Меню

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья

Социальная реабилитация несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра помощи семье и детям

Наталья Чёрная
Социальная реабилитация несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра помощи семье и детям

В статье рассматриваются особенности работы с семьей, воспитывающей особого ребенка. Возможности Кировского центра социальной помощи семье и детям в осуществлении комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, помощь и адаптационное обучение их семей.

Детство человека с ограниченными возможностями, его реабилитация и адаптация в социуме являются ключевыми для становления его личности. Одним из важнейших факторов социализации такого ребенка является семья и ее влияние на социальную адаптацию, так как на нее возлагается ответственность ухода и воспитания ребенка.

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями в Кировском центре социальной помощи семье и детям работает с 2002года.

Целью отделения является: реабилитация (социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая) в условиях нестационарного пребывания несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.

В основе работы отделения лежит комплексная программа «Забота».

Программа состоит из 3-х основных блоков:

1) работа с детьми и подростками с ОВЗ;

2) работа с семьей;

3) взаимодействие с другими организациями.

Первый блок «Работа с детьми и подростками» включает в себя следующие виды реабилитации:

психологическая (основными формами работы являются психокоррекционные занятия, как групповые, подгрупповые так и индивидуальные);

социальная (основные формы работы это занятия по формированию навыков социальной адаптации детей);

педагогическая (предполагает проведение коррекционно-развивающих занятий как основной формы работы);

организация досуга (это проведение социально-значимых мероприятий, тематических праздников и анимационных развлечений, конкурсов, экскурсий и т. д.).

Второй блок «Работа с семьей» включает в себя следующие виды помощи:

психологическая: консультации для родителей, тренинги, просветительская работа, психологическая поддержка семей, имеющих особенных детей;

педагогическая: консультирование родителей по вопросам связанным с индивидуальными особенностями ребёнка и условиями его оптимального развития, проведение индивидуальных, групповых занятий для детей с участием родителей;

организация досуга: социально-значимые мероприятия, которые выполняют функцию поддержки семьи через общение людей, оказавшихся в похожей ситуации, смягчает социальный стресс, чувство изоляции, предоставляет возможность для обмена опытом и информацией.

Третий блок «Взаимодействие с другими организациями»:

установление и расширение социальных связей с организациями, работающими с семьями, имеющими детей с ОВЗ (Детским фондом, районными организациями общества инвалидов, реабилитационными центрами, образовательными учреждениями, перинатальным центром, РООРДИ «Дорогою добра», Вятской епархией Русской Православной церкви, а так же с организациями и частными лицами, которые оказывают благотворительную и спонсорскую помощь.

Оказание социальной помощи

Специалисты отделения оказывают социальную помощь и предоставляют семьям широкий спектр услуг: социально-бытовые, социально – педагогические, психологические, социально – экономические, социально-правовые.

Социально-бытовые — консультирование по вопросам социально-бытового устройства, обеспечение книгами, настольными играми, игрушками, наборами для творчества, содействие в организации отдыха и оздоровления в каникулярный период:

Предоставляем бесплатные путевки в детские оздоровительные загородные лагеря;

Информируем семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и ходатайствуем о прохождении реабилитации в стационарных и специализированных учреждения г. Кирова и Кировской области.

Информируем семьи и ходатайствуем о приёме детей в образовательные специализированные учреждения г. Кирова.

Социально – педагогические, психологические — консультирование родителей, организация комплексных групповых, подгрупповых и индивидуальных психокоррекционных, адаптационных и развивающих занятий для детей и родителей.

В отделении организованы группы кратковременного пребывания:

Младшая группа «Колосок» для детей с ОВЗ от 9 мес. до 3 лет.

Цель: оказание ранней психолого-педагогической помощи в реабилитации детей и их родителей. Группу посещают 22 человека, по окончании посещения данной группы детям предоставляется возможность перевода в старшую группу или поступление в специализированные детские образовательные дошкольные учреждения г. Кирова.

Читайте также:  Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья безрукова

Старшая группа «Колосок» для детей с особенностями развития от 3 до 7 лет.

Цель: вовлечение ребёнка с ОВЗ в коллектив сверстников для дальнейшей интеграции его в дошкольное и школьное образовательное учреждение.

Группу посещают 24 человека. По окончании посещения старшей группы дети переходят в группу «Подростки» или поступают в специальные (коррекционные) общеобразовательные школы г. Кирова.

Группа «Подростки» для детей от 8 до 16 лет.

Цель: включение подростков с ОВЗ в самостоятельную жизнь в условиях открытого общества. Группу посещают 24 человека.

Клуб «Солнечный круг» для молодых людей с ОВЗ в возрасте от 16лет и старше.

Цель: Расширение сети социальных контактов, закрепление навыков по социально-бытовой адаптации, для успешной самостоятельной жизни, создание условий для комфортного, эмоционального общения в среде сверстников.

Клуб посещают 18 человек с ОВЗ.

Семейный клуб «Морошка»

Цель: организация и проведение досуговых мероприятий с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, укрепление детскородительских отношений.

В семейном клубе «Морошка» состоит 171 семья, воспитывающая детей с ОВЗ. В рамках клуба семьи имеют возможность посещать социально-значимые мероприятия и участвовать в фестивалях, конкурсах, акциях проводимых в Кировском центре социальной помощи семье и детям и на базе других учреждений.

Социально – экономические – оказание материальной, натуральной, спонсорской и благотворительной помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ.

Это обеспечение семей продуктовыми наборами, средствами личной гигиены и бытовой химии, школьно-письменными принадлежностями, одеждой, обувью, товарами первой необходимости, бесплатными талонами на горячее питание и т. д.

Социально-правовые — информирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ о видах социальных услуг, имеющихся льготах, по правовым вопросам, а так же выдача направлений на оказание бесплатных юридических консультаций.

Инновационные формы работы.

C 2013 года специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями начали использовать в работе с семьями новые инновационные формы социального обслуживания: «Домашнее визитирование» и работа «Интерактивных площадок».

«Домашнее визитирование» позволяет в домашних условиях выявить условия воспитания ребенка с ОВЗ и наиболее полно определить проблемы семьи. В отделении создан «Реабилитационный совет», который проводит мониторинг потребностей семей для предоставления необходимых социальных услуг и составляет индивидуальный план мероприятий по социальному сопровождению каждой семьи с учётом выявленных проблем в ходе «Домашнего визитирования».

«Интерактивная площадка» обстановка на интерактивных площадках создается таким образом, чтобы предоставить родителям и детям возможность делать выбор деятельности, поэтому все пространство площадки разделено на несколько центров, в каждом из которых работает педагог- мастер, работа интерактивной площадки была опробована на семейном празднике «День семей позабытых каникулами» на базе загородного оздоровительного лагеря «Луч».

Повышение профессионального уровня.

Специалисты отделения участвуют в творческих лабораториях, методических объединениях, круглых столах, межведомственных конференциях, семинарах-практикумах.

Информирование населения.

В целях повышения информированности семей, имеющих детей с ОВЗ создан информационно-ресурсный сайд учреждения, на котором предоставлена вся необходимая информация.

Подготовлены информационные материалы (буклеты, листовки, памятки) о деятельности отделения для населения и в организации, работающие с детьми с ОВЗ (реабилитационные центры, поликлиники, МСЭ, ДОУ, школы и т. д.).

Все семьи обращающиеся в отделение за социальной поддержкой вносятся в единый информационный банк данных, в котором отражены вся социальная помощь и услуги, оказанные данной семье.

Таким образом, такая концепция работы отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями позволяет использовать наряду с уже апробированными формами работы применение современных, инновационных форм, для успешного решения задач по социальной реабилитации семей, имеющих детей с ОВЗ.

Читайте также:  Одежда вредная для здоровья человека

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.

Организация работы с детьми 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Инклюзивное образование в России — новая, недостаточно изученная форма обучения детей с ограниченными возможностями. Оно предполагает изменение.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Праздник «Только раз в году», посвящённый Дню рождения «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Праздник «Только раз в году», посвящённый дню рождения Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Танец «Хорошее настроение».

Программа кружковой работы центра социальной помощи семье и детям Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям Иланский» Программа.

Консультация «Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» Аннотация: в статье рассматриваются основные направления помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: дети с ограниченными.

Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной.

Источник

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

Светлана Чиркина
Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, и доступа к культурным ценностям. Эта проблема является выражением не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

Ребенок, поставленный лицом к лицу с родителями, у которых одна доминанта — его болезнь, постепенно изолируются от общества, и не о каком его воспитании и тем более развитии психических процессов речи быть не может. Социализация ребенка происходит микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).

В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в «зону риска», то есть имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего психического развития. Поэтому рост числа детей с ограниченными возможностями следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий которые способствуют обеспечение людям, неполноценным вследствие рожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Читайте также:  Правда ли что натяжные потолки вредны для здоровья

• Ребенок, имеющий инвалидность — часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

• Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

• Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Таким учреждением, которое создано с целью оказания детям и подросткам с ограниченными возможностями, медико-социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной социальной жизни в обществе, в семье является ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри» «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри».

Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями является основной задачей всей системы деятельности Центра. Основным направлением психолого-педагогической деятельности является аппеляция к личности детей — инвалидов, построенная на приемах партнерства, активного участия таких детей в собственной реабилитации, разносторонности усилий, единства и поэтапности психосоциального и педагогического воздействия.

Социальная реабилитация, обуславливая способность ребенка с ограниченными возможностями приспособиться к изменяющимся условиям жизни, является важным механизмом его интеграции в социум.

Социальная реабилитация играет ведущую роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и осуществляется в процессе различных видов деятельности.

В систему психолого-педагогического сопровождения необходимо включать различные виды социальной реабилитации: социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную и т. д.

Они нацелены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни; на формирование у них знаний, умений и навыков самообслуживания, помощи в ведении домашнего хозяйства, на освоение простейших навыков кулинарии; умение пользоваться предприятиями служб быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствуют всецелой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особую роль в психолого-педагогическом процессе нашего учреждения уделяется социально-культурной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Основная цель коррекционно-развивающей работы в этом направлении является как социализация, так и коммуникация, как правило, приходящие к нам дети и родители не умеют общаться друг с другом и другими окружающими.

Социокультурная реабилитация детейи подростков осуществляется по следующим направлениям:

— деятельность семейного клуба «Надежда»;

— проведение круглых столов по проблемам комплексной реабилитации;

— участие в городских в городских и республиканских конкурсах и выставках.

Включение «особых» детей и подростков в различные формы социокультурной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации. Наши дети неоднократно являлись участниками и победителями творческих конкурсов, что позволяет обеспечить равные возможности со сверстниками, и играет важную роль для успешной интеграции в общество.

В заключении следует сказать, что важность социальной реабилитации в условиях Реабилитационного центра невозможно переоценить. Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.

Организация мероприятий по расширению мировоззрения и адаптацию детей-инвалидов в социальной среде Ухудшение экологической обстановки, злоупотребление взрослыми вредными привычками, такими как алкоголизм, табакокурение, наркомания, ряд.

Социальный проект «Подари ребенку радость». Проблема социализации детей и подростков с ограниченными возможностями Название проекта: «Подари ребенку радость». Пояснительная записка. В современном обществе наиболее острой является проблема социализации.

Источник

Adblock
detector