Урок ОБЖ Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни 9 класс
план-конспект урока по обж (9 класс) на тему
Урок ОБЖ Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни для 9 класса составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zozh.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
учитель ОБЖ МОУ «СОШ №11 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Лягина Татьяна Станиславовна
Цель: сформировать понимание, что только от самого человека зависит здоровый (или нездоровый) образ жизни.
- сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»;
- обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности;
- способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни;
- способствовать формированию здорового образа жизни;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- развивать навыки индивидуальной работы и в группах;
- отработать навыки публичного выступления.
Тип урока: объяснение нового материала
Дидактическое оснащение: компьютер, доска, учебники, тетради, листки бумаги для ответов
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
1. Понятие «здоровье»
2. Понятие «здоровый образ жизни»
3. Факторы здорового образа жизни
4. Составляющие здорового образа жизни
5. Значение здорового образа жизни
«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.»
Н.М.Амосов
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок желаний”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.
Цель анкетирования: Выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.
ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)
Беседа с учащимися: Какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили?
Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?
Учитель. В мире существует более 1000 неизлечимых заболеваний. Некоторые заболевания редкие и встречаются единичный случай, на 10000-20000 тыс. человек, некоторые встречаются чаще в виде инфекционных заболеваний, например: СПИД, лихорадка Эбола и т.д.
Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью?
Учитель. Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист? Некоторые из вас на первое место выбрали семью, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, данная семья?
Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
Как вы думаете какова тема нашего урока?
— (выслушиваю ответы учеников). Верно, сегодня мы с вами поговорим о здоровье и здоровом образе человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
2. ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
-Мы говорим, что человек здоров, а что же такое здоровье?
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Он может успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Полноценной жизни обязательно сопутствует успех.
Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека
В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье- это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия , а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровый образ жизни способствует формированию у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, стремлениям и возможностям.
Далее обратить внимание учащихся на то, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер, поэтому каждый человек, ориентируясь на них, строит свою систему здорового образа жизни с учетом индивидуальных особенностей.
Обсудить с учащимися основные направления поведения человека для формирования духовного благополучия:
- научиться жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки;
- сформировать психологическую уравновешенность и сохранять ее в любых жизненных ситуациях;
- иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;
- не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
- развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
- воспринимать каждый день как маленькую жизнь;
- научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;
- стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;
- постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;
- выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака.
Обсудить с учащимися основные направления формирования физического благополучия:
- выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей;
- выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур;
- выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рационально сочетаются труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, соблюдается режим питания и сна;
- придерживаться системы рационального питания;
- выработать привычку соблюдения правил личной гигиены;
- выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики);
- выработать умение оказания первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.
Обсудить с учащимися основные направления обеспечения социального благополучия:
- уметь жить в согласии с окружающими людьми;
- формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности;
- анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации;
- стремиться постоянно изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли;
- постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья — как индивидуальной, так и общественной ценности;
- формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства.
Физминутка : Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
3. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Существуют и другие определения «здоровья», но все они содержат следующие постоянные критерии, по которым оценивается здоровье:
— нормальная работа организма;
— равновесие организма в системе «природа-человек» ( нормальное состояние организма: температура тела, формула крови и т.д)
— полное физическое, духовное , умственное и социальное благополучие;
— способность приспосабливаться к изменениям в окружающей среде;
-способность полноценно учиться, трудиться и и общаться с людьми;
— стремиться к творчеству.
Таково сегодня понимание сути идеального здоровья.
Главным критерием здоровья нации является — продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения отображенную на плакате.
ЕВРОПА — 74.9 лет.
КАНАДА — 76.0 лет.
РОССИЯ — 57.7 лет (мужчины).
ЯПОНИЯ — 87.5 лет.
ИСЛАНДИЯ — 80.0 лет.
Национальный центр статистики США опубликовал причины, которые уменьшают продолжительность жизни населения:
-заболевания сердечно — сосудистой системы – 17.5 лет жизни,
-раковые заболевания — 2.5 года,
-отсутствие здорового образа жизни – 22.5 года.
Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Поэтому знание основ здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни индивида, его привычек и пристрастий.
Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов,
20% — от действия окружающей среды,
10% — от деятельности системы здравоохранения,
50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Здоровый образ жизни – это оптимальная организация своей жизнедеятельности изо дня в день; это поведение человека, обеспечивающее его собственное здоровье и здоровье окружающих людей.
В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
- отказ от вредных привычек;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции;
- высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
4. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ
Игра “Депутаты государственной думы”
Класс делится на три группы.
Учитель. Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения.
Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов — внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия.
Группа готовит лидера для защиты проекта.
Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп.
- Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?
- Какое значение имеет здоровый образ жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности?
- Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия?
- Какие факторы способствуют формированию физического благополучия человека?
- Какой образ поведения человека обеспечивает формирование его социального благополучия?
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Изучите § 7.2 учебника.
- Разработайте примерный план своего поведения в повседневной жизни для укрепления и сохранения своего здоровья.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Возникли ли и на каком этапе урока, затруднения?
- Где могут найти применения полученные знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.
Раздаётся каждому ученику на уроке.
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.
Здоровьесберегающая программа «За здоровбем — к природе» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов».
Цель курса «Ступени здоровья» — формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания.
Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Открытый урок по ОБЖ, тема: » Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.»
Открытый урок по ОБЖ в 8 классе на тему:
« Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность «.
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о здоровье и его разновидностях: индивидуальном и общественном.
Задачи:
1.Освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.
2. Способствовать развитию творческих способностей.
3.Содействовать формированию положительного отношения к ЗОЖ.
Оборудование:
компьютер, валеологические аудиозаписи, листы бумаги, фломастеры, трафарет модели здоровья школьника, три цвета жетонов (красный, желтый, зеленый).
План урока:
I. Организационный этап — (2 мин.)
II. Основной этап.
Актуализация первичного опыта учащихся. Интерактивный кроссворд «Здоровым быть модно». (5-7 мин.)
Изучение нового материала ( 25 мин.)
Совместное целеполагание.
Работа в группах. Задание на ассоциации.
Работа в группах: составление модели здоровья учащихся.
Презентация работ учащихся.
Физкультурная пауза.
Закрепление нового материала (3 мин.) «Сделай свой выбор».
Подведение итогов (2 мин.) Домашнее задание (1 мин.) Рефлексия (2 мин.)
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОБЖ, тема: » Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.»»
Открытый урок по ОБЖ в 8 классе на тему:
« Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность «.
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о здоровье и его разновидностях: индивидуальном и общественном.
1.Освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.
2. Способствовать развитию творческих способностей.
3.Содействовать формированию положительного отношения к ЗОЖ.
компьютер, валеологические аудиозаписи, листы бумаги, фломастеры, трафарет модели здоровья школьника, три цвета жетонов (красный, желтый, зеленый).
I. Организационный этап — (2 мин.)
II. Основной этап.
Актуализация первичного опыта учащихся. Интерактивный кроссворд «Здоровым быть модно». (5-7 мин.)
Изучение нового материала ( 25 мин.)
Совместное целеполагание.
Работа в группах. Задание на ассоциации.
Работа в группах: составление модели здоровья учащихся.
Презентация работ учащихся.
Физкультурная пауза.
Закрепление нового материала (3 мин.) «Сделай свой выбор».
Подведение итогов (2 мин.) Домашнее задание (1 мин.) Рефлексия (2 мин.)
На перемене перед уроком звучит мелодия. Класс проветрен. Учащиеся рассаживаются по группам.
I. Организационный этап.
Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки на уроке.
II. Основной этап.
по вертикали слева направо:
Учитель: Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека.
2. Изучение нового материала
Совместное целеполагание. Учитель обращает внимание ребят на тему урока.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(Варианты ответов детей).
О проблеме здоровья стало модным говорить везде: В СМИ, на телевидении, в учебных учреждениях. Многие действительно понимают и принимают такую ценность, но что традиционно вкладывается в это понятие – здоровье или, как принято сегодня говорить, индивидуальное здоровье человека? Его физическая и духовная сущность в чём состоит?
Стоит понять, правильно ли мы в целом определяем для себя понятие «индивидуальное здоровье». Здоровье общественное и индивидуальное. В чём отличие? Понятие общественного здоровья достаточно широкое и включает в себя понятие о благополучии и благосостоянии общества.
От того, какой показатель имеет индекс здоровья социума, зависит состояние психологического климата социума. В народе иногда можно слышать определения «больное общество», «заражённый социум», «неблагополучный климат коллектива» — эти словосочетания напрямую отражают состояние и проблемы функционирования определённого коллектива или его части, но не отдельного члена этого коллектива.
Без учёта всех компонентов понятие будет неполным. В связи с этим это понятие характеризуется как позитивное состояние индивидуальной личности, находящейся в гармонии между всеми составляющими понятия индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность.
Ученик 1. Физическое благополучие, его место в комплексной системе здоровья Эмоциональный комфорт личности напрямую зависит от физического комфорта. Под понятием физического здоровья, в узком смысле, подразумевается отсутствие заболеваний и соматических расстройств организма. В более широком смысле физическое здоровье обеспечивается двигательным тонусом, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, сочетанием умственного и физического труда с умением отдыхать, исключением из употребления различных психоактивных веществ.
Ученик 2. Факторы, влияющие на физическое здоровье личности
Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий. Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам. В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.
Ученик 3. Духовное здоровье человека
Под понятием духовной составляющей индивидуального здоровья принято понимать способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом адекватную модель поведения и оптимальный эмоциональный фон. Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и правильной ориентацией в нём. Достичь совершенства духовного здоровья человек может: научившись жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром одновременно; научившись прогнозировать и моделировать жизненные ситуации; сформировав стиль собственного реагирования. Духовное и физическое здоровье человека, находясь в тесной взаимосвязи, совместно влияют на показатель общего самочувствия: расстройство духовного здоровья влечёт за собой ухудшение физических показателей и наоборот.
Ученик 4. Факторы, формирующие духовную составляющую здоровья человека. Понимать, что такое здоровый образ жизни, и следовать ему дано не каждому: многие, зная правила, тем не менее, предпочитают жить без правил. Поэтому первым и главным фактором, влияющим на духовное здоровье, является установка на здоровый образ жизни. Человек склонен повторять те типы поведения, которые приносят удовольствие, поэтому отказаться от некоторых пищевых привычек, вредных стереотипов бывает достаточно трудно. Естественно, что выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности и напрямую зависит от индивидуального образа жизни. Не менее важным фактором при выборе стиля жизни является окружение, демонстрирующее разные модели существования и формирующее устойчивые стереотипы поведения у отдельных членов. Окружение, как известно, напрямую влияет на индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность зависят от уровня мотивации к следованию правилам здорового образа жизни.
Ученик 5. Социальное здоровье или умение жить в социуме. Под понятием социального здоровья понимается способность человека адаптироваться в природной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение угрожающих и нестандартных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать, сообразуясь со своими возможностями. Понятие социальной адаптации включает в себя полную приспособленность человека к условиям коллектива. Физическое, социальное и духовное здоровье каждого члена общества составляет общее социальное благополучие коллектива. В здоровом социуме нестандартные ситуации возникают значительно реже и носят, как правило, природный характер.
Ученик 6. Факторы, влияющие на социальное здоровье. Важным социальным фактором является состояние окружающей среды, в которой проживает человек. Загрязнение природных ресурсов приводит к повышению стрессового фона организма, физическим нарушениям в состоянии человека, снижению эмоционального фона. Не менее важным фактором есть также доступность качественного медицинского обслуживания, что значительно снижает риск возникновения психосоматических заболеваний и осложнений у людей. На этом фоне значительно повышается или понижается уровень физического благополучия, эмоционального стресса, страдает духовная составляющая здоровья. Духовное и физическое здоровье в совокупности с социальным и составляет индивидуальное здоровье личности. При этом все три составляющие являются одинаково значимыми и взаимодополняющими.
Здоровье как главная ценность Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому. Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно. Здоровый образ жизни, правильное питание, эмоциональный комфорт, позитивный психологический настрой, правильная расстановка приоритетов – залог гармонично развитой личности, имеющей совершенное физическое, духовное, социальное здоровье. Человека такого сейчас найти трудно. Но в ваших руках стать им. —
Сегодня мы выявим смысл понятий здоровья индивидуального и здоровья общественного, а именно, здоровье – человеческая ценность; попытаемся создать модель школьника и выясним, чем здоровье индивидуальное отличается от здоровья общественного.
Учитель: Попробуйте дать определение здоровью.
(Варианты ответов детей).
— Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?
— Какое бы вы дали определение понятию здоровья?
Первый изучаемый вопрос — Здоровье — человеческая ценность.
Работа в группах. Задание на ассоциации.
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
Источник