Меню

Оценка функционального состояния здоровья семей

Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних

Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н

Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних

1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:

1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:

1) I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;

2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:

у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;

реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;

с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;

часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

3) III группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии

клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);

с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;

4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;

5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;

Источник

Показатели функционального здоровья семьи

Функции семьи

«Главная задача каждой семьи – способствовать развитию ее членов. Все семьи должны выполнять некоторые базовые функции, а именно обеспечение кровом и пищей, решение задач развития (включая рост индивида и семьи), а также выполнение задач, связанных с кризисом, в случае болезни, смерти или рождения ребенка-инвалида» (Carter & McGoldrick, 1980).

Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей людей в материнстве и отцовстве, в воспитании детей и реализации себя в детях. Таким образом, обеспечивается социализация детей.

Хозяйственно-бытовая функция удовлетворяет базовые потребности выживания (в пище, крове) членов семьи и способствует сохранению соматического здоровья и восстановлению затраченных сил.

Эмоциональная функция семьи обуславливает удовлетворение потребности ее членов в любви, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности и является основой для психического здоровья.

Сексуальная функция семьи заключается в удовлетворении сексуальных потребностей человека и обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм, особенно тех, кто в силу возраста или состояния здоровья не способен быть адекватным требованиям общества.

Духовная функция удовлетворяет потребности в совместном проведении свободного времени и способствует личностному развитию членов семьи.

В связи с прохождением семьи через фазы жизненного цикла меняются ее функции, одни утрачиваются, другие появляются. Только в семье человеческие потребности могут быть удовлетворены комплексно, оптимально.

Исходя из этих понятий, выделяют функциональные и дисфункциональные семьи. Функциональная семья – это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами.

Читайте также:  Обираймо здоровий спосіб життя

1. Хорошее, честное, и открытое общение в семье. Это означает наличие у членов семьи конструктивных навыков коммуникации (двухсторонняя коммуникация, наличие обратной связи, минимум команд и «ты-сообщений», позитивное подкрепление в виде похвалы, комплиментов, поощрений, использование юмора).

2. В семье приняты правила и определенный стиль поведения, гибкие в применении. Члены семьи знают, что хорошо и что плохо. Взаимозаменяемость функций и четкое распределение ролей. Гибкость и гуманность правил, возможность их обсуждения. Ролевые функции выбираются, а не навязываются.

3. Родители и дети с удовольствием и уважительно общаются друг с другом. Уважают личность другого, каждый имеет свою уникальную ценность, поощряются свободы (мысли и обсуждения, творчества и т.д.).

4. Родители и дети помогают друг другу.

5. Все принимают заботливое и бескорыстное участие в создании семейного благополучия.

6. Родители и дети слушают друг друга и желают помочь друг другу.

7. Члены семьи не только слушают, но и слышат, что говорит другой, и принимают это близко к сердцу.

8. Большинство проблем решается совместно. Делят ответственность. Проблемы признаются и решаются. Ошибки прощаются, на них учатся.

9. Обладают сильным «чувством семьи», вместе проводят время.

Этот список можно значительно расширить, но главное, что семьи, которые обладают этими качествами, характеризуются стабильностью, и будут функционировать как здоровая семейная структура. В таких семьях дети чувствуют себя в безопасности и растут в атмосфере общей любви.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Комплексная оценка состояния здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья включает разделы:

  1. исследование состояния здоровья по определенным критериям;
  2. определение группы здоровья;
  3. назначение рекомендаций;
  4. оформление записей в учетной документации. Комплексную оценку общего состояния проводит неонатолог в роддоме, затем участковый врач с учетом заключений специалистов в декретированные сроки (прил. 8).

Все критерии, по которым оценивают состояние здоровья, делятся на две группы: определяющие (или обусловливающие) и характеризующие здоровье. К первой группе относят анамнез (социальный, биологический, генеалогический), ко второй группе – физическое и нервно-психическое развитие, резистентность (сопротивляемость) организма к инфекциям, уровень его функционального состояния, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.

Резистентность организма оценивается по кратности острых заболеваний за прошедший год и зависит от возраста ребенка. Она может быть высокой (заболеваний нет), средней (болеет 1–3 раза в год), низкой (кратность заболеваний 4–7), очень низкой (кратность заболеваний 8 раз и более).

Уровень функционального состояния организма определяют по частоте сердечных сокращений и дыхания, артериальному давлению, содержанию гемоглобина, поведенческим реакциям.

Проанализировав критерии, определяющие и характеризующие здоровье, врач делает заключение с определением группы здоровья ребенка. Все дети по состоянию здоровья распределяются на четыре группы:

І группа – дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, не требующими коррекции, дети с неблагополучным социальным анамнезом; ІІа группа – дети с риском формирования хронических заболеваний в анамнезе (биологическом, социальном и генеалогическом); ІІб группа – дети, имевшие факторы риска у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на появление хронических заболеваний, а также дети с пограничными состояниями и функциональными отклонениями; ІІІ группа – больные дети с хроническими заболеваниями; IV группа –дети-инвалиды.

После определения группы здоровья врач дает конкретные рекомендации. Сестра принимает самое активное участие в их выполнении. Все рекомендации делятся на профилактические, специальные оздоровительные и лечебные. Дети, отнесенные к I группе здоровья, нуждаются в назначении профилактических мероприятий. Они включают:

  1. соблюдение режима дня;
  2. включение новых блюд в пищевой рацион;
  3. физическое воспитание (назначение комплекса массажа и гимнастики, определение группы закаливания);
  4. воспитательные воздействия;
  5. проведение профилактических прививок;
  6. профилактику пограничных состояний (рахита, анемии и др.);
  7. проведение календарной диспансеризации;
  8. лабораторные исследования.

Детям, отнесенным ко ІІ группе здоровья, на фоне индивидуальных профилактических мероприятий назначаются специальные оздоровительные. Дети ІІІ, IV групп здоровья находятся на диспансерном учете по ф. № 30/у и наблюдаются в декретированные сроки педиатром и врачами-специалистами. Больные дети нуждаются в индивидуальных профилактических мероприятиях (щадящий режим дня, особое питание, дозированные физические нагрузки и закаливающие процедуры), а также в специальных оздоровительных и лечебных мероприятиях в соответствии со степенью компенсации патологического процесса.

Читайте также:  Группы здоровья детей таблица с примерами

Источник

Оценка состояния здоровья

Данная работа посвящена изучению методик, помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.

Выбранная тема является актуальной, глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что понимается под здоровьем? В каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить?

Автор постарался собрать теоретический материал о здоровье, его видах, признаках. Автору удалось найти и изучить литературу о методах, позволяющих оценить состояние здоровья, и провести диагностику состояния здоровья членов своей семьи.

Скачать:

Вложение Размер
otsenka_sostoyaniya_zdorovya_kostyleva_a._7a_1.docx 430.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3»

город Дзержинск, Нижегородская область

IX городская научно-практическая конференция

Оценка состояния здоровья

Автор работы: Костылева Александра

Дмитриевна, ученица 7 «А» класса

Руководитель: Дубровина Наталья Викторовна,

учитель биологии высшей категории

Введение _______________________________________________ 3

Обзор литературы ________________________________________ 5

Методика проведения исследования _________________________ 7

Результаты исследований и их обсуждение __________________ 10

Выводы и рекомендации _________________________________ 14

Литература _____________________________________________ 15

Приложение _____________________________________________ 16

Если ты достаточно разумен, то

стоит позаботиться о своем здоровье,

ибо здоровье — это не все, но без здоровья

Глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. К таковым можно отнести:

  • ухудшение экологической ситуации, истощение ресурсов и ухудшение их качества;
  • демографический взрыв и перенаселение в ряде развивающихся стран;
  • недостаток продовольствия и его низкое качестве, голод и недоедание;
  • урбанизация и растущий уровень факторов стресса.

Глобальная проблема состояния здоровья сегодня конкретизируется по ряду следующих аспектов :

  • высокая детская смертность и небольшая продолжительность жизни (до 60 лет);
  • высокая детская смертность от недоедания и болезней, которые могут быть предотвращены;
  • растущая динамика смертности от так называемых «болезней цивилизации» (сердечно-сосудистые заболевания, хронические заболевания легких и т.д.) и заболеваний с неинфекционной этиологией (рак, диабет и т.д.): более 36 млн человек ежегодно;
  • зависимость смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, признанной самой частой причиной смертности людей за Земле, от уровня доходов населения: свыше 80% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний приходится на страны со средним и низким уровнем дохода на душу населения;
  • растущая смертность от инфекционных заболеваний;
  • быстрое распространение СПИДа;
  • высокая смертность от эпидемии инфекционных заболеваний;
  • увеличение числа психических заболеваний (например, шизофрении);
  • рост числа суицидов (особенно, в развитых странах и странах с переходной экономикой);
  • появление новых смертоносных инфекций (лихорадка Эбола, MERS, короновирус).

Среди причин глобальной проблемы здоровья и продолжительности жизни людей на планете, помимо уже названных выше, стоит отметить:

  • недоступность национальных систем здравоохранения для 1 млрд жителей Земли;
  • низкий уровень развития медицины и фармацевтики в развивающихся странах;
  • проблемы в сфере социально-экономических факторов и условий, определяющих жизненный уровень и состояние здоровья людей (условия жизни, труда и быта; реальная заработная плата; продолжительность рабочего дня; степень интенсивности труда; степень занятости; уровень и характер питания; жилищные условия; состояние и доступность медицинских услуг);
  • высокие цены на лекарственные препараты и лечение в ряде стран;
  • коммерческая, а не гуманистическая ориентация фармацевтических компаний;
  • слабая социальная политика и политика в области здравоохранения в ряде стран;
  • табакокурение, алкоголизм и наркомания;
  • ожирение в результате питания дешевыми высококалорийными продуктами (фаст-фуд) и влияния вредных пищевых добавок (ингредиенты с индексом «Е»);
  • распространение гиподинамии [2].

Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что такое здоровье? Как определить, в каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить.

Цель работы: изучение методик помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.

  1. Исследовать теоретический материал: понятие «здоровье», виды здоровья; компоненты состояния здоровья; критерии и признаки здоровья; методы, позволяющие оценить состояние здоровья.
  2. Провести диагностику состояния членов своей семьи по методикам:
  1. Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов (по формуле Р.М. Баевского);
  2. Самооценка состояния (тест Л.Х. Гаркави и соавторы);
  3. Самооценка состояния здоровья (по В.П. Войтенко);
  4. Качество нашей жизни (тест);
  5. Экспресс – оценка здоровья с помощью психологического теста.
  6. Сделать вывод по полученным данным о состоянии здоровья моей семьи.

Здоро́вье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ) [3].

Здоровье — это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде [4].

Здоровье также определяется как:

— динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

— конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.

По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь [5].

Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман,1987) [1].

Основные виды Здоровья:

1. Физическое здоровье.

Естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех органов.

2. Нравственное здоровье.

Определяется моральными принципами. Отличительными чертами морального здоровья человека являются: отношение к труду, отказ от вредных привычек (курение, наркотики, алкоголь), которые противоречат нормальному образу жизни.

3. Психологическое здоровье.

Зависит от состояния головного мозга.. Характеризуется уровнем и качеством внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств, умением здраво оценивать разные жизненные ситуации ( как сложные, так и простые), и в критических ситуациях.

Психическое здоровье человека составляет основу его социальной деятельности и жизнедеятельности организма. Как утверждают ученые, физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны.

О состоянии психического здоровья можно судить по двум признакам: первый – отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений (неврозов), причиной которых обычно являются длительные отрицательные эмоции, а также психологические стрессы, возникающие либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды, либо в связи с информационной перегрузкой; второй – наличие резервов психических возможностей, благодаря которым

человек может преодолеть неожиданные стрессы, возникающие в экстремальных ситуациях.

Здесь определяющим фактором является, то насколько мы уверены в себе, как мы определили свой жизненный путь, как мы можем ответить на простые вопросы: Цель в жизни? Во что мы верим? Что хотим в своей жизни?

5.Социальное здоровье — это как мы ведем себя в обществе.

Это умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях, уметь контролировать эмоции, не поддаваться на провокации.

Перепады настроения, депрессии, или всплески эйфории от каких-то приятных моментов в жизни, пессимизм — все это оказывает влияние на наше здоровье [6].

Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально — психологическому.

Соматический компонент подразумевает совершенство регуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию

к окружающей среде.

Социально — психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев, 1996).

Главные критерии здоровья : сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.

Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Функциональное состояние организма, резервные возможности

основных физиологических систем.

3. Уровень неспецифической резистентности иммунологической защиты.

4. Уровень морально — волевых и ценностно-мотивационных установок.

5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.

6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья). Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, состояние предболезни, болезнь [1].

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследование проводилось в январе 2020 года. Объектом исследования стал сам автор данной работы и его семья.

1. Оценивание состояния здоровья с использованием различных подходов . Определение коэффициента здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского [1].

Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,

Методом измерения определяем рост, массу тела, частоту сердечных сокращений,

систолическое и диастолическое давление в покое, определяем коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:

КЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009М + 0,004П –

где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,

САД — систолическое артериальное давление,

ДАД — диастолическое артериальное давление,

В — возраст в годах,

М — масса тела в кг,

П — пол (мужской — 1, женский — 2),

Полученные данные сравниваем с данными таблицей 1, делаем вывод.

Оценка функционального состояния системы кровообращения

Источник

Adblock
detector