2.4.1. Блок информации
Физическое здоровье является важной составляющей общественного здоровья населения. Уровень физического здоровья населения во многом свидетельствует о социальном благополучии в обществе.
Физическое здоровье индивидуума — комплексный показатель жизнедеятельности индивидуума, характеризующийся таким уровнем адаптационных возможностей организма, при которых обеспечивается сохранение основных параметров его гомеостаза в условиях воздействия факторов окружающей среды.
В данном модуле излагается методика, которая является одним из направлений изучения физического развития населения (см. гл. 5 учебника [1]).
Основными методами изучения физического здоровья человека являются:
— антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей);
— антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей);
— антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма).
Физическое здоровье изучают как на популяционном, так и на индивидуальном уровнях, отдельно для детского и взрослого населения. Методика изучения физического здоровья детей и взрослых основывается на балльной системе оценки каждого из критериев с последующим их суммированием. Таким образом, получаются ком-
плексные показатели уровня физического здоровья детского, взрослого и всего населения.
1. Оценка физического здоровья детей Критерии физического здоровья детей
1.1. Уровень компенсации соматической патологии.
1.2. Уровень неспецифической иммунорезистентности организма.
1.3. Уровень достигнутого физического развития.
1.4. Уровень функциональной адаптации организма.
1.1. Оценка уровня компенсации соматической патологии проводится по 4 градациям с учетом наличия или отсутствия соматических, функциональных, морфофункциональных нарушений, степени компенсации хронического патологического процесса с последующим переводом в оценочные баллы.
• I уровень характеризуется напряжением механизмов адаптации в пределах физиологической нормы — 10 баллов.
— Относятся здоровые, дети с функциональными и морфофункциональными нарушениями, реконвалесценты после тяжелого и среднетяжелого течения острых заболеваний.
• II уровень характеризуется существенным напряжением адаптационных механизмов со снижением функциональных возможностей организма — 6 баллов.
— Относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии.
• III уровень характеризуется высоким напряжением адаптационных механизмов с резким снижением функциональных возможностей организма — 3 балла.
— Относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии, в период нестойкой клинической ремиссии, с частыми обострениями.
• IV уровень характеризуется выраженной декомпенсацией адаптационных и функциональных возможностей организма — 0 баллов.
— Относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями с частыми обострениями, редкими ремиссиями, непрерывно рецидивирующим течением.
1.2. Оценка уровня неспецифической иммунорезистентности организма производится на основе учета частоты и длительности ост-
рых респираторных заболеваний у ребенка за год, предшествующий медицинскому осмотру, по 3 градациям:
— ни разу не болевшие простудными заболеваниями — 3 балла;
— эпизодически (1-3 раза в год) болевшие простудными заболеваниями — 1 балл;
— часто 1 и длительно 2 болевшие простудными заболеваниями — 0 баллов.
1.3. Оценка уровня достигнутого физического развития производится путем оценки биологического возраста и антропометрических характеристик.
Биологическое развитие ребенка оценивают по срокам прорезывания постоянных зубов в период от 5,5 до 12,5 лет и выраженности вторичных половых признаков с 10-летнего возраста. Оценка производится путем сопоставления морфофункциональных признаков фактического и должного биологического возраста (ФБВ и ДБВ) по трем градациям (приложения 3-5):
— ФБВ соответствует ДБВ — 2 балла;
— ФБВ опережает или отстает от ДБВ более чем на 1 год — 1 балл;
— ФБВ опережает или отстает от ДБВ на 2 года и более — 0 баллов.
Оценка антропометрических характеристик ребенка проводится путем сопоставления массы и роста ребенка с Межрегиональными нормативами для оценки длины и массы тела детей, разработанными И.М. Воронцовым, Т.М. Максимовой, Н.А. Матвеевой (1990). Данные нормативы представлены процентильными таблицами и включают средние должные величины оцениваемых признаков (приложение 6). При скринирующем антропометрическом исследовании за границу условной нормы принимают значения, свойственные 80% обследованных детей данного возраста и пола (диапазон от 10 до 90 процентилей).
В зависимости от степени отклонения фактических параметров от возрастно-половых стандартов оценка антропометрических характеристик производится по 3 градациям.
1 Часто болеющими называют детей в возрасте до 1 года, переболевших острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ) 4 раза в год и более, в возрасте 1-3 лет — 6 раз в год и более, в возрасте 3-5 лет — 5 раз в год и более, старше 5 лет — 4 раза в год и более.
2 Длительно болеющими называют лиц с совокупной за год продолжительностью перенесенных простудных заболеваний свыше 70 дней или длительностью одного заболевания свыше 25 дней.
• I группа (без отклонений от возрастно-половых стандартов) —3 балла.
— Относятся дети, требующие планового наблюдения педиатра (область от 10 до 90 процентилей).
• II группа (незначительные отклонения от возрастно-половых стандартов) — 1 балл.
— Относятся дети, требующие дополнительного наблюдения педиатра (в пределах 3-10 и 90-97 процентилей).
• III группа (выраженные отклонения от возрастно-половых стандартов) — 0 баллов.
— Относятся дети, требующие углубленного обследования и диспансерного наблюдения (области ниже 3 и выше 97 процентилей).
Если рост и масса попадают в разные оценочные группы, отнесение ребенка к одной из них проводится по худшей из выставленных оценок.
Итоговая оценка уровня достигнутого физического развития осуществляется простым суммированием баллов биологического возраста и антропометрических характеристик и проводится по градациям таблицы.
Таблица. Оценка уровня достигнутого физического развития
1.4. Оценку уровня функциональной адаптации организма проводят путем оценки функционального состояния систем кровообращения и дыхания.
Оценку функционального состояния системы кровообращения проводят на основании исследования степени соответствия показателей артериального давления (АД) и частоты пульса (ЧП) нормальным величинам, свойственным детям определенного возраста и пола, а также по показателю функциональной пробы Руфье (индекс Руфье).
Для оценки АД и ЧП используются процентильные оценочные таблицы (приложения 7, 8).
Оценка функционального состояния системы кровообращения у ребенка проводится по 5 градациям:
1) нормальное АД — 3 балла.
— Значения САД и/или ДАД находятся в пределах 10-90 процентилей;
2) пограничная артериальная гипертензия — 2 балла.
— Значения САД и/или ДАД находятся в пределах 90-95 процентилей;
3) пограничная артериальная гипотензия — 2 балла.
— Значения САД и/или ДАД находятся ниже 10 процентилей;
4) артериальная гипертензия — 0 баллов.
— Значения САД и/или ДАД превышают 95 процентилей;
5) артериальная гипотензия — 0 баллов.
— Значения САД и/или ДАД ниже 5 процентилей.
Если САД и ДАД попадают в разные градации, то оценка АД производится по более высокому значению одного из этих показателей.
Оценка частоты пульса проводится по 3 градациям:
1) нормальная ЧП — 2 балла.
— Значение ЧП находится в пределах 25-75 процентилей;
2) тахикардия — 1 балл.
— Значение ЧП находится выше 75 процентилей;
3) брадикардия — 1 балл.
— Значение ЧП находится ниже 25 процентилей.
Для оценки вегетативного обеспечения сердечно-сосудистой системы при выполнении физической нагрузки малой мощности используется индекс Руфье (ИР), который рассчитывают по следующей формуле:
Обследуемый находится в положении стоя. В течение 15 с подсчитывают пульс (Р1), после чего выполняется физическая нагрузка — 30 приседаний за 1 мин. Повторно подсчитывают пульс за первые (Р2) и последние (Р3) 15 с 1-й минуты восстановления.
Полученное значение ИР оценивают по следующим градациям:
— 6 ИР 10 — 2 балла;
— 11 ИР 14 — 1 балл;
— ИР 15 — 0 баллов.
Итоговая оценка функционального состояния системы кровообращения осуществляется путем суммирования оценочных баллов уровня АД, ЧП и индекса Руфье.
Оценку функционального состояния дыхательной системы проводят по оценке отклонения показателя фактической жизненной емкости легких (ЖЕЛ) от должной (ДЖЕЛ) в данном возрасте.
Должную жизненную емкость легких для детей 4-17 лет рассчитывают по уравнениям регрессии:
— мальчики при росте от 100 до 164 см:
ДЖЕЛ, мл = 4530 x рост (м) — 3900;
— девочки при росте от 100 до 175 см:
ДЖЕЛ, мл = 3750 x рост (м) — 3130.
При более высоком росте расчет ДЖЕЛ проводят по формуле Людвига для взрослых индивидуумов (см. раздел 2).
По результатам проведенного исследования ЖЕЛ рассчитывают интегральный показатель — адаптационный потенциал дыхательной системы (АПдс) — отношение жизненной емкости легких к его должной величине:
который оценивают по следующим градациям:
— 0,85 АПдс 1,00 — 2 балла;
— 0,60 АПдс 0,84 — 1 балл;
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:
1) I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
3) III группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии
клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
Источник
Доклад «Оценка физических качеств в ДОУ»
методическая разработка на тему
Доклад «Оценка физических качеств в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад «Оценка физических качеств в ДОУ» | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 156»
410007, Г.Саратов, ул. Топольчанская, 3б, тел./факс: 36-25-20
Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Умнова Кристина Владимировна
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.
Показатели, выявляющие состояние здоровья.
Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья:
- телосложение;
- основные функциональные параметры;
- развитие двигательной сферы.
Комплексное изучение данных показателей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка.
Базовые критерии оценки состояния здоровья детей
Оценка состояния здоровья детей основывается на четырех базовых критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний;
- уровень функционального состояния основных систем организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и мышечной системы и пр.);
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
В ходе медицинского обследования определяются масса и длина тела, окружность грудной клетки, гармоничность телосложения, сила левой и правой кисти руки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), а также артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений в покое (ЧСС). Измерения параметров состояния здоровья и физического развития и их оценка проводятся специалистами органов здравоохранения.
Помимо состояния здоровья, росто-весовых показателей и некоторых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физической подготовленности. Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, здоровье-сберегающих технологий и инноваций. Вопросу контроля над динамикой физической подготовленности детей старший воспитатель должен уделять в своей работе самое пристальное внимание.
Физические качества и двигательные навыки у детей.
Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.
Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании), игровых, спортивных занятиях.
Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.
Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.
Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.
Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.
Объективность оценки физической подготовленности во много определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организме.
Характеристика основных физических качеств.
К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности.
Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения.
Быстрота — способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству.
Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардиореспираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обеспечивает длительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности. Различают два вида выносливости: общую и специальную.
Сила — взаимодействие психико-физиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляется при статической работе (мышцы при этом не изменяют свою длину), и скоростно-силовые способности.
Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений, является координация Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.
Ловкость — более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.
Критерии и методы оценки физической подготовленности детей
Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.
Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп и воспитателем по физической культуре под руководством старшего воспитателя. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разнообразие видов и способов выполнения движений, учитывать особенности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития.
Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии, и, наоборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы в целом, но и о руководстве воспитателя процессом физического развития.
Текущие педагогические наблюдения — это лишь часть комплексной диагностики физической подготовленности. Проведенный анализ научно-методической литературы и обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детей-дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 3 до 7 лет.
Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м — с высокого старта, частотой движений.
Об уровне развития скоростно-силовых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.
В практике работы с дошкольниками для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функциональные пробы (20 приседаний за 30 с).
Для определения силы применяют методику ручной динамометрии (кг); становой динамометрии (кг); подтягивание на перекладине (количество раз); бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м); вис на согнутых руках (с, мин).
Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.
Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция — 30 м), и беге змейкой между предметами (дистанция бега — 10м). Челночный бег — многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.
Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине и др. Двигательное задание на определение подвижности суставов не может являться интегральным показателем гибкости, так как подвижность в одном суставе не всегда коррелирует с подвижностью в другом.
Оценка функции равновесия производится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении «носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед». Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.
Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять на носках с закрытыми глазами в течение 10 с и др. Для оценки динамического равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).
Во многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основых физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. В приложении представлены показатели физического развития, предлагаемые в ряде утвержденных образовательных программ для оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Источник