Меню

Оценка физического здоровья критерии оценки качества здоровья

Оценка состояния здоровья и физического развития.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, ёмкость легких, мышечная сила рук. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и др. систем. В свою очередь от уровня физической работы зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Уровень физического развития определяют с помощью методов антропометрических исследований. Этот метод основан на учете количественных, внешних морфологических показателей. Однако ряд антропометрических исследований (спирометрия, динамометрия) даёт представление и о функциях различных систем и органов. В целом показатели физического развития отражают функциональное состояние организма и являются важным для оценки состояния здоровья и работоспособности. Метод антропометрического исследования включает измерения:

· Окружности грудной клетки

Для более полного и специального обследования объём исследований может быть расширен и включать в себя определение окружности плеча, бедра, голени, живота и т.д. Эти измерения проводят для определения пропорций тела. Оценка результатов антропологических исследований производится методами стандартов, корреляции, профилей, индексов.

Этот метод исследования более точен и объективен. Оценку физического развития проводят путем сравнения полученных данных со средними — стандартными величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста. В данном контексте хорошо известен метод весоростовых показателей Брокка, по которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Среди других известных исследователей антропометрических показателей физического развития можно назвать Кетле, Эрисмона, Брукша, Пинье. Большинство индексов составлено механически, а потому недостаточно объективны. Оценивать физическое развитие по индексам следует с большей осторожностью.

Итак, с помощью антропометрических показателей можно получить данные о физическом развитии, степени выраженности этих показателей:

· Соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени и т.д.

· Физиометрические – жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая тяга

· Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры, степень жироотложение полового созревания.

3. Средства и методы физического воспитания и укрепления здоровья.

Оздоровительные силы природы, как средство физического воздействия, дополняют физические упражнения такими важными факторами, которыми сами мы не обладаем. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психологическую и волевую подготовленность к жизни, особенно в экстремальных условиях, с которыми человек может столкнуться. Психические факторы выполняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Гигиенически обоснованные режимы жизни способствуют укреплению и сохранению здоровья и поддержания физической и умственной работоспособности. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питанию, внешним условиям занятий – залог эффективности проводимых физических упражнений. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Под методикой принято принимать систему средств и методов, направленных на достижение определяемого результата в процессе физического воспитания. Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как характерных для физического воспитания, так и общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания.

Читайте также:  Шестой класс день здоровья

К специфическим средствам физического развития относят:

Метод регламентированного упражнения.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы.

Методы строго регламентированного упражнения.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность метода строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Метод строго регламентированного упражнения позволяет:

— осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

— избирательно воспитывать физические качества;

— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

— эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

Это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы физического воспитания: Словесные методы.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников

Методы наглядного воздействия.

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающихся выполняемых (показ упражнений преподавателем, демонстрация учебных видеофильмов, кино-грамм двигательных действий, рисунков, схем и др.).

Непосредственной целью физического воспитания является содействие гармоническому развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка.

Читайте также:  Увольнение по трудовому законодательству по состоянию здоровья

Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может рассматриваться как полезная.

| следующая лекция ==>
Теорія культурних кругів. | Предмет этики, основные проблемы этики. Структура и функции морали. Моральные принципы.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 6799 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оценка физического здоровья критерии оценки качества здоровья

Как уже говорилось в статье «Как можно похудеть без диет?», чтобы избавиться от лишних килограммов, совсем не обязательно придерживаться каких — либо специальных рационов питания. Вес можно скорректировать и без них.

Но перед тем, как приступить к процессу самосовершенствования, предлагается определиться с точкой начала отсчета и конечной целью.

Для этого нужно объективно, а не по самочувствию, провести оценку состояние физического здоровья в настоящий момент. И понять, каких показателей добиваться для оздоровления организма.

К основным критериям оценки состояния здоровья, которые можно использовать даже в режиме самонаблюдения, относятся:

состояние вестибулярного анализатора;

уровень возбудимости вегетативной нервной системы;

объем талии и бедер;

жизненная емкость легких;

сила правой и левой кистей;

наличие болевых ощущений;

уровень (объем) потоотделения;

нарушение режима труда и отдых (очень важный показатель);

сон — характеризуется следующими показателями — длительность, качество и наличие нарушений;

настроение — если оно плохое, это приводит к ухудшению физического состояния, снижению силы и выносливости;

аппетит — может быть хорошим, удовлетворительным, повышенным или отсутствовать.

желание заниматься физкультурой — характеризуется терминами «большое», «безразлично», «нет желания».

Подробнее рассмотрим некоторые позиции.

Приведение массы тела в норму очень важно для людей, страдающих заболеваниями опорно — двигательного аппарата, в том числе — подагрой

Существует несколько способов определения нормального веса, т.е. того показателя, к которому нужно стремиться. Самый простой — по формуле Брока:

если рост человека находится в пределах от 155 до 165 сантиметров, то нормальный вес в килограммах равняется величине роста за вычетом 100;

при росте от 165 до 175 сантиметров вычитать нужно 105;

у высоких мужчин выше 175 см нужно минусовать 110.

Заметим, что эта формула считается более справедливой для мужчин. Женщине желательно иметь несколько меньший вес:

при росте 155 см её идеальный вес составит 53,5 кг;

для среднего роста — от 165 см — 61 килограмм;

у высоких женщин выше 175 см нормальный вес будет близок к отметке в 65 кг.

Женщинам «за пятьдесят» можно позволить себе более снисходительную арифметику.

Для исследования состояния вестибулярного анализатора при самоконтроле обычно используется проба Яроцкого. Заключается она в выполнении круговых поворотов головой в одну сторону (вправо или влево) в темпе 2 поворота в секунду.

Определяемым показателем является время сохранения равновесия. У нетренированных людей оно составляет в среднем 28 секунд. У спортсменов — может увеличиться до 40 — 80 секунд. Выполнять данные замеры желательно парами: испытуемый выполняет пробу, контролер фиксирует время сохранения устойчивости и страхует испытуемого (потеря равновесия может привести к падению).

Кроме того, во избежании травм шейного отдела позвоночника и мышц шейно — воротникового отдела перед таким испытанием желательно разогреть мышцы шеи, выполнив в течение пяти — десяти минут различные повороты головой. При чем, выполнять их нужно сначала в медленном темпе с каждым разом постепенно увеличивая амплитуду и слегка растягивая мышцы шейного отдела.

Читайте также:  Выражение не для пьянки здоровья ради

О состоянии еще одного критерия оценки состояния здоровья — уровня возбудимости вегетативной нервной системы можно получить некоторое представление по реакции сосудов кожи (дермографизму). Проявляется она при проведении по коже каким — либо тупым предметом (например, тупым концом карандаша) несколько полосок.

При этом вскоре на коже появляются линии:

розовая — в норме;

белые — при повышенной возбудимости симпатической иннервации;

красные или выпукло — красные — при повышенной возбудимости парасимпатической иннервации сосудов кожи.

Формула индекса массы тела

Еще один способ оценить вес тела — определить так называемый индекс массы тела по формуле:

ИМТ = вес (кг) / рост2 (м2)

Например, этот показатель для мужчины ростом 1,7 м и весом 70 кг равен:

ИМТ = 70 / 2,89 = 24,2

Формула индекса массы тела для мужчин и женщин одинакова.

Таблица идеального веса

Приблизительная оценка весовых показателей приведена в так называемой таблице идеального веса.

ИМТ (кг/м2) Вес
Меньше 18,5 Недостаточный
18,5 — 24,9 Нормальный
25 — 29,9 Лишний вес
30 — 34,9 Ожирение первой степени
35 — 39,9 Ожирение второй степени
40 и более Ожирение третьей степени

Индекс массы тела не применяется в отношении:

— детей и подростков. Для них критерием оценки состояния здоровья является уровень физического развития;

— людей старшего возраста, когда расчет по приведенной выше формуле индекса массы тела может дать некорректный результат по причине сложности в измерении точного роста;

— спортсменов, имеющих хорошо развитую мускулатуру;

Объем талии и бедер

С помощью таблицы идеального веса мы определили один из показателей оценки состояния Вашего физического здоровья. Сделали для себя соответствующий вывод. В любом случае он должен быть оптимистичным (не все еще потеряно, есть над чем работать), но не окончательным.

У нас есть еще один достаточно объективный критерий — это соотношение объема талии и бедер. Рассчитывается он по формуле:

ОТ / ОБ = объем талии (см) / объем бедер (см), где ОТ — объем талии, ОБ — объем бедер.

Анализ соотношения объемов талии и бедер представлен в приведенной ниже таблице.

Объем талии Отношение объема талии к объему бедер Лишний вес Ожирение Увеличенный объем талии Женщины

> 88 cм > 0,85 см Мужчины 94 — 102 см > 102 см >1,0 см

Противостоять полноте, держать в норме объем талии и бедер и легко, и трудно. Легко потому, что позицию «противостояние» нужно заменить на «оздоровление». Борьба всегда утомляет. Трудно потому, что как и в любом деле нужны самодисциплина, настойчивость, терпение.

Помните, что в каждом возрасте хороши свои пропорции. Но именно пропорции, а не их отсутствие.

Источник

Adblock
detector