Оценка функционального состояния пациента
Оценка функционального состояния пациента
Медицинская сестра в приемном отделении измеряет температуру, проверяет документы поступающих больных; извещает дежурного врача о прибытии больного и его состоянии; заполняет на больного паспортную часть истории болезни, регистрирует в книге учета больных, находящихся на стационарном лечении; заносит паспортную часть больного в алфавитную книгу; при удовлетворительном состоянии больного производит антропометрию (измеряет рост, окружность груди, взвешивает); быстро и четко выполняет назначение врача по оказанию неотложной помощи, строго соблюдая асептику; принимает под квитанцию от больного ценности, при этом объясняет порядок их получения, знакомит с правилами поведения в больнице; организовывает санитарную обработку больного, сдачу (при необходимости) его вещей на дезинфекцию (дезинсекцию); заблаговременно сообщает (по телефону) дежурной медицинской сестре отделения о поступлении больного; организовывает отправку больного в отделение или сама его сопровождает.
Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели.
• Общее состояние больного.
• Состояние сознания больного.
Общее состояние больного
Оценку общего состояния (степени тяжести состояния) осуществляют после комплексной оценки больного (с применением как объективных, так и субъективных методов исследования).
Общее состояние может быть определено следующими градациями.
• Крайне тяжёлое (предагональное).
• Состояние клинической смерти.
Если больной находится в удовлетворительном состоянии, проводят антропометрию.
Антропометрия (греч. antropos – человек, metreo – измерять) – оценка телосложения человека путём измерения ряда параметров, из которых основными (обязательными) выступают рост, масса тела и окружность грудной клетки. Медицинская сестра регистрирует необходимые антропометрические показатели на титульном листе медицинской карты стационарного больного
Результаты измерения температуры заносят в Индивидуальный температурный лист. Его заводят в приемном отделении вместе с медицинской картой на каждого пациента, поступающего в стационар.
Помимо графической регистрации данных измерения температуры (шкала «Т»), в нем строят кривые частоты пульса (шкала «П») и артериального давления (шкала «АД»). В нижней части температурного листа записывают данные подсчета частоты дыхания в 1 мин, массу тела, а также количество выпитой за сутки жидкости и выделенной мочи (в мл). Данные о дефекации («стул») и проведенной санитарной обработке обозначают знаком «+».
Сестринский персонал должен уметь определять основные свойства пульса: ритм, частоту, напряжение.
Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если пульсовые колебания стенки артерии возникают через равные промежутки времени, следовательно, пульс ритмичный. При нарушениях ритма наблюдается неправильное чередование пульсовых волн — неритмичный пульс. У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени.
Частоту пульса подсчитывают в течение 1 мин. В покое у здорового человека пульс 60—80 в мин. При учащении сердечных сокращений (тахикардия) число пульсовых волн увеличивается, а при замедлении сердечного ритма (брадикардия) пульс редкий.
Напряжение пульса определяют по той силе, с которой исследователь должен прижать лучевую артерию, чтобы полностью прекратились ее пульсовые колебания.
Зависит напряжение пульса, прежде всего от величины систолического артериального давления. При нормальном артериальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного напряжения. При высоком артериальном давлении артерию сжать труднее — такой пульс называют напряженным, или твердым. Прежде чем исследовать пульс, нужно убедиться, что человек спокоен, не волнуется, не напряжен, его положение комфортное. Если пациент выполнял какую-то физическую нагрузку (быстрая ходьба, работа по дому) , перенес болезненную процедуру, получил плохое известие, исследование пульса следует отложить, поскольку эти факторы могу т увеличить частоту и изменить другие свойств а пульса.
Данные, полученные при исследовании пульса на лучевой артерии, записывают в «Медицинскую карту стационарного больного», план по уходу или амбулаторную карту, указывая ритм, частоту и напряжение.
Кроме того, частоту пульса в стационарном лечебном учреждении отмечают красным карандашом в температурном листе. В графу «П» (пульс) заносят частоту пульса — от 50 до 160 в мин.
Измерение артериального давления
Артериальным (АД) называется давление, которое образуется в артериальной системе организма при сердечных сокращениях. На его уровень влияют величина и скорость сердечного выброса , частота и ритм сердечных сокращений , периферическое сопротивление стенок артерий. Артериальное давление обычно измеряют в плечевой артерии, в которой оно близко к давлению в аорте (можно измерять в бедренной, подколенной и других периферических артериях).
Нормальные показатели систолического АД колеблются в пределах 100—120 мм рт. ст., диастолического — 60—80 мм рт. ст. В определенной мере они зависят и от возраста человека. Так, у пожилых людей максимально допустимо систолическое давление 150 мм рт. ст., а диастолическое — 90 мм рт. ст. Кратковременное повышение артериального давления (преимущественно систолического) наблюдается при эмоциональных нагрузках, физическом напряжении.
Наблюдая за дыханием, в некоторых случаях необходимо определить его частоту. В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16—20 в мин, у женщи она на 2—4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается (до 14—16 в мин), в вертикальном положении — увеличивается (18—20 в мин). У тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6—8 в мин.
Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания.
Факторы, приводящие к учащению сокращений сердца, могут вызвать увеличение глубины и учащение дыхания. Это — физическая нагрузка, повышение температуры тела, сильное эмоциональное переживание, боль, кровопотеря и др. Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, глубину, ритм дыхания.
Источник
Конспект лекции по МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг на тему «Оценка функционального состояния пациента»
специалист в области арт-терапии
Тема: ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА
Понятие пульс. Исследование пульса, регистрация показателей.
Понятие артериальное давление. Измерение артериального давления, регистрация показателей. Гипертензия. Гипотензия.
Оценка дыхания, подсчет частоты дыхательных движений. Понятия: тахипноэ, брадипноэ, апноэ.
Типы патологического дыхания: Чейна-Стокса, Биота, Куссмауля.
Определение водного баланса, регистрация показателей.
Общее состояние пациента оценивают по: состоянию сознания, положению пациента (активное, вынужденное, пассивное), состоянию и цвету кожных покровов, телосложению, оценки основных витальных функций (сердцебиению, пульсу, артериальному давлению, дыханию).
Сознание контролируется корой большого мозга и вегетативной нервной системой . Пациент с ясным сознанием хорошо понимает, что происходит вокруг него, и адекватно реагирует на окружающую обстановку.
Пациент в ступоре (состояние оглушения) – пациент сонлив, заторможен, спокойно лежит в постели. При выведении из этого состояния он плохо ориентируется в окружающем, на вопросы отвечает с запозданием и медленно, быстро возвращается в сонливое состояние, может быть непроизвольное отхождение мочи и кала.
Пациент в сопоре (глубокое оглушение) — большую часть времени находится в состоянии патологического сна, выходит из него на короткое время при громком оклике или при тормошении. Рефлексы сохранены. Контроль над функциями тазовых органов отсутствует.
Пациент в коме — глубокое угнетение сознания с утратой всех признаков психической деятельности спокойно лежит в постели, кажется спящим. Рефлексы отсутствуют, расстройство жизненно важных функций.
Пульс ( PS ) – это колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему.
Исследовать пульс можно на сонной, височной, бедренной, лучевой артериях, в подколенной ямке, в области внутренней лодыжки. Цель — диагностическая.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ
— Объяснить пациенту/родственникам цель и ход процедуры, получить согласие.
— Обработать руки кожным антисептиком.
— Усадить или уложить пациента в зависимости от состояния.
— Предложить пациенту расслабить руки, кисти и предплечья не должны быть на весу.
— Охватить пальцами своих рук кисти больного в области лучезапястного сустава.
— Расположить 1 палец на тыльной стороне предплечья, 2, 3, 4 – по ходу лучевой артерии (указательный палец – у основания большого пальца).
— Прижать лучевую артерию к лучевой кости, почувствовать её пульсацию.
— Сравнить периодичность колебаний стенок артерий одновременно на обеих руках ( симметричность пульса) в норме пульс симметричный.
— Оценить интервалы между пульсовыми волнами ( ритм пульса ), если интервалы равны, пульс – ритмичный, интервалы неодинаковые – аритмия.
— Взять часы с секундной стрелкой и провести подсчет пульсовых волн ( частота пульса ) в течение 30 секунд, полученный результат умножить на 2, если аритмия – в течение 1 мин.
— Оценить наполнение пульса : если пульсовая волна хорошо ощущается, пульс удовлетворительного наполнения или полный, едва ощутим – пустой.
— Оценить напряжение пульса : сдавить лучевую артерию до исчезновения пульса, если пульс исчезает при умеренном сдавлении – пульс удовлетворительного напряжения, при сильном сдавлении – пульс напряжённый.
— Сообщить пациенту/ родственникам о результатах исследования пульса.
— Провести регистрацию пульса в температурном листе графически или цифровым способом.
Частота пульса в норме у взрослого 60 — 80 ударов в 1 минуту,
меньше 60 – брадикардия, больше 80 – тахикардия.
Пульс можно исследовать на сонной, височной, бедренной артериях.
Артериальное давление (АД) – это давление крови на стенки артерии.
Артериальное давление у здоровых людей зависит от многих факторов, в частности от эмоциональной и физической активности. При физическом покое и психическом спокойствии кровяное давление несколько снижается. Измеряют АД по методу Н.С. Короткова, тонометром, тоны выслушивают фонендоскопом.
Регистрируют — систолическое давление ( максимальное) и диастолическое (минимальное). Разница между систолическим и диастолическим АД называется пульсовым давлением.
Нормальные показатели АД составляют от 110 до 139 мм.рт.ст. для систолического АД и от 70 до 89 мм.рт.ст. для диастолического АД. АД ниже указанных пределов называют гипотензией, выше – гипертензией.
При оценки дыхания исследуют такие параметры, как частота дыхательных движений (ЧДД), ритм и глубину дыхания.
Частота дыхательных движений (ЧДД) в 1 минуту в норме у взрослого человека
от 16 до 20, меньше 16 – брадипноэ , больше 20 – тахипноэ ,
отсутствие дыхания – апноэ .
Типы патологического дыхания
дыхание Чейна — Стокса — постепенно нарастает, а затем уменьшается глубина дыхания, после чего наступает пауза продолжительностью от нескольких секунд до 1 мин, во время которой дыхание полностью отсутствует.
Дыхание Биота — появляются внезапные продолжительные паузы до 1 мин на фоне равномерного по глубине дыхания.
дыхание Куссмауля (большое дыхание) — равномерные дыхательные циклы, глубокий шумный вдох и усиленный выдох, наблюдается у больных диабетической комой.
Водный баланс – соотношение между выпитой за сутки жидкостью и количеством выделенной мочи (70%-80%).
Определение водного баланса.
Водный баланс определяется за сутки: с 6 ч. утра до 6 ч. следующих суток.
Необходимо соблюдать обычный водно-пищевой и двигательный режим, за 3 дня до определения водного баланса, исключить прием диуретиков.
— Подготовить градуированную емкость для сбора мочи, лист учета водного баланса.
— Опорожнить мочевой пузырь в 6 утра в унитаз.
— При позыве на мочеиспускание мочиться в градуированную емкость.
— Определить количество выделенной мочи.
— Записать результат в лист учета водного баланса.
— Вылить мочу в унитаз.
— Фиксировать в листе учета водного баланса количество и время выпитой жидкости: свободную жидкость (вода, чай, соки и д.р.), первые блюда овощи, фрукты, ягоды (например, яблоко – 10,0 г), растворы, введенные парентеральным путем.
— Фиксировать в листе учета водного баланса количество и время выделенной жидкости.
— Подсчитать/суммировать количество выпитой и количество выделенной жидкости за сутки.
Записать результаты в лист учета водного баланса.
Источник
Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента
специалист в области арт-терапии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
МДК : 04.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Раздел 1. Оказание медицинских услуг по уходу
Тема 1.1. ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПРИЗНАКИ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА
Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2
ПЦМК по профессиональному модулю
Автор — составитель: преподаватель ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными высшей квалификационной категории
Бережная Валентина Владимировна
к методической разработке ПМ. 04. ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным по теме: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента
Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен
-: показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента ;
— технологии выполнения медицинских услуг;
П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
— П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.
Методы и формы, используемые на занятии:
Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2),«Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента
Место проведения кабинет.
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать: Оценка основных показателей жизнедеятельности пациента в соответствии с отраслевыми стандартами медицинских услуг (масса тела, окружность головы, рост, окружность грудной клетки, частота дыхания, пульс, артериальное давление на периферических артериях, термометрия общая).
Анатомо-физиологические особенности и показатели функционального состояния человека в норме и патологии разные возрастные периоды. Оценка функционального состояния по адекватности питания (ИМТ), дыханию, определению суточного диуреза и водного баланса. Признаки ухудшения состояния пациента.
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
— Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента
— технологии выполнения медицинских услуг;
П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
— П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.
Междисциплинарная интеграция: ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
Внутри дисциплинарная интеграция: Теоретические основы сестринского дела, как способ реализации сестринского ухода, Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода.
Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.
Внеаудиторная работа: Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.Стр. 170-176
Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии.«Феникс». Ростов-на-Дону. 2011Стр. 162- 179
Оценка основных показателей жизнедеятельности пациента в соответствии с отраслевыми стандартами медицинских услуг
Учебники (основная литература)
Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» 2011 стр. 5-64. Л.И. Кулешова, Е. В. Путоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. -2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.
2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс, 2002. — (Медицина для вас)
3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2008
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) ОК.4.
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию
Использование активных форм опроса с указанием цели:
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. ОК 1.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
Изложение нового материала (приложение №2)
Цель: сформировать знания
Словесный, (вербальный) метод обучения.
Физкультминутка (приложение №3) ОК. 13. Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК.2.
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы
Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы:
Осмысление и систематизация полученных знаний
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания
Решение тестовых заданий
Подведение итогов (приложение №5)
Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.
Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии.
«Феникс». Ростов-на-Дону. 2011
Оценка основных показателей жизнедеятельности пациента в соответствии с отраслевыми стандартами медицинских услуг
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний
Текст задания : Опишите показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента, путем решения тестовых заданий
Выберите один правильный ответ:
1. Метод организации и практического осуществления медсестрой своей обязанности по обслуживанию пациента.
А) диагностика болезней
Б) лечебный процесс
В) сестринский процесс
Г) профилактика заболеваний
2. Второй этап сестринского процесса
А) сестринское обследование
Б) установление проблем пациента
В) планирование объёма сестринского вмешательства
Г) определение целей сестринского ухода
3. Оценка сестринского процесса позволяет определить
А) быстроту сестринского ухода
Б) продолжительность болезни
В) качество сестринского ухода
Г) причины болезней
4. Субъективный метод сестринского обследования
А) расспрос пациента
Б) определение отёков
Г) осмотр пациента
5. Третий этап сестринского процесса
А) обследование пациента
Б) установление проблем пациента
В) выполнение сестринских вмешательств
Г) составление плана ухода
6. цель первого этапа сестринского процесса
А) обследование пациента
Б) составление плана ухода
В) выполнение сестринских вмешательств
Г) оценка качества сестринского ухода
7.Объективные данные о пациенте — это:
А) рост, масса тела, состояние кожных покровов, пульс;
Б) рост, масса тела, факторы риска, поведение, пульс, АД;
В) пульс, АД, ЧДД, рост, масса тела, поведение, факторы риска;
Г) физиологические, психосоциальные данные.
8. Физиологическая проблема пациента:
А) одиночество; Б) риск суицидальной попытки;
В) беспокойство по поводу потери работы; Г) нарушение сна.
9. Основные понятия сестринского дела — это все, кроме:
А) сестры; Б) окружающей среды;
В) пациента; Г) болезни.
10. Страх смерти является проблемой:
А) психологической; Б) физической;
В) социальной; Г) духовной.
11. Вид целей сестринского ухода:
А) краткосрочные; Б) терапевтические;
В) личными; Г) не конкретными.
12.Физиологическая проблема пациента:
А)нарушение сна; Б) невозможность посещать церковь;
В)боязнь потери работы; Г) материальные трудности.
13.Приоритетная физиологическая проблема пациента:
А) боль; Б) беспокойство;
В) слабость; Г) отсутствие аппетита.
14. Второй этап сестринского процесса:
А) сестринское обследование;
В) планирование объёма сестринских вмешательств;
Б) установление проблем пациента;
Г) определение целей сестринского ухода.
15) Частота дыхательных движений:
А) 18-23 в мин; Б) 15-18 в мин;
В) 16-20 в мин; Г) 20-24 в мин.
(Изложение нового материала)
Оценка функционального состояния пациента
Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели.
• Общее состояние больного.
• Состояние сознания больного.
Общее состояние больного
Оценку общего состояния (степени тяжести состояния) осуществляют после комплексной оценки больного (с применением как объективных, так и субъективных методов исследования).
Общее состояние может быть определено следующими градациями.
• Крайне тяжёлое (предагональное).
• Состояние клинической смерти.
Если больной находится в удовлетворительном состоянии, проводят антропометрию.
Антропометрия (греч. antropos – человек, metreo – измерять) – оценка телосложения человека путём измерения ряда параметров, из которых основными (обязательными) выступают рост, масса тела и окружность грудной клетки. Медицинская сестра регистрирует необходимые антропометрические показатели на титульном листе медицинской карты стационарного больного
Результаты измерения температуры заносят в Индивидуальный температурный лист. Его заводят в приемном отделении вместе с медицинской картой на каждого пациента, поступающего в стационар.
Помимо графической регистрации данных измерения температуры (шкала «Т»), в нем строят кривые частоты пульса (шкала «П») и артериального давления (шкала «АД»). В нижней части температурного листа записывают данные подсчета частоты дыхания в 1 мин, массу тела, а также количество выпитой за сутки жидкости и выделенной мочи (в мл). Данные о дефекации («стул») и проведенной санитарной обработке обозначают знаком «+».
Сестринский персонал должен уметь определять основные свойства пульса: ритм, частоту, напряжение.
Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если пульсовые колебания стенки артерии возникают через равные промежутки времени, следовательно, пульс ритмичный. При нарушениях ритма наблюдается неправильное чередование пульсовых волн — неритмичный пульс. У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени.
Частоту пульса подсчитывают в течение 1 мин. В покое у здорового человека пульс 60—80 в мин. При учащении сердечных сокращений (тахикардия) число пульсовых волн увеличивается, а при замедлении сердечного ритма (брадикардия) пульс редкий.
Напряжение пульса определяют по той силе, с которой исследователь должен прижать лучевую артерию, чтобы полностью прекратились ее пульсовые колебания.
Зависит напряжение пульса, прежде всего от величины систолического артериального давления. При нормальном артериальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного напряжения. При высоком артериальном давлении артерию сжать труднее — такой пульс называют напряженным, или твердым. Прежде чем исследовать пульс, нужно убедиться, что человек спокоен, не волнуется, не напряжен, его положение комфортное. Если пациент выполнял какую-то физическую нагрузку (быстрая ходьба, работа по дому) , перенес болезненную процедуру, получил плохое известие, исследование пульса следует отложить, поскольку эти факторы могу т увеличить частоту и изменить другие свойств а пульса.
Данные, полученные при исследовании пульса на лучевой артерии, записывают в «Медицинскую карту стационарного больного», план по уходу или амбулаторную карту, указывая ритм, частоту и напряжение.
Кроме того, частоту пульса в стационарном лечебном учреждении отмечают красным карандашом в температурном листе. В графу «П» (пульс) заносят частоту пульса — от 50 до 160 в мин.
Измерение артериального давления
Артериальным (АД) называется давление, которое образуется в артериальной системе организма при сердечных сокращениях. На его уровень влияют величина и скорость сердечного выброса , частота и ритм сердечных сокращений , периферическое сопротивление стенок артерий. Артериальное давление обычно измеряют в плечевой артерии, в которой оно близко к давлению в аорте (можно измерять в бедренной, подколенной и других периферических артериях).
Нормальные показатели систолического АД колеблются в пределах 100—120 мм рт. ст., диастолического — 60—80 мм рт. ст. В определенной мере они зависят и от возраста человека. Так, у пожилых людей максимально допустимо систолическое давление 150 мм рт. ст., а диастолическое — 90 мм рт. ст. Кратковременное повышение артериального давления (преимущественно систолического) наблюдается при эмоциональных нагрузках, физическом напряжении.
Наблюдая за дыханием , в некоторых случаях необходимо определить его частоту. В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16—20 в мин, у женщин она на 2—4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается (до 14—16 в мин), в вертикальном положении — увеличивается (18—20 в мин). У тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6—8 в мин.
Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания.
Факторы, приводящие к учащению сокращений сердца, могут вызвать увеличение глубины и учащение дыхания. Это — физическая нагрузка, повышение температуры тела, сильное эмоциональное переживание, боль, кровопотеря и др. Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, глубину, ритм дыхания.
Классификация функциональных состояний организма.
Функциональное состояние организма — это сложная системная реакция индивида на воздействие факторов внешней и внутренней среды в процессе трудовой деятельности. Функциональное состояние — это совокупность наличных характеристик тех его функций и качеств, которые во многом обусловливают успешность профессиональной деятельности.
Все функциональные состояния делятся на три основные класса: нормальные, пограничные и патологические.
K нормальным функциональным состояниям относятся, при которых сохраняется заданный уровень работы, а ее психофизиологическая цена адекватна параметрам гомеостаза. В организме состояние физиологического покоя, все регуляторные механизмы находятся в физиологическом оптимуме, состоянии удовлетворительной адаптации организма.
Пограничные функциональные состояния характеризуются или сниженной надежностью профессиональной деятельности, или неадекватностью ее психофизиологической цены. B основе формирования и развития пограничных функциональных состояний лежат нарушения деятельности регуляторных механизмов, которые длительное время могут не отражаться на состоянии здоровья и работоспособности. B этой связи их делят на допустимые и недопустимые функциональные состояния.
При патологических функциональных состояниях необходимая надежность работы не обеспечивается, а цена деятельности превышает возможности гомеостаза. Состояние срыва механизмов адаптации.
Например, хроническое утомление является пограничным состоянием по отношению к переутомлению — патологическому состоянию.
Утомление — это нормальное функциональное состояние, возникающее в процессе работы, которое характеризуется ощущением усталости, ухудшением функций организма, снижением работоспособности и исчезновением этих признаков после регламентированного отдыха.
Хроническое утомление — это пограничное функциональное состояние, которое характеризуется сохранением к началу очередного трудового цикла субъективных и объективных признаков утомления от предыдущей работы, для ликвидации которых необходим дополнительный отдых.
Основными признаками хронического утомления являются ощущение усталости перед началом работы, быстрая утомляемость, повышенная утомляемость, повышенная раздражительность, частая смена настроения, выраженное ухудшение функций организма и снижение профессиональной работоспособности.
Переутомление — патологическое функциональное состояние организма для нормализации которого необходимо не только представление дополнительного отдыха, но и специальное лечение.
Переутомление характеризуется постоянным ощущением усталости, вялостью, нарушениями сна, исчезновением аппетита, неприязнью к работе, неприятными ощущениями в области сердца, болями в различных частях тела. К объективным признакам переутомления откосятся повышенная потливость, одышка, уменьшение массы тела, учащение частоты сердечных сокращений, расстройства внимания, памяти и мышления. Главным объективным критерием переутомления является резкое снижение уровня профессиональной работоспособности.
Состояние, вызванное монотонной, возникает в результате действия одного и того же ограниченного набора раздражителей, вызывающих однообразные стереотипные реакции. При монотонией наблюдается волнообразная динамика профессиональной деятельности, не связанная с истощением ресурсов организма. Состояние, вызванное монотонией, сопровождается быстрым снижением положительной рабочей мотивации и может приводить к развитию психического пресыщения. И так, при монотониях характерными признаками являются сонливость и раздражительность, как результат психического пресыщения.
Психоэмоциональное напряжение — это состояние, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций, направленных на мобилизацию функций для успешного выполнения профессиональной деятельности.
Психоэмоциональная напряженность — состояние, характеризующееся чрезмерной выраженностью эмоциональных реакций, приводящих к нарушению адекватности профессиональной деятельности ее Физиологической стоимости. Выделяют синдром психоэмоциональной напряженности, характеризующего пятью основными признаками:
1.Клиническими — личностная и реактивная тревожность.
2.Психологическими — снижение степени самооценки и уровня социальной адаптированности.
3.Физиологическими — преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической.
4.Эндокринными — повышение активности симпатико-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системой.
5.Метаболическими — увеличение содержания в крови транспортных форм жира, сдвиг липопротеидного спектра в сторону атерогенных фракций.
Это пограничное функциональное состояние, которое может привести к развитию психической и психосоматической патологии (неврозы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония и т.п.).
Изменения функционального состояния в процессе выполнения профессиональной деятельности проходят несколько стадий или фаз, которые обозначаются как стадии динамики работоспособности:
Источник