Диспансеризация. Группы здоровья детей. Критерии отнесения к группе здоровья.
Диспансеризация – это стройная система активных мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение медицинским работником за здоровыми детьми с проведением профилактических мероприятий, предупреждающих развитие болезни.
Цель диспансеризации здорового ребенка: обеспечить всеми имеющимися у врача-педиатра средствами состояния полного здоровья у детей к моменту поступления в школу.
Участковый врач и медсестра составляют план диспансеризации. Ежегодно, в месяц рожде-ния ребенка осуществляется патронаж. В каждой поликлинике выделяется один день в неделю для диспансеризации здоровых детей.
По итогам диспансеризации детское население участка делится на группы здоровья.
Критерии отнесения к группе здоровья:
1. Наличие или отсутствие отклонений в раннем возрасте.
2. Уровень физического развития.
3. Уровень нервно-психического развития.
4. Резистентность и реактивность организма.
5. Функциональное состояние органов и систем.
6. Хроническая патология или врожденные пороки развития.
Группы здоровья детей
I группа – здоровые дети
Дети без отклонений в здоровье, нормальный анамнез (биологический, социальный, генеалогический), нормальное физическое и нервно-психическое развитие, редко болеющие или не болевшие простудными заболеваниями за время наблюдения, хронической патологии нет.
II группа – группа риска
II а – дети с отягощенным биологическим, социальным, генеалогическим анамнезом, нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не болеющие или редко болеющие ОРЗ, без хронической патологии.
II б – неблагоприятный анамнез, нормальное или с небольшими отклонениями физическое и нервно-психическое развитие, обусловленное определенной степенью морфологической незрелости органов и систем, часто и длительно болеют острыми заболеваниями (более 4-х раз в год).
Группы III , IV , V — больные дети хроническими заболеваниями или дефектами (пороками) развития
III — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития, но находящиеся в состоянии полной компенсации.
IV — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития в стадии субкомпенсации.
V — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития в стадии декомпенсации.
Строение и физиология репродуктивной системы женщины. Половые гормоны. Степени чистоты влагалища.
Женские половые органы
К ним относятся: наружные половые органы:
— большие половые губы – это две продольные складки кожи, ограничивающие с боков половую щель. В толще их заложены бартолиновы железы, выделяющие секрет для увлажнения слизистой и разжижающий семенную жидкость;
— малые половые губы – это вторая пара продольных кожных складок. Спереди они раздваиваются и образуют две пары ножек. Передняя пара соединяется над клитором, задняя — под ним;
— клитор — небольшое конусовидное образование, состоящее из двух слившихся пещеристых тел. Клитор обильно снабжен сосудами и нервами. Клитор выделяется в виде небольшого бугорка в переднем углу половой щели. Клитор является одним из главных органов полового чувства;
— преддверие влагалища — пространство, ограниченное спереди клитором, сзади — задней спайкой половых губ, с боков — внутренней поверхностью малых половых губ. Сверху, со стороны влагалища, границей преддверия является девственная плева;
— мочеиспускательный канал (уретра) — его наружное отверстие расположено на 2-3 см кзади от клитора. Длина его у женщин 3-4 см. Ход канала почти прямой, с незначительным изгибом кверху. Уретра на всем протяжении соединена с передней стенкой влагалища. Сбоку от наружного отверстия уретры располагаются парауретральные ходы — скинеевы железы;
— девственная плева — соединительнотканная перепонка, которая закрывает вход во влагалище у девственниц.
К внутренним половым органам относятся: влагалище, матка, маточные трубы и яичники.
Влагалище — это полая трубка длиной 9-10 см, имеет 4 стенки — 2 боковые, переднюю и заднюю. Стенки влагалища вместе с шейкой образуют 4 свода, имеющие соответствующие стенкам названия. Содержимое влагалища небольшое, имеет кислую реакцию, за счет молочной кислоты, которая способствует гибели патогенной флоры, происходит процесс самоочищения влагалища.
— барьерная, обусловленная его способностью к самоочищению;
— выведение наружу секрета желез шейки и других выделений из матки;
— участие в формировании родового канала при родах;
— проведение и задержка спермы;
Матка — полый гладкомышечный орган грушевидной формы. Расположена в малом тазу между мочевым пузырем спереди и прямой кишкой сзади. Длина матки: у нерожавших женщин – 7-8 см, у рожавших – 8-9,5 см. Ширина матки в области дна, на уровне впадения маточных труб – 4-4,5 см. Масса: у нерожавших — от 50 г, у рожавших — до 100 г.
В матке различают:
— дно — часть матки выше места отхождения маточных труб;
— тело — более широкую верхнюю часть от места отхождения маточных труб до перешейка;
— перешеек — место перехода полости матки в канал шейки матки;
— шейку — продолжение тела матки.
Полость матки имеет треугольную форму. В полость матки в ее правый и левый углы открываются устья фаллопиевых (маточных) труб.
В полости матки обычно содержится небольшое количество секрета, который вырабатывается железами слизистой оболочки матки.
Стенки матки состоят из трех слоев:
— периметрия — серозной оболочки, или брюшины, состоящей из тонкого слоя соединительной ткани и покрывающего ее мезотелия;
— миометрия, представляющего собой толстые гладкомышечные клетки двух типов;
— эндометрия — слизистой оболочки, выстилающей полость матки.
Основные функции матки:
Маточные (фаллопиевы) трубы — парный трубчатый орган, который располагается в верхнем крае широкой маточной связки. Длина в среднем 10-12 см, правая маточная труба обычно несколько длиннее левой.
В маточной (фаллопиевой) трубе различают:
— маточную часть, находящуюся в толще матки и открывающуюся отверстием в ее полость;
— перешеек — наиболее узкий отдел, прилегающий к маточному концу;
— ампулярную часть, имеющую воронкообразную форму;
— брюшной конец (или фимбриальную часть), открывающийся в брюшную полость отверстием в непосредственной близости от трубного конца яичника.
Основные функции маточных труб:
— транспортировка яйцеклетки от яичника до полости матки;
— транспортировка сперматозоидов к ампулярному отделу;
— ампулярный отдел является местом оплодотворения яйцеклетки;
— развитие оплодотворенной клетки в ранние сроки после оплодотворения;
— перемещение оплодотворенной яйцеклетки к матке.
Яичник — парная женская половая железа. Расположена в полости малого таза у боковых его стенок по обеим сторонам матки. Размеры и форма яичника изменяются в зависимости от функциональной активности его тканей и возраста женщины. Средняя длина — 3-4 см, ширина — 2-2,5 см. Масса 6-8 граммов. Обычно правый яичник несколько больше левого.
Основными функциями яичников являются:
— генеративная, служащая продолжению рода;
Эндокринная функция яичников
— женские половые гормоны — эстрогены и прогестогены;
— небольшое количество мужских половых гормонов — андрогенов.
Половые гормоны — это гормоны, определяющие развитие половых органов и характер вторичных половых признаков, а также функцию наивысшей активности системы воспроизведения потомства и поведенческие, специфические реакции.
Андрогены — мужские, эстрогены — женские половые гормоны.
В мужских половых железах — яичках образуется основной мужской гормон — тестостерон. В женских яичниках тоже вырабатывается тестостерон, который в клетках зреющего фолликула превращается в эстроген (эстрон, эстродиол, эстриол). Желтое тело яичника продуцирует прогестерон.
Синтез половых гормонов контролируется гонадотропными гормонами гипофиза, основ-ным из которых является лютеонизирующий гормон (ЛГ), кроме того фолликулостиму-лирующий гормон (ФСГ). Повышение ФСГ наблюдается в начале и середине менструального цикла. Повышение ЛГ — перед овуляцией, в период развития желтого тела.
Кроме того, небольшое количество половых гормонов вырабатывают надпочечники, больше андрогена. Выработка гормонов контролируется адренокортикотропным гормоном. Влияние андрогенов, вырабатываемых надпочечниками, проявляется больше в пубертатном периоде: появление вторичных половых признаков, скачок в росте.
Эстрогены до пубертатного периода вырабатываются в небольшом количестве. В пубертатном периоде резко возрастает активность яичников, под влиянием эстрогенов. Развивается матка, трубы, влагалище, появляются молочные железы, характерно распределяется подкожно жировая клетчатка, повышается тонус матки, усиливается возбудимость.
Прогестерон — гормон желтого тела, обеспечивает развитие секреторной фазы эндометрия, накоплению в нем гликогена, без чего имплантация оплодотворенной яйцеклетки невозможна. Прогестерон снижает тонус и возбудимость матки.
Степени чистоты влагалища
Задний свод самый глубокий, из него берут содержимое на степень чистоты влагалища, которых всего 4:
Первая степень — чистая культура толстой неподвижной грамположительной палочки (Додерлейна) и единичные клетки слущенного эпителия, среда кислая;
Вторая степень — наряду с влагалищной палочкой Додерлейна имеются сапрофиты, нежная, слегка изогнутая грамотрицательная палочка и единичные лейкоциты, среда слабокислая;
Третья степень — обилие лейкоцитов, почти отсутствие влагалищной палочки, различные кокки, среда слабощелочная;
Четвертая степень — влагалищная палочка полностью вытеснена гноеродной флорой, обилие лейкоцитов — гнойный секрет, и появляются трихомонады, среда щелочная.
Источник
Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2003 г. N 621
О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:
1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).
1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
— уровень функционального состояния основных систем организма;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ
ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)
Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Источник