Урок биологии в 9-м классе по теме «Здоровье человека и общество»
Разделы: Биология
Цели урока:
Образовательная:
- Дать понятие здоровья – как важнейшей ценности человека и общества, рассмотреть виды здоровья, вредные привычки и влияние общества на здоровье человека.
Развивающая:
- Развитие познавательного интереса к предмету, умения работать с учебником, развитие логического мышления, умения анализировать.
Воспитательная:
- Воспитание заботливого отношения к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы: “Вред алкоголя” и “Вред курения”, “цветок здоровья” — демонстрационный материал и карточки с надписями критериев здоровья.
Вид урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организация класса.
Вступительное слово учителя: “На протяжении целого года мы изучали биологию человека: строение организма и его органов, функции, закономерности развития и многое другое. Но сегодня, как итог изученного, рассмотрим тему, скрытую в поговорке:”
(На экране проецируется поговорка с пропущенным словом: ……… – богатство во все времена).
Вопрос учителя: “Что же является для человека богатством во все времена?”
Дети отвечают – “Здоровье.”
(На экране появляется пропущенное слово: здоровье – богатство во все времена).
2. Изучение новой темы.
Учитель ставит цель урока: “Мы с вами сегодня рассмотрим: что включает в себя понятие здоровья, его виды; что значит здоровый образ жизни и как совместимы два понятия “здоровье” и “общество””.
Вопрос учителя: “Ребята, как вы понимаете “здоровье человека”?”
Дети высказывают свои версии.
Учитель: “По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) “здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов””.
(Определение высвечивается на экране).
Вопрос учителя: “О каких видах здоровья сказано в данном определении?”
Дети отвечают: физическое, психическое, социальное.
(На экране появляется схема, где под каждым видом здоровья поэтапно, после объяснения появляются определения каждого вида здоровья).
(Учитель во время ответов вывешивает на доску схему из надписей).
Учитель: “Давайте определим критерии каждого вида здоровья”.
Задание для учащихся: из написанных на листах критериев каждого вида здоровья выбрать принадлежащие определенному виду и расположить под ним, прикрепив с помощью магнита.
(Листы с надписью критериев лежат на столе учителя. Дети поочереди подходят, берут по одному листу, читают, объясняют к какому виду здоровья относится и прикрепляют его).
Вопрос учителя: “Ребята, а что значит “вредные привычки”?”
Работа по учебнику стр. 214-215. (влияние на организм алкоголя и табакокурения).
Задание: прочитать текст и ответить на вопрос: какой вред приносят организму вредные привычки?
Проверка задания – рассказ учащихся у доски с помощью плакатов: “Вред алкоголя” и “Вред никотина”.
Учитель дополняет выдержками из научных исследований (проецируются на экран).
— Если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4,6 года по сравнению с некурящим; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных сигарет от 20 до 39 – на 6,2 года.
Установлено, что люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.
Курящие в 15 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 инфарктом миокарда, в 10 – язвой желудка, и в 30 раз раком легких.
Вопрос учителя: “А если человек будет стараться избавится от вредных привычек, к какому образу жизни он будет стремиться?”
— Ответы детей (Здоровый образ жизни).
Учитель: “Давайте и мы соберем “Цветок здоровья”.”
(Учитель берет в руки круг с надписью “Здоровый образ жизни”. На столе лежат “Лепестки разноцветные тоже с надписями. Дети подходят поочереди к столу, берут по “лепестку”, читают что написано и крепят к доске рядом с сердцевиной).
Учитель: “Человек – сам творец своего здоровья. Однако, мы живем в век технического прогресса, в век развития общества. Как же общество относится к здоровью человека?”
Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:
1993 год приняты “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” – один основных стратегических документов развития здравоохранения. Состоит из 12 разделов: общие положения: 4 статьи. Основное – охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научно-медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленного на сохранение здоровья граждан РФ. 2 статья – основные принципы: приоритет профилактических мер по охране здоровья граждан, доступность медико-социальной помощи, защищенность граждан в связи с утратой трудоспособности, ответственность органов власти, за обеспечение прав граждан.
Вопрос учителя: “А как вы относитесь к своему здоровью?”
Тестирование:
7. Как часто ты плачешь?
- Не могу вспомнить когда это было (0)
- Пару раз в неделю (15)
- Почти каждый день (25)
8. От чего ты плачешь?
- От боли (0)
- От обиды (10)
- От злости (0)
9. Сколько ты гуляешь?
- Ежедневно от 1 до 2 часов (0)
- Ежедневно, но меньше часа (10)
- Иногда по выходным (20)
10. Когда ты ложишься спать?
- В 21-21.30 (0)
- После 22 часов (10)
- После 24 часов (35)
11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту?
- Соответствует или чуть меньше (0)
- Немного больше (10)
- Значительно превышает норму (30)
12. Сколько времени ты проводишь у телевизора?
- Не больше 1,5 часа (0)
- Больше 3 часов (10)
- Смотрю сколько хочу (30)
13. Сколько времени ты тратишь на уроки?
- Около 1,5 часа (0)
- Почти 2 часа (15)
- Больше 3 часов (35)
14. Можешь ли ты вбежать на 5 этаж?
- С легкостью 0
- С трудом и одышкой 25
- Не могу 35
15. Ходишь ли ты в спортивную секцию?
- Да (0)
- Нет (15)
Подсчет баллов.
Если от 0 до 20 очков – ты в полном порядке.
От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные привычки, но с ними пока не трудно бороться.
От 70 до 110 – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!
От 110 и выше – можешь даже не считать! Как ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!
3. Подведение итогов. Выводы.
Источник
Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему «Я и мое здоровье»
Разделы: Биология
Цели:
- Учить детей следить за своим физическим состоянием:
- Выявлять нарушение осанки, плоскостопия.
- Измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца.
- Развивать речь учащихся, через обогащение активного словаря,
- Развивать логическое мышление, через умение делать выводы о состоянии своего здоровья,
- Воспитание личности, способной сберечь своё здоровье.
Оборудование:
- метровая лента,
- тонометр,
- спорт. инвентарь,
- секундомер.
Таблицы:
- Скелет человека,
- Кровеносная система человека,
- Влияние никотина на организм человека.
- Видеоматериал: «Кровообращение человека.»
Модульное оборудование фирмы «Альма»:
- коврик « Гофер»,
- набор сенсорных мячей,
- подушечки.
Словарная работа:
Скелет – это кости, хрящи и укрепляющие их связки. Они определяют форму тела, служат опорой мягким частям, защищают от механических повреждений.
Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.
Ход практикума
I. Организационный момент.
Отчёт дежурного: дата, отсутствующие в школе.
II. Сообщение темы и цели практикума.
Ребята, сегодня вы научитесь следить за своим физическим состоянием.
Для этого необходимо провести исследование своего организма и сделать выводы.
Как вы думаете, что такое здоровье?
-Здоровье – это красота.
-Здоровье –это сила и ум.
Здоровье – это самое большое богатство.
Здоровье — это то, что нужно беречь.
Если нет здоровья, нет и счастья тоже.
Здоровье-это когда ты весел и всё у тебя получается.
Вы знаете, что у каждого человека есть скелет. Скелет – опора организма. Скелет – это кости, хрящи и укрепляющие их связки. Они определяют форму тела, служат опорой мягким частям, защищают от механических повреждений.
1 Выявление нарушения осанки.
Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.
При правильной осанке – спина прямая, голова откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.
1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча, отступая 3-5 см. вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше значит нарушений нет .Получение результата меньше единицы говорит о нарушении осанки. (дети работают в паре).
2. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак, если он проходит – значит, нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь –осанка в норме. (дети проверяют)
Рекомендации: для того, чтобы ваша осанка была в норме, вам надо регулярно заниматься спортом, делать по утрам зарядку, правильно сидеть за партой ,ходить не сутулясь. В нашей школе есть специальное оборудование, которым вы можете пользоваться (дети выполняют перекаты на спине).
2. Выявление плоскостопия.
Оборудование:
- таз с водой,
- лист бумаги,
- фломастер.
Мокрой ногой встать на лист бумаги. Контуры следа обвести. Найти центр третьего пальца и центр пятки. Соединить эти точки. Если в узкой части стопы след заходит за линию — плоскостопия нет.
Рекомендации: подбирать качественную обувь, летом ходить босиком по траве и камням, делать специальные упражнения (в школе ходить по спец. коврику, дома: собирать газету пальцами ног, катать мячик)
Физминутка. (проводит один из учеников)
3 Измерение артериального давления.
Демонстрация видеоматериала с комментарием. Причина движения крови- работа сердца. Знать артериальное давление надо, т. к. оно является важным показателем здоровья. А. Д. -120 \70 мм. Рт. Ст.
Тонометр- применяют для измерения артериального давления. Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему.
Если человек здоров, то при нагрузках повышается лишь верхнее (А.Д.), а нижнее меняется незначительно.
Всем учащимся измеряется артериальное давление. (учащиеся записывают результаты и делают выводы)
Демонстрируется таблица: «Влияние никотина на организм человека»
Ребята, вы уже наблюдали как действует никотин на движение крови (оно затормаживается). На этой таблице видно, что никотин пагубно действует на весь организм. Помните об этом и никогда не начинайте курить.
4 Функциональная проба: Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Оборудование: секундомер.
Пояснение:
Цель данной работы: познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. У здоровых подростков после 20 приседаний ЧСС возрастает на 1\3 по сравнению с состоянием покоя и нормализируется спустя 2-3 минуты после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы.
Оценка результатов:
В- ( хорошие ) , если ЧСС после окончания приседаний повысилась на 1\3 или меньше от результатов покоя.
С- ( средний ) , если наполовину.
Н –( низкий ), если больше чем наполовину.
Учащиеся делают самостоятельные выводы.
6 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Ход работы.
Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков. Во время измерения руки должны быть опущены.
Измерение на вдохе.
Испытуемому предлагают глубоко вздохнуть, Мышцы напрягать нельзя , плечи не поднимать не сутулиться.
В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и выдоха равна 6-9 см.
Итог: посмотрите на свои результаты и сделайте самостоятельные выводы о состоянии своего здоровья.
-Что вы можете сделать для поддержания хорошей физической формы своего организма?
п\о — регулярно заниматься спортом, не курить , не употреблять спиртные напитки.
Практическая работа (учащиеся записывают свои результаты).
1 Осанка.
Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.
2.Выявление плоскостопия.
Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры обведите карандашом.
3.Артериальное давление.
АД -в норме 120/70 мм. Рт. Ст.
Мое Артериальное давление-
4.Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
-Частота сердечных сокращений в состоянии покоя (ЧСС)-
-ЧСС после нагрузки-
Результат.
В- (хороший),если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3или меньше от результатов покоя.
С (средний) , если наполовину,
Н (низкий) ,если больше чем наполовину.
5.Измерение обхвата грудной клетки.
Измерение на вдохе –
Измерение на выдохе-
В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и выдоха равна 6-9 см.
Источник