Критерии психического и социального здоровья
Выявление состава и раскрытие содержания критериев психического и социального здоровья — один из тех ключевых вопросов, от степени разработанности которого будет во многом зависеть мера практической востребованности психологии здоровья как научного направления. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворительное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить преждевременно. Предлагаемые в этом плане решения нередко оказываются уязвимыми для критики. Понятно, что такое положение дел обусловлено прежде всего необычайно сложной организацией психического мира человека. В понимании связанных с ним закономерностей функционирования мы все еще далеки от желаемых ответов. Ясно одно: каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Скорее всего, решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического и социального здоровья. Вместе с тем в литературе немало примеров, когда для характеристики их выраженности, причем главным образом психического здоровья, предлагаются какие-то отдельные признаки. Приведем некоторые из примеров.
В способности познавать истину Декарт видел здоровье души. Другой известный философ, Гельвеций, считал, что отличительный признак здорового ума заключается в его способности правильно осуществлять сравнение сходств и различий, соответствий и несоответствий между различными предметами. Если в здоровом человеке между его двумя «Я» — субъективным и объективным — существует правильное, нормальное отношение, то в больном эта связь нарушена. Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках разной направленности, служит сопоставление образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов. «Смех — здоровье души», — учит армянская пословица. Человек здоровой психики — это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным показателям психического здоровья. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья.
Если задаться вопросом, а можно ли все-таки попытаться выделить среди уже известных критериев психического здоровья наиболее важный, то мы бы отдали предпочтение психическому равновесию. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Известный немецкий ученый и врач Р. Вирхов сделал следующее пояснение по этому поводу: мы можем вместо «гармония» сказать «равновесие», а вместо «дисгармония» — «нарушение равновесия» (О целительных силах организма. — СПб., 1896). Здоровый человек — это человек гармоничный. Соответственно аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушение процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом.
От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним. Однако сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В. Н. Мясищев, это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамический процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и психических процессов. При этом уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У неуравновешенного, неустойчивого человека фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. И наоборот, только у психически здорового, т. е. уравновешенного, человека мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.
По понятным причинам особый интерес представляют те работы, авторы которых предпринимают попытку как бы «собрать» вместе наиболее значимые, по их мнению, критерии, представить их совокупность; иными словами, с той или иной степенью успеха реализовать идею комплексного подхода к оценке психического и социального здоровья.
Например, О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев, анализируя представления Ф. М. Достоевского о психическом здоровье и болезни человека, называют некоторые признаки, которые могут, на их взгляд, рассматриваться в качестве критериев психического здоровья. К их числу авторы относят способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни (Достоевский о тайнах психического здоровья. — М, 1994).
Но, пожалуй, наиболее полно перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:
- причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
- соответствующую возрасту человека зрелость чувств, постоянства места
обитания; - максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности;
- гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
- соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;
- критический подход к обстоятельствам жизни;
- способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
- адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
- чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
- самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
- способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
Рассмотрим теперь взгляды некоторых зарубежных специалистов на оценку психического здоровья. Так, в рамках гуманистического направления предлагались, согласно И. Н. Гурвичу, следующие критерии позитивного психического здоровья:
- аттитюды к «Я»;
- рост, развитие и самоактуализация личности;
- интеграция личности; автономия;
- адекватность восприятия реальности; мастерство и компетентность в отношении окружения.
Правда, замечает автор, с одной стороны, приведенные критерии недостаточно полно охватывали само понятие психического здоровья, а с другой — вызывали определенные затруднения их использования в исследовательской практике.
Один из представителей гуманистического направления, американский психолог А. Маслоу полагает, что здоровый человек — это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым ни на кого и пр. Им же сформулированы и основные потребности здорового человека, к которым Маслоу относит:
- физиологические потребности;
- потребность в безопасности;
- потребность в привязанности и любви;
- потребность в уважении;
- потребность в самоактуализации, т. е. в выражении присущих личности
способностей.
Еще один пример попытки очертить совокупность критериев психического и социального здоровья принадлежит американскому психологу А. Эллису. Он выделяет:
- интерес к самому себе;
- общественный интерес;
- самоуправление (самоконтроль);
- высокую фрустрационную устойчивость;
- гибкость;
- принятие неопределенности;
- ориентацию на творческие планы;
- научное мышление;
- принятие самого себя;
- риск;
- длительный гедонизм;
- нон-утопизм;
- ответственность за свои эмоциональные нарушения.
Полагаем, что уже приведенных примеров достаточно, чтобы сделать некоторые выводы.
Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического и социального здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство их особой значимости, неслучайности.
Источник
Оценка состояния здоровья
Данная работа посвящена изучению методик, помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.
Выбранная тема является актуальной, глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что понимается под здоровьем? В каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить?
Автор постарался собрать теоретический материал о здоровье, его видах, признаках. Автору удалось найти и изучить литературу о методах, позволяющих оценить состояние здоровья, и провести диагностику состояния здоровья членов своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_sostoyaniya_zdorovya_kostyleva_a._7a_1.docx | 430.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
город Дзержинск, Нижегородская область
IX городская научно-практическая конференция
Оценка состояния здоровья
Автор работы: Костылева Александра
Дмитриевна, ученица 7 «А» класса
Руководитель: Дубровина Наталья Викторовна,
учитель биологии высшей категории
Введение _______________________________________________ 3
Обзор литературы ________________________________________ 5
Методика проведения исследования _________________________ 7
Результаты исследований и их обсуждение __________________ 10
Выводы и рекомендации _________________________________ 14
Литература _____________________________________________ 15
Приложение _____________________________________________ 16
Если ты достаточно разумен, то
стоит позаботиться о своем здоровье,
ибо здоровье — это не все, но без здоровья
Глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. К таковым можно отнести:
- ухудшение экологической ситуации, истощение ресурсов и ухудшение их качества;
- демографический взрыв и перенаселение в ряде развивающихся стран;
- недостаток продовольствия и его низкое качестве, голод и недоедание;
- урбанизация и растущий уровень факторов стресса.
Глобальная проблема состояния здоровья сегодня конкретизируется по ряду следующих аспектов :
- высокая детская смертность и небольшая продолжительность жизни (до 60 лет);
- высокая детская смертность от недоедания и болезней, которые могут быть предотвращены;
- растущая динамика смертности от так называемых «болезней цивилизации» (сердечно-сосудистые заболевания, хронические заболевания легких и т.д.) и заболеваний с неинфекционной этиологией (рак, диабет и т.д.): более 36 млн человек ежегодно;
- зависимость смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, признанной самой частой причиной смертности людей за Земле, от уровня доходов населения: свыше 80% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний приходится на страны со средним и низким уровнем дохода на душу населения;
- растущая смертность от инфекционных заболеваний;
- быстрое распространение СПИДа;
- высокая смертность от эпидемии инфекционных заболеваний;
- увеличение числа психических заболеваний (например, шизофрении);
- рост числа суицидов (особенно, в развитых странах и странах с переходной экономикой);
- появление новых смертоносных инфекций (лихорадка Эбола, MERS, короновирус).
Среди причин глобальной проблемы здоровья и продолжительности жизни людей на планете, помимо уже названных выше, стоит отметить:
- недоступность национальных систем здравоохранения для 1 млрд жителей Земли;
- низкий уровень развития медицины и фармацевтики в развивающихся странах;
- проблемы в сфере социально-экономических факторов и условий, определяющих жизненный уровень и состояние здоровья людей (условия жизни, труда и быта; реальная заработная плата; продолжительность рабочего дня; степень интенсивности труда; степень занятости; уровень и характер питания; жилищные условия; состояние и доступность медицинских услуг);
- высокие цены на лекарственные препараты и лечение в ряде стран;
- коммерческая, а не гуманистическая ориентация фармацевтических компаний;
- слабая социальная политика и политика в области здравоохранения в ряде стран;
- табакокурение, алкоголизм и наркомания;
- ожирение в результате питания дешевыми высококалорийными продуктами (фаст-фуд) и влияния вредных пищевых добавок (ингредиенты с индексом «Е»);
- распространение гиподинамии [2].
Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что такое здоровье? Как определить, в каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить.
Цель работы: изучение методик помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.
- Исследовать теоретический материал: понятие «здоровье», виды здоровья; компоненты состояния здоровья; критерии и признаки здоровья; методы, позволяющие оценить состояние здоровья.
- Провести диагностику состояния членов своей семьи по методикам:
- Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов (по формуле Р.М. Баевского);
- Самооценка состояния (тест Л.Х. Гаркави и соавторы);
- Самооценка состояния здоровья (по В.П. Войтенко);
- Качество нашей жизни (тест);
- Экспресс – оценка здоровья с помощью психологического теста.
- Сделать вывод по полученным данным о состоянии здоровья моей семьи.
Здоро́вье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ) [3].
Здоровье — это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде [4].
Здоровье также определяется как:
— динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.
— конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.
По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь [5].
Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман,1987) [1].
Основные виды Здоровья:
1. Физическое здоровье.
Естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех органов.
2. Нравственное здоровье.
Определяется моральными принципами. Отличительными чертами морального здоровья человека являются: отношение к труду, отказ от вредных привычек (курение, наркотики, алкоголь), которые противоречат нормальному образу жизни.
3. Психологическое здоровье.
Зависит от состояния головного мозга.. Характеризуется уровнем и качеством внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств, умением здраво оценивать разные жизненные ситуации ( как сложные, так и простые), и в критических ситуациях.
Психическое здоровье человека составляет основу его социальной деятельности и жизнедеятельности организма. Как утверждают ученые, физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны.
О состоянии психического здоровья можно судить по двум признакам: первый – отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений (неврозов), причиной которых обычно являются длительные отрицательные эмоции, а также психологические стрессы, возникающие либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды, либо в связи с информационной перегрузкой; второй – наличие резервов психических возможностей, благодаря которым
человек может преодолеть неожиданные стрессы, возникающие в экстремальных ситуациях.
Здесь определяющим фактором является, то насколько мы уверены в себе, как мы определили свой жизненный путь, как мы можем ответить на простые вопросы: Цель в жизни? Во что мы верим? Что хотим в своей жизни?
5.Социальное здоровье — это как мы ведем себя в обществе.
Это умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях, уметь контролировать эмоции, не поддаваться на провокации.
Перепады настроения, депрессии, или всплески эйфории от каких-то приятных моментов в жизни, пессимизм — все это оказывает влияние на наше здоровье [6].
Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально — психологическому.
Соматический компонент подразумевает совершенство регуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию
к окружающей среде.
Социально — психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев, 1996).
Главные критерии здоровья : сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.
Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):
1. Уровень и гармоничность физического развития.
2. Функциональное состояние организма, резервные возможности
основных физиологических систем.
3. Уровень неспецифической резистентности иммунологической защиты.
4. Уровень морально — волевых и ценностно-мотивационных установок.
5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.
6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья). Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, состояние предболезни, болезнь [1].
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследование проводилось в январе 2020 года. Объектом исследования стал сам автор данной работы и его семья.
1. Оценивание состояния здоровья с использованием различных подходов . Определение коэффициента здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского [1].
Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,
Методом измерения определяем рост, массу тела, частоту сердечных сокращений,
систолическое и диастолическое давление в покое, определяем коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:
КЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009М + 0,004П –
где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,
САД — систолическое артериальное давление,
ДАД — диастолическое артериальное давление,
В — возраст в годах,
М — масса тела в кг,
П — пол (мужской — 1, женский — 2),
Полученные данные сравниваем с данными таблицей 1, делаем вывод.
Оценка функционального состояния системы кровообращения
Источник