Меню

Отрицательные последствия прямохождения для здоровья человека

Биология и медицина

Последствия прямохождения

Последствия прямохождения можно условно разделить на отрицательные и положительные.

К отрицательным последствиям прямохождения следует отнести тяжелый процесс родов и так называемые болезни прямохождения. К последним относятся: болезни позвоночника — смещение межпозвоночных дисков, защемление нервов, радикулиты, неправильная осанка; плоскостопие, гипертония, опущение органов малого таза, выпадение прямой кишки и матки. Физиолог Белкания, работавший в Сухумском приматологическом центре, считал, что практически все заболевания сердечно-сосудистой системы связаны с прямохождением. Он доказывал это экспериментально — надевал макакам на передние конечности муфты так, что они вынуждены были ходить только на задних конечностях. Через 2-3 месяца животные становились тяжелыми хроническими гипертониками. Следует отметить, что немаловажную роль в возникновении гипертонии могли сыграть стрессовые условия эксперимента. Белкания предлагает цикл упражнений — хождение и стояние на четырех конечностях, который, по его мнению, может скорректировать отрицательные воздействия двуногого хождения на здоровье человека.

Однако бипедия принесла гоминидам столько выгодных приобретений в плане стратегий поведения, что, несмотря на ряд отрицательных следствий, этот способ передвижения можно считать ароморфозом — т.е. таким морфолого-поведенческим преобразованием, которое поднимает организм на следующий, более высокий уровень организации. Именно с прямохождения начался отсчет времени у гоминид.

Каковы же основные положительные следствия прямохождения?

— Освобождение рук для манипулирования предметами, а впоследствии и изготовления орудий.

— Освободившиеся передние конечности значительно увеличивали возможности для жестовой коммуникации.

— Происходила дифференциация мимики.

— Развитие невербальных форм общения и манипуляционных возможностей вело к интенсивному развитию мозга.

— Новое положение головы и лица способствовало узнаванию особей, развитию «социальной памяти» и играло важную роль в социализации членов сообщества.

На рис. 25 показано взаимодействие разных форм поведения в эволюции ранних гоминид.

Источник

Последствия прямохождения

Последствия прямохождения можно условно разделить на отрицательные и положительные.

К отрицательным последствиям прямохождения следует отнести тяжелый процесс родов и так называемые болезни прямохождения. К последним относятся: болезни позвоночника — смещение межпозвоночных дисков, защемление нервов, радикулиты, неправильная осанка; плоскостопие, гипертония, опущение органов малого таза, выпадение прямой кишки и матки. Физиолог Белкания, работавший в Сухумском приматологическом центре, считал, что практически все заболевания сердечно-сосудистой системы связаны с прямохождением. Он доказывал это экспериментально — надевал макакамна передние конечности муфты так, что они вынуждены были ходить только на задних конечностях. Через 2-3 месяца животные становились тяжелыми хроническими гипертониками. Следует отметить, что немаловажную роль в возникновении гипертонии могли сыграть стрессовые условия эксперимента. Белкания предлагает цикл упражнений — хождение и стояние на четырех конечностях, который, по его мнению, может скорректировать отрицательные воздействия двуногого хождения на здоровье человека.

Однако бипедия принесла гоминидам столько выгодных приобретений в плане стратегий поведения, что, несмотря на ряд отрицательных следствий, этот способ передвижения можно считать ароморфозом — т.е. таким морфолого-поведенческим преобразованием, которое поднимает организм на следующий, более высокий уровень организации. Именно с прямохождения начался отсчет времени у гоминид.

Каковы же основные положительные следствия прямохождения?

— Освобождение рук для манипулирования предметами, а впоследствии и изготовления орудий.

— Освободившиеся передние конечности значительно увеличивали возможности для жестовой коммуникации.

— Происходила дифференциация мимики.

— Развитие невербальных форм общения и манипуляционных возможностей вело к интенсивному развитию мозга.

— Новое положение головы и лица способствовало узнаванию особей, развитию «социальной памяти» и играло важную роль в социализации членов сообщества.

2. Ранние двуногие гоминиды: сахелантроп, оррорин, ардипитек.

«Ранние австралопитековые» включают в себя ископаемые роды сахелянтропов, орроринов, ардипитеков и анамских австралопитеков.

Сахелянтроп (Sahelanthropus tchadensis). Самый ранний гоминид, описанный в 2002 г. Найден в Республике Чад. Датировка по фауне около 6-7 млн. лет назад. Среди находок — нижняя челюсть и целый череп, который получил популярное название «Тумай». Судя по срединному положению затылочного отверстия, Сахелянтроп был прямоходящим существом. Однако некоторые антропологи, основываясь на строении затылочной кости и лицевого скелета, считают его скорее предком современных горилл. Череп действительно очень примитивный — у него почти нет лба, челюсти очень большие, затылок резко выступает назад, надбровье чрезвычайно большое. Объем мозга Сахелянтропа был примерно как у современных шимпанзе — около 350 см3 (см. рис. 6).

Читайте также:  Очень беспокоюсь за здоровье

Оррорин (Orrorin tugenensis). Древнейший гоминид, от которого сохранились кости конечностей. Описан в 2001 г. Останки Орроринов обнаружены в Кении в местонахождении Туген Хиллс и имеют датировку 6 млн. лет назад. Клыки Орроринов были сравнительно с друними гоминидами большие, но меньше, чем у шимпанзе. Судя по строению бедренных костей, Оррорины были прямоходящими, ростом примерно с шимпанзе — 1,4 м. Однако фаланги пальцев у них были изогнутые, что можно расценивать либо как признак лазания по деревьям, либо как наследие древесных предков (см. рис. 7).

Ардипитек (Ardipithecus ramidus). Одни из самых ранних австралопитеков, от которых известны достаточно многочисленные останки. Найдены в Эфиопии. Более древний подвид Ardipithecus ramidus kadabba обнаружен в местонахождении Алайла и датирован около 5,5 млн. лет назад. Описан в 2001 г. Более молодой подвид Ardipithecus ramidus ramidus найден в местонахождении Арамис и датирован 4,4 млн. лет назад. Описан в 1994 и 1995 г. Судя по строению основания черепа, Ардипитеки были прямоходящими существами ростом около 1,2 м и весом около 40 кг. Зубы сочетают признаки шимпанзе и человека, то же можно сказать про кости стопы, руки и кисти. Было высказано предположение, что Ардипитеки являются предками современных шимпанзе (см. рис. 8).

Австралопитек анамский (Australopithecus anamensis). Найден в Кении в местонахождениях Канапои и Аллия Бей, описан в 1995 г. Датируется временем около 4 млн. лет назад. Известен по находкам челюстей, зубов и нескольких костей скелета. Все останки сочетают понгидные и гоминидные признаки примерно в равной пропорции. Некоторые черты челюстей и зубов могут быть охарактеризованы как специализированные, что, вероятно, исключает Австралопитека анамского из числа прямых предков современного человека. Особенно примитивна локтевая кость, имеющая черты, свидетельствующие о передвижении с опорой на фаланги пальцев, как у современных шимпанзе и горилл. Прямохождение Австралопитека анамского недоказано

Источник

Преимущества и недостатки, связанные с прямохождением

Преимущества Недостатки
1. Вертикальная ориентация человека способствует широкому обзору местнос­ти, использованию рук для трудовой деятельности 1. Открытый, плохо защищенный живот. Воз­можны грыжи, так как органы брюшной по­лости удерживаются спереди стенками живота. Основная нагрузка приходится на кости крестца и таза
2. Подвижность верхних конечностей обеспечивает тонкие движения, а прочность нижних конечностей — спо­собность выдерживать высокую весовую нагрузку. S-образный позвоночник и своды стопы смягчают сотрясения при движениях 2. Позвонки находятся друг под другом, из-за чего при неловких движениях возможно их смещение и защемление нервов, отходящих от спинного мозга 3. Узкие родовые выходы содействуют укреп­лению таза, но затрудняют женщинам роды 4. Тяжесть тела может привести к плоскосто­пию при ослаблении мышц столы

Закрепление знаний Выполнить работу нас. 17 под символом «!» в конце параграфа.

IV. Задание на дом

Изучить § 3. Вспомнить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину (§ 50 учебника В. В. Латюшина, В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс») и материал о приматах (§ 27 того же учебника).

Историческое прошлое людей

Задачи: раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза.

Читайте также:  Как укрепить здоровье зубов

Оборудование: рисунки или бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков.

Методические рекомендации

1. Индивидуальный опрос: 1) Раскрыть систематическое положение человека.
2) Указать, какие факты свидетельствуют о происхождении человека от животных предков.

2. Фронтальный опрос: 1) Каковы причины эволюции по Ч. Дарвину? 2) В чем суть естественного отбора? 3) Какова связь между наследственностью и изменчивостью? 4) По каким признакам человека относят к группе приматов?

II. Изучение нового материала

1. Изменение климата: похолодание, отступление тропических лесов, появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление предшественников людей — австралопитеков. (Рассказ учителя.)

2. Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)

Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.

3. Древнейшие люди: питекантроп, синантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.)

Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.) Применение огня синантропами для обогрева и приготовления пищи.

4. Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.

5. Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.

Переход от присваивающей к производящей экономике — животноводству, а потом и к земледелию. (Рассказ учителя.)

6. Возникновение религии. (Лекция учителя.)

7. Возникновение искусства.

III. Закрепление знаний Ответы на вопросы в конце § 4.

IV. Задание на дом

Изучить § 4. Повторить по учебнику 7 класса (Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные. 7 класс») материал об ареалах, обитаниях и миграциях (§ 52). Повторить по учебнику 6 класса (Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс») признаки вида (заключение к теме «Классификация растений», с. 236).

Расы человека

Задачи: повторить признаки вида и доказать, что все люди принадлежат к одному виду Человек разумный; разъяснить связь образования рас с миграцией населения; доказать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне; показать сложность и вред расистских теорий; обосновать разницу между понятиями «раса», «народность», «нация», «народ»; раскрыть биологическую и социальную составляющую людей, принадлежащих к разным расам.

Оборудование: таблица с изображением людей европеоидной, монголоидной, негроидной и австралоидной рас.

Читайте также:  Канал губерния школа здоровья

Методические рекомендации

1. Индивидуальный опрос: 1) Какие экологиче­ские условия повлияли на предшественников людей, в частности на австралопитеков? 2) Охарактеризуйте строение и образ жизни древнейших и древних людей. 3) Расскажите о появлении кроманьонцев, возникновении производящей экономики, религии, искусства.

2. Фронтальная беседа с классом: 1) Каковы признаки вида? 2) Что такое вид и разновидности в животном и растительном мире?

II. Изучение нового материала

1. Определение расы как систематического подразделения внутри вида. Вывод частного определения человеческой расы как большой группы людей, сходной по специфическим биологическим особенностям (цвет кожи, форма глаз, строение лица и пр.), но сохраняющей общие биологические особенности людей. (Беседа.)

2. Особенности строения организмов различных рас и причины их появления. История формирования основных рас. Различия между понятиями «раса», «национальность», «народность». (Рассказ-беседа учителя с использованием сведений о дивергенции, ареалах обитания, миграции, сплошном и разорванном ареале, полученных в 7 классе (учебник В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс», § 51, 52).)

По одной из гипотез считается, что появление расы белокожих людей было связано с тем, что чернокожие африканцы, мигрирующие на север, столкнулись с недостатком витамина D, что стало причиной массового проявления рахита. У людей страдали кости скелета, и в частности тазовые кости у женщин. Это затрудняло роды и приводило к смерти и матерей, и новорожденных. В результате естественного отбора преимущество оставалось за людьми с менее пигментированной кожей, которая пропускала больше ультрафиолетовых лучей, содействующих выработке этого витамина. Благодаря измене­нию рельефа, появлению горных хребтов и морей, вернуться назад эти племена не смогли и развивались в условиях изоляции. Заметили, что при гипервитаминозе витамина D накопление кальция в крови приводит к образованию тромбов внутри сосудов, образованию почечных камней, что также приводит к высокой смертности.

У чернокожих людей этого не происходит, потому что пигмент препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей и образованию избытка этого витамина в коже.

Другой поток расселения шел по южной и восточной Азии вплоть до Австралии — материка, который оказался в изоляции. Это послужило причиной образования чернокожей австралоидной расы.

Третья волна расселения шла через северо-восточную оконечность Азии на северо-запад Америки. Представители этой волны стали основателями монголоидной расы, к которой примыкают и американские индейцы, которых нередко выделяют в самостоятельную расу. Причинами расообразования являются изменчивость, наследственность, естественный отбор и изоляция. Эти факторы в настоящее время значительно ослабли и большого значения не имеют. Таким образом, биологическая составляющая в эволюции человечества уменьшается и возрастает социальная.

3. Критика расизма. Факты, доказывающие, что все расы человека относятся к единому виду, что все они находятся на одном и том же уровне эволюционного развития в биологическом и психическом отношении ив равной степени способны к достижению самых больших высот современной цивилизации. (Беседа с использованием материалов газетных статей.)

4. Определение понятий «нация» и «народ» как исторической общности людей, проживающих на территории тех или иных государств. (Заключительная беседа.)

III. Закрепление знаний

Ответы на вопросы в конце и начале § 5.

IV. Задание на дом

Изучить § 5 и основные положения главы 2. По учебнику 7 класса (Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные. 7 класс») повторить материал о лучевой и билатеральной симметрии на примере иглокожих (§ 47, с. 244).

Строение организма

Планирование темы

Урок 6. Общий обзор организма человека

Урок 7. Клеточное строение организма

Урок 8. Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа

Урок 9. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2424 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector