младшего возраста более тщательно следят за своим здоровьем, чем их сверстницы. В дальнейшем отмечается снижение заинтересованности юношей в репродуктивном здоровье и рост интереса у девушек. Так же можно отметить, что юноши имеют большее представление о репродуктивном здоровье и инфекциях передаваемых половым путем (ИППП), чем девушки их возраста. Но при этом две трети девушек (74%) спокойно отнесутся к факту, что у их друга или подруги выявят ИППП, и при этом окажут им поддержку. Тогда как четверть юношей (26%) не знают, как поступить в данном случае. Восьмиклассники меньше адаптированы к ситуации возникновения ИППП. При этом три четверти респондентов вообще не смогут найти решения этой проблемы. Двое из трех школьников (72%) знают о понятии «контрацепция». Оценивая уровень знаний можно сказать, что девушки имеют больший объем знаний о контрацепции и рисках, возникающих при пренебрежении ею, по сравнению с юношами. Отмечается тенденция к росту заинтересованности по мере взросления школьников. Однако в обеих группах на момент исследования 4% старшеклассников уже имели половые связи. При этом контрацептивными методами пользовалась лишь часть вступивших в половой контакт. О понятии экстренная контрацепция знают всего лишь 5% респондентов, в большинстве своем представленный юношами. Причем уровень знаний по этой теме не увеличивается с возрастом.

Об абортах школьники также имеют смутное представление. 92% восьмиклассников привели только две формулировки ответа на вопрос об аборте. И только 2% дали более полные ответы, при этом выразив свое отрицательное отношение к ним. Остальные не ответили на этот вопрос. Несмотря на недостаточный уровень знаний, две трети (74%) восьмиклассников считают аборт способом решения проблемы и связывают его с безответственностью людей. Десятиклассники дают более развернутые ответы на данные вопросы, но при этом основная формулировка ответа схожа. Интересные результаты получены по вопросу о возрасте вступления в половые отношения. По мнению старшеклассников, вступление в половую жизнь является нормальным в 16-18 лет (87%), только 5% считают, что сексуальную жизнь стоит начинать в 19-21 год. Но, к сожалению, ответ «после свадьбы» выбрали лишь 0,6% девушек.

Основным источником информации для школьников о репродуктивном здоровье и методах контрацепции являются СМИ, на долю родителей и врачей приходится примерно 25-30% информации. Это можно объяснить, как закрытостью самих детей, так и недостаточной компетентностью родителей при обсуждении интимных вопросов. Но все же в старших классах наблюдается увеличение объема поступаемой от родителей информации, а так же стремления к обсуждению вопросов, связанных с репродуктивным здоровьем и методах контрацепции среди сверстников. В данном случае необходимо оценить и правильность подаваемой родителями информации, во избежание формирования ложной или неправильной информационной прослойки.

Большинство школьников (70%) ведут активный образ жизни, занимаются спортом, рисованием, танцами, музыкой и другими хобби, при этом 68% из них имеют средний балл 4 и выше. У остальных 30% средний балл 4 и выше имеют две трети обучающихся. То есть, наличие дополнительных нагрузок практически не сказывается на учебной деятельности и успеваемости. При этом школьная успеваемость не влияет на уровень знаний учащихся о репродуктивном здоровья. Так каждый третий (31%) верно ответивший на вопросы о репродуктивном здоровье имел низкую успеваемость.

Выводы.

Таким образом, учащиеся старших классов города Перми достаточно хорошо знакомы с понятием «репродуктивное здоровье» и причинами его нарушения. С возрастом наблюдается тенденция к увеличению уровня знаний о репродуктивном здоровье, заинтересованности в информации о контрацепции. При этом снижается уровень контактности и открытости подростков. Девушки относятся к своему репродуктивному здоровью более ответственно, чем юноши, как в старшей, так и в младшей параллели. Отмечается более лояльное отношение к ИППП у девушек в обеих возрастных группах. Основным источником информации для школьников по теме исследования является СМИ. Было доказано, что школьная успеваемость не влияет на уровень знаний учащихся о репродуктивном здоровье, а дополнительные нагрузки практически не сказываются на учебной деятельности.

Однако необходимо продолжить работу в направлении повышения информированности старшеклассников, воспитания понимания социальной значимости данной проблемы, воспитания правил для сохранения репродуктивного здоровья. Следует уделить внимание работе с родителями: информировать их о важности проблемы, провести мероприятия направленные на повышение открытости и контактности школьников во время переходного возраста. Необходимо переориентировать молодежь на родителей и врачей, как первостепенных источников информации, для формирования правильной информационный базы, неискаженной маркетинговыми потребностями.

Читайте также:  Как страховая компания оценивает ущерб здоровью после дтп

Именно поэтому такой предмет обсуждения как «здоровье репродуктивной системы» наиболее остро стоит именно в школьном возрасте. Одним из важнейших факторов сохранения репродуктивного здоровья можно выделить пропаганду ЗОЖ и правила поведения для сохранения здоровья среди школьников, при этом необходимо охватывать не только девочек, но и мальчиков. Уровень самосознания школьников не предусматривает самостоятельную заинтересованность ими в собственном репродуктивном здоровье. Так же необходимы исследования и контроль уровня знаний школьников по теме, так как в настоящее время наблюдается рост асоциального поведения, на фоне социально-экономической нестабильности.

Источник

Репродуктивное здоровье подростков

Статья «Репродуктивное здоровье подростков»

Селищева С.Е.

Скачать:

Вложение Размер
Статья 900.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пути сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подростков.

Преподаватель акушерства и гинекологии ГБОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище (техникум)» СЕЛИЩЕВА С.Е.

Подростки завершают цикл физических, эмоциональных и физиологических странствий на пути к зрелости в постоянно меняющемся мире, который изобилует как возможностями, так и опасностями.

Большинство подростков полны оптимизма и составляют положительно заряженную движущую силу общества. Когда подростки чувствуют поддержку, то могут стойко переносить все неудачи, преодолевать проблемы с большим упорством. Однако подростки сталкиваются с препятствиями и подвергаются риску в гораздо большей степени, чем когда-то их родители. Процесс глобализации привел к стремительным переменам в мире, в то время, как структуры, защищавшие подростков предыдущих поколений, разрушены. Подростки получают совершенно разноречивые рекомендации для принятия каждодневных решений, которые влекут за собой последствия, оказывающие влияние на последующее развитие и состояние здоровья в течение жизни и в особенности репродуктивного здоровья.

Удовлетворение нужд подростков является задачей, стоящей не только перед медицинскими работниками.

Законодательная база, социальная политика, общественная безопасность и возможность получить образование- это некоторые факторы гражданского общества, которые представляют жизненно важное значение для нормального развития подростка.

Представляя важное звено в интегрированном подходе к решению данной проблемы, медицинские службы должны играть важную роль, помогая подросткам развиваться и быть здоровыми и двигаться к здоровой зрелости, кроме того, медицинские службы должны поддерживать подростков , ищущих способы сохранить свое здоровье и оказывают лечебную помощь нуждающимся в ней.

Эффективно функционирующие медицинские службы должны помогать подросткам, растущим в неблагоприятных условиях, также как и социально защищенным, работать в контакте с другими ключевыми службами, объединяясь в структуру, которая помогает получить навыки и уверенность, а так же защищает молодых людей от опасностей. К сожалению, ситуация, в большинстве случаев, далека от идеальной, и медицинские службы рассматривают подростков как здоровую группу, которая не нуждается в приоритетных мерах, таким образом, предоставляя подросткам минимум услуг, не учитывая специфических нужд данной возраcтной категории.

Доказано, что многие молодые люди считают, что медицинские службы, особенно занимающиеся сохранением репродуктивного здоровья не могут удовлетворить их потребностей и не верят им. Они стараются избегать их или обращаться как можно реже, если только в отчаянном состоянии.

В данной ситуации, медицинские службы должны быть «доброжелательными к подросткам», чутко реагируя на их нужды , эффективно удовлетворяя их.

Такие службы должны в своей работе опираться на понятие права подростков, рационально используя драгоценные человеческие кадры.

  1. Подростки являются движущей силой в обществе на сегодняшний день и в будущем.
  2. Подростки сталкиваются с трудностями более серьезными, чем предыдущие поколения и находят гораздо меньше поддержки;
  3. Вопрос развития подростков является актуальным для всего гражданского общества;
  4. Медицинские службы играют роль в профилактике и лечении заболеваний;
  5. Потребуется много изменений, чтобы сделать медицинские службы доброжелательными к подросткам.

В опросах, в том числе и проводимом в ГОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище», подростки выразили свои пожелания в отношении медицинских служб, занимающихся репродуктивным здоровьем. Для них крайне важен вопрос конфиденциальности, уважения к их личной жизни и право на медицинскую помощь без предварительного получения разрешения родителей. Подростки хотели бы, чтобы медицинские услуги оказывались в удобное для них время, бесплатно или за невысокую плату.

Они хотели бы чувствовать со стороны медицинского персонала уважение , а не осуждение, хотели бы получать доступ к ряду услуг , чтобы им не рекомендовали придти попозже или направляли в другое место. Разумеется, планирование медицинской помощи не может зависеть только от пожеланий подростков, но услуги для них должны быть эффективными и соответствующими определенным стандартам, а также экономически приемлемыми для ЛПУ.

В сложившихся социально-экономических условиях репродуктивное здоровье является фактором национальной безопасности, критерием эффективности социальной и экономической межведомственной политики государства.

Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростково-молодежной среде, когда закладываются основы дальнейшего воспроизводства общества. Это раннее начало половой жизни, увеличение числа беременностей и абортов среди несовершеннолетних, рост у них хронических заболеваний, быстрое распространение инфекций, передающихся половым путем. Однако, подростковый контингент на сегодняшний день является самым незащищенным в плане заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Это обусловлено высокой биологической восприимчивостью к инфекциям и наличием подростковой субкультуры, допускающей рискованное сексуальное поведение. Недостаточная информированность в вопросах контрацепции не позволяет снизить показатель искусственного прерывания беременности среди девушек, который составляет более двенадцати процентов в структуре всех абортов.

Пока не отработана межведомственная система по формированию моделей поведения, направленная на сохранение репродуктивной функции. Это обусловлено отсутствием официально утвержденных образовательных программ по формированию здорового образа жизни, навыков информационной работы с молодежью, недостаточной подготовкой кадров для работы с подростками по вопросам охраны здоровья. Проблема репродуктивного здоровья вышла за пределы здравоохранения и требует комплексного межведомственного подхода в ее решении.

Особое внимание предстоит направить на создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию молодежи, формированию здорового образа жизни, на широкое просвещение по предупреждению распространения инфекций, передающихся половым путем, нежелательной беременности.

Первичная профилактика менее затратна, но наиболее эффективна.

Все, кто допущен к работе с подростками , обязаны знать, что половое воспитание и половое образование , а так и сексуальное информирование – понятия абсолютно различные друг от друга.

Половое воспитание – это культивирование фемининных качеств личности, присущих на данном историческом этапе представительницам женского пола, укрепление материнского инстинкта в соответствии с этнической и религиозной традицией (ВОЗ).

Половое образование- привитие навыков интимной гигиены и планирования семьи, ответственного родительства, техника половой близости, профилактика сексуального насилия, ИППП, и нежелательной беременности, вопросы контрацепции.

Сексуальное информирование — краткое разъяснение о вреде безответственных связей, заражении ИППП, о нежелательной беременности. На занятиях по сексуальному информированию сообщаются, как правило, адреса центров медико-психологической поддержки подростков, № телефонов круглосуточных служб доверия, ближайших медучреждений. Те есть, сексуальное информирование , мера хотя и необходимая, но запоздалая (6,18).

Предрасполагающие факторы к получению информации:

  1. Подготовленность лектора, тренера, добровольца;
  2. Уважение обучаемых;
  3. Конфиденциальность;
  4. Гендерный подход к обучению ;
  5. Достаточное количество времени;
  6. Обучение на равных:
  7. Удобство времени и места;
  8. Комфортность;
  9. Обратная связь;
  10. Небольшие группы;
  11. Разнообразие вопросов;
  12. Доступность пособий;
  13. Наличие раздаточного материала;
  14. Дизайн программы;

Исходя из личного опыта преподавания дисциплины «Планирование семьи» и участия в качестве тренера в проекте МОТ «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России», могу с уверенностью отметить, что основными ошибками в обучении подростков являются:

  1. Обсуждение на недоступном уровне, особенно, если подростки не владеют медицинской терминологией;
  2. Представление проблемы в слишком упрощенном уровне;
  3. Избыточная проблематичность (основной принцип работы-
  1. Избыточная абстрактность (работа только с фактами).
  2. Отсутствие наглядного материала и справочных пособий.

Фото 4. Проблемы ИППП. Дискуссия на семинаре проекта МОТ. Январь 2008.

Фото5. Проблемы ИППП. Дискуссия на семинаре проекта МОТ. Январь 2008.

РАЗРАБОТАНА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РЕПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГОРОДЕ СЕРПУХОВ на 2010-15гг.

Принятие Программы позволит признать права молодежи на информацию и услуги в области охраны репродуктивного здоровья, разработать стратегические направления по сохранению репродуктивного потенциала подрастающего поколения, на деле осуществить широкое межведомственное взаимодействие всех заинтересованных сторон. Это поможет молодому поколению достичь определенной степени зрелости для принятия ответственных решений, оградить от нежелательной беременности, инфекций, передающихся половым путем, и связанной с этим угрозы бесплодия.

Данная программа позволит выйти на совершенно новый уровень работы с подростками, позволит студентам медицинского училища применять на практике знания, получаемые на уроках «Планирование семьи» , «Здоровье женщины и мужчины», «Семейная медицина», «Медицинская генетика», почувствовать ответственными за своих сверстников и самим стать приверженцами здорового образа жизни.

Уроки на будущее:

Участие в программе лидеров общественности, духовенства, является неотъемлемой частью достижения цели — воспитания молодых людей в достижении практики сохранения репродуктивного здоровья и здоровья в целом.

Фото 4. Рок фестиваль «Молодежь против наркотиков» с участием

волонтерской группы «Пульс».

И в заключении мне хочется привести слова доктора Гро Харлем Брунтланд , бывшего директора ВОЗ :

«Подумайте о том,

какую цену мы можем заплатить за то, что молодые люди,

наше общее будущее,

не будут иметь доступа к знаниям, навыкам и услугам,

которые необходимы им, чтобы делать здоровый выбор в вопросе полового и репродуктивного здоровья».

  1. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для студентов по специальности «Сестринское дело»./ В.Покровский. М. 2008. стр-426. 523-541.
  2. Васильева Т.П. «Парадигма управления факторами, определяющими качество медицинской помощи». Иваново, МИК. 2009.
  3. Гаврилова Л.Г. «Репродуктивное поведение населения Российской федерации в современных условиях». Москва. МедПресс, 2011.
  4. Департамент Здоровья и развития ребенка и подростка Всемирной организации Здравоохранения / Ориентационная программа «Здоровье подростков» для медицинских работников . Модули В,С. Женева, ВОЗ.2005.
  5. «Гигиена детей и подростков»/ Под редакцией Сердюковской Г.Н., Москва, Медицина. 2009.
  6. Гуркин Ю.А. «Репродуктологические проблемы девушек-подростков» ,Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2010.
  7. Дорофеева Р.М. «Семейная медицинская сестра», Москва, Триада-Х.2005. с. 249-280.
  8. Горелова Л.Г. «Планирование семьи», Учебное пособие для медицинских колледжей. Ростов на Дону, Феникс, 2009г.
  9. Крюкова Д.А. «Здоровый человек и его окружение». Москва, Академия. 2006 .
  10. Каган В.Е. «Психо-сексуальное воспитание детей и подростков»,Санкт-Петербург, 2008.
  11. Кулаков В.И. «Руководство по планированию семьи».Москва. РусфармМед.2008. с.239-266.,267-294.
  12. Медицинская сестра. Журнал для медицинских сестер. №6;2008.с.40-41.
  13. Международная организация труда. «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России». 2004-2008. /материалы проекта/
  14. Комплексная оценка репродуктивного поведения, здоровья и образа жизни семьи. УМП. Иваново. 2000.
  15. Наумкин Б.И. «Введение в валеологию» .Егорьевск .2010. с. 94-103.
  16. Сестринское дело. Журнал. № 3. 2007 / Л.Гаркуша. Здоровье подростков и факторы, влияющие на него./ с. 43-44.
  17. Баранов А.А. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты по материалам 9-го съезда педиатров России.2003.
  18. Демография- судьба страны. Православный медико-просвещенческий центр «Жизнь». Москва.2004.
  19. Демографический аспект полового воспитания. Некоммерческое партнерство «Родительский комитет». Москва.2004.
  20. Тульчинская В.Д. «Здоровый ребенок». Ростов на дону.Феникс.2006.с.190-211.
  21. Региональная программа «Репродуктивное здоровье подростков» г. Барнаул. 2007.
  22. «Репродуктивное здоровье и социальное поведение детей и подростков в России в период социально-экономических реформ»./под редакцией Елизарова В.В./ МаксПресс.2005. с.101-111.
  23. Рабочая программа электива «Планирование семьи»/ составитель Селищева С.Е. / Серпухов. 2007.
  24. Уварова Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек. Журнал «Репродуктивное здоровье детей и подростков»,2005. №1, стр 52-56.

Источник

Adblock
detector