Меню

Открытый урок по химии 10 класс витамины

Урок химии в 10 классе по теме «Витамины»
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Общее представление о витаминах, классификация витаминов и их значение.

Скачать:

Вложение Размер
urok_khimii_10_klass.docx 15.3 КБ
vitaminki.ppt 168.5 КБ
anketa_po_viaminam_raspechatat.doc 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии 10 класс.

Цель: Сформировать общее представление о витаминах, познакомить с их классификацией, представителями и значением.

Задачи: 1) на основе межпредметных связей с биологией на примере важнейших представителей водо-и жирорастворимых витаминов изучить их влияние на процессы жизнедеятельности

2) использовать повседневной жизни знания о витаминах.

  1. Вступительное слово учителя:

Народная мудрость гласит:

«Обед без овощей – Праздник без музыки»

«Зелень на столе – здоровье на сто лет»

«Лук от семи недуг»

«Хлеб да капуста никого не подпустят»

-Ребята, сформулируйте тему нашего урока

Эпиграфом нашего урока подходят следующие строки:

Это избранное сословье,

Перед ними в почтенье склонись:

Витамины дают здоровье,

Людям всем продлевают жизнь.

  1. Изучение нового материала:
  1. В обмене веществ особое значение имеет группа веществ, которые крайне необходимы для нормальной жизнедеятельности

Прежде чем говорить о значении витаминов, мы должны знать, чем с точки зрения химии
ЯВЛЯЮТСЯ ВИТАМИНЫ?
НО ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС СКАЖИТЕ, О ЧЁМ ИДЁТ РЕЧЬ В ДАННОМ ЧЕТВЕРОСТИШЬИ:
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОНИ УСКОРЯТ РАЗОМ,
И СПЕЦИФИЧЕН В МОРЕ ЖИЗНИ ВЕЧНЫЙ ХОД,
КОГДА ПЕПСИН, ТРИПСИН И АМЕЛАЗА
ВСТУПАЮТ В ОКИСЛИТЕЛЬНЫЙ ПОХОД?
ОТВЕТ: ФЕРМЕНТЫ
ВСПОМНИМ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ФЕРМЕНТОВ – белки и для функционирования многих из них необходимо некая небелковая часть – кофактор (от лат. «со» — вместе). Кофакторами многих ферментативных реакций являются витамины

Даётся определение, что такое витамины:

Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме

  1. История изучения витаминов!

Когда и кем были открыты витамины? Электронная презентация учащихся.

Классификация витаминов. Электронная презентация учащихся.

  1. Работа с таблицей №10 стр 243 «Суточная потребность человека витаминов». Анализ второй колонки таблицы.

Вывод: витамины необходимы организму в ничтожных (по сравнению с другими питательными веществами) количествах. (ферменты, как катализаторы не расходуются в процессе химических реакций, а потеря витаминов связаны с тем, что ферменты с некоторой периодичностью обновляются в организме)

Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?

Ответ: Потому что питательные вещества и витамины выполняют в организме разные функции: питательные вещества являются строительным материалом и источником энергии, а витамины входят в состав биологических катализаторов – ферментов, или сами являются ферментами, которые ускоряют химические процессы в организме.

  1. Как поступают витамины в организм?

Ответ: С пищей, некоторые синтезируются в недостаточных количествах.

  1. Витамины в продуктах питания (презентация).
  2. Отсутствие или недостаток витаминов в организме приводит к заболеваниям. (презентация учащихся)
  3. Аптечные витамины или овощи и фрукты? (сообщение)
  4. Эквивалент витаминной таблетки (электронная презентация)
  5. О том, что знают о витаминах учащиеся нашей школы и какие витамины ребята предпочитают употреблять, нам расскажут учащиеся, проводившие социологический опрос 6-11 классов.

Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

Подсчёт результатов (представлено в презентации)

2) Какие задачи мы с вами сегодня разобрали?

Домашнее задание: параграф №20;

  1. Как нужно хранить плодоовощную продукцию, чтобы в них не разрушались витамины?
  2. Запишите правила, которые необходимо соблюдать при приготовлении блюд из овощей?

Источник

Методические материалы по теме «Витамины — основа жизни» (открытый урок по химии, 10 класс)

МБОУ Долгокычинская СОШ

(открытый урок, 10 класс)

Составила: учитель химии

Разработка открытого урока по химии в 10 классе

Урок предполагает использование элементов кейс-технологии. В кейсах у ребят — сообщения о различных витаминах, заготовленные ими самостоятельно в качестве домашней подготовки.

Проходит урок в виде исторического экскурса по разным странам мира, где в своё время были или открыты или исследованы особые вещества биологической природы — витамины.

Сообщения учащихся сопровождаются презентацией учителя и презентациями, подготовленными ребятами самостоятельно.

По ходу урока заполняется таблица о значимости разных групп витаминов, а так же решается проблема, поставленная в начале урока.

В конце урока, проводится тестирование по вопросу, есть ли у ребят авитаминоз.

Цель. На основе межпредметных связей с биологией, опираясь на жизненный опыт учащихся, обобщить знания учащихся о витаминах, раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека. Дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

Образовательные: расширить представления учащихся об истории открытия витаминов. Обобщить имеющиеся знания о важнейших представителях витаминов. Показать значимость витаминов для здоровья человека.

Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни, используя полученные на уроке знания о витаминах.

Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, ИКТ-компетенции, прививать интерес к предмету, развивать творческую активность.

Методические задачи урока.

Основа урока – использование некоторых элементов кейс-технологии.

1. Учить школьников находить, обрабатывать, обобщать полученную информацию.

2. Развивать навыки использования компьютерных программ (Microsoft PowerPoint) для оформления результатов.

3. Развивать навыки исследовательской деятельности.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, ноутбуки учащихся, коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl 3 — 1%, крахмальный клейстер, 5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи (NaOH).

Тип урока. Урок самостоятельного изучения и первичного закрепления полученных знаний

Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.

Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», «Хранение продуктов» — 3 учащихся.

Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 2 учащихся.

Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс

— На нашем сегодняшнем уроке речь пойдёт об одной из важнейших и незаменимых сторон жизни человека – о здоровье. Чтобы быть здоровым, надо соблюдать много условий, но главное из них — это правильное питание. Причём, на каждом этапе жизни оно должно быть различным.

— Скажите, что получает человек вместе с пищей?

— Верно, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто догадался, что это за особые вещества?

— Верно, ребята – это витамины . Даже в наше цивилизованное время можно почувствовать недостаток витаминов. Особенно весной и осенью наш организм быстро утомляется, снижается иммунитет. Слад 1

II . Актуализация знаний

— Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели?

— Верно, витамины. Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Может, кто-то догадался, что именно послужило источником витаминов для моряков? Если нет, то вы узнаете об этом в конце урока .

1. Введение в понятие

— Итак, что же такое витамины? Какие определения вы нашли, и в каких источниках?

Учащиеся зачитывают различные варианты определения понятия «витамины».

— Обобщая всё вами сказанное, давайте запишем определение витаминов.

Работа в тетради

Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме.

— Находясь в продуктах питания в незначительных количествах, они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме.

2. Краткая история открытия витаминов

— Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности? А привели множественные факты из жизни людей.

— У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 г., «Ошибка господа бога», в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то, что у них имеется достаточный запас пищи. Прочтите отрывок из рассказа в учебнике.

Работа с учебником. Учащийся читает вслух отрывок на с.276.

— В этом маленьком отрывке из рассказа ясно показана причина заболевания. Какова она, на ваш взгляд?

– Да, верно – это отсутствие в консервированных продуктах веществ – витаминов.

— Кто был основателем открытия витаминов?

— Верно, начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот).

— Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, — соответственно—А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их и их производных сегодня известно около 80 видов.

— Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека, вам предстоит на уроке поработать и заполнить таблицу.

Источники витамина для организма

Роль витаминов для здоровья человека

— В начале урока мы говорили, что большое значение для здоровья человека имеют витамины. Почему?

— Дело в том, что для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы . Это часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.

Классификация витаминов, их свойства, значение и нахождение в продуктах

— Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:

1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В, Н и другие.

2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.

— Основным источником этого класса витаминов служат овощи и фрукты. Они содержат вместе с витаминами также и фитонциды, обладающие антисептическим и дезинфицирующим действием и эфирные масла, способствующие санации пищеварительной системы.

Витамин С (аскорбиновая кислота)

— Все витамины жизненно важны. Однако витамин С, аскорбиновая кислота, в ряду своих собратьев особый – это витамин над витаминами. Он единственный напрямую связан с белковым обменом. Аскорбиновая кислота – вещество, влияющее на активность ферментов.

Сообщение и презентация учащихся о витамине С

— Почему это вещество называется кислотой?

— Правильно, оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора.

Демонстрационный опыт 1

— Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)

Демонстрационный опыт 2 «Обнаружение витамина С в яблочном соке»

— Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.

— Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

Витамины группы В (В1-тиамин, В2-рибофлавин, В5-пантотеновая кислота, В6-пиридоксин, В9-фолиевая кислота, В12-цианкобаламин)

Сообщение и презентация учащихся о витаминах группы В

В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В.

Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.

Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен. При отсутствии в пище витамина В1 возникает заболевание бери-бери, о котором мы уже говорили. Эта болезнь часто кончается смертью.

Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.

Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

Содержится витамин В в печени, мясе, молоке, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

Витамин РР (ниацин)

Сообщение и презентация учащихся

Витамин Н (биотин)

Сообщение и презентация учащегося

— Отличительными особенностями этого класса является:

усваивание организмом только в присутствии жиров и желчи, так как растворяются в них;

способность накапливаться в организме при поступлении в него в больших количествах, что может привести к развитию гипервитаминозов;

наличие аналогов с близкой структурой и идентичным биологическим действием. Так, у витаминов А и К обнаружено по два аналога, у витамина Е – четыре, а у витамина D – десять

— Так как эти витамины нерастворимы в воде и экстрагируются органическими растворителями, их относят к липидам.

Витамин А (ретинол)

Сообщение и презентация учащихся

Демонстрационный опыт 3 «Определение витамина А в подсолнечном масле»

— В пробирку нальём 1 мл подсолнечного масла и добавим 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.

— При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Витамин Д (кальцифрол)

Сообщение и презентация учащихся

Демонстрационный опыт 4 «Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке»

— В пробирку с 1 мл рыбьего жира прильём 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.

Витамин Е (токоферол)

Сообщение и презентация учащегося

Витамин К (фитоменадион)

Сообщение и презентация учащегося

Витаминные препараты и правила их приема

— Не смотря на то, что витаминные препараты не являются лекарствами, важно знать правила их приема.

— Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии?

Сообщение учащегося «Современные витаминные препараты»

6. Сохранность витаминов в пище

— А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

— Мы уже заем, что в наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Ведь натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм — никогда не вызывают токсемии — отравления.

— Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.

Сообщение учащегося о кулинарной обработке пищи

— А вот вам и рецепты некоторых, очень полезных по содержанию в них витаминов, салатов и напитков.

Сообщение учащегося. Рецепты приготовления. Печатный вариант раздаёт учащимся.

— Так как же сохранить овощи и фрукты с минимальной потерей витаминов в них?

Сообщение учащегося «Правила хранения овощей и фруктов»

— Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Кто догадался, что это за источник? А какого витамина? Подскажу, что это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао.

— В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа. Это лимон!

— Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Ваши заполненные по ходу урока таблицы, вы сдадите. Я их проверю и поставлю отметки.

— А вот, что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.

Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D).

Витамин роста (А).

Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).

3. Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).

4. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).

5. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).

– Надеюсь, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!

— Поскольку отсутствие витаминов может вызвать что?

— Правильно – авитаминоз, обычно это случатся весною. Вот я и предлагаю вам узнать, на сколько вы здоровы.

Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

Каждый день у вас на столе бывает зелень?

Вы много времени проводите на свежем воздухе?

За каждый ответ «А» — 1 балл, за каждый ответ «Б» — 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни

— На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины.

1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2010.

2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.

3. Габриелян О.С.. Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.

4. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. М.: «Блик и К», 2001.

Источник

Читайте также:  Какие продукты дают витамин е
Adblock
detector