Меню

Открытый урок по экологии здоровья

К здоровью – через экологию

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является сохранение здоровья. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребностей к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом, в частности, перед нами, педагогами-«дошкольниками».

Так как именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности; закладываются основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности; формирование здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. И поэтому нам, педагогам (и конечно же, родителям) следует повернуться лицом к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, потому что, только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Сложившаяся неблагополучная ситуация подтолкнула к определению следующих проблем: сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, воспитания гуманной, социально — активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающей мир. Для решения этой проблемы, использую комплексную программу Васильевой М. А. «Воспитание и обучение в детском саду», парциальные программы Н. А. Рыжова «Наш дом-природа», С. Н. Николаева «Юный эколог», технологии: З.И. Береснева «Здоровый малыш», направленные на всестороннее развитие ребёнка в процессе его экологического воспитания, формирование основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, выработке основ здорового образа жизни.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  1. Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;
  2. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
  3. Воспитание у детей потребности в здоровье, элементарном представлении о ЗОЖ.

Реализацию поставленных целей и задач я начала с построения предметно-развивающей среды группы связанной с экологизацией как воспитательно-образовательного процесса, так и всех режимных моментов.

Предметно развивающую среду условно разделила на внутренние и внешние зоны. Внутренние функциональные зоны — зона обучения, зелёная лаборатория, живой уголок, зона библиотеке и видеотеки, фито-бар. На участке детского сада создали внешние экологические зоны-экологическую тропинку, огород. Каждая из этих зон выполняет свою функциональную роль.

Зона обучения — хорошо освещена, в ней размешены столы, где проходят занятия. Столы располагаются по кругу, т.е. так чтобы педагог работал «не над», а «вместе» с детьми. В зоне обучения имеется глобус, карта, развивающие игры и д.р.. Функциональная роль этой зоны — обучающая, релаксационная. Дети находятся здесь не только на занятии, но и могут организовать игры, отдохнуть. В течение дня здесь проходят пальчиковая гимнастика (способствующая нервно-психическому развитию) и дыхательные упражнения.

Зелёная лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формирования научного мировоззрения. В то же время лаборатория-это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Здесь же находится центр «воды и песка». Дети с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства, плещутся в воде, открывая её тайны. Игры детей с водой способствуют улучшению дыхания, закаливанию организма (кисти рук, также, как и стопы, являются зонами теплообменниками; через эти зоны проходит 70% тепла; температура воды должна быть не ниже 28 градусов). Функциональная роль центра — познавательная, оздоровительная. В лаборатории разбиваем «огород на подоконнике» — где круглый год выращиваем лук, укроп, петрушку, использую затем всё это в рационе питания детей, тем самым, повышая запас витаминов.

Весной в ящиках выращиваем рассаду для своего огорода. В группе имеется «живой уголок», где содержатся морская свинка Тимошка, волнистый попугай Гоша, черепахи, аквариум с золотыми рыбками. Также представлено большое разнообразие комнатных растений. На примере которых, можно показать связи живых организмов с окружающей средой, выяснить, какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений и животных нашего живого уголка. Аквариум оказывает релаксационное воздействие на детей, привлекает их внимание, хорошо вписывается в интерьер группы и дает воспитателю возможность организовать серию интересных наблюдений за обитателями этого маленького водоема, его особенностями, сформировать у ребенка чувство ответственности за других существ, показать красоту и разнообразие, хрупкость существования подводного мира. Дети очень любят дежурить в этом уголке, с радостью ухаживают за животными и растениями, наблюдают за их ростом и развитием. В процессе этой работы дети приобретают навыки по уходу за живой природой, воспитывается бережное отношение к ней, происходит развитие эмоциональной сферы ребенка.

Зона библиотеки и видеотеки. Здесь представлен богатый материал художественной и научно — популярной литературы; видеофильмы — о природе, о человеке как части природы, об основах здорового образа жизни. Формы и методы работы в этой зоне разнообразны, и зависят от конкретно поставленной педагогом цели. Это и просмотр видеофильмов, чтение, обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций, беседа, конкурсы, праздники здоровья, обсуждение ситуаций. Систематически проводятся конкурсы рисунков, устных сочинений, вечера загадок, пословиц и поговорок, в постановке кукольных спектаклей. Функциональная роль этой зоны — познавательная; воспитывается любовь литературе; релаксационная.

Читайте также:  Как поправится без вреда для здоровья мужчинам

В группе функционирует фито-бар, где под музыку «ребенок-бармен», угощает «посетителей» (детей группы) «волшебным чаем здоровья» — заваренным мятой, шалфеем, шиповником и другой душистой, полезной травой. Функциональная роль этой зоны — предупреждение острых респираторных заболеваний у детей, т.е. оздоровительная; эстетическая. Здесь же мы оздоровляемся фитонцидами — «чесночно-луковые закуски» (перед прогулкой, перед обедом). Чесночные букетики украшают фито-бар и ароматизируют помещение всей группы. На участке детского сада функционирует огород. В процессе работы дети приобретают навыки ухода за растениями, знакомятся с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе; развивается наблюдательность, вырабатываются навыки экологически безопасного поведения. И, конечно же, развивается эмоциональная сфера, происходит оздоровление ребёнка.

На участке детского сада создана и функционирует экологическая тропинка. Формы и методы работы на экологической тропе зависят от целей, поставленных педагогом. Функциональная роль экологической тропы обширна — познавательная, оздоровительная; происходит развитие эмоциональной, сенсорной сферы ребенка, знакомства с правильным обращением с природой.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач ложно достигнуть, если в группе создано сообщество дети — родители — педагог.

Проводятся беседы с родителями о влияние образа жизни на состояние здоровья; тестирование, спортивно-экологические праздники. Итак, систематически занимаясь работой по укреплению и сохранению здоровья детей через эколого-развивающую среду, я сумела достичь значительных положительных результатов:

  • снизилась заболеваемость детей;
  • снизился уровень тревожности и агрессивности у детей;
  • повысился уровень экологического сознания;
  • у детей сформировалось умение конструктивного выражения эмоций, эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. (Приложение 1)

Таким образом, считаю, что экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда группы, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели — сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни- это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости — залог нравственного здоровья.

Представленные практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, могут быть использованы педагогами ДОУ для профилактики простудных заболеваний и пропаганды здорового образа жизни.

Список использованной литературы:

1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх» М., 1993 г.

2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» М., 1993 г.

3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомление детей с природой» М., 1978 г.

4. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.

5. Зотов В. В. «Лесная мозаика» М.,1993 г.

6. Логинова В. И. «Программа развития и воспитания детей в детском саду». «Детство». СПб, 2000 г.

7. Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок» СПб, 1998 г.

8. Марковская М. «Уголок природы в детском саду» М., 1984 г.

9. Молодова В. «Игровые экологические занятия с детьми» Мн., 1996 г.

10. Николаева С.Н. «Юный эколог» М., 1995 г.

11. Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду» Я., 1998 г.

12. Рыжова Н. А. «Наш дом-природа» М., 1996 г.

13. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году?» М., 2000 г.

14. З. И. Береснева «Здоровый малыш» М., 2004 г.

Источник

Конспект открытого занятия по экологии. Человек и окружающая среда. Экологические аспекты здоровья человека

Разделы: Экология

Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации, в будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. обобщить, расширить и углубить экологические знания по теме;
  2. познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся проблемами окружающей среды;
  3. способствовать расширению знаний о предприятиях города Комсомольска-на-Амуре, экологической обстановке, мерах по её улучшению;
  4. развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией;
  5. воспитывать толерантность к чужому мнению, способности работать в коллективе;
  6. формировать целесообразное экологическое поведение в будущей трудовой деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентации, коробочки с жетонами, сообщения и рефераты учащихся по теме исследования, карточки с экологическими ситуациями, видеофильм “Элевит”, “Постройка дамбы на реке Амур в декабре 2005 года”.

План урока (на доске, скрытая часть)

  1. Влияние человека на окружающую среду.
  2. Анализ различных экологических ситуаций, предсказание последствий, найти выход из этих ситуаций.
Читайте также:  Женский возбудитель безопасный для здоровья

Вид занятия: семинар-конференция.

Слова-понятия: Аспект – точка зрения, взгляд на что-нибудь. [1]

Ноосфера – сфера разума.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Формулировка темы и определение учебных задач
  4. План урока
  5. Сообщения — научно-учебных исследований учащихся по теме конференции с презентациями.
  6. Контроль и оценка деятельности учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся и гостей, создание положительной мотивации на учебное занятие (любой ответ фиксируется жетонами), представление участников пресс-конференции – учащихся “учёных”, “экологов”, “врачей”.

2. Актуализация знаний.

Повторение предыдущей темы урока “Общие проблемы адаптации человека”.

3. Формулировка темы и определение учебных задач.

Тема нашего семинара-конференции заключена в 1 законе экологии, послушайте его и определите, о чём пойдёт речь?

“Всё тесно связано вокруг
(Примеры мы не будем множить),
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить….”

Как вы думаете, о чём пойдет речь?

(варианты ответов учащихся: о природе, о взаимодействии человека и окружающей его среды)

К кому обращены эти слова?

(ответ учащихся: к человеку)

Терминологический словарь на доске:

Аспект – точка зрения, взгляд на что-нибудь.

Ноосфера – сфера разума.

Поскольку современная экологическая ситуация есть продукт деятельности человека, то следует определить главные направления.

4. План урока.

Сегодня мы во главу угла поставим человека и главный вопрос семинара: влияние человека на окружающую среду и как среда влияет на него.

А далее на основе подготовленных и прослушанных материалов нам предстоит проанализировать различные экологические ситуации, предсказать последствия, найти выход из этих ситуаций.

5. Сообщения — научно-учебных исследований учащихся по теме конференции с презентациями.

В работе пресс-конференции принимают участие исследователи, они сегодня выступят в роли учёных, врачей и экспертов — экологов.

1.Научные сотрудники Государственного института по защите природы:

Тема исследования: “Экологические проблемы реки Амур”

2.Эксперты Международного союза охраны природы:

Тема исследования: “Влияние человека на окружающую среду”

3.Представители городского отделения общества охраны природы:

Тема исследования: “Экология города Комсомольска – на — Амуре и здоровье горожан и работников железнодорожного транспорта”.

Первый пункт плана многогранен, мы его конкретизируем с помощью вопросов.

Какие экологические вопросы вы хотели бы задать нашим гостям?

(ребята задают вопросы, которые фиксируются на экране)

Итак, вопросы по 1 пункту плана нашей конференции определены, и мы готовы обсудить их.

Все вопросы напрямую связаны с нашей темой конференции.

Слово предоставляется экспертам Международного союза охраны природы:

Тема исследования: “Влияние человека на окружающую среду”

(Прослушав “экспертов” ребята задают вопросы, дополняют.)

Многие интересуются экологической обстановкой в нашем городе и как это влияет на здоровье жителей г. Комсомольска-на-Амуре, и особенно нас интересует здоровье работников железнодорожного транспорта.

“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье”. [2]

Слово предоставляется представителям городского отделения общества охраны природы:

Тема исследования: “Экология города Комсомольска – на — Амуре и здоровье горожан и работников железнодорожного транспорта”.

(Прослушав “экспертов” ребята задают вопросы, дополняют.)

Безусловно нас всех очень волнует экологическая обстановка реки Амур.

Слово предоставляется _______________(Ф.И.О. учащихся)

Тема исследования: “Экологические проблемы реки Амур”

(Прослушав “экспертов” ребята задают вопросы, дополняют.)

Поблагодарим наших гостей за исследования в области экологии человека и окружающей его среды в нашем Хабаровском крае.

Мы совместно исследовали вопросы, которые волнуют нас и думаю, что мы все удовлетворены ходом нашей дискуссии.

Прослушав все выступления, мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательства человека.

Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство:

Чистый воздух – чтобы дышать;
Кристальная вода – чтобы пить;
Вся Природа – чтобы жить.

Давайте жить в согласии с природой и не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её дары и богатство!

А сейчас, мы переходим ко второму пункту плана нашей конференции.

Задание учащимся: проанализировать различные экологические ситуации и найти пути решения этих проблем.

Цель задания: сформировать понимание влияния человека на окружающую среду, умение управлять процессом оздоровления окружающей среды.

Самостоятельная работа в группах.

1 группеэкологическая ситуация №1

Интенсивный вылов осенней кеты в Комсомольском районе привёл к сокращению запасов этих лососей. Многочисленные нерестилища на реках Гур, Горин, Мачтовой, Шелехова заполняется на 20-30% .

Отрицательную роль в воспроизводстве осенней кеты

играет и то обстоятельство, что вылов начинается с самого начала хода, вылавливается сильная здоровая часть производителей.

Задание: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути её решения.

(массовый вылов отрицательно сказывается на запасах осетровых рыб, тем самым уменьшается, сокращается количество молоди, в результате рыба мельчает, ухудшаются её вкусовые качества, нерест сменяется на более поздние сроки. При существующем положении дел по развитию лососёвых рыб необходимо главную роль отвести естественному воспроизводству, усилить охрану нерестилищ лососей и создать заповедные зоны на основании нерестовых рек Гур, Горин, Мачтовой, Шелехова и т.д.. для сохранения генетического фонда является наиболее эффективным мероприятием по сохранению и увеличению численности лососей бассейна Амура.)

Читайте также:  Проект курить здоровью вредить 8 класс

2 группе — экологическая ситуация №2

Задание: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, её возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути её решения.

(При употреблении продуктов питания и молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления. Поскольку полиэтиленовые ёмкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанной таре, могут вызвать острые кишечные заболевания. если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром и др. болезнями. Лица, торгующие продуктами питания , часто не имеют справок о состоянии здоровья и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки чаще всего подбираются в мусорных контейнерах.

Молоко и продукты питания лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случаи сертифицирована, указаны сроки реализации. Если продукты питания приобретается у частников, необходимо требовать у них медицинскую книжку о состоянии здоровья продавца и справку о качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды (стеклянной тары) и внешний вид продавцов.)

3 группе — экологическая ситуация №3

Мысли героя романа Ф.Абрамова «Братья и сёстры»

«. — Покуда пахали на малосильном коняге, пашню бороздили только сверху, только верхний слой её подымали. А появился трактор — начали наизнанку выворачивать. Дескать, чем глубже, тем лучше».

Задание: согласны ли вы с этой мыслью, обоснуйте свой ответ и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.

Мысли героя (прочитать начало и продолжить)

(«-Ан нет, не лучше. Верхний слой — живой у поля, почва родит, в ней сила, а под почвой песок-желтяк, глина мертвая. И вот мы почву- то зарыли на аршин в песок да сверху её глиной, каменной плитой придавили».

пути решения этой проблемы мы чуть позже увидим в фильме “Элевит”.

На анализ и решения проблемы даётся ровно 10 минут.

А наших уважаемых гостей попросим поучаствовать в нашей дальнейшей работе в качестве экспертов (эксперты дают правильный ответ после прослушивания ответа группы).

Итог.

Биосфера и человечество, как её неотъемлемая часть, переживает новую революцию перехода к очередной стадии развития ноосфере, то есть сфере разума, которая от стихийного и неуправляемого движения попадает в область сознательного регулирования.

Российские учёные внесли свой вклад в дело внедрения ноосферных технологий. Сейчас с помощью фильма “Элевит” мы познакомимся с этими технологиями. Уже сегодня ноосферные технологии внедряются на Алтае, Камчатке, а в недалёком будущем начнётся строительство ноосферных поселений в нашем Хабаровском крае.

Перед просмотром вопрос учащимся.

Подумайте, какое общество может вступить в эпоху ноосферы?

(Просмотр фильма “Элевит” -13 мин)

Ответы учащихся на вопрос, который был поставлен перед ними до просмотра.

Преподаватель обобщает ответы учащихся, и совместно делают вывод.

В эпоху ноосферы может вступить лишь высокообразованное общество, понимающее свои цели, способное соизмерять свои потребности с теми возможностями, которые дает ему Природа.

Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас.

6. Контроль и оценка деятельности учащихся.

Итак, пришло время подвести итог нашей конференции.

Что интересного вы для себя отметили из нашей конференции?

Обращаемся к тем вопросам (вопросы на экране), которые были заданы ребятами вначале занятия и учащиеся самостоятельно отвечают на них.

Внимание – творческое домашнее задание. Ответить на вопросы письменно.

  1. Вы пессимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.
  2. Вы оптимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.

Форма рассказа любая: научный подход или с юмором, можно сопровождать рисунками.

Оценка деятельности учащихся.

Выставляются оценки. Преподаватель благодарит учащихся за плодотворный труд, рекомендует учебно-методическую литературу для углубленного изучения учебного материала по данной теме.

Литература.

  1. Толковый словарь Ожегова
  2. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.-304 с.
  3. Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- 5-е изд., дораб.-М.: Дрофа, 2001.
  4. Богданова Т.Л., Биология: Задания и упражнения. М.: высшая школа, 1984
  5. Тихонова А.Е., Ищенко А.Р., Диденко Т.Н. и др. Здоровье человека и экология Хабаровского края. Учебное пособие для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края
  6. Сравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. – М.: Школа-Пресс, 1996.-176 с.
  7. Г.А. Фадеева. Неделя экологии в школе. Волгоград: Учитель, 2006.

Источник

Adblock
detector