Норма и отклонения от нормы в психическом здоровье
Краткое обзорное эссе, как ответ на данный вопрос.
Для начала нужно понять, что мы подразумеваем под понятием нормы в психологии? Здесь есть определенно две стороны, первая это норма психически здорового человека, а вторая это социальная норма и её соблюдение в обществе.
Как определить, здоров ли человек или нет, нормален ли он или ненормален?
Для начало давайте разберемся, какие есть критерии у здорового человека, для их выявления можно использовать в первую очередь статистический метод, подобрать подходящий инструментарий из тестов и собрав данные сравнить с нормой, то есть грубо говоря показать на цифрах или графиках, есть ли отклонения от нормы.
Вообще в клинической психологии нормой, является то, что не является патологией, всё достаточно просто. Также можно применить и ряд других методов, например, наблюдения за поведением. В поведении больного человека часто есть отклоняющиеся от нормы действия и паттерны. То есть суть данной нормы – это выявления отклонений независимо от индивидуальных особенностей социума, в котором сосуществует индивид, а рассматривать исключительно норму, как совокупность черт характерных для здорового вида, не имеющего патологий.
Вторую норму и отклонение от неё можно и нужно рассматривать в рамках социума. Так называемая социальная норма, имеющая больше критериев и особенностей. Норма в обществе, это то, что принято большинством. Норма в социуме – это более гибкое понятие, потому что характеристики одной социальной группы, могут быть противоположными другой, но также и существуют общие черты. Чтобы было понятнее рассмотрим для примера разные социальные группы. Например, в европейских странах, если вы будете носить короткую юбку, то вас не осудят за это, а в странах ближнего востока вас могут ждать достаточно суровые социальные или даже правовые санкции. Повторюсь, что для одних социальных групп норма, для других может быть отклонением. Кратко разберем отклонения в социологическом подходе, отклонения от общего поведения называют девиантным. Девиантное поведение имеет, как и хорошую сторону для общества, так и плохую. Рассмотрим положительную, например, толпа стоит перед горящим домом и слышно, как воет в нём собака, которая явно просит о помощи, вдруг человек выбегает из толпы и забегает в дом, спасает собаку, в данной ситуации само проявление геройства, где толпа проявляет малодушие, поведение одного человека можно расценить как девиантное с положительной стороны. Рассмотрим с плохой стороны, во время урока один из учеников начинает с кем-то громко разговаривать, это явно можно рассматривать как отклонение от нормы. Девиантное поведение с отрицательной стороны ещё называют делинквентным. Исходя из данного подхода можно выявить, что поведение человека, либо асоциальное, которое выходит за рамки нормы, но необязательно с плохой стороны или же антисоциальное, которое противопоставлено нормам общества.
То есть можно сделать следующий вывод, что понятие нормы рассматривают с двух основных позиций это психического здоровья и той нормы, которая принята в обществе.
Источник
Критерии психического здоровья. Психическая норма
2. Критерии психического здоровья. Психическая норма
Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:
– У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
– Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
– Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.
– Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.
– Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
– Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
– Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.
С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.
Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:
– высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;
– психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).
Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.
3. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности
Существуют два подхода к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрический (нозос – болезнь) и нормоцентрический. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.
Нозоцентрический подход, естественно и органично присущ специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности – психиатрам. Он подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их проявления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при «идеальной норме») до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики (симптомов болезни) в динамке, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости. Легитимность нозоцентрический подход получил с признанием идеи Э. Крепелина о выделении из массы психических расстройств отдельных психических заболеваний на основании триады признаков: клиники, течения и исхода. Именно эта идея и определила главные направления научных исследований: уточнение границ между заболеваниями, т.е. поиск дифференциально-диагностических критериев, и попытки найти этиологию психозов. Хотя исследования в этих направлениях не увенчались успехом до настоящего времени, нозологическая парадигма актуализировала проблему поиска границ не только между нозологическими формами психических болезней, но и между ними и психическим здоровьем.
Не достигнув успеха в попытках определения понятия болезни, психиатрия обращается к понятию здоровья. Нормоцентрический подход, который свойственен специалистам по «нормальной» психике – психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся возможные отклонения от некоей «стреднестатистической нормы» расцениваются, прежде всего, как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации (например, акцентуации характера).
Проблема определения нормы и патологии – одна из центральных в клинической психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как область аномалий ставит перед психологами целый ряд вопросов, ответы на которые приходится искать уже за гранью самой психологической науки – в философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.
Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?
Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.
Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.
Таким образом, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.
Выдающийся отечественный исследователь пограничных состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения».
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988
2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды, М., Медицина, 1964
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., изд-во МГУ, 1999
4. Леонгард. Акцентуированные личности. М. 1981
5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998
6. Практикум по патопсихологии. М., изд-во МГУ, 1987
Источник
Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия
Каждый из нас стремится быть здоровым. И речь идет не только о физическом здоровье.
Наличие каких-то отклонений в развитии психики человека тоже является болезнью, которую необходимо обследовать и лечить.
Но как определить, что человек психически не здоров?
Именно о таких критериях определения мы расскажем далее в статье.
Что такое физическое и психологическое благополучие человека?
В целом, под здоровьем принято понимать такое состояние человеческого организма, когда все его органы и системы нормально функционируют. Это создает его общее физическое и психическое благополучие. Когда индивид здоров, он может жить нормальной жизнью и беспрепятственно действовать (учиться, работать, развиваться и т.п.).
Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что здоровье в совокупности – это одновременное нормальное функционирование:
Что значит психическое здоровье личности?
Определение его не ограничивается лишь отсутствием каких-то патологий в теле человека.
Психическое здоровье – это такое состояние психики индивида, при котором он ощущает свое психологическое и социальное благополучие, может самостоятельно бороться со стрессами и реализует свои цели.
Человек со здоровой психикой является полноценным членом общества, который способен трудиться, наряду со всеми остальными, и добиваться поставленных целей.
Он может это все делать в силу того, что:
- адекватно реагирует на происходящие с ним жизненные события, на свою реальность в целом;
- способен к запоминанию, использованию внимания и мыслительному процессу.
Специалисты в области изучения психического состояния людей анализируют и формируют заболевания, которые уже официально утверждены на сегодняшний день. Тем не менее, категория здоровья нефизического не всегда является однозначной.
Тем не менее, существуют единые критерии психического здоровья, о которых будет подробно рассказано далее в статье.
Основные критерии
ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.
- Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.
Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.
Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.
И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.
А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.
Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.
Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.
Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.
Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.
Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.
От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.
К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.
Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.
Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.
Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.
Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.
Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:
- доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
- дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
- неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.
Полезное видео
Смотрите видео по теме:
Источник