Меню

Отдых детей всех групп здоровья

Детский отдых и оздоровление в летний период

Детский отдых и оздоровление в летний период

Аннотация: с охранение и укрепление здоровья детей — это стратегическая задача государства. В данной статье проанализировано современное состояние системы организации детского отдыха и оздоровления детей в летнее время.

Ключевые слова: детский отдых, оздоровление.

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.

Организация летнего отдыха детей как современный научно-педагогический поиск возможностей эффективного педагогического взаимодействия детей и педагогов является одной из актуальных проблем современного образования.

В соответствии со статьей 31 Конвенции ООН о правах ребенка государства – участники признают право ребенка на отдых и досуг, содействуя предоставлению соответствующих и равных возможностей для досуга и отдыха.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» каждый ребенок имеет право на отдых и оздоровление, которое направлено на укрепление здоровья, образование и его всестороннее развитие [ 6 ].

В ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» закреплены понятия отдыха и оздоровления детей. Отдых и оздоровление детей — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей , охрану и укрепление их здоровья , профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом , формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Право на отдых и оздоровление детей в Рязанской области определено Законом Рязанской об ласти от 29 декабря 2010 года № 169-ОЗ «Об основах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Рязанской области». Основной задачей является обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления [3].

В мае 2015 г. была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., которая определила целый комплекс задач при отборе содержания деятельности организации отдыха и оздоровления детей, направленного на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мировому созиданию и защите Родины [5 ].

Летнему отдыху детей уделяется немаловажное значение в современной педагогике. Организации отдыха и оздоровления детей представляют собой, как правило, сферу дополнительного образования, поэтому образовательный процесс в них регламентируется всеми правовыми нормами, существующими на сегодняшний день в данной сфере. Традиционно на отдых и оздоровление детей привлекаются финансовые средства из различных источников, в том числе средства областного, федерального и муниципальных бюджетов, средств родителей и работодателей.

Вопросы совершенствования организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков есть неотъемлемая составляющая дела обеспечения охраны здоровья подрастающего поколения России.

Появление первых летних детских лагерей относят к концу XIX – началу XX века. В этот период складывается внутренний социальный заказ и осуществляются первые попытки его практической реализации, также в России активно развивается скаутизм вместе с его традициями скаутских лагерей. Прообразами сегодняшних детских оздоровительных центров становятся летние колонии и школы-кочевки.

Б.А. Дейч выделяет три основные задачи, которые, по его мнению, решали российские педагоги начала ХХ века, организуя работу с детьми в летний период: это отдых и оздоровление учащихся, организация практических работ (сельскохозяйственных и др.) и реализация познавательных и исследовательских программ (путешествия, экскурсии, формирование коллекций ) [1 ].

Современные детские оздоровительные лагеря реализуют три основные функции: оздоровление, воспитание и организация досуга детей. В настоящее время содержание деятельности многих детских лагерей вышло за рамки только оздоровления и организации досуга школьников в период летних каникул.

Одной из наиболее распространенных форм детского отдыха являются лагеря с дневным пребыванием детей. Это самая массовая форма отдыха в каникулярный период. Но полноценный оздоровительный эффект дети получают только в условиях загородных оздоровительных учреждений. Поэтому традиционным видом детского отдыха, который остается популярным у детей и подростков на протяжении вот уже нескольких десятков лет, являются загородные стационарные детские оздоровительные учреждения. К ним относятся лагеря, центры, оздоровительные комплексы, туристические базы, базы отдыха и др.

Значительное место в системе организации летнего отдыха по-прежнему занимают санаторно-курортные лагеря и центры, где главная задача – оздоровление детей, профилактика заболеваний и психологическая коррекция.

Таким образом, пребывание детей на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых ‒как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении . Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь детей, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

С писок литературы

Скачать:

Вложение Размер
statya_1.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи Парахненко Светлана Геннадьевна

Детский отдых и оздоровление в летний период

Аннотация: сохранение и укрепление здоровья детей — это стратегическая задача государства. В данной статье проанализировано современное состояние системы организации детского отдыха и оздоровления детей в летнее время.

Ключевые слова: детский отдых, оздоровление.

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.

Организация летнего отдыха детей как современный научно-педагогический поиск возможностей эффективного педагогического взаимодействия детей и педагогов является одной из актуальных проблем современного образования.

В соответствии со статьей 31 Конвенции ООН о правах ребенка государства – участники признают право ребенка на отдых и досуг, содействуя предоставлению соответствующих и равных возможностей для досуга и отдыха.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» каждый ребенок имеет право на отдых и оздоровление, которое направлено на укрепление здоровья, образование и его всестороннее развитие [6].

В ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» закреплены понятия отдыха и оздоровления детей. Отдых и оздоровление детей — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей , охрану и укрепление их здоровья , профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом , формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Право на отдых и оздоровление детей в Рязанской области определено Законом Рязанской области от 29 декабря 2010 года №169-ОЗ «Об основах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Рязанской области». Основной задачей является обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления [3].

В мае 2015 г. была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., которая определила целый комплекс задач при отборе содержания деятельности организации отдыха и оздоровления детей, направленного на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мировому созиданию и защите Родины [5].

Летнему отдыху детей уделяется немаловажное значение в современной педагогике. Организации отдыха и оздоровления детей представляют собой, как правило, сферу дополнительного образования, поэтому образовательный процесс в них регламентируется всеми правовыми нормами, существующими на сегодняшний день в данной сфере. Традиционно на отдых и оздоровление детей привлекаются финансовые средства из различных источников, в том числе средства областного, федерального и муниципальных бюджетов, средств родителей и работодателей.

Вопросы совершенствования организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков есть неотъемлемая составляющая дела обеспечения охраны здоровья подрастающего поколения России.

Появление первых летних детских лагерей относят к концу XIX – началу XX века. В этот период складывается внутренний социальный заказ и осуществляются первые попытки его практической реализации, также в России активно развивается скаутизм вместе с его традициями скаутских лагерей. Прообразами сегодняшних детских оздоровительных центров становятся летние колонии и школы-кочевки.

Б.А. Дейч выделяет три основные задачи, которые, по его мнению, решали российские педагоги начала ХХ века, организуя работу с детьми в летний период: это отдых и оздоровление учащихся, организация практических работ (сельскохозяйственных и др.) и реализация познавательных и исследовательских программ (путешествия, экскурсии, формирование коллекций) [1].

Современные детские оздоровительные лагеря реализуют три основные функции: оздоровление, воспитание и организация досуга детей. В настоящее время содержание деятельности многих детских лагерей вышло за рамки только оздоровления и организации досуга школьников в период летних каникул.

Одной из наиболее распространенных форм детского отдыха являются лагеря с дневным пребыванием детей. Это самая массовая форма отдыха в каникулярный период. Но полноценный оздоровительный эффект дети получают только в условиях загородных оздоровительных учреждений. Поэтому традиционным видом детского отдыха, который остается популярным у детей и подростков на протяжении вот уже нескольких десятков лет, являются загородные стационарные детские оздоровительные учреждения. К ним относятся лагеря, центры, оздоровительные комплексы, туристические базы, базы отдыха и др.

Значительное место в системе организации летнего отдыха по-прежнему занимают санаторно-курортные лагеря и центры, где главная задача – оздоровление детей, профилактика заболеваний и психологическая коррекция.

Таким образом, пребывание детей на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых ‒как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении . Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь детей, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

Источник

Группы здоровья детей и их характеристика

Для любого родителя здоровье ребенка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медицинская карта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребенка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает? Какие особенности в развитии и здоровье ребенка существуют? В этой статье мы поговорим о группах здоровья наших детей, рассмотрим их характеристики и особенности присвоения той или иной группы.

Что такое группы здоровья

Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов.

На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.

Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.

Оценка о состоянии физического здоровья детей различных возрастов необходима для определения и разделения детей для дальнейшего оказания помощи. Кто-то окажется здоров, а для кого-то потребуется, если не лечение, то наблюдение специалистов. Часто детям, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем, предоставляются специальные группы здоровья, где нагрузка и требования к детям менее сложные.

Как определяется группа здоровья?

Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.

  1. Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни.
  2. Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша.
  3. Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким.
  4. Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья.
  5. Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.

Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.

Виды групп здоровья, характеристики каждой группы

Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.

Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.

Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.

Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.

Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.

Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.

Распределение детей по группам здоровья

Распределение детей по группам здоровья реализуется только квалифицированным специалистом – врачом на основании критериев и признаков, описанных выше. Врач – педиатр, психолог, невролог и иные узкие специалисты используют анализы, обследования, так же изучают данные и медицинской карты по течению беременности и раннему развитию малыша.

Большое значение имеет так же личный осмотр и инструментальные исследования. Каждый врач выносит точный диагноз, на основании которого уже можно отнести ребенка к той или иной группе здоровья. Все зависит от того, какое нарушение в функциях организма существует, на какой стадии оно находится, какой из вариантов течения протекает, наличие осложнений. Большое значение имеет факт наличия других заболеваний, так называемых «сопутствующих заболеваний», если их нет, то ставится диагноз «здоров». Врач-педиатр изучает все диагнозы узких специалистов и их рекомендации, на основании чего присваивается группа здоровья, и делаются рекомендации по сохранению здоровья.

Тем детям, в отношении которых появились подозрения в заболевании или функциональных нарушениях, комплексную оценку здоровью не дают. В таком варианте необходимо провести весь комплекс анализов и исследований, чтобы определить группу верно. После того, как анализы будут получены, необходимо уточнить и поставить диагноз, тогда могут быть даны рекомендации и назначено лечение.

Методические рекомендации для разных групп здоровья

В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.

Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.

Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.

Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения. Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным. Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях ограничивается и разрешается с согласия врача.

Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.

Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.

Вместо заключения

Подводя итог, отметим, что группы здоровья не окончательный диагноз для ребенка, а только лишь специальная шкала, благодаря которой можно наблюдать за состоянием здоровья ребенка, корректировать его нагрузки в школе, спортивных секциях, в зависимости от внешних факторов. Группа здоровья может изменяться, как в худшую, так и в лучшую стороны.

Источник

Читайте также:  Травматизм как проблема общественного здоровья
Adblock
detector