Оценка морфофункциональных показателей здоровья это
В последние годы в нашей стране широко практикуется обучение детей по новым педагогическим системам, апробируются новые методы. Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно сообразовывать учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными морфофункциональными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья. Тем более это диктуется резко выраженным ухудшением состояния здоровья детей младшего школьного возраста и подростков. В последнее пятилетие прошло особенно резкое ухудшение здоровья детского населения, что объясняют возросшим экосоциальным неблагополучием, падением уровня жизни, недостаточностью полноценного несбалансированного питания в семье и в школе, систематическими нарушениями организации различных видов деятельности и отдыха учащихся. У детей констатируются: рост дефицита массы тела, падение уровня физиометрических параметров, понижение иммунной реактивности, формирование хронических болезней, психоневрологические расстройства, нарушения состояния сердечно-сосудистой системы и др.
Вне зависимости от применяемых педагогических систем обучения в новых типах образовательных учреждений (гимназии, лицеи) по сравнению с обычными школами выявлены более высокая учебная нагрузка, частые нарушения режима дня, ухудшение состояния здоровья.
Широко распространено и получило положительную психологическую оценку применение в общеобразовательных учреждениях развивающего обучения по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову. С психолого-педагогических и физиолого-гигиенических позиций эта система не подвергалась изучению. Между тем всесторонняя оценка, осуществляемая в сравнительном аспекте с другими педагогическими системами, показала бы, насколько эта система упорядочивает учебную нагрузку, и как её применение влияет на здоровье школьников.
Известно, что систолическое (АДс) и диастолическое (АДд) артериальное давление помимо наследственной обусловленности связано у детей с длиной и массой тела, половым созреванием, со степенью развития скелетной мускулатуры, с видом деятельности, с психологическим климатом в семье и школе.
В результате обширных физиологических исследований взрослых доказана возможность использования измерений совокупности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы как индикатора адаптивных реакций целостного организма и показателя риска развития заболевания у рабочих и служащих промышленных производств. Такой подход закономерен, поскольку система кровообращения является связующим звеном между всеми органами и системами, между «управляющими центрами и управляемыми элементами». Адаптивные возможности организма — это одно из основных его свойств, это запас функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой.
Для определения уровня особенностей функционирования системы кровообращения и адаптационных возможностей целостного организма принято рассчитывать величины адаптационного потенциала (АП) в условных единицах — баллах. Формула для определения АП получена исследователями в результате множественного корреляционного и регрессивного анализа на большом числе данных о состоянии здоровья рабочих и служащих крупных предприятий различного профиля во многих регионах страны. Определение АП особенно демонстративно при исследованиях динамики показателей в различные временные периоды, у школьников в процессе обучения. Выявление величин АП применимо и в ходе изучения физического развития детей и подростков, влияния учебных нагрузок в разные периоды учебного года.
У девочек 12-13 лет, величина АП, сочетаясь с уровнем работоспособности и состоянием здоровья, изменялось в зависимости от занятий различными двигательными режимами.
В связи с изучением состояния здоровья девочек 12-13 лет, которые наблюдались нами в течение двух лет, представлялось интересным произвести определение физического развития, здоровья и АП, установление их по разным уровням, выявление степени надёжности в сочетании со степенями других регистрируемых показателей и состоянием здоровья по их группам (I-IV).
Целью наших исследований явилось изучение влияния различных двигательных режимов на уровни физического развития, здоровья и адаптационного потенциала, а также на степень напряжения адаптивных механизмов девочек 12-13 лет.
Было проведено комплексное исследование уровней физического развития и здоровья по методике С.В. Хрущёва (1995) и адаптационного потенциала по методу Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой (1987).
АП (в баллах) =0,011 (ЧСС) + 0,014 (САД)+0,008 (ДАД) + 0,014 (возраст, годы)+0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27,
где ЧСС — частота сердечных сокращений (в минуту);
САД — систолическое артериальное давление (в мм рт.ст.);
ДАД — диастолическое артериальное давление (в мм рт.ст.).
Учитывая, что ранее не проводилось изучение адаптационных возможностей у детей и подростков, для решения задач исследования были разработаны нормативные значения АП. При разработке нормативов авторы использовали специальную программу, основанную на методике центильных коридоров.
1. Нами были выявлены следующие уровни физического развития и здоровья девочек 12-13 лет, находящихся на обычном (посещающие обычные уроки физической культуры) и расширенном (посещающие спортивные секции в течение трёх лет) двигательном режимах (таблица 2, 3).
Таблица 1. Нормативные значения АП для учащихся 12-13 лет, соответствующих различным уровнем адаптации
Источник
Основные морфофункциональные показатели физического развития. 15
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
В понятие физическое развитие входит морфофункциональная конституция человека. Конституция человека – комплекс индивидуальных физиологических и анатомических особенностей организма человека, которые складываются на основе наследственных и приобретенных под влиянием социальных и природных условий свойств.
Физическое развитие зависит от генетических факторов, при этом существенную роль играет наследственность в особенностях динамики физического развития и телосложения, и условий внешней среды (социальные, климатические географические и др.).
Для определения физического развития проводят антропометрические измерения, а для его оценки используют различные индексы. Индексы – указатели физического развития, представляющие собой соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.
Исследование уровня физического развития детей и подростков проводят по методу определения сигмальных отклонений. Использование данного метода основано на сравнении показателей физического развития обследуемого (рост, вес, ОГК и др.) со средними арифметическими величинами этих признаков (M), взятыми из таблицы стандартов.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели:
К соматометрическим показателям относятся:
· Рост – длина тела.
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
· Вес – правильнее говорить «масса тела».
Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.
Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко используют индекс Брока- Бругша:, согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:
— для людей ростом 155-165 см:
оптимальный вес = длина тела – 100
— для людей ростом 165-175 см:
оптимальный вес = длина тела – 105
— для людей ростом 175 см и выше:
оптимальный вес = длина тела – 110
Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает также окружность грудной клетки:
Масса тела (вес) для взрослых рассчитывается по формуле Бернгарда:
Вес = (рост х объем груди) / 240
Формула дает возможность учитывать особенности телосложения.
· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.
Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.
Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.
Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.
К физиометрическим показателям относятся:
· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.
ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.
Средние показатели ЖЕЛ:
— у мужчин 3500- 4200 мл,
— у женщин 2500-3000 мл,
— у спортсменов 6000-7500 мл.
· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).
В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.
· Потребление кислорода – количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.
В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.
Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК).
· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.
Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кг.
У правшей средние значения силы правой кисти:
— для мужчин 35-50 кг;
— для женщин 25-33 кг.
Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.
При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела.
Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.
Например, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кг.:
52 х 100 / 75 = 69,33%
Средние показатели относительной силы:
— у мужчин 60-70% массы тела;
— у женщин 45-50% массы тела.
К соматоскопическим показателям относятся:
· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.
При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.
При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.
· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.
Различают следующие типы телосложения: астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).
Определение толщины кожно-жировых складок. Для измерения толщины кожно-жировых складок применяют специальный прибор, называемый калипером. При измерениях особое внимание следует обратить на его тарировку. Давление ножками калипера не должно превышать 10 г на 1 мм 2 поверхности кожи. Площадь захватываемой пальцами кожи должна быть не менее 20-40 мм 2 . Измерения должны осуществляться в строго установленных местах. Обычно определяют толщину 8 продольных кожно-жировых складок:
1. в области спины – под нижним углом лопатки;
2. в области груди – по подмышечному краю большой грудной мышцы;
3. в области живота – справа вблизи пупка;
4. на передней поверхности плеча – над двуглавой мышцей (примерно на середине плеча);
5. на задней поверхности плеча – над трёхглавой мышцей плеча (примерно на середине плеча);
6. на тыльной поверхности кисти – на середине ΙΙΙ пястной кости;
7. на передней поверхности бедра – над прямой мышцей бедра, несколько ниже паховой связки;
8. на задней поверхности голени в области наружной головки икроножной мышцы.
К антропометрическому инструментарию относят:
1. металлический штанговый антропометр системы Мартина, который одновременно может служить как штанговый циркуль;
2. деревянный станковый ростомер;
3. большой и малый толстотные циркули;
4. скользящий циркуль;
5. миллиметровые (металлические, полотняные или прорезиненные) ленты длиной до 1,5-2 м;
6. весы медицинские с точностью измерения до 50 г;
8. динамометры (кистевой, становой);
Металлический штанговый антропометр Мартина и деревянный станковый ростомер позволяют определить с высокой степенью точности (до 0,2-0,5 см) длину тела испытуемого в положении стоя или сидя. Кроме того, с помощью металлического антропометра можно определить продольные размеры тела (длину плеча, предплечья, кисти, всей верхней конечности, бедра, голени, всей нижней конечности и т.п.), чего нельзя сделать деревянным ростомером.
Толстотный и скользящий циркули используются для определения сквозных размеров, т.е. расстояний между двумя точками в проекции на линию, параллельную измеряемой оси. Толстотные циркули в отличие от скользящих, напоминающих штанговые циркули, имеют дугообразно изогнутые ножки, позволяющие измерить расстояния между точками тела, которые лежат глубже, чем окружающие их участки тела, и которые не могут быть фиксированы прямыми ножками скользящего или штангового циркуля.
Миллиметровые металлические или прорезиненные полотняные ленты применяются для определения периметров (окружностей, обхватов) тела и его сегментов.
Калипер служит для измерения толщины кожно-жировых складок. Этот прибор имеет специально оттарированную пружину, которая даёт возможность в каждом конкретном случае производить идентичное давление на складку
Динамометры (кистевые, становые) используются в последнее время для измерения силы не только мышц-сгибателей кисти и мышц-разгибателей туловища, но и многих других групп мышц (рис. 7).
Гониометры (Моллизона, Гамбурцева, Сермеева, Яцкевича) – приборы для определения подвижности в суставах в градусах. Суммарная подвижность во всех исследованных суставах позволяет характеризовать такое физическое качество человека, как гибкость.
Источник