Отношение подростков своему здоровью
Режим дня
Как видно из таблицы, несмотря на правильную оценку факторов здорового образа жизни, ученики не готовы соблюдать их в полной мере. По большинству показателей расхождение составляет 0,2-0,3 балла. Значительное расхождение наблюдается по факторам: «отказ от вредных привычек», «закаливание», «регулярное посещение врачей».
Это именно те правила, которые ученики не готовы соблюдать из-за нехватки силы воли.
Все приведенные выше данные показывают, что ученики знают правила здорового образа жизни и понимают важность их соблюдения, но не готовы следовать им в должной мере. Таким образом, наша первая гипотеза подтвердилась.
2.2. Сравнительный анализ отношения к здоровому образу жизни подростков мужского и женского пола
Согласно второй нашей гипотезе мальчики и девочки подросткового возраста относятся проблемам здоровья и здорового образа жизни неодинаково. Для того, чтобы выяснить так ли это, мы провели сравнение данных, полученных при обследовании подростков мужского и женского пола.
Полученные результаты позволяют говорить о следующем.
Более половины мальчиков полагает, что состояние здоровья человека определяется образом жизни (11 из 21). Среди девочек таких чуть более трети (10 из 27). Девочки в большей мере склонны считать, что здоровье человека зависит от многих факторов (13 из 27), в то время как мальчиков считающих также всего четверо.
Необходимость ведения здорового образа жизни примерно в равной мере признается и мальчиками и девочками (18 и 24 соответственно).
Девочки более критично относятся к своему образу жизни. 14 из 27, т.е. чуть более половины считают, что их образ жизни лишь отчасти является здоровым. В то время как таких мальчиков лишь 8, а более половины (11) называют свой образ жизни совершенно здоровым.
При определении значимости жизненных факторов ответы распределились следующим образом (рис. 5)
Рис.5 Значимость жизненных факторов в зависимости от гендерной принадлежности.
Как видно из рисунка независимо от пола, подростки одинаково оценивают значимость здоровья в своей жизни. По большинству других параметров также наблюдается совпадение.
Гораздо больше различий между мальчиками и девочками мы обнаруживаем при сравнении их представлений о значимости тех или иных составляющих здорового образа жизни (Таблица 2).
Представления о значимости составляющих здорового образа жизни у подростков мужского и женского пола.
Правила ЗОЖ
Ответы мальчиков (баллы)
Ответы девочек
(баллы)
Отказ от вредных привычек
Рациональное полноценное питание
Двигательная активность
Закаливание
Личная гигиена
Положительное эмоциональное состояние
Отказ от экстремальных развлечений и видов спорта
Полноценный и длительный отдых и сон
Регулярное посещение врачей
Режим дня
Из таблицы мы видим, что общая направленность оценивания факторов здорового образа мальчиками и девочками совпадает у обеих групп. В то же время наблюдаются преобладание значимости в глазах девочек таких факторов, как «отказ от вредных привычек», «отказ от экстремальных видов деятельности», «регулярное посещение врачей». Мальчики, в свою очередь уделяют больше внимания положительному эмоциональному состоянию.
Рассмотрим в свою очередь самооценку соблюдения подростками основных правил ЗОЖ (Таблица 3).
Сравнение соблюдения подростками основных правил здорового образа жизни в зависимости от гендерного признака.
Правила ЗОЖ
Ответы мальчиков (баллы)
Ответы девочек
(баллы)
Отказ от вредных привычек
Рациональное полноценное питание
Двигательная активность
Закаливание
Личная гигиена
Положительное эмоциональное состояние
Отказ от экстремальных развлечений и видов спорта
Полноценный и длительный отдых и сон
Регулярное посещение врачей
Режим дня
Приведенная таблица позволяет сделать вывод о наличии выраженных различий в соблюдении здорового образа жизни подростками мужского и женского пола. Девочки в большей мере чем мальчики склонных соблюдать такие правила ЖОЖ, как «личная гигиена», «обеспечение положительного эмоционального состояния», «отказ от экстремальных видов спорта и отдыха», «регулярное поседение врачей». Мальчику, в свою очередь, больше внимания уделяют полноценному рациональному питанию и полноценному отдыху.
Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о наличии выраженных различий в отношении к здоровому образу жизни подростков разного пола, что подтверждает нашу вторую гипотезу. Заключение
Научно-исследовательская работа «Особенности отношения мальчиков и девочек подросткового возраста к здоровому образу жизни» направлена на изучение характера отношения подростков к проблеме здорового образа жизни, выявления гендерных различий этих отношений.
На основе анализа литературных источников нами были сформулированы две гипотезы.
Отношение подростков к здоровому образу жизни носит неоднозначный характер. Здоровье рассматривается подростками как серьезная ценность. Они понимают значимость и важность ведения здорового образа жизни. В то же время, подростки не готовы реализовать свои знания о ЗОЖ на практике.
Подростки мужского и женского пола по-разному относятся к различным аспектам здорового образа жизни.
Для проверки наших гипотез нами было проведено анкетирование учащихся 7-9 классов Николо-Урюпинской ООШ с помощью специально разработанной анкеты.
Полученные данные полностью подтвердили наши гипотезы, выявив расхождения между ценностным отношением подростков к здоровому образу жизни и их реальным образом жизни. Кроме того, сравнение результатов анкетирования мальчиков и девочек позволили подтвердить гипотезу о различии отношения к отдельным аспектам здорового образа жизни.
В ходе исследования обе наши гипотезы были подтверждены, цель исследования достигнута.
Литература
Барканова О.В. Исследование половых и гендерных различий отношения к здоровью старших подростков. [Эл. ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/409/41515.php.
Курашов, Ю. Проблема здорового образа жизни у подростков. Исследовательская работа. [Эл.ресурс]. URL: http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2015/06/16/problema-zdorovogo-obraza-zhizni-u.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. [Эл.ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5908710/.
Отчет ВОЗ выявляет тот факт, что здоровью подростков уделяется недостаточно внимания [Эл. ресурс]. URL:http://www.euro.who.int/ru/what-we-publish/information-for-the-media/sections/latest-press-releases/who-report-reveals-teenagers-do-not-get-a-fair-deal-on-health.
Преамбула к Уставу(Конституции) Всемирной организации здравоохранения. [Эл.ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901977493.
Румянцева А.В. Проблема здоровья в представлении юношей и девушек// Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада России: Материалы международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 28 — 30 марта 2003 г. — Петрозаводск: КГПУ, 2003. – с. 232-235
Чешейко, В.В. Гендерные особенности отношения к здоровью в подростковом возрасте.[Эл.ресурс] Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.jurnal.org/articles/2012/psih8.html.
Приложение 1.
Анкета «Здоровый образ жизни»
Источник
Оценка подростками своего здоровья
Дата публикации: 13.11.2018 2018-11-13
Статья просмотрена: 516 раз
Библиографическое описание:
Моисеева, Т. А. Оценка подростками своего здоровья / Т. А. Моисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53714/ (дата обращения: 09.06.2021).
В данной статье рассмотрено понятие здоровья и отношение подростков к здоровью как к одной из главных человеческих ценностей. А также самооценка подростками своего здоровья. Проведено исследование на отношение подростков к здоровью.
Ключевые слова: здоровье, самооценка здоровья, подростки, уровни отношения к здоровью, ценность.
Термин «здоровье» широко употребляется в повседневной жизни, как взрослыми, так и детьми. Однако его определение сложно из-за множества компонентов, относящихся к данному феномену. Пожалуй, наиболее полным и известным является определение здоровья, сформулированное Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ). По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
Из данного определения видно, что «здоровье» — это не только физическое состояние человека. Здоровье касается всех сфер жизни людей. Здоровье человека можно считать самой большой ценностью жизни. Ведь его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно охранять и оберегать, оно нуждается в развитии и совершенствовании, улучшении и укреплении. Во многих книгах встречается такая фраза «здоровье- необходимое условие счастья». Но каждый ли человек оценивает здоровье — как высшую ценность?
Актуальность изучения проблемы отношения подростков к здоровью обусловлена несколькими причинами. Это, во-первых, исторически сложившаяся смена факторов патологии, которая характеризуется преобладанием неинфекционных эндогенных факторов заболеваемости и смертности населения в целом и подростков в частности. Во-вторых, это свойственный современным подросткам относительно низкий уровень культуры здоровья и культуры поведения в сфере здоровья.
Высокая научная и социальная значимость изучаемой проблемы непосредственно связана с выраженным ухудшением показателей здоровья подростков. Так, согласно результатам исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % российских школьников имеют отклонения в состоянии физического и психического здоровья.
Понятие «отношение к здоровью» является сложным и комплексным. Оно включает в себя несколько аспектов: когнитивный (идеи, мнения, убеждения и знания о здоровье, здоровом образе жизни, о функционировании человеческого тела), эмоциональный (чувства и эмоции, которые связаны с различными ощущениями в теле, а также с имеющейся информацией, плюс к этому — ценности человека), поведенческий (действия и деятельность, направленные на подержание здоровья, либо на устранение болезненных ощущений). Отношение к здоровью — один из важнейших компонентов системы ценностей человека.
Соответственно, отношение человека к собственному здоровью может быть описано на различных уровнях: когнитивном, поведенческом, ценностно-мотивационном, эмоциональном. На сегодняшний день разработано множество методик для определения отношения к здоровью. Для данного следования был взят Опросник «Отношение к здоровью» (автор Р. А. Березовская), который как раз включается в себя интересующие нас шкалы. Опросник состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:
- когнитивной;
- эмоциональной;
- поведенческой;
- ценностно-мотивационной.
Изучение отношения подростков к здоровью осуществлялось в рамках изучения дисциплины «Психология здоровья». Исследование поводилось на базе академического колледжа АмГУ в октябре 2018 года. В нем приняли участие 50 подростков, в возрасте 15 лет. На основе анализа качественного анализа полученных данных, установлено следующее:
На когнитивном уровне большинство подростков (57 %) имеют представление о факторах, способствующих как ухудшению, так и улучшению состояния здоровья. Они понимают роль здоровья в повседневной жизни человека. Оставшаяся часть подростков (43 %) недооценивают влияние вредных привычек, «неправильного» образа жизни, профилактики ЗОЖ на нынешнее и дальнейшее состояние здоровья. Также было выяснено, что 76 % испытуемых в случаях недомогания сами решают, какие лекарства пить (обращаются к друзьям, ищут схему лечения интернете, а также используют прошлые схемы лечения). И лишь, 22 % при недомогании идут на прием к специалисту. Оставшиеся 2 % просто ждут, пока станет легче.
На поведенческом уровне большинство подростков (81 %) придерживаются здорового образ жизни: делают зарядку, посещают различные спортивные кружки и секции, ходят в тренажерный зал, есть даже те, кто закаляется. Однако после анализа всех ответов, можно сказать, что подростки занимаются спортом не ради здоровья, так как не относят его к категории «поддержание здоровья». Можно предположить, что подростки занимаются спортом, посещают секции из-за «моды», возможно, ради общения с определенным крутом лиц, или из каких-либо других соображений. 19 % испытуемых-подростков не посещают дополнительные секции.
На эмоциональном уровне многие подростки (75 %) не переживают из-за ухудшения своего здоровья, фон их настроения не понижается. 25 % подростков чувствуют подавленность. Интересным является то, что как при ухудшении здоровья, так и при его улучшении большинство испытуемых (57 %) чувствует безразличие.
На ценностно-мотивационном уровне большая часть подростков (45 %) не считает необходимым придерживаться здорового образа жизни, так как считает, что состояние здоровья в большей степени зависит от наследственности и качества медицинского обслуживания. Еще 60 % респондентов, занимается физкультурой, посещают различные спортивные кружки и секции, однако утверждают, что это не для здоровья, а для интересного время препровождения. Вообще, здоровье, как ценность у большинства подростков занимает 3–4 место после «достижения материального благополучия», «получения работы», «создания семьи». Хотя в данном случае, необходимо указать тот факт, что ребята не информированы о том, что именно состояние здоровья способствует достижению многих других целей и удовлетворению различных потребностей человека.
На основе проведенного исследования, можно сделать несколько выводов относительно самооценки подростками своего здоровья. Во-первых, большая часть подростков не считает здоровье главной ценностью человека; здоровье занимает 4 место в их иерархии ценностей. Во-вторых, подростки систематически занимаются спортом, однако не ради поддержания здоровья, а для поддержания хорошей физической формы. В-третьих, подростки считают, что состояние здоровья в большей степени зависит от качества медицинского обслуживания. В-четвертых, подростки предпочитают заниматься самолечением, слушать советы друзей или использовать прошлую схему лечения в случаях недомогания. В-пятых, случаи недомогания не вызывают у подростков негативные эмоции, общий фон настроения остается одинаковым в сравнении с другими ситуациями. В-шестых, 97 % подростков считают себя абсолютно здоровыми, и не считают нужным делать что-либо для поддержания данного состояния. Можно также предположить, что подростки слабо осведомлены о последствиях бездействия и неправильного действия по отношению к своему здоровью, что может негативно влиять на его состояние.
1. Березовская, Р. А. Никифоров, Г. С. Отношение к здоровью // Психология здоровья / Р. А. Березовская, Г. С. Никифоров. — СПб.:2003. — С.100–110.
2. Захарова А. Н. Отношение к здоровью как фактор качества жизни // Прикладная психология в условиях модернизации системы образования: традиции и современность Чебоксары, 2008. С. 49–60.
3. Никифоров Г. С. Практикум по психологии здоровья. Питер, 2005., — 350 с.
Источник