Урок химии в 10 классе по теме «Витамины»
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Общее представление о витаминах, классификация витаминов и их значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_khimii_10_klass.docx | 15.3 КБ |
vitaminki.ppt | 168.5 КБ |
anketa_po_viaminam_raspechatat.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии 10 класс.
Цель: Сформировать общее представление о витаминах, познакомить с их классификацией, представителями и значением.
Задачи: 1) на основе межпредметных связей с биологией на примере важнейших представителей водо-и жирорастворимых витаминов изучить их влияние на процессы жизнедеятельности
2) использовать повседневной жизни знания о витаминах.
- Вступительное слово учителя:
Народная мудрость гласит:
«Обед без овощей – Праздник без музыки»
«Зелень на столе – здоровье на сто лет»
«Лук от семи недуг»
«Хлеб да капуста никого не подпустят»
-Ребята, сформулируйте тему нашего урока
Эпиграфом нашего урока подходят следующие строки:
Это избранное сословье,
Перед ними в почтенье склонись:
Витамины дают здоровье,
Людям всем продлевают жизнь.
- Изучение нового материала:
- В обмене веществ особое значение имеет группа веществ, которые крайне необходимы для нормальной жизнедеятельности
Прежде чем говорить о значении витаминов, мы должны знать, чем с точки зрения химии
ЯВЛЯЮТСЯ ВИТАМИНЫ?
НО ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС СКАЖИТЕ, О ЧЁМ ИДЁТ РЕЧЬ В ДАННОМ ЧЕТВЕРОСТИШЬИ:
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОНИ УСКОРЯТ РАЗОМ,
И СПЕЦИФИЧЕН В МОРЕ ЖИЗНИ ВЕЧНЫЙ ХОД,
КОГДА ПЕПСИН, ТРИПСИН И АМЕЛАЗА
ВСТУПАЮТ В ОКИСЛИТЕЛЬНЫЙ ПОХОД?
ОТВЕТ: ФЕРМЕНТЫ
ВСПОМНИМ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ФЕРМЕНТОВ – белки и для функционирования многих из них необходимо некая небелковая часть – кофактор (от лат. «со» — вместе). Кофакторами многих ферментативных реакций являются витамины
Даётся определение, что такое витамины:
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме
- История изучения витаминов!
Когда и кем были открыты витамины? Электронная презентация учащихся.
Классификация витаминов. Электронная презентация учащихся.
- Работа с таблицей №10 стр 243 «Суточная потребность человека витаминов». Анализ второй колонки таблицы.
Вывод: витамины необходимы организму в ничтожных (по сравнению с другими питательными веществами) количествах. (ферменты, как катализаторы не расходуются в процессе химических реакций, а потеря витаминов связаны с тем, что ферменты с некоторой периодичностью обновляются в организме)
Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
Ответ: Потому что питательные вещества и витамины выполняют в организме разные функции: питательные вещества являются строительным материалом и источником энергии, а витамины входят в состав биологических катализаторов – ферментов, или сами являются ферментами, которые ускоряют химические процессы в организме.
- Как поступают витамины в организм?
Ответ: С пищей, некоторые синтезируются в недостаточных количествах.
- Витамины в продуктах питания (презентация).
- Отсутствие или недостаток витаминов в организме приводит к заболеваниям. (презентация учащихся)
- Аптечные витамины или овощи и фрукты? (сообщение)
- Эквивалент витаминной таблетки (электронная презентация)
- О том, что знают о витаминах учащиеся нашей школы и какие витамины ребята предпочитают употреблять, нам расскажут учащиеся, проводившие социологический опрос 6-11 классов.
Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
Подсчёт результатов (представлено в презентации)
2) Какие задачи мы с вами сегодня разобрали?
Домашнее задание: параграф №20;
- Как нужно хранить плодоовощную продукцию, чтобы в них не разрушались витамины?
- Запишите правила, которые необходимо соблюдать при приготовлении блюд из овощей?
Источник
Методические материалы по теме «Витамины — основа жизни» (открытый урок по химии, 10 класс)
МБОУ Долгокычинская СОШ
(открытый урок, 10 класс)
Составила: учитель химии
Разработка открытого урока по химии в 10 классе
Урок предполагает использование элементов кейс-технологии. В кейсах у ребят — сообщения о различных витаминах, заготовленные ими самостоятельно в качестве домашней подготовки.
Проходит урок в виде исторического экскурса по разным странам мира, где в своё время были или открыты или исследованы особые вещества биологической природы — витамины.
Сообщения учащихся сопровождаются презентацией учителя и презентациями, подготовленными ребятами самостоятельно.
По ходу урока заполняется таблица о значимости разных групп витаминов, а так же решается проблема, поставленная в начале урока.
В конце урока, проводится тестирование по вопросу, есть ли у ребят авитаминоз.
Цель. На основе межпредметных связей с биологией, опираясь на жизненный опыт учащихся, обобщить знания учащихся о витаминах, раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека. Дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Образовательные: расширить представления учащихся об истории открытия витаминов. Обобщить имеющиеся знания о важнейших представителях витаминов. Показать значимость витаминов для здоровья человека.
Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни, используя полученные на уроке знания о витаминах.
Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, ИКТ-компетенции, прививать интерес к предмету, развивать творческую активность.
Методические задачи урока.
Основа урока – использование некоторых элементов кейс-технологии.
1. Учить школьников находить, обрабатывать, обобщать полученную информацию.
2. Развивать навыки использования компьютерных программ (Microsoft PowerPoint) для оформления результатов.
3. Развивать навыки исследовательской деятельности.
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, ноутбуки учащихся, коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl 3 — 1%, крахмальный клейстер, 5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи (NaOH).
Тип урока. Урок самостоятельного изучения и первичного закрепления полученных знаний
Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – весь класс.
Подготовка сообщений по темам: «Витаминные препараты», «Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи», «Хранение продуктов» — 3 учащихся.
Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 2 учащихся.
Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс
— На нашем сегодняшнем уроке речь пойдёт об одной из важнейших и незаменимых сторон жизни человека – о здоровье. Чтобы быть здоровым, надо соблюдать много условий, но главное из них — это правильное питание. Причём, на каждом этапе жизни оно должно быть различным.
— Скажите, что получает человек вместе с пищей?
— Верно, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто догадался, что это за особые вещества?
— Верно, ребята – это витамины . Даже в наше цивилизованное время можно почувствовать недостаток витаминов. Особенно весной и осенью наш организм быстро утомляется, снижается иммунитет. Слад 1
II . Актуализация знаний
— Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели?
— Верно, витамины. Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Может, кто-то догадался, что именно послужило источником витаминов для моряков? Если нет, то вы узнаете об этом в конце урока .
1. Введение в понятие
— Итак, что же такое витамины? Какие определения вы нашли, и в каких источниках?
Учащиеся зачитывают различные варианты определения понятия «витамины».
— Обобщая всё вами сказанное, давайте запишем определение витаминов.
Работа в тетради
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме.
— Находясь в продуктах питания в незначительных количествах, они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме.
2. Краткая история открытия витаминов
— Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности? А привели множественные факты из жизни людей.
— У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 г., «Ошибка господа бога», в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то, что у них имеется достаточный запас пищи. Прочтите отрывок из рассказа в учебнике.
Работа с учебником. Учащийся читает вслух отрывок на с.276.
— В этом маленьком отрывке из рассказа ясно показана причина заболевания. Какова она, на ваш взгляд?
– Да, верно – это отсутствие в консервированных продуктах веществ – витаминов.
— Кто был основателем открытия витаминов?
— Верно, начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот).
— Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, — соответственно—А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их и их производных сегодня известно около 80 видов.
— Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека, вам предстоит на уроке поработать и заполнить таблицу.
Источники витамина для организма
Роль витаминов для здоровья человека
— В начале урока мы говорили, что большое значение для здоровья человека имеют витамины. Почему?
— Дело в том, что для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы . Это часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.
Классификация витаминов, их свойства, значение и нахождение в продуктах
— Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:
1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В, Н и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.
— Основным источником этого класса витаминов служат овощи и фрукты. Они содержат вместе с витаминами также и фитонциды, обладающие антисептическим и дезинфицирующим действием и эфирные масла, способствующие санации пищеварительной системы.
Витамин С (аскорбиновая кислота)
— Все витамины жизненно важны. Однако витамин С, аскорбиновая кислота, в ряду своих собратьев особый – это витамин над витаминами. Он единственный напрямую связан с белковым обменом. Аскорбиновая кислота – вещество, влияющее на активность ферментов.
Сообщение и презентация учащихся о витамине С
— Почему это вещество называется кислотой?
— Правильно, оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора.
Демонстрационный опыт 1
— Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)
Демонстрационный опыт 2 «Обнаружение витамина С в яблочном соке»
— Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.
— Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
Витамины группы В (В1-тиамин, В2-рибофлавин, В5-пантотеновая кислота, В6-пиридоксин, В9-фолиевая кислота, В12-цианкобаламин)
Сообщение и презентация учащихся о витаминах группы В
В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В.
Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.
Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен. При отсутствии в пище витамина В1 возникает заболевание бери-бери, о котором мы уже говорили. Эта болезнь часто кончается смертью.
Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.
Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Содержится витамин В в печени, мясе, молоке, овощах, яйцах, проросшей пшенице.
Витамин РР (ниацин)
Сообщение и презентация учащихся
Витамин Н (биотин)
Сообщение и презентация учащегося
— Отличительными особенностями этого класса является:
усваивание организмом только в присутствии жиров и желчи, так как растворяются в них;
способность накапливаться в организме при поступлении в него в больших количествах, что может привести к развитию гипервитаминозов;
наличие аналогов с близкой структурой и идентичным биологическим действием. Так, у витаминов А и К обнаружено по два аналога, у витамина Е – четыре, а у витамина D – десять
— Так как эти витамины нерастворимы в воде и экстрагируются органическими растворителями, их относят к липидам.
Витамин А (ретинол)
Сообщение и презентация учащихся
Демонстрационный опыт 3 «Определение витамина А в подсолнечном масле»
— В пробирку нальём 1 мл подсолнечного масла и добавим 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
— При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
Витамин Д (кальцифрол)
Сообщение и презентация учащихся
Демонстрационный опыт 4 «Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке»
— В пробирку с 1 мл рыбьего жира прильём 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.
Витамин Е (токоферол)
Сообщение и презентация учащегося
Витамин К (фитоменадион)
Сообщение и презентация учащегося
Витаминные препараты и правила их приема
— Не смотря на то, что витаминные препараты не являются лекарствами, важно знать правила их приема.
— Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии?
Сообщение учащегося «Современные витаминные препараты»
6. Сохранность витаминов в пище
— А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?
— Мы уже заем, что в наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Ведь натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм — никогда не вызывают токсемии — отравления.
— Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.
Сообщение учащегося о кулинарной обработке пищи
— А вот вам и рецепты некоторых, очень полезных по содержанию в них витаминов, салатов и напитков.
Сообщение учащегося. Рецепты приготовления. Печатный вариант раздаёт учащимся.
— Так как же сохранить овощи и фрукты с минимальной потерей витаминов в них?
Сообщение учащегося «Правила хранения овощей и фруктов»
— Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Кто догадался, что это за источник? А какого витамина? Подскажу, что это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао.
— В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа. Это лимон!
— Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Ваши заполненные по ходу урока таблицы, вы сдадите. Я их проверю и поставлю отметки.
— А вот, что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.
Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D).
Витамин роста (А).
Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
3. Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
4. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
5. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
– Надеюсь, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!
— Поскольку отсутствие витаминов может вызвать что?
— Правильно – авитаминоз, обычно это случатся весною. Вот я и предлагаю вам узнать, на сколько вы здоровы.
Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
Каждый день у вас на столе бывает зелень?
Вы много времени проводите на свежем воздухе?
За каждый ответ «А» — 1 балл, за каждый ответ «Б» — 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни
— На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины.
1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2010.
2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
3. Габриелян О.С.. Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
4. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. М.: «Блик и К», 2001.
Источник